Напоминание

"Управление процессом социализации младшего школьного возраста".


Автор: Светлана Михайловна Провора
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Красноярская СОШ
Населённый пункт: село Красный Яр
Наименование материала: статья
Тема: "Управление процессом социализации младшего школьного возраста".
Раздел: начальное образование





Назад




13.12.2019 год

Учитель начальных классов

Провора Светлана Михайловна

Тема выступления:

«Управление процессом социализации младшего школьного возраста».

О

каких

учениках

мечтает

каждый

учитель?

Об

умных,

активных,

жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на

уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, стремится к тому, чтобы они хоть на

шаг продвинулись в своем совершенстве.

Одним из составляющих компонентов основной образовательной программы

начального общего образования является социальный опыт, следовательно, развитие и

становление личности предусматривает социализацию личности младшего школьника.

« Социализация рассматривается и как процесс и как результат»

Сущность социализации состоит в том, что в процессе нее человек формируется как

член того общества, к которому он принадлежит.

Социализация личности начинается с первых лет жизни. Первые элементарные

сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает

школа. Образовательное учреждение является вторым по значимости (после семьи)

институтом социализации и ребёнку передаётся вся система социальных требований.

Для

успешной

социализации

необходимо

учить

школьников

вырабатывать

готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому

возникает вопрос о возможности управления данным процессом.

Главным действующим лицом в школе со "взрослой"' стороны остается учитель,

и

решать

проблемы

психолого-педагогических

затруднений

учеников

в

процессе

обучения приходится ему. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к.

позиция,

которую

занимает

ребенок

на

этом

этапе,

закладывает

основы

его

дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет

социальное положение в детском коллективе.

Личностные

особенности

педагога

младших

классов,

его

культура,

педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера оказывают

положительное

или

отрицательное

воздействие

на

личность

школьника,

так

как

обучение и воспитание в начальной школе переплетаются особенно тесно.

В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним

учителем,

именно

этот

учитель

создает

благоприятную

или

неблагоприятную

обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной

обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не

запрещают

себе

проявлять

эмоции,

могут

попросить

помощи

у

учителя

и

одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может

педагог,

который

и

сам

комфортно

чувствует

себя

в

классе

-

то

есть

сам

умеет

проявлять

эмоции

в

социально

приемлемой

форме,

умеет

спокойно

объяснить

материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и

общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время

отстаивать свои права.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

4 класса

Направление

Цели

Ценности

Духовно-нравственное

направление.

Воспитание

гражданственности,

патриотизма; воспитание

нравственных чувств и

этического сознания.

Любовь к России, к своему

народу, к своей малой родине;

служение Отечеству; долг

перед Отечеством,

старшими поколениями,

семьей; доверие к людям,

нравственный выбор; смысл

жизни; справедливость;

милосердие; честь;

достоинство; любовь;

почитание родителей;

забота о старших и

младших; свобода совести и

вероисповедания,

представления о вере,

духовности, религиозной

жизни человека и общества,

религиозной картине мира.

Общеинтеллектуальное

направление.

Воспитание трудолюбия,

творческого отношения к

учению, труду, жизни.

Трудолюбие; творчество;

познание; истина; созидание;

целеустремленность;

настойчивость в

достижении целей;

бережливость.

Спортивно-

оздоровительное

направление.

Формирование

ценностного отношения к

здоровью и здоровому

образу жизни.

Здоровье физическое,

здоровье социальное

(здоровье членов семьи и

школьного коллектива),

активный, здоровый образ

жизни.

Социальное

направление.

Воспитание уважения к

правам, свободам и

обязанностям человека,

воспитание ценностного

отношения к природе,

окружающей среде.

З а ко н

и

п р а в о п о р я д о к ;

межэтнический мир; свобода

и

ответственность;

п р а в о в о е

г о с у д а р с т в о ;

гражданское

об щ ес т во ,

ж и з н ь ;

р о д н а я

з е м л я ;

заповедная природа; планета

Земля.

Общекультурное

направление.

Воспитание

ценностного

отношения к прекрасному,

формирование

п р е д с т а в л е н и й

о б

эстетических

идеалах

и

ценностях

(эстетическое

воспитание).

Красота; гармония; духовный

мир человека; эстетическое

развитие; художественное

творчество.

При работе с детьми по социализации я поставила перед собой такую цель;

-

-

создание

благоприятных

условий

для

развития

личности

школьника

как

высоконравственного,

творческого,

компетентного

гражданина

России,

принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за

настоящее

и

будущее

своей

страны,

укорененного

в

духовных

и

культурных

традициях российского народа.

Каким образом я решаю эту задачу?

Свою работу по социализации я начала с изучения семей – это позволило

мне

ближе

познакомиться

с

самими

учениками,

понять

уклад

жизни

семьи,

духовные

ценности,

стиль

взаимоотношений

детей

и

родителей.

В

плане

воспитательной работы у меня есть социальный паспорт класса ( типы семей,

состав семьи, многодетные семьи (5), полные семьи (5), семьи в которых живёт

отчим (7),семьи, где воспитанием занимается одна мать (4)).

