Автор: Гунина Светлана Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №81
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Родной русский язык
Раздел: начальное образование
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 4 класса по предмету «Родной (русский) язык» составлена и
реализуется
учителем
начальных
классов
Гуниной
С.И.
Программа
разработана
в
соответствии с:
1. Федеральным закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ (ст.2п.10; ст.12 п.1, 3);
2.
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации
от
6
октября
2009
г.
№
373,
с
изменениями,
внесенными
приказом
Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с
изменениями,
внесенными
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357;
3 . Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ лицея
№81
Опирается на:
1. Письмо Минобразования Новосибирской области от 03.10.2018 №10002-03/25 «Об
обязательном введении родного языка».
2. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации
органам
исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации,
осуществляющим
государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных
языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».
3. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан
на получение образования на родном языке».
4. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 N 05-192 «О реализации прав на изучение родных
языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».
Цель
-
ознакомление
обучающихся
с
лексико-грамматическими
разрядами
слов,
словообразованием,
нормами
литературного
произношения,
орфографией,
синтаксическим строем родного языка.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Родной (русский) язык»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать
свою речь.
2. Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством
межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и
владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.
Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры.
Родной
язык,
выполняя
свои
базовые
функции
общения
и
выражения
мысли,
обеспечивает
межличностное
и
социальное
взаимодействие
людей,
участвует
в
формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень
владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в
овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать
свои
мысли
и
точно
понимать
мысли
других
людей,
извлекать
и
анализировать
информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский
родной
язык
обеспечивает
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика.
Содержание
курса
«Русский
родной
язык»
направлено
на
удовлетворение
потребности
обучающихся
в
изучении
родного
языка
как
инструмента
познания
национальной культуры и самореализации в ней.
В
содержании
курса
«Русский
родной
язык»
предусматривается
расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным
связям
русского
языка
с
цивилизацией
и
культурой,
государством
и
обществом.
Программа
учебного
предмета
отражает
социокультурный
контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков
работы с информацией. Обучающиеся учатся пользоваться лингвистическими словарями и
справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных
форматах
(текст,
рисунок,
таблица,
схема,
модель
слова,
памятка).
Они
научатся
анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а
также создавать новые информационные объекты: письма, поздравительные открытки,
небольшие сочинения, изложения.
Программа
обеспечивает
достижение
выпускниками
начальной
школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» (ФГОС
НОО) для 4 класса рассчитано на 17 часов в учебный год (0,5 часа в неделю).
4. Ценностные ориентиры содержания курса
Ведущее место предмета «Родной (русский) язык» в системе общего образования
обусловлено
тем,
что
русский
язык
является
государственным
языком
Российской
Федерации,
родным
языком
русского
народа,
средством
межнационального
общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке
как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь
являются
показателем
общей
культуры
человека.
На
уроках
русского
языка
ученики
получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах
речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством
развития
их
мышления,
воображения,
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
1) Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2)Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
на понимание причин успехов в учебе.
3)Умение
использовать
язык
с
целью
поиска
необходимой
информации
в
различных
источниках для решения учебных задач.
4)Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач
(диалог,
устные
монологические
высказывания,
письменные
тексты)
с
учетом
особенностей разных видов речи и ситуаций общения.
5)Понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные
мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в
диалоге.
6)Умение задавать вопросы. Умение принимать роль в учебном сотрудничестве; подводить
анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
7)Восприятие
русского
языка
как
явления
национальной
культуры.
Владение
коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.
8)Формирование
умения
оценивать
свою
работу
и
работу
одноклассников
на
основе
заданных критериев.
Метапредметные результаты:
1)Осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь,
договариваться
о
последовательности
действий
и
порядке
работы
в
группах.
2 ) У ч и т ы в а т ь
с т е п е н ь
с л о ж н о с т и
з а д а н и я
и
о п р е д е л я т ь
д л я
с е б я
возможность/невозможность его выполнения.
3)Осознание языка как основного средства человеческого общения
4)Восприятие русского языка как явления национальной культуры.
5)Умение высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
6)Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
7)Понимание
того,
что
правильная
устная
и
письменная
речь
есть
показатели
индивидуальной культуры человека.
8)Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
на понимание причин успехов в учебе.
Предметные результаты:
1)Умение проводить фонетический анализ слова (Находить в тексте слова по заданному
основанию. Соотносить слова со схемами слова. Записывать слово по транскрипции);
2)Умение свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную
аспектом
рассмотрения,
и
удерживать
заявленный
аспект;
быстро
менять
аспект
рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
3)Свободно
работать
с
разными
видами
информации
(представленными
в
текстовой
форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
4)Умение
определять
значение
многозначных
слов,
диалектизмов,
архаизмов,
фразеологизмов;
5)Формирование умения работать с разными словарями;
6)Формирование умения различать различные стили речи;
7)Формирование умения определять главную мысль текста, составлять план текста, писать
изложения и сочинения:
8)Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
9)Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся
явлении,
о
его
уровнях
и
единицах,
о
закономерностях
его
функционирования,
освоение
основных
единиц
и
грамматических
категорий
родного
языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
10)Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств
для успешного решения коммуникативных задач.
6. Содержание учебного предмета
Лексика.
Лексическое
значение
слова.
Многозначные
слова.
Умение
определять
значение
многозначного слова с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от
омонимов. Прямое и переносное значение слова Умение выделять в тексте стилистические
окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические
словари.
Умение
пользоваться
толковым
словарем.
Работа
с
морфемными,
словообразовательными,
этимологическими
словарями.
Синонимы.
Антонимы.
Архаизмы - устаревшее наименование существующих реалий; устаревшие
слова, замененные в современном языке синонимами: ловитва – «охота», лоно – «грудь»,
выя – «шея». Диалектизмы - лексическая единица, характерная для территориального или
социального диалекта.
Ди а ле кт и змы
Н ово с и би рс кой
о б л а с т и . Фразеологизмы.
Фразеологический словарь русских говоров Сибири .
Орфоэпия.
Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими,
произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний
чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр. Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при
произнесении
слов,
текстов.
Игра
в
дикторы
радио
и
телевидения.
Упражнения
на
использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на
запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы
правописания.
Культура речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность,
богатство.
Выразительность
речи.
Интонация:
сила,
темп,
тембр,
мелодика
речи.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.
Умение
дискутировать,
использовать
вежливые
слова
в
диалоге
с
учетом
речевой
ситуации. Умение
составлять
описание
предметов
и
явлений,
рассуждения
в
художественном
и
научном
стилях.
Умение
составлять
повествование
с
элементами
описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства
связи
при
цепном
построении
текста.
Средства
связи
в
тексте
с
параллельным
построением. Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды
плана. Письменный пересказ (изложение) на основе текстов сибирских авторов.
№ п/п
Наименование темы (раздела, блока)
Количество часов по программе
1
Лексика.
8
2
Орфоэпия.
2
3
Культура общения.
7
ИТОГО:
17
7. Основные требования к уровню подготовки обучающихся
- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого
лица;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в
учебнике материала);
- различать буквы и звуки русского языка;
- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие);
- проводить фонетико – графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по
предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-
графического (звуко-буквенного) разбора слов;
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю,
родителям и др.);
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
- ценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста.