Автор: Перова Елена Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад №6"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовская область
Наименование материала: образовательный проект "Физкультура для здоровья"
Тема: "Физкультура для здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Перова Елена Павловна
инструктор
по
физической
культуре
МДОУ
«ЦРР
-
детский сад №6» г. Энгельса
Саратовской области
ПРОЕКТ
оздоровительно – профилактической деятельности с детьми
«Физкультура для здоровья»
Энгельс
Актуальность
Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье
детей всегда было главной заботой родителей, а XXI веке проблема здоровья
становится наиболее актуальной, так как XXI век – век научно – технического
прогресса.
Результаты
исследований
свидетельствуют
о
том,
что
ребенок
проводит неподвижно перед телевизором или за компьютером более 3 часов.
Громкая музыка, мобильные телефоны, наушники – все это приводит к
сонливости,
головным
болям,
ухудшение
органов
зрения
и
слуха,
малоподвижности, и к плохому настроению уже в дошкольном возрасте.
Педагогов,
как
и
медиков,
волнует
прогрессирующее
ухудшение
здоровья
детей.
Ученые
доказали,
что
на
100
новорожденных
только
40
рождается
относительно
здоровыми
детьми.
А
в
дошкольном
возрасте
здоровые
дети
составляют
3
–
4%.
Рождение
здорового
ребенка
стало
редкостью. Плохое влияние экологии, некачественные продукты питания, в
ко т о р ы х
с о д е р ж а т с я
в р е д н ы е
д о б а в к и ,
н е б л а г о п р и я т н у ю
эпидемиологическую ситуацию, но не задумываемся, что здоровье ребенка во
многом зависит от родителей.
В
результате
исследования
анкетных
(смотри
приложение)
данных
выявлено, что лишь 20% родителей организуют активный досуг детей.
Динамика
анализа
показывает,
что
уровень
двигательной
активности
в
детском саду и в семье снижается за счет интеллектуальной нагрузки и
внедрения
ИКТ,
а
уровень
заболеваемости
с
ослабленными
и
часто
болеющими детьми повышается с каждым годом
По мнению А.Б. Каукивайнен 75 – 85 % случаев повторные заболевания
проявляются в виде острых респираторных инфекций с поражением верхних
дыхательных путей; 10 – 15% составляет острый бронхит; 5 – 10% острый
отит.
Таким образом, на сегодняшний день актуальной проблемой является
повышение уровня заболеваемости ЧБД.
Разрешение
проблемы
с
помощью
родителей
и
с о зд а н и я
соответствующих
условий
для
укрепления
здоровья,
позволит
снизить
детскую заболеваемость.
Цель:
Снижение
заболеваемости
ЧБД
через
организацию
совме стной
оздоровительной деятельности с родителями.
Задачи:
1.
Способствовать
развитию
и
укреплению
дыхательной
мускулатуры, увеличение жизненной емкости легких.
2.
Организовать
систему
оздоровительных
мероприятий
по
снижению заболеваемости ЧБД.
3.
Организовать
работу
с
родителями
по
прим енению
оздоровительных технологий в семье.
4.
Формирование
у
родителей
и
детей
потребности
в
здоровом
образе жизни.
Участники проекта:
1.
Дети 5 – 6 лет (проследить динамику снижения заболеваемости).
2.
Педагоги ДОУ (для реализации оздоровительных мероприятий).
3.
Медицинская
сестра,
врач
–
педиатр
(для
выявления
уровня
заболеваемости,
оказание
консультативной
помощи,
для
реализации
оздоровительной направленности).
4.
Музыкальный
руководитель
(для
реализации
оздоровительной
направленности).
5.
Старший
воспитатель
(оказание
методической
помощи
при
планировании оздоровительных мероприятий).
6.
Инструктор
по
физической
культуре
(для
реализации
оздоровительной направленности).
Характеристика проекта.
Продолжительность проекта – долгосрочный.
