Напоминание

Духовно- нравственное воспитание дошкольника


Автор: Гимадиева Ильмира Равиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "НОШ №5" г.Нурлат
Населённый пункт: г.Нурлат Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Духовно- нравственное воспитание дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Духовно-нравственное воспитание –это процесс формирования у детей

духовно-нравственных чувств и поведения. Нравственное воспитание –это

формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к

старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно

отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного

проявления гуманных чувств и отношений, воспитание ответственности.

Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное

воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего

поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в

Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования была

заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот

период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.Только в

дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных

ценностей. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются

понятия о родных людях в семье.Для этого необходимо воспитывать у ребенка

любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди

разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и

замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному.

Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их,

проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом

акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек

и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и

поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость[2,

с.1].Так же в этом возрастепрививаются навыки доброжелательного общения со

сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком

окружении.Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное

педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными

нормами поведения в процессе различной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного

воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства»[3,с.32]

В формировании нравственных представлений, важную роль играет

знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены

в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах,

поговорках ). В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками,

загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к

общечеловеческим нравственным ценностям. Пословицы и поговорки являются

одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей. Они

содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное

представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-

нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-

нравственному развитию дошкольников. Важную роль в приобщении ребёнка к

народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду.

Они выражают национальный характер и самобытность времени.

Каждый возрастной период развития дошкольника имеет свои

особенности. Нравственное развитие тесно связано с различными

психическими процессами. Так, в раннем возрасте (второй год жизни)

доминирует восприятие, с чем связана непосредственность в поведении

ребенка. Позднее доминирующее значение приобретает память как основа

накопления и сохранения личного опыта. Затем на первый план постепенно

выступает мышление, обуславливающее обобщение факторов нравственного

содержания[1, с.8].В духовно-нравственном воспитании большая роль

принадлежит не только дошкольному учреждению,но и огромное значение

имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей .

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно

сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и

нравственные ориентиры.

Литература

1.Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и

методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-8с.

2.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и

родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М:

УЦ Перспектива, 2014.-32с.



В раздел образования