Напоминание

Родной русский язык


Автор: Гунина Светлана Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №81
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Родной русский язык
Раздел: начальное образование





Назад




1.

Пояснительная записка

Рабочая программа для 4 класса по предмету «Родной (русский) язык» составлена и

реализуется

учителем

начальных

классов

Гуниной

С.И.

Программа

разработана

в

соответствии с:

1. Федеральным закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №

273-ФЗ (ст.2п.10; ст.12 п.1, 3);

2.

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

начального

общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации

от

6

октября

2009

г.

373,

с

изменениями,

внесенными

приказом

Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с

изменениями,

внесенными

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357;

3 . Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ лицея

№81

Опирается на:

1. Письмо Минобразования Новосибирской области от 03.10.2018 №10002-03/25 «Об

обязательном введении родного языка».

2. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации

органам

исполнительной

власти

субъектов

Российской

Федерации,

осуществляющим

государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных

языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».

3. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан

на получение образования на родном языке».

4. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 N 05-192 «О реализации прав на изучение родных

языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».

Цель

-

ознакомление

обучающихся

с

лексико-грамматическими

разрядами

слов,

словообразованием,

нормами

литературного

произношения,

орфографией,

синтаксическим строем родного языка.

Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Родной (русский) язык»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-развитие письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и

эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке;

- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать

свою речь.

2. Общая характеристика учебного предмета

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством

межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и

владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и

литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.

Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его

духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и

постоянное обновление национальной культуры.

Родной

язык,

выполняя

свои

базовые

функции

общения

и

выражения

мысли,

обеспечивает

межличностное

и

социальное

взаимодействие

людей,

участвует

в

формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством

хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень

владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в

овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать

свои

мысли

и

точно

понимать

мысли

других

людей,

извлекать

и

анализировать

информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский

родной

язык

обеспечивает

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки

самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную

культуру ученика.

Содержание

курса

«Русский

родной

язык»

направлено

на

удовлетворение

потребности

обучающихся

в

изучении

родного

языка

как

инструмента

познания

национальной культуры и самореализации в ней.

В

содержании

курса

«Русский

родной

язык»

предусматривается

расширение

сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к

вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к

многообразным

связям

русского

языка

с

цивилизацией

и

культурой,

государством

и

обществом.

Программа

учебного

предмета

отражает

социокультурный

контекст

существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают

прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,

развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности

как одной из основных характеристик литературного языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков

работы с информацией. Обучающиеся учатся пользоваться лингвистическими словарями и

справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных

форматах

(текст,

рисунок,

таблица,

схема,

модель

слова,

памятка).

Они

научатся

анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а

также создавать новые информационные объекты: письма, поздравительные открытки,

небольшие сочинения, изложения.

Программа

обеспечивает

достижение

выпускниками

начальной

школы

определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Содержание программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» (ФГОС

НОО) для 4 класса рассчитано на 17 часов в учебный год (0,5 часа в неделю).

4. Ценностные ориентиры содержания курса

Ведущее место предмета «Родной (русский) язык» в системе общего образования

обусловлено

тем,

что

русский

язык

является

государственным

языком

Российской

Федерации,

родным

языком

русского

народа,

средством

межнационального

общения.

Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке

как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе

национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется

позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его

грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь

являются

показателем

общей

культуры

человека.

На

уроках

русского

языка

ученики

получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах

речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе

адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством

развития

их

мышления,

воображения,

интеллектуальных

и

творческих

способностей,

основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом

определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

1) Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2)Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

на понимание причин успехов в учебе.

3)Умение

использовать

язык

с

целью

поиска

необходимой

информации

в

различных

источниках для решения учебных задач.

4)Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных

задач

(диалог,

устные

монологические

высказывания,

письменные

тексты)

с

учетом

особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

5)Понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные

мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в

диалоге.

6)Умение задавать вопросы. Умение принимать роль в учебном сотрудничестве; подводить

анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

7)Восприятие

русского

языка

как

явления

национальной

культуры.

