Автор: Реутова Ольга Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №57
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Статья
Тема: "Проявление способностей через индивидуальный подход"
Раздел: среднее образование
Статья «Проявление способностей через индивидуальный подход»
В настоящее время особое место в развитии обучающихся занимают уроки
математики.
Они
способствуют
развитию
навыков
логического
мышления,
укреплению запоминания материала, вырабатывают четкость действий и позволяют
креативно
подходить
к
выполнению
различных
заданий
различного
уровня
сложности.
На первый взгляд можно сказать, что невозможно привить детям интерес к
изучению
математики.
Многие
обучающиеся
ссылаются
на
то,
что
они
заняты
помимо учебы своим хобби, и им некогда выполнять домашние задания, поэтому и
образуются пробелы в знаниях. Очень часто задаётся вопрос: «Ведь можно связать
хобби обучающегося с уроком математики?» Если внимательно подумать, то это
возможно и нужно не только для обучающегося, но и для саморазвития учителя.
В связи с необходимостью учета индивидуальных особенностей обучающихся
надо организовать поиск практической реализации дифференциации в школе.
Именно это и является основной и нужной задачей для педагогов. Индивидуальные
способности ребенка необходимо связывать с его интересами.
Например, обучающийся любит заниматься футболом, ходит на в спортивную
секцию
«Футбол».
Для
него
необходимо
создать
комфорт
на
уроке,
то
есть
раскрутить
тему,
связанную
с
футбольными
командами,
матчами,
странами
и
внедрить интересный материал на урок математики. Вроде нереально – но это
возможно. Для таких обучающихся создаются задачи на нахождение минут игрока
на поле, сравнение результатов матчей, вероятность команд при жеребьевке. Смотря
на
такие
задачи,
обучающийся
начинает
вникать
в
проблему
задачи,
пытаться
оспорить, дать какие-то новые факты о том событии, которое упомянуто в задаче.
К примеру, вот она из составленных задач: «На поле играет команда А. Игрок
Петров пробыл на футбольном поле
8
15
времени матча, остальную часть игры его
сменил игрок Сидоров. Сколько минут играл Петров и сколько Сидоров, если весь
матч длился 90 минут? »
Еще одна из задач, связанная с вероятностью: «Три девочки соревнуются в
фехтовании. Одна набрала за попадание в соперника 45 очков, вторая – 36 очков, а
третья
остальные
очки
за
попадание.
Узнайте,
вероятность
попадания
третьей
девочки, если всего было у девочек 90 попаданий.»
То
есть
можно
увидеть
тесную
связь
между
спортивными
знаниями
и
математикой.
Учитель в свою очередь, придумывая такие задачи, развивает себя. Потому что
поиск информации для заданий сталкивает педагога с интересными фактами из
спортивной жизни общества.
А
как
же
занять
ребенка
математикой,
если
у
него
получается
прекрасно
рисовать, если у ребенка превосходно развита фантазия и воображение? Но мы
знаем, что математика – это царица наук. Она преобладает везде. Возможно, дать
этому обучающемуся задании, связанное с рисованием. Здесь необходимо связывать
больше с геометрией. Необходимо показать ребенку связь рисования и геометрии.
К примеру, одно из заданий, подчеркивающее тесную связь между математикой
и изобразительным искусством: «На миллиметровой бумаге нарисовать по клеткам
рисунок».