Срок реализации проекта – сентябрь – май.
Вид проекта – педагогический.
Прогнозируемые результаты проекта.
1.
Снижение заболеваемости.
2.
Повышение
уровня
знаний
у
воспитанников,
педагогов
и
родителей в деле сохранения и укрепления своего здоровья.
3.
Формирование у родителей навыка здорового образа жизни.
4.
Привлечение
родителей
в
проведении
оздоровительных
мероприятий, организованных в дошкольном учреждении.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Подготовительный этап (сентябрь – октябрь)
Цель:
Выявить
уровень
знаний
у
родителей
и
воспитанников
по
вопросу укрепления своего здоровья; проанализировать заболеваемость ЧБД.
Для
реализации
поставленной
цели
осуществляется:
анкетирование
родителей, беседа с детьми, работа с медицинскими картами воспитанников,
измерение
антропометрических
данных
(ОГК),
консультация
с
врачом
–
педиатром
по
вопросу
оздоровления
дошкольников,
подбор
методической
литературы.
Проведенный анализ среди детей старшей возрастной группы показал,
что из 76 человек (100%)- 20 детей (26,3%) – часто болеющие дети.
Практический этап (ноябрь – апрель)
Цель: Разработать систему оздоровительных мероприятий по снижению
заболеваемости ЧБД и составить план работы с родителями по применению
оздоровительных технологий в семье.
Для
реализации
поставленной
цели
используются
нетрадиционные
формы деятельности: консультативные встречи, мини - туризм, семинары -
практикум, поездки в лесопарковую зону, спортивные праздники и досуги,
оформление стенгазеты, День здоровья, выставка методической литературы,
открытое занятие, родительское собрание в форме круглого стола.
Совместно с медицинским персоналом разработать закаливающие и
оздоровительные упражнения по укреплению дыхательной мускулатуры у
детей. Разработать конспекты: оздоровительных мероприятий, консультаций,
родительских собраний. Подобрать новейшую методическую литературу по
оздоровлению дошкольников.
Объединить
родителей
и
педагогов
в
подготовке
атрибутов
к
проведению мероприятий.
Рефлексионный этап (май)
Провести анализ полученных результатов. С этой целью проводится
мониторинг на
начало
и конец учебного года: анкетирование родителей,
беседа
с
детьми,
измерения
антропометрических
данных
(ОГК
и
ЧДД).
Разработка методических рекомендаций родителям по вопросу укрепления
дыхательной мускулатуры у детей. О результативности проделанной работы
обсуждается
на
медико–педагогическом
совете,
организуется
презентация
деятельности на общем родительском собрании.
Рабочий план реализации проекта
№
мероприятия
Сроки
выполнения
ответственный
Подготовительный этап
1
Анкетирование
родителей
на
сентябрь
педагоги,
тему:
« Путь к здоровью ребенка лежит
через семью»
инструктор
2
Беседа с детьми на тему:
«Физкультура – для здоровья»
сентябрь
педагоги,
инструктор
3
Работа
с
медицинскими
картами
по выявлению ЧБД
октябрь
медсестра,
врач
-
п е д и а т р ,
инструктор
4
Анализ анкетирования родителей
и беседы с детьми
октябрь
Педагоги,
инструктор
5
Измерение антропометрии
(ОГК, ЧДД за 1 минуту)
октябрь
медсестра,
врач
-
п е д и а т р ,
инструктор,
педагоги
Практический этап
6
Консультативная встреча с
родителями «Надо, надо
закаляться по утрам и вечерам»
ноябрь
медсестра,
инструктор,
педагоги
7
Проведение закаливающих
мероприятий для детей
(полоскание горла, дыхательная
гимнастика, ходьба босиком,
умывание, облегченная одежда,
массаж).
в течение года
медсестра,
инструктор,
педагоги,
врач-
педиатр
8
Мини – поход с детьми в детский
парк «По ровненькой дорожке,
шагают наши ножки»
ноябрь
медсестра,
инструктор,
педагоги,
музыкальный
руководитель
9
Оздоровительный бег с детьми
(ОРУ, дыхательные упражнения)
в течение года
педагоги,
инструктор
10
Семинар – практикум для
родителей и педагогов на тему:
«Учимся правильно дышать»
декабрь
медсестра,
инструктор,
врач- педиатр
11
Непосредственно образовательная
деятельность с детьми (музыка,
в течение года
медсестра,
инструктор,
физическая культура) с
применением дыхательных
упражнений и массажа.
педагоги,
музыкальный
руководитель
12
Оформление информационного
стенда « плавание – как средство
укрепления здоровья детей»
декабрь
педагоги,
инструктор
13
Открытое занятие по плаванию
для родителей
«Молодцы – удальцы»
педагоги,
инструктор
14
Спортивный праздник
«Снежок – мой дружок»
январь
педагоги,
инструктор,
родители
15
Поездка в лесопарковую зону
Зимние забавы»
январь
педагоги,
инструктор,
родители,
медсестра
16
Тренинговое занятие для
родителей и педагогов
«Игры, которые лечат»
январь
педагоги,
инструктор,
родители,
медсестра
17
Досуг с детьми «Лыжный
марафон»
февраль
педагоги,
инструктор,
родители,
медсестра
18
Консультативная встреча с
родителями на тему:
«Если ребенок часто болеет»
март
педагоги,
инструктор,
медсестра
19
День здоровья
« Я здоровье берегу – сам себе я
помогу?»
апрель
педагоги,
инструктор,
родители
20
Выставка методической
литературы
«Здоровье Вам и Вашим детям»
Апрель
педагоги,
инструктор
Рефлексионный этап
21
Итоговая диагностика.
А н к е т и р о в а н и е
р о д и т е л е й
май
«Укрепляйте
здоровье
своего
ребенка»
Беседа с детьми
«Физкультура
–
для
здоровья».
У п р а ж н е н и е
« У л ы б к а
–
огорчение»
Измерение
антропометрических
данных (ОГК, ЧДД)
педагоги,
инструктор,
медсестра
22
Анализ итоговой диагностики
май
педагоги,
инструктор,
медсестра
23
Медико–психолого–
педагогическое совещание «Отчет
о
проделанной
работе
проекта
«Малыши- крепыши».
май
и н с т р у к т о р ,
медсестра,
п е д а г о г
-
психолог
24
Общее
родительское
собрание
с
презентацией
о
проделанной
р а б о т е .
Уп р а ж н е н и я
д л я
р од и т е л е й
« П л ю с - М и н у с
-
Интересно».
Методические
рекомендации
р од и т е л я м
п о
у к р е п л е н и ю
здоровья своего ребенка.
май
педагоги,
инструктор,
медсестра, врач-
педиатр
Дальнейшее развитие проекта
Запланировать и разработать краткосрочный проект «Солнце, воздух и вода –
наши лучшие друзья!» (июнь- август).
Приложение
Анкета для родителей «Путь здоровья ребенка лежит через семью»
1.
Знаете ли вы состояние здоровья своего ребенка?
Да
Нет
2.
Какие закаливающие процедуры Вы знаете и используете дома?
________________________________________________________________
__________________________________________________________
3.Ваш ребенок занимается физкультурой вне дошкольного учреждения?
Да
Нет
4
Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?
Регулярно
От случая к случаю
Не уделяю
5
В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?
- профилактика простудных заболеваний
- организация рационального питания
- двигательный режим ребенка дошкольного возраста
- закаливание ребенка
- физическая и психологическая готовность ребенка к школе
Критерии оценки уровня знаний у родителей.
Высокий уровень (5 баллов)- владеют знаниями о способах и средствах
укрепления здоровья, используют более 5 оздоровительных технологий для
укрепления детского организма.
Средний уровень (4 балла)- владеют элементарными представлениями о
способах закаливания, используют более 4 оздоровительных технологий для
укрепления детского организма.