Владение

коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.

8)Формирование

умения

оценивать

свою

работу

и

работу

одноклассников

на

основе

заданных критериев.

Метапредметные результаты:

1)Осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь,

договариваться

о

последовательности

действий

и

порядке

работы

в

группах.

2 ) У ч и т ы в а т ь

с т е п е н ь

с л о ж н о с т и

з а д а н и я

и

о п р е д е л я т ь

д л я

с е б я

возможность/невозможность его выполнения.

3)Осознание языка как основного средства человеческого общения

4)Восприятие русского языка как явления национальной культуры.

5)Умение высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

6)Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

7)Понимание

того,

что

правильная

устная

и

письменная

речь

есть

показатели

индивидуальной культуры человека.

8)Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

на понимание причин успехов в учебе.

Предметные результаты:

1)Умение проводить фонетический анализ слова (Находить в тексте слова по заданному

основанию. Соотносить слова со схемами слова. Записывать слово по транскрипции);

2)Умение свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную

аспектом

рассмотрения,

и

удерживать

заявленный

аспект;

быстро

менять

аспект

рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

3)Свободно

работать

с

разными

видами

информации

(представленными

в

текстовой

форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

4)Умение

определять

значение

многозначных

слов,

диалектизмов,

архаизмов,

фразеологизмов;

5)Формирование умения работать с разными словарями;

6)Формирование умения различать различные стили речи;

7)Формирование умения определять главную мысль текста, составлять план текста, писать

изложения и сочинения:

8)Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся

культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,

правилами речевого этикета;

9)Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как

развивающемся

явлении,

о

его

уровнях

и

единицах,

о

закономерностях

его

функционирования,

освоение

основных

единиц

и

грамматических

категорий

родного

языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной

речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

10)Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и

условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств

для успешного решения коммуникативных задач.

6. Содержание учебного предмета

Лексика.

Лексическое

значение

слова.

Многозначные

слова.

Умение

определять

значение

многозначного слова с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от

омонимов. Прямое и переносное значение слова Умение выделять в тексте стилистические

окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические

словари.

Умение

пользоваться

толковым

словарем.

Работа

с

морфемными,

словообразовательными,

этимологическими

словарями.

Синонимы.

Антонимы.

Архаизмы - устаревшее наименование существующих реалий; устаревшие

слова, замененные в современном языке синонимами: ловитва – «охота», лоно – «грудь»,

выя – «шея». Диалектизмы - лексическая единица, характерная для территориального или

социального диалекта.

Ди а ле кт и змы

Н ово с и би рс кой

о б л а с т и . Фразеологизмы.

Фразеологический словарь русских говоров Сибири .

Орфоэпия.

Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими,

произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний

чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр. Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при

произнесении

слов,

текстов.

Игра

в

дикторы

радио

и

телевидения.

Упражнения

на

использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на

запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы

правописания.

Культура речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность,

богатство.

Выразительность

речи.

Интонация:

сила,

темп,

тембр,

мелодика

речи.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.

Умение

дискутировать,

использовать

вежливые

слова

в

диалоге

с

учетом

речевой

ситуации. Умение

составлять

описание

предметов

и

явлений,

рассуждения

в

художественном

и

научном

стилях.

Умение

составлять

повествование

с

элементами

описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства

связи

при

цепном

построении

текста.

Средства

связи

в

тексте

с

параллельным

построением. Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды

плана. Письменный пересказ (изложение) на основе текстов сибирских авторов.

№ п/п

Наименование темы (раздела, блока)

Количество часов по программе

1

Лексика.

8

2

Орфоэпия.

2

3

Культура общения.

7

ИТОГО:

17

7. Основные требования к уровню подготовки обучающихся

- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого

лица;

- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и

оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в

учебнике материала);

- различать буквы и звуки русского языка;

- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные

твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,

парные/непарные звонкие и глухие);

- проводить фонетико – графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по

предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-

графического (звуко-буквенного) разбора слов;

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова

ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю,

родителям и др.);

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые

случаи);

- ценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- составлять план текста.



В раздел образования