Напоминание

"Проявление способностей через индивидуальный подход"


Автор: Реутова Ольга Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №57
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Статья
Тема: "Проявление способностей через индивидуальный подход"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья «Проявление способностей через индивидуальный подход»

В настоящее время особое место в развитии обучающихся занимают уроки

математики.

Они

способствуют

развитию

навыков

логического

мышления,

укреплению запоминания материала, вырабатывают четкость действий и позволяют

креативно

подходить

к

выполнению

различных

заданий

различного

уровня

сложности.

На первый взгляд можно сказать, что невозможно привить детям интерес к

изучению

математики.

Многие

обучающиеся

ссылаются

на

то,

что

они

заняты

помимо учебы своим хобби, и им некогда выполнять домашние задания, поэтому и

образуются пробелы в знаниях. Очень часто задаётся вопрос: «Ведь можно связать

хобби обучающегося с уроком математики?» Если внимательно подумать, то это

возможно и нужно не только для обучающегося, но и для саморазвития учителя.

В связи с необходимостью учета индивидуальных особенностей обучающихся

надо организовать поиск практической реализации дифференциации в школе.

Именно это и является основной и нужной задачей для педагогов. Индивидуальные

способности ребенка необходимо связывать с его интересами.

Например, обучающийся любит заниматься футболом, ходит на в спортивную

секцию

«Футбол».

Для

него

необходимо

создать

комфорт

на

уроке,

то

есть

раскрутить

тему,

связанную

с

футбольными

командами,

матчами,

странами

и

внедрить интересный материал на урок математики. Вроде нереально – но это

возможно. Для таких обучающихся создаются задачи на нахождение минут игрока

на поле, сравнение результатов матчей, вероятность команд при жеребьевке. Смотря

на

такие

задачи,

обучающийся

начинает

вникать

в

проблему

задачи,

пытаться

оспорить, дать какие-то новые факты о том событии, которое упомянуто в задаче.

К примеру, вот она из составленных задач: «На поле играет команда А. Игрок

Петров пробыл на футбольном поле

8

15

времени матча, остальную часть игры его

сменил игрок Сидоров. Сколько минут играл Петров и сколько Сидоров, если весь

матч длился 90 минут? »

Еще одна из задач, связанная с вероятностью: «Три девочки соревнуются в

фехтовании. Одна набрала за попадание в соперника 45 очков, вторая – 36 очков, а

третья

остальные

очки

за

попадание.

Узнайте,

вероятность

попадания

третьей

девочки, если всего было у девочек 90 попаданий.»

То

есть

можно

увидеть

тесную

связь

между

спортивными

знаниями

и

математикой.

Учитель в свою очередь, придумывая такие задачи, развивает себя. Потому что

поиск информации для заданий сталкивает педагога с интересными фактами из

спортивной жизни общества.

А

как

же

занять

ребенка

математикой,

если

у

него

получается

прекрасно

рисовать, если у ребенка превосходно развита фантазия и воображение? Но мы

знаем, что математика – это царица наук. Она преобладает везде. Возможно, дать

этому обучающемуся задании, связанное с рисованием. Здесь необходимо связывать

больше с геометрией. Необходимо показать ребенку связь рисования и геометрии.

К примеру, одно из заданий, подчеркивающее тесную связь между математикой

и изобразительным искусством: «На миллиметровой бумаге нарисовать по клеткам

рисунок».

Примеры (Верблюд (-10; -2), (-11; -3), (-10,5; -5), (-11; -7), (-12; -10), (-11; -13),

(-13; -13), (-13,5; -7,5), (-13; -7), (-12,5; -5), (-13; -3), (-14; -1), (-14; 4), (-15; -6), (-15;

-3), (-14; 2), (-11; 4), (-10; 8), (-8; 9), (-6; 8), (-5; 5), (-3;8),(-1;9), (0;8), (0,5;6), (0,5;4),

(3;2,5), (4;3), (5;4), (6;6), (8;7), (9,5;7), (10;6), (11,5;5,5), (12;5), (12;4,5), (11;5),

(12;4), (11;4), (10;3,5), (10,5;1,5), (10;0), (6;-3), (2;-5), (1,5;-7), (1,5;-11), (2,5;-13),

(1;-13), (0;-5), (-0,5;-11), (0;-13), (-1,5;-13), (-1,5;-7),(-2;-5), (-3;-4), (-5;-4,5), (-7;4,5),