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных

факторов

духовно-нравственного

развития,

воспитания

и

социализации

младших

школьников.

Уклад

семейной

жизни

представляет

собой

один

из

важнейших

компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение

педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших

направлений воспитания и социализации младших школьников.

При проведении анкетирования “Стили и методы воспитания в семье”,

выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного

ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое

постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все

возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную

инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки,

но и создают условия для их самостоятельного исправления.

Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и

позволило

наметить

план

работы,

используя

индивидуальные

формы:

беседы,

консультации; родительские собрания, заседания круглого стола.

Ещё я провела анкетирование родителей по методике Е. Н. Степанова.

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного

учреждения и его педагогического коллектива.

Результаты анкетирования

Анкетирование родителей показало, что у 12 родителей высокий уровень

удовлетворенности-

79%,

у

4-х

родителей

21

%–средний

уровень

удовлетворенности

жизнедеятельностью

детей

в

классе

и

работой

образовательного учреждения.

В работе с учащимися по социализации применяю различные формы и методы-

это:

Беседы

Классные часы

Рассказы детей

Викторины

Праздники

Акции

Конкурсы рисунков, стихов, сочинений.

Для решения поставленных задач, использую: методы творческого характера игровые,

проблемные,

поисковые,

исследовательские,

проектные

в

сочетании

с

приемами

самостоятельной индивидуальной и групповой работы.

Использую игровые формы обучения, как средство социализации учащихся. В

играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, нравственные качества

личности,

развивается

чувство

ответственности,

коллективизма,

дисциплина,

воля,

характер.

Проектная форма образования, как средство социализации учащихся. Поиски

информации,

обращение

к

старшим,

неформальные

консультации

с

учителем

-благотворно влияют на личностное становление ребенка, осмысление собственного

места в социальном окружении.

Опыт моей работы показал, что при использовании данных приемов и форм

работы

у

учащихся

возникает

потребность

в

самообразовании,

самовоспитании,

создаются

различные

ситуации,

которые

способствуют

повышению

мотивации,

улучшению эмоционального фона урока, создаются условия успешной социализации

личности.

Провела

мониторинг

уровня

воспитанности

учащихся

по

методике

Н.П.Капустина на начало учебного года.

Цель методики: определить уровень развития нравственных качеств учащихся 4

класса, выявить уровень воспитанности путём оценки некоторых личностных свойств

и

качеств

самими

учащимися,

их

родителями,

классного

руководителя.

Анкеты

заполняли 16 учащихся.

Результаты:

очень высокий

высокий

средний

низкий

0

1

2

3

4

5

6

7

Любознательность

Любознательность

Любознательность

%

Уровень

воспитанност

и

Кол.уч.

очень высокий

2

(12 %)

высокий

7

(45%)

средний

6

(37%)

низкий

1

(6%)

Всего учеников

16

Уровень

воспитанност

и

9 уч. (очень высокий и высокий уровень)

57%

очень высокий

высокий

средний

низкий

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Прилежание

Прилежание

Прилежание

%

Уровень

воспитанност

и

Кол.

уч.

очень высокий

1

6 %

высокий

7

44%

средний

8

50%

низкий

0

Всего учеников

16

Уровень

воспитанност

и

8 уч. (очень высокий и высокий уровень)

50%

очень высокий

высокий

средний

низкий

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Трудолюбие

Трудолюбие

Трудолюбие

%

Уровень

воспитанност

и

Кол.

уч.

очень высокий

2

(12%)

высокий

10

(62%)

средний

4

(26%)

низкий

0

0

Всего учеников

16

Уровень

воспитанност

и

12 уч. (очень высокий и высокий уровень)

74%

очень высокий

высокий

средний

низкий

0

2

4

6

8

10

12

14

Я и природа (отношение к природе)

Я и природа (отношение к

природе)

Я и природа

Кол. учащихся

%

Уровень

воспитанност

и

Кол.

уч.

очень высокий

14

(88 %)

высокий

2

(12%)

средний

0

низкий

0

Всего учеников

16

Уровень

воспитанност

и

16 уч. (очень высокий и высокий уровень)

100%

очень высокий

высокий

средний

низкий

0

1

2

3

4

5

6

Я и школа

Я и школа

Я и школа

%

Уровень

воспитанност

и

Кол.

уч.

очень высокий

5

(31%)

высокий

6

(38%)

средний

5

(31%)

низкий

0

0

Всего учеников

16

Уровень

воспитанност

и

11 уч. (высокий и хороший уровень)

69%

очень высокий

высокий

средний

низкий

0

1

2

3

4

5

6

Прекрасное в моей жизни

Прекрасное в моей жизни

Прекрасное в моей жизни

%

Уровень

воспитанност

и

Кол.

уч.

очень высокий

5

(31%)

высокий

6

(38%)

средний

5

(31%)

низкий

0

0

Всего учеников

16

Уровень

воспитанност

и

11 уч. (очень высокий и высокий уровень)

69%

очень высокий

высокий

средний

низкий

0

1

2

3

4

5

6

Я (отношение к себе)

Я (отношение к себе)

Я ( отношение к себе)

%

Уровень

воспитанност

и

Кол.

