Автор: Гимадиева Ильмира Равиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "НОШ №5" г.Нурлат
Населённый пункт: г.Нурлат Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Духовно- нравственное воспитание дошкольника
Раздел: дошкольное образование
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Духовно-нравственное воспитание –это процесс формирования у детей
духовно-нравственных чувств и поведения. Нравственное воспитание –это
формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к
старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно
отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного
проявления гуманных чувств и отношений, воспитание ответственности.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное
воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего
поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования была
заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот
период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.Только в
дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных
ценностей. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются
понятия о родных людях в семье.Для этого необходимо воспитывать у ребенка
любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди
разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и
замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному.
Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их,
проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом
акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек
и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и
поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость[2,
с.1].Так же в этом возрастепрививаются навыки доброжелательного общения со
сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком
окружении.Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное
педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными
нормами поведения в процессе различной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного
воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства»[3,с.32]
В формировании нравственных представлений, важную роль играет
знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены
в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах,
поговорках ). В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками,
загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к
общечеловеческим нравственным ценностям. Пословицы и поговорки являются
одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей. Они
содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное
представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-
нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-
нравственному развитию дошкольников. Важную роль в приобщении ребёнка к
народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду.
Они выражают национальный характер и самобытность времени.
Каждый возрастной период развития дошкольника имеет свои
особенности. Нравственное развитие тесно связано с различными
психическими процессами. Так, в раннем возрасте (второй год жизни)
доминирует восприятие, с чем связана непосредственность в поведении
ребенка. Позднее доминирующее значение приобретает память как основа
накопления и сохранения личного опыта. Затем на первый план постепенно
выступает мышление, обуславливающее обобщение факторов нравственного
содержания[1, с.8].В духовно-нравственном воспитании большая роль
принадлежит не только дошкольному учреждению,но и огромное значение
имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей .
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно
сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и
нравственные ориентиры.
Литература
1.Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-8с.
2.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и
родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М:
УЦ Перспектива, 2014.-32с.