Автор: Никишина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида №10 Лесозаводского городского округа"
Населённый пункт: Приморский край, г.Лесозаводск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Способы познания элементов ОТСМ-ТРИЗ"
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс
По теме « Способы познания элементов ОТСМ-ТРИЗ».
Цель: практическое освоение ТРИЗ – педагогики в детском саду для развития у ребенка
качеств
мышления:
гибкости,
подвижности,
системности,
диалектичности,
поисковой
активности, стремления к новизне, развитие речи, развитие творческого воображения.
ХОД:
Здравствуйте коллеги!!!
Основная цель использование ТРИЗ - технологии в детском саду — это воспитание
творчески
развитого,
инициативного,
раскрепощенного
ребенка,
с
высоким
уровнем
развития познавательных способностей.
Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с
окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной
головы» т. е. анализаторы. Именно они дают возможность воспринять многообразие мира,
а настроение дает окраску процессу познания.
Чтобы мастер-класс был веселей
Отвечайте поскорей
Вы хотите поиграть? ...
Тогда мы начинаем!
По очереди: Я живая природа, Я неживая, а Я из рукотворного мира.
Все: Мы королевы
По очереди: Сегодня вам покажем, Расскажем и Поиграем
Все: В стране тризумцев
По очереди: Там познают, Изобретают, Решают сложные задачи.
А помогает им в этом умная голова и её помощники.
ГЛАЗА (зрительный анализатор): Я все увижу цвет, форму, размер, количество, рельеф,
место, действие
РУКИ (тактильный анализатор): И я на ощупь вам скажу размер, количество и части, а
еще температуру, вес и влажность
ЯЗЫК (вкусовой анализатор): А с помощью меня вы определите, что сладкое, а где
горькое, кислое - соленое, у карамельки, сколько вкусов и тортик свежий ли сегодня
СЛУХ (слуховой анализатор): Да и я вам помогу и подскажу, какой звук, каков размер,
место, действие, положение объекта
И про НОС (обоняние) мы не забудем, ведь только он нам про запахи расскажет, а еще
про влажность, количество, части, вещество, место, действие и положение объекта.
Мы вам рассказали, а теперь мы с вами поиграем
(раздаем карточки всем присутствующим, на которых изображены объекты)
Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо
развит тактильный анализатор т.е. руки (ребенок до 1года, слепой).
Проводится игра «Домики»
Цель: формировать умения работы с именами признаков объектов и значением
этих признаков; умение классифицировать объекты по разным признакам.
Правило игры:
-
Я
называю
объект
со
значением,
например
кому
зеленый
горошек,
кому
кожаные
ботинки, кислая вишня, рыжая лисичка и т.д.
Обобщение.
- Ребята, а какие объекты бывают по цвету.
- Объекты бывают разные по цвету, например зеленые как горошек, рыжие как лисички и
т.д.
Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо
развит зрительный анализатор т.е. глаза (орел, муха, сокол, ежик).
Проводится игра «Рыбалка»
Цель: учить детей считывать схемы признаков (цвет, форма, материал и т. д.) и подбирать
по ним объект.
Правило игры:
Ребенок вылавливает рыбку с обозначением имени признака.
- Ловись, ловись рыбка большая и маленькая. Я поймала рыбку с признаком форма.
Затем ребенок выбирает объект с этим признаком при этом проговаривая: дверь,
дверь, ты какая по форме. Дверь по форме прямоугольная.
Использованные рыбки убираются.
Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо
развито обоняние т.е. нос (крот, собака, акула, кабан, змея, муравьед).
Проводится игра «Теремок»
Цель: учимся выделять общие признаки путем сравнения
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок играет
роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть
только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или
отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремке живет?»
Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо
развито слуховой анализатор т.е. уши (дельфин, кит, сова, летучая мышь, крыса, заяц,
кошка).
Проводится игра «Парашют»
Я называю, два признака у кого они, меняются местами, в это время
все
поднимают
парашют.
Например:
размер
–
действие;
части
–
количество; следы времени – рельеф и т.д.
Я называю значение признаков. Например: деревянный – бегают;
вверху – старый; высокий – бесцветный и т.д.
Вы играете сами. Например: я признак действия хочу поменяться с
признаком вкуса и т.д.
Сейчас время подошло к подведению итогов.
Спасибо за внимание.