Напоминание

Оказание ранней коррекционной помощи родителям детей раннего возраста, имеющих задержку речевого развития


Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 "Радуга" города Тихорецка
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Оказание ранней коррекционной помощи родителям детей раннего возраста, имеющих задержку речевого развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Слайд 1

Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного

возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого

развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует

возрастной

норме.

Наибольшие

трудности

у

детей

раннего

возраста

наблюдаются

в

развитии

тех

функций,

которые

формируются

в

данный

сензитивный период. Прежде всего - это активная речь и сенсомоторное

развитие,

поскольку

с

1

до

3

лет

именно

эти

функции

наиболее

чувствительны к влиянию неблагоприятных биологических факторов:

ухудшение экологической обстановки;

дефицит йода и фтора;

патологии беременности;

родовые травмы;

ослабленное здоровье детей;

недоразвитие органов артикуляционного аппарата.

В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных

функций, выявляются:

неблагоприятное речевое воспитание ребенка;

снижение речевой культуры общества в целом.

Современный

ребенок,

продолжительное

время

находящийся

у

экрана

телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и

артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и

мимики, задерживая речевое развитие.

Слайд 2

Характер нарушений произносительной стороны речи детей, поступающих в

ДОУ, свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних

этапах развития: часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего

онтогенеза ([г], [х], [т], [д]), смягчение согласных, межзубные и боковые

сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по

акустическим

характеристикам,

что

свидетельствует

о

недоразвитии

и

фонематического слуха.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений

в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения

процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому

негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности.

Слайд 3

К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого

человека. К этому же времени в основном заканчивается анатомическое

созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными

грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где

зайка?», «Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам

пробуждает его общаться к взрослым с вопросами: «Что это?»,

«Зачем?» ,«Куда?», «Когда?»

При нормальном речевом развитии в словаре к 3 годам используется около

1500 слов, к 4 годам-2500слов. Причем в словаре малыша преобладают 60%

существительные, 30% глаголы и 10% прилагательные.

Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти ,

внимания,восприятия, и зависит от их уровня развития.

Слайд 4

К 3-4 годам, дети должны уметь повторять за взрослым короткий рассказ ( по

картинке, по серии картинок). Должны четко произносить звуки:

А,О,Э,П,Б,М,И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й.

Рекомендации родителям детей с задержкой речевого развития

Работа с родителями неговорящих детей

Слайд 5

Первый этап- появления у ребенка потребности в общении

Слайд 6

Родителям необходимо расположится с ребенком где-нибудь в уютном уголке,

создать спокойную, доверительную обстановку. Говорить негромко, ласково,

не отдавать приказаний, не отвлекаться на домашние заботы, посвятить это

время полностью своему ребенку. Берут любимую игрушку вашего ребенка.

Организуется с ней простейшая игра, понятная и интересная ребенку.

Манипуляции с игрушками сопровождаются звуками, звукоподражаниями.

Слайд 7

Следующий этап - формирование навыков эхолалии

- отраженной речи

На этом этапе нельзя использовать прямые инструкции «Скажи»,

«Повтори», чтобы не вызвать протест у ребенка

Взрослый отбирает для занятия простые по своему звуко-слоговому составу

названия окружающих предметов (5 – 10 слов). При этом взрослый частично

использует так называемый «нянькин» язык, состоящий из одинаковых

повторяющихся слогов, например, машина -би-би, кошка – мяу, мышка пи-

пи-пи и т.п. Выбор предметов для занятия зависит от интересов ребенка

(нужно учитывать, что он любит в жизни).

Каждое слово проговаривается по 10 – 15 – 20 раз на дню. Чем чаще, тем

лучше, но всегда в процессе действия с этим предметом. Просто так слова

повторять бесполезно. Необходимо набраться терпения, так может

продолжаться много дней.

Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог: после

вопросов взрослый делает паузы на несколько секунд, и когда-нибудь ребенок

начнет пытаться вступать в диалог, давать ответы на ваши вопросы.

Простого проговаривания может быть недостаточно, поэтому взрослый

фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на

артикуляции. Т.е. нужно, чтобы ребенок одновременно и слушал слово, и

всматривался в артикуляцию.

Слайд 8

Условия на этом этапе:

И вы педагоги и родители не должны забывать, что вся работа должна

производиться во время реальных бытовых или игровых действий с

предметами.

Все должно происходить естественно, ненавязчиво; ребенок не должен

даже догадываться, что вы специально занимаетесь с ним развитием

речи.

Через какое-то время, если взрослые все сделали правильно, ребенок

начинает повторять за ними отдельные слоги. Это может произойти к концу

первого, или второго дня таких занятий, но некоторым детям может

потребоваться больше времени.

Нельзя не заставлять, не принуждать повторять слово точно, поскольку

ребенок пока не сможет этого сделать.

Необходимо всемерно поощрять любую речевую реакцию ребенка.

По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка

появляется потребность в общении.

На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо

внимательно выслушивать, хвалить, не стремиться сразу исправить все

ошибки.

Слайд 9, 10

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и

мелкой моторики рук, т.к. проекция кисти руки в головном мозге очень

близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием

импульсов поступающих от пальцев. Поэтому рекомендуется – постоянно

использовать в общении с ребенком игры или пособия по мелкой моторике:

-пальчиковая гимнастика,

-рисование пальцами,

-лепка из пластилина, соленого теста, глины,

-аппликации из :крупы: скорлупок семечек,орехов;косточек.

-нанизывание на проволоку бусинок, пуговец.

Слайд 11

Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов(чтение книг,

слушание аудиокниг, обсуждение праздников), развивать слуховое

восприятие( повторять за взрослым слова, разучивать ,чистоговорки,

пословицы, стихи).

Слайд 12

С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и

создавать предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков

С,З,Ц,Ч,Ш,Ж,Щ. В общении с ребенком можно использовать различные

движения губ и языка в игровой форме.

Слайд 13

В.Развивать артикуляционный аппарат, используя истории « Веселого

Язычка»

Слайд 14



В раздел образования