(-9;-5), (-10;-6), (-9;-12), (-8,5;-13), (-10,5;-13), (-10;-9,5), (-11;-7), глаз (8,5;5,5);

Медведь 1 (4;-4), (4;-6), (8,5;-7,5), (9;-7), (9;-6), (9,5;-5), (9,5;-3,5), (10;-3), (9,5;-2,5),

(4;5), (3;6), (2;6), (0;5),(-3;5), (-7;3), (-9;-1), (-8;-5), (-8;-7), (-4,5;-8), (-4,5;-7), (-5;-

6,5), (-5;-6), (-4,5;-5), (-4;-5), (-4;-7), (-1;-7),(-1;-6), (-2;-6), (-1;-4), (1;-8), (3;-8), (3;-

7), (2;-7), (2;-6), (3;-5), (3;-6), (5;-7), (7;-7), ухо (6;-4), (6;-3), (7;-2,5), (7,5;-3), глаз

(8;-6); Лось (-2;2), (-2;-4), (-3;-7), (-1;-7), (1;4), (2;3), (5;3), (7;5), (8;3), (8;-3), (6;-7),

(8;-7), (10;-2), (10;1), (11;2,5),(11;0), (12;-2), (9;-7), (11;-7), (14;-2), (13;0), (13;5),

(14;6), (11;11), (6;12), (3;12), (1;13), (-3;13), (-4;15),(-5;13), (-7;15), (-8;13), (-10;14),

(-9;11), (-12;10), (-13;9), (-12;8), (-11;9), (-12;8), (-11;8), (-10;7), (-9;8),(-8;7), (-7;8), (-

7;7), (-6;7), (-4;5), (-4;-4), (-6;-7), (-4;-7), (-2;-4), глаз (-7;11)).

Здесь

ребенок

проявляет

фантазию

с

цветом

клеточек,

правильным

расположением клеток на бумаге.

Это хорошо помогает обучающимся для 5-6 классов, но что же делать, если они

9-ый

класс?

Это

уже

выпускной

класс,

который

предполагает

сдачу

основного

государственного экзамена. Задания, связанные с геометрией в задачах ОГЭ, можно

и там проявиться воображение и мышление при решении задания.

Есть и такой пример, к применению геометрии в изобразительном искусстве. То

есть, берем рисуем треугольник, трапецию, прямоугольник и другие геометрические

фигуры на клетчатой бумаге, где четко выражена высота, сторона, либо основание.

Подсчитывая клетки, мы можем делать вывод о том, чему равна высота, диагональ в

прямоугольнике, можем найти периметр, площадь фигур. Сразу же привить интерес

к использованию теоремы Пифагора для нахождения диагонали в прямоугольнике,

когда

подсчитали

ширину

и

длину

по

клеткам.

У

творческого

ребенка

сразу

проявится интерес к тому, кто такой Пифагор, что он еще сделал для математики.

Также можно связать уроки музыки и математики. Обучающемуся сложно

начать разбираться с обыкновенными дробями. Но если показать, что нотный стан

тесно связан с математикой, тогда и проявится интерес к такой сложной и важной

науке как математике.

К примеру, такое задание: «Посчитайте длительность такта.

«

+

+

+

+

»

Конечно, ребенок начинает видеть вещи, которые якобы он не мог связать с

математикой, но теперь ему становится интересно на уроках математики. Ведь

любимое занятие переплетено с интересной наукой.

Обязательно

необходимо

менять

физические

минутки

для

развития

памяти

обучающихся.

Также на уроках математики помимо связи с индивидуальными способностями

детей, необходимо вводить разноуровневые задания. Задачи, связанные с их хобби,

должны помочь проявить четкость и умение дойти до ответа, поставленного вопроса

задачи.

Сложность

помогает

развить

упорство

и

выдержку

для

преодоления

поставленной цели.

Обучение математике нужно строить так, чтобы обучающиеся понимали вопрос

заданий и пытались искать пути к решению данных заданий. Для формирования

устойчивой мотивации к изучению математики необходимо применять различные

активные

формы

работы

на

уроках:

игровые,

дискуссионные,

личностно-

ориентированные и т. д. Эти формы помогают развить мотивацию к изучению

математики.



В раздел образования