Примеры (Верблюд (-10; -2), (-11; -3), (-10,5; -5), (-11; -7), (-12; -10), (-11; -13),
(-13; -13), (-13,5; -7,5), (-13; -7), (-12,5; -5), (-13; -3), (-14; -1), (-14; 4), (-15; -6), (-15;
-3), (-14; 2), (-11; 4), (-10; 8), (-8; 9), (-6; 8), (-5; 5), (-3;8),(-1;9), (0;8), (0,5;6), (0,5;4),
(3;2,5), (4;3), (5;4), (6;6), (8;7), (9,5;7), (10;6), (11,5;5,5), (12;5), (12;4,5), (11;5),
(12;4), (11;4), (10;3,5), (10,5;1,5), (10;0), (6;-3), (2;-5), (1,5;-7), (1,5;-11), (2,5;-13),
(1;-13), (0;-5), (-0,5;-11), (0;-13), (-1,5;-13), (-1,5;-7),(-2;-5), (-3;-4), (-5;-4,5), (-7;4,5),
(-9;-5), (-10;-6), (-9;-12), (-8,5;-13), (-10,5;-13), (-10;-9,5), (-11;-7), глаз (8,5;5,5);
Медведь 1 (4;-4), (4;-6), (8,5;-7,5), (9;-7), (9;-6), (9,5;-5), (9,5;-3,5), (10;-3), (9,5;-2,5),
(4;5), (3;6), (2;6), (0;5),(-3;5), (-7;3), (-9;-1), (-8;-5), (-8;-7), (-4,5;-8), (-4,5;-7), (-5;-
6,5), (-5;-6), (-4,5;-5), (-4;-5), (-4;-7), (-1;-7),(-1;-6), (-2;-6), (-1;-4), (1;-8), (3;-8), (3;-
7), (2;-7), (2;-6), (3;-5), (3;-6), (5;-7), (7;-7), ухо (6;-4), (6;-3), (7;-2,5), (7,5;-3), глаз
(8;-6); Лось (-2;2), (-2;-4), (-3;-7), (-1;-7), (1;4), (2;3), (5;3), (7;5), (8;3), (8;-3), (6;-7),
(8;-7), (10;-2), (10;1), (11;2,5),(11;0), (12;-2), (9;-7), (11;-7), (14;-2), (13;0), (13;5),
(14;6), (11;11), (6;12), (3;12), (1;13), (-3;13), (-4;15),(-5;13), (-7;15), (-8;13), (-10;14),
(-9;11), (-12;10), (-13;9), (-12;8), (-11;9), (-12;8), (-11;8), (-10;7), (-9;8),(-8;7), (-7;8), (-
7;7), (-6;7), (-4;5), (-4;-4), (-6;-7), (-4;-7), (-2;-4), глаз (-7;11)).
Здесь
ребенок
проявляет
фантазию
с
цветом
клеточек,
правильным
расположением клеток на бумаге.
Это хорошо помогает обучающимся для 5-6 классов, но что же делать, если они
9-ый
класс?
Это
уже
выпускной
класс,
который
предполагает
сдачу
основного
государственного экзамена. Задания, связанные с геометрией в задачах ОГЭ, можно
и там проявиться воображение и мышление при решении задания.
Есть и такой пример, к применению геометрии в изобразительном искусстве. То
есть, берем рисуем треугольник, трапецию, прямоугольник и другие геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, где четко выражена высота, сторона, либо основание.
Подсчитывая клетки, мы можем делать вывод о том, чему равна высота, диагональ в
прямоугольнике, можем найти периметр, площадь фигур. Сразу же привить интерес
к использованию теоремы Пифагора для нахождения диагонали в прямоугольнике,
когда
подсчитали
ширину
и
длину
по
клеткам.
У
творческого
ребенка
сразу
проявится интерес к тому, кто такой Пифагор, что он еще сделал для математики.
Также можно связать уроки музыки и математики. Обучающемуся сложно
начать разбираться с обыкновенными дробями. Но если показать, что нотный стан
тесно связан с математикой, тогда и проявится интерес к такой сложной и важной
науке как математике.
К примеру, такое задание: «Посчитайте длительность такта.
«
+
+
+
+
»
Конечно, ребенок начинает видеть вещи, которые якобы он не мог связать с
математикой, но теперь ему становится интересно на уроках математики. Ведь
любимое занятие переплетено с интересной наукой.
Обязательно
необходимо
менять
физические
минутки
для
развития
памяти
обучающихся.
Также на уроках математики помимо связи с индивидуальными способностями
детей, необходимо вводить разноуровневые задания. Задачи, связанные с их хобби,
должны помочь проявить четкость и умение дойти до ответа, поставленного вопроса
задачи.
Сложность
помогает
развить
упорство
и
выдержку
для
преодоления
поставленной цели.
Обучение математике нужно строить так, чтобы обучающиеся понимали вопрос
заданий и пытались искать пути к решению данных заданий. Для формирования
устойчивой мотивации к изучению математики необходимо применять различные
активные
формы
работы
на
уроках:
игровые,
дискуссионные,
личностно-
ориентированные и т. д. Эти формы помогают развить мотивацию к изучению
математики.