Напоминание

"Способы познания элементов ОТСМ-ТРИЗ"


Автор: Никишина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида №10 Лесозаводского городского округа"
Населённый пункт: Приморский край, г.Лесозаводск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Способы познания элементов ОТСМ-ТРИЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер - класс

По теме « Способы познания элементов ОТСМ-ТРИЗ».

Цель: практическое освоение ТРИЗ – педагогики в детском саду для развития у ребенка

качеств

мышления:

гибкости,

подвижности,

системности,

диалектичности,

поисковой

активности, стремления к новизне, развитие речи, развитие творческого воображения.

ХОД:

Здравствуйте коллеги!!!

Основная цель использование ТРИЗ - технологии в детском саду — это воспитание

творчески

развитого,

инициативного,

раскрепощенного

ребенка,

с

высоким

уровнем

развития познавательных способностей.

Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с

окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной

головы» т. е. анализаторы. Именно они дают возможность воспринять многообразие мира,

а настроение дает окраску процессу познания.

Чтобы мастер-класс был веселей

Отвечайте поскорей

Вы хотите поиграть? ...

Тогда мы начинаем!

По очереди: Я живая природа, Я неживая, а Я из рукотворного мира.

Все: Мы королевы

По очереди: Сегодня вам покажем, Расскажем и Поиграем

Все: В стране тризумцев

По очереди: Там познают, Изобретают, Решают сложные задачи.

А помогает им в этом умная голова и её помощники.

ГЛАЗА (зрительный анализатор): Я все увижу цвет, форму, размер, количество, рельеф,

место, действие

РУКИ (тактильный анализатор): И я на ощупь вам скажу размер, количество и части, а

еще температуру, вес и влажность

ЯЗЫК (вкусовой анализатор): А с помощью меня вы определите, что сладкое, а где

горькое, кислое - соленое, у карамельки, сколько вкусов и тортик свежий ли сегодня

СЛУХ (слуховой анализатор): Да и я вам помогу и подскажу, какой звук, каков размер,

место, действие, положение объекта

И про НОС (обоняние) мы не забудем, ведь только он нам про запахи расскажет, а еще

про влажность, количество, части, вещество, место, действие и положение объекта.

Мы вам рассказали, а теперь мы с вами поиграем

(раздаем карточки всем присутствующим, на которых изображены объекты)

Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо

развит тактильный анализатор т.е. руки (ребенок до 1года, слепой).

Проводится игра «Домики»

Цель: формировать умения работы с именами признаков объектов и значением

этих признаков; умение классифицировать объекты по разным признакам.

Правило игры:

-

Я

называю

объект

со

значением,

например

кому

зеленый

горошек,

кому

кожаные

ботинки, кислая вишня, рыжая лисичка и т.д.

Обобщение.

- Ребята, а какие объекты бывают по цвету.

- Объекты бывают разные по цвету, например зеленые как горошек, рыжие как лисички и

т.д.

Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо

развит зрительный анализатор т.е. глаза (орел, муха, сокол, ежик).

Проводится игра «Рыбалка»

Цель: учить детей считывать схемы признаков (цвет, форма, материал и т. д.) и подбирать

по ним объект.

Правило игры:

Ребенок вылавливает рыбку с обозначением имени признака.

- Ловись, ловись рыбка большая и маленькая. Я поймала рыбку с признаком форма.

Затем ребенок выбирает объект с этим признаком при этом проговаривая: дверь,

дверь, ты какая по форме. Дверь по форме прямоугольная.

Использованные рыбки убираются.

Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо

развито обоняние т.е. нос (крот, собака, акула, кабан, змея, муравьед).

Проводится игра «Теремок»

Цель: учимся выделять общие признаки путем сравнения

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок играет

роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть

только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или

отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремке живет?»

Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо

развито слуховой анализатор т.е. уши (дельфин, кит, сова, летучая мышь, крыса, заяц,

кошка).

Проводится игра «Парашют»

Я называю, два признака у кого они, меняются местами, в это время

все

поднимают

парашют.

Например:

размер

действие;

части

количество; следы времени – рельеф и т.д.

Я называю значение признаков. Например: деревянный – бегают;

вверху – старый; высокий – бесцветный и т.д.

Вы играете сами. Например: я признак действия хочу поменяться с

признаком вкуса и т.д.

Сейчас время подошло к подведению итогов.

Спасибо за внимание.



В раздел образования