Напоминание

"Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с водой и ее свойствами, состояниями "


Автор: Ступина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 39"
Населённый пункт: г Дзержинск Нижегородская обл
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с водой и ее свойствами, состояниями "
Раздел: дошкольное образование





Назад




выполнила:

Ступина Елена Николаевна

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 39»

г Дзержинск Нижегородская область

«Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у

детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с водой и ее

свойствами, состояниями »

«Что я слышу-я забываю.

Что я вижу-я помню.

Что я делаю-я помню.»

На протяжении дошкольного детства , наряду с игровой деятельностью

огромное значение имеет познавательная , которая понимается не только как

процесс усвоения знаний , умений и навыков , но и как поиск знаний

,приобретение их самостоятельно или под чутким руководством взрослого,

осуществляемого взаимодействия ,сотрудничества ,сотворчества.

Закон "Об образовании" отмечает , что перед государством, школой,

дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности:

вырастить ребёнка сознательным членом общества, поэтому необходимо активно

внедрять в практику работы дошкольных учреждений - детское

экспериментирование, которое способствует познанию окружающего мира,

развитию интереса, способностей ребенка.

п 2.6 ФГОС гласит :» исследовательская деятельность является одним из

сквозных механизмов развития ребенка наряду с общением и игрой.

В познавательно-исследовательскую деятельность входит экспериментирование

Создать систему экспериментов при проведении которых будут накоплены

знания, умения, опыт – задача дошкольного учреждения.

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе познавательного

процесса является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях .Л . И.

Божович отмечает ,что «потребность в новых впечатлениях у детей перерастет в

познавательскую потребность и в конечном итоге выступает как база для

развития других потребностей ребенка.

Н.Н. Подъяков также считал , его многолетние исследования данной

деятельности дали основания для формулировки следующих основных

положений.

1.

Детское экспериментирование является особой формой поисковой

деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы

целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности,

лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная

активность детей, направленная на получении новых сведений, новых

знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение

продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п.

(продуктивная форма экспериментирования).

3.

Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского

творчества.

4.

В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют

психические процессы дифференцирования и интеграции при общем

доминировании интеграционных процессов.

5.

Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и

универсальности, является всеобщим способом функционирования

психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском

саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о

мире живой и неживой природы.

- Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,

способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для

достижения определённого результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная

сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки,

укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной

активности.

Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им

присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и

экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным

особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года

- практически единственным способом познания мира. «детское

экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной

стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». «Достоинство

детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные

представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с

другими объектами».

Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за

собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на

завтрашний день, а не на сегодняшний

«Детское экспериментирование – активно-преобразующая самостоятельная

исследовательская деятельность детей». Дети - пытливые исследователи

окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.

Как развить у детей дошкольного возраста интерес к познавательно-

исследовательской деятельности?

Необходима поэтапная система работы по организации детского

экспериментирования, с учётом возрастных особенностей детей и их

способностей.

Этапы работы:

Организационный – включающий в себя:

Подбор методического комплекса

Определение уровня знаний и навыков , используя дидактические игры и

пособия, диагностические карты

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом детей

Практический –

перспективное планирование

Организационная деятельность

Индивидуальная и подгрупповая работа

Результативный –

- теоретическое обоснование

-качественный анализ уровня знаний детей

При подготовке к работе особое место отводится : приобретению методического

комплекса по данной теме , игр и пособий, обогащение предметно-развивающей

среды – уголка экспериментирования необходимым инвентарем /воронками,

колбами, весами, пипетками, наборами для игр с песком и водой, бросовым

материалом /бумагой, ватой, краской, косточками, палочками и наборами и т.д

С целью определения уровня знаний детей о воде ее свойствах стараюсь

использовать игры и пособия, рабочий инструментарий , который помогал бы в

практической деятельности ,определять свойства воды, ее состояние,

дидактические карты , иллюстрации и картинки – способствующие выявлению

знаний ,формированию интереса к познавательной деятельности.

Определила цель своей работы по данному вопросу :

« Содействовать развитию познавательной потребности, которая находит

отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности,

развивающей продуктивные формы мышления.»

Большую помощь в организации работы решает планирование , необходимо

планировать так, чтобы знания полученные в предыдущей деятельности

систематически пополнялись и накапливались, а также использование инвентаря,

дидактического материала , практических действий способствовали расширению

знаний о предмете, приобретению опыта. Планировать деятельность

необходимо с учетом возрастных особенностей детей.

Предлагаю перспективное планирование для детей младшего и старшего

возрастов :

сентябрь

«водичка, водичка,»

Знакомство с водой, ее состоянием :

жидкая, льется, переливается

Октябрь

Купание куклы Алены

Знакомство с водой : льется ,теплая,

прохладная,

Ноябрь

Куда спряталась

водичка

Окрашивание воды в различные цвета в

прозрачных емкостях

Декабрь

Снег, снежок

Знакомство со снегом,таянием снега

январь

Лепим комочки из

снега

Знакомство с состоянием снега : липкий,

сухой, тает,

Февраль

Лепим снеговиков,

раскрашиваем

Знакомство с состоянием снега : липкий,

сухой, тает,

Март

Куда девался лед

Знакомство со свойствами льда, таянием,

окрашиванием, замораживанием

Апрель

Капель, капель

Наблюдение за капелью

Май

И в лужах вода …..

Наблюдение за водой в лужах ,нагреванием

на солнце, испарением

Июнь

Водичка, ты водичка

Игры с водой: теплая- холодная ,прохладная

Июль

Беги ,беги кораблик….

Пускание корабликов в бассейне

Август

Улетай туча …..

Наблюдение за тучей,дождем…

Старший возраст

сентябрь

Откуда пришла вода

Беседа о воде, ее нахождении, появлении

Октябрь

Ты беги, беги ручеек

Наблюдение за ручейками

Ноябрь

Первый снег

Наблюдение за снегом его состоянием,

свойствами

Декабрь

Опыты с водой

Опыты с прохладной, минеральной водой,

д/и «тяжелый и легкий «

январь

Опыты со снегом

,льдом, водой

Практическая деятельность

Февраль

Напоим куклу чаем

Наблюдение за кипятком, опыты с

кипятком, превращение в прохладную

воду /деятельность воспитателя/.

Март

Ой бежит ручьем вода

Наблюдение на прогулке за водой и ее

состоянием

Апрель

Кому нужна вода?

О значении воды в жизни растений

Май

Куда вода подевалась?

Игры с водой на улице

Июнь

День Нептуна

День Игр с водой

Июль

Ты теки, теки водица

Игры с водой в бассейне

Август

Что мы знаем о воде?

Итоговое развлечение

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку

моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных

наблюдениях. У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и

пытаться самостоятельно на них ответить. При проведении эксперимента работа

чаще всего осуществляется по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения

эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют

полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Мотивом

выступает познавательный интерес. Ребёнок выполняет эту деятельность не

потому, что ему важен процесс или результат, а потому что это очень интересно.

Учатся самостоятельно выдвигать гипотезы. делать простейшие выводы .

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует

развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит

самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует

творческому развитию личности. Детское экспериментирование является

замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.

«Люди научившиеся ….наблюдениям и опытам ,приобретают способность

самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на

более высоком умственном уровне в сравнении с теми ,кто такой школы не

прошел»

К. Е. Тимирязев



В раздел образования