Автор: Ступина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 39"
Населённый пункт: г Дзержинск Нижегородская обл
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с водой и ее свойствами, состояниями "
Раздел: дошкольное образование
выполнила:
Ступина Елена Николаевна
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 39»
г Дзержинск Нижегородская область
«Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у
детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с водой и ее
свойствами, состояниями »
«Что я слышу-я забываю.
Что я вижу-я помню.
Что я делаю-я помню.»
На протяжении дошкольного детства , наряду с игровой деятельностью
огромное значение имеет познавательная , которая понимается не только как
процесс усвоения знаний , умений и навыков , но и как поиск знаний
,приобретение их самостоятельно или под чутким руководством взрослого,
осуществляемого взаимодействия ,сотрудничества ,сотворчества.
Закон "Об образовании" отмечает , что перед государством, школой,
дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности:
вырастить ребёнка сознательным членом общества, поэтому необходимо активно
внедрять в практику работы дошкольных учреждений - детское
экспериментирование, которое способствует познанию окружающего мира,
развитию интереса, способностей ребенка.
п 2.6 ФГОС гласит :» исследовательская деятельность является одним из
сквозных механизмов развития ребенка наряду с общением и игрой.
В познавательно-исследовательскую деятельность входит экспериментирование
Создать систему экспериментов при проведении которых будут накоплены
знания, умения, опыт – задача дошкольного учреждения.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе познавательного
процесса является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях .Л . И.
Божович отмечает ,что «потребность в новых впечатлениях у детей перерастет в
познавательскую потребность и в конечном итоге выступает как база для
развития других потребностей ребенка.
Н.Н. Подъяков также считал , его многолетние исследования данной
деятельности дали основания для формулировки следующих основных
положений.
1.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой
деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы
целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности,
лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная
активность детей, направленная на получении новых сведений, новых
знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение
продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п.
(продуктивная форма экспериментирования).
3.
Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского
творчества.
4.
В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют
психические процессы дифференцирования и интеграции при общем
доминировании интеграционных процессов.
5.
Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и
универсальности, является всеобщим способом функционирования
психики.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском
саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о
мире живой и неживой природы.
- Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,
способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для
достижения определённого результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная
сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки,
укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной
активности.
Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им
присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и
экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным
особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года
- практически единственным способом познания мира. «детское
экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной
стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». «Достоинство
детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с
другими объектами».
Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за
собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на
завтрашний день, а не на сегодняшний
«Детское экспериментирование – активно-преобразующая самостоятельная
исследовательская деятельность детей». Дети - пытливые исследователи
окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.
Как развить у детей дошкольного возраста интерес к познавательно-
исследовательской деятельности?
Необходима поэтапная система работы по организации детского
экспериментирования, с учётом возрастных особенностей детей и их
способностей.
Этапы работы:
Организационный – включающий в себя:
Подбор методического комплекса
Определение уровня знаний и навыков , используя дидактические игры и
пособия, диагностические карты
Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом детей
Практический –
перспективное планирование
Организационная деятельность
Индивидуальная и подгрупповая работа
Результативный –
- теоретическое обоснование
-качественный анализ уровня знаний детей
При подготовке к работе особое место отводится : приобретению методического
комплекса по данной теме , игр и пособий, обогащение предметно-развивающей
среды – уголка экспериментирования необходимым инвентарем /воронками,
колбами, весами, пипетками, наборами для игр с песком и водой, бросовым
материалом /бумагой, ватой, краской, косточками, палочками и наборами и т.д
С целью определения уровня знаний детей о воде ее свойствах стараюсь
использовать игры и пособия, рабочий инструментарий , который помогал бы в
практической деятельности ,определять свойства воды, ее состояние,
дидактические карты , иллюстрации и картинки – способствующие выявлению
знаний ,формированию интереса к познавательной деятельности.
Определила цель своей работы по данному вопросу :
« Содействовать развитию познавательной потребности, которая находит
отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности,
развивающей продуктивные формы мышления.»
Большую помощь в организации работы решает планирование , необходимо
планировать так, чтобы знания полученные в предыдущей деятельности
систематически пополнялись и накапливались, а также использование инвентаря,
дидактического материала , практических действий способствовали расширению
знаний о предмете, приобретению опыта. Планировать деятельность
необходимо с учетом возрастных особенностей детей.
Предлагаю перспективное планирование для детей младшего и старшего
возрастов :
сентябрь
«водичка, водичка,»
Знакомство с водой, ее состоянием :
жидкая, льется, переливается
Октябрь
Купание куклы Алены
Знакомство с водой : льется ,теплая,
прохладная,
Ноябрь
Куда спряталась
водичка
Окрашивание воды в различные цвета в
прозрачных емкостях
Декабрь
Снег, снежок
Знакомство со снегом,таянием снега
январь
Лепим комочки из
снега
Знакомство с состоянием снега : липкий,
сухой, тает,
Февраль
Лепим снеговиков,
раскрашиваем
Знакомство с состоянием снега : липкий,
сухой, тает,
Март
Куда девался лед
Знакомство со свойствами льда, таянием,
окрашиванием, замораживанием
Апрель
Капель, капель
Наблюдение за капелью
Май
И в лужах вода …..
Наблюдение за водой в лужах ,нагреванием
на солнце, испарением
Июнь
Водичка, ты водичка
Игры с водой: теплая- холодная ,прохладная
Июль
Беги ,беги кораблик….
Пускание корабликов в бассейне
Август
Улетай туча …..
Наблюдение за тучей,дождем…
Старший возраст
сентябрь
Откуда пришла вода
Беседа о воде, ее нахождении, появлении
Октябрь
Ты беги, беги ручеек
Наблюдение за ручейками
Ноябрь
Первый снег
Наблюдение за снегом его состоянием,
свойствами
Декабрь
Опыты с водой
Опыты с прохладной, минеральной водой,
д/и «тяжелый и легкий «
январь
Опыты со снегом
,льдом, водой
Практическая деятельность
Февраль
Напоим куклу чаем
Наблюдение за кипятком, опыты с
кипятком, превращение в прохладную
воду /деятельность воспитателя/.
Март
Ой бежит ручьем вода
Наблюдение на прогулке за водой и ее
состоянием
Апрель
Кому нужна вода?
О значении воды в жизни растений
Май
Куда вода подевалась?
Игры с водой на улице
Июнь
День Нептуна
День Игр с водой
Июль
Ты теки, теки водица
Игры с водой в бассейне
Август
Что мы знаем о воде?
Итоговое развлечение
Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку
моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных
наблюдениях. У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и
пытаться самостоятельно на них ответить. При проведении эксперимента работа
чаще всего осуществляется по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения
эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют
полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Мотивом
выступает познавательный интерес. Ребёнок выполняет эту деятельность не
потому, что ему важен процесс или результат, а потому что это очень интересно.
Учатся самостоятельно выдвигать гипотезы. делать простейшие выводы .
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует
развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит
самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует
творческому развитию личности. Детское экспериментирование является
замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.
«Люди научившиеся ….наблюдениям и опытам ,приобретают способность
самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на
более высоком умственном уровне в сравнении с теми ,кто такой школы не
прошел»
К. Е. Тимирязев