Низкий
уровень
(3
балла)-
владеют
наименьшей
информацией
о
способах
закаливания,
используют
3
оздоровительные
технологии
для
укрепления детского организма.
Вопросы для детей « физкультура – для здоровья»
1.
Какой человек считается здоровым?
2.
Как ты думаешь, что укрепляет здоровье?
3.
Как ты думаешь, как можно закаливать свой организм?
4.
Как твои родители проводят с тобой выходные дни?
5.
Есть
ли
у
тебя
дома
спортивный
уголок?
Какой
спортивный
инвентарь у тебя имеется?
Критерии оценки уровня знаний воспитанников
Высокий уровень (5 баллов)- ребенок сам без помощи взрослого отвечает на
поставленные вопросы.
Средний
уровень
(4
балла)
–
ребенок
с
небольшой
помощью
взрослого
отвечает на вопросы.
Низкий уровень (3 балла) - самостоятельно ребенок не отвечает на вопросы
взрослого.
Используемая методическая литература
1.
Н.П.Смирнова «Основы здорового образа жизни».
2.
В.Т.
Кудрявцева
«
развивающая
педагогика
оздоровления»
программно – методическое пособие 2000г.
3.
М.Н.Кузнецова «Система мероприятий по оздоровлению детей в
ДОУ» практическое пособие 2005г.
4.
О.Н.Моргунова «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»
2005г
5.
И.Т. Коновалова, Г.И. Кулик « Организация воспитательной и
оздоровительной работы в ДОУ» 2006г.
6.
И.М. Новикова Формирование представлений о здоровом образе
жизни «Мозаика- синтез» Москва 2010 год.
7.
В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак физкультурные праздники в детском
саду. Москва «Просвещение» 2001 год.
Таблица наблюдения за состоянием физического развития ребенка
№
Фамилия, имя
ребенка
Антропометрия
ОГК
Функцион
альное
состояние
ЧДД (1м)
Резул
ьтат
Начало года
Конец года
Н.г
К.г.
ч
д
д
о
Г
к
вдох
выд
ох
разн
ица
вдо
х
выд
ох
разни
ца
1
Света Иванова
52
50
2
54
51
3
35
40
5
2
2
Маша Петрова
50
49
1
52
50
2
30
35
5
2
3
Марсель
Хусаинов
49
47
2
51
49
2
32
36
4
2
4
Результат на начало учебного года
Анализ, проведенный медицинскими работниками среди детей старшей
возрастной группы показал, что из 60 человек (100%), 11 детей (18,3%)- ЧБД.
На начало учебного года в анкетировании принимало участие 42 (70%)
родителя.
Анализ
анкетных
данных
выявил:
22%-родителей
не
хватает
времени
для
активного
отдыха
со
своим
ребенком;
15%-
родителей
не
владеют
достаточными
знаниями
о
средствах
и
способах
укрепления
здоровья.
Анализ беседы с детьми – 52 ребенка (86,6%) показал: 67,3% знают для
чего
нужна
физкультура
и
каким
упражнениями
можно
закаливать
свой
организм.
На начало года проводились и антропометрические измерения (ОГК и
ЧДД).
Результат на конец учебного года
В
анкетировании
принимало
участие
55
человек(91,6%).
Анализ
показал,
что
81,8%
родителей
получили
знания
о
средствах
укрепления
здоровья своего ребенка.
На конец учебного года проводились и антропометрические измерения
(ОГК и ЧДД).
Вывод: Взаимодействие педагогов детского сада с семьей по вопросу
закаливания
и
укрепления
детского
организма,
дало
положительный
результат. Использование современных технологий по оздоровлению детей,
способствовало снижению заболеваемости ЧБД.
Анализ
к
концу
учебного
года
проведенный
медицинскими
работниками
показал,
что
количество
ЧБД
(11
человек-100%)
снизилось
на27,2 %.