уч.

очень высокий

5

(31%)

высокий

6

(37%)

средний

5

(31%)

низкий

0

0

Всего учеников

16

Уровень

воспитанност

и

11 уч. (очень высокий и высокий уровень)

68%

очень высокий

высокий

средний

0

2

4

6

8

10

12

Итоговая по классу

Итоговая по классу

Уровень воспитанности 4 класса на начало

2019-2020 учебного года

Кол. учащихся

%

Уровень

воспитанност

и

очень высокий

2

(12%)

высокий

12

(76%)

средний

2

(12%)

низкий

0

0

Всего учеников

16

Уровень

воспитанност

и

14 уч. (очень высокий и высокий уровень)

88%

Всего в исследовании приняло участие 16 учеников, из них:

- 2 чел. (12%) учащихся 4 класса имеют очень высокий уровень воспитанности;

- 12 чел. (76%) учащихся имеют высокий уровень воспитанности;

- 2 чел. (12%) учащихся имеют средний уровень воспитанности;

- низкий уровень 0% учащихся.

В

результате

проведенного

исследования

установлено,

что

преобладающее

большинство учащихся 4 класса 14чел. (88%)

имеют очень высокий и высокий

уровень воспитанности.

Также

изучила

степень

удовлетворенности

учащихся

школьной

жизнью

по

методике А.А Андреева

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень

согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать;

1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной

жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от

деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество

ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени

удовлетворенности,

если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это соответственно

свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной

жизнью.

Результаты:

№ Ф.И.об-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У

Степень

удов-ти

1.

Артиш К

3

4

4

4

4

2

4

4

4

3

3,6

высокая

2.

Ахияров Г

2

4

3

1

3

2

3

4

4

4

2,8

средняя

3

Белинская

3

2

4

3

4

1

4

3

4

4

3,2

высокая

4

Булаева А.

3

3

4

4

4

3

3

4

4

4

3,6

высокая

5

Букреев С.

2

1

4

2

3

2

3

4

3

2

2,6

средняя

6

Димитров

а

2

2

4

3

4

2

3

3

3

4

3

высокая

7

Зырянов

2

2

4

3

4

2

3

3

2

2

2,7

средняя

8

Зинченко

2

2

4

2

4

2

2

4

3

3

2,8

средняя

9

Качайкина

3

0

4

4

2

1

2

4

3

0

2,1

средняя

1

0

Коптелов

2

4

2

4

3

3

4

4

3

1

3,2

высокая

11

Лазарева

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

3,9

высокая

1

2

Лысенко О 2

4

2

4

3

3

4

4

3

1

3,2

высокая

1

Нагорняк

2

2

4

3

4

3

4

4

3

2

3,1

высокая

3

1

4

Соторова

2

2

4

3

4

4

2

4

3

3

3,2

высокая

1

5

Тетерин Ф 2

2

4

3

2

3

1

4

2

1

2,4

средняя

1

6

Филатова

1

2

4

2

4

2

2

4

3

2

2,6

средняя

Результаты: у 9 учащихся –высокая степень удовлетворенности школьной

жизнью 56 % и

у 7 учащихся – средняя степень удовлетворенности- 44 %.

Провела МОНИТОРИНГ по определению уровня СОЦИАЛИЗАЦИИ

УЧАЩИХСЯ по методике И. Рожкова

Цель: выявить уровень социальной адаптированности и нравственной воспитанности

учащихся.

Учащимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень согласия с их

содержанием по 5-балльной шкале.

Прочитайте 20 суждений и оцените степень своего согласия с каждым из них:

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха

4. Я умею прощать

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие

10. Общаюсь с товарищами, отстаиваю свое мнение

11. Если я что-то задумаю, то обязательно сделаю

12. Мне нравится помогать другим

13. Мне хочется. Чтобы со мной все дружили

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать

16. Переживаю неприятности других, как свои

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны

окружающие

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

1.

5

9

13

17

2.

6

10

14

18

3.

7

11

15

19

4.

8

12

16

20

Протокол оценки уровня социализации личности

Ф. И. уч-ся

Социальная

адаптированность

Уровень социальной

адаптированности

1

Кира

2,2

средний

2

Гена

2,8

средний

3

Настя

2,6

средний

4

Ангелина

3,6

высокий

5

Семен

2,8

средний

6

Оля

3

высокий

7

Максим

2,6

средний

8

Лена

3

высокий

9

Алена

2,8

средний

10

Максим

3,4

высокий

11

Алина

4

высокий

12

Олеся

3

высокий

13

Софья

2,8

средний

14

Настя

3,6

высокий

15

Федя

2,8

средний

16

.

Кристина

3,6

высокий

Результаты:

8 учащихся высокий уровень социальной адаптированности – 50%,

8 учащихся средний уровень социальной адаптированности- 50 %.

В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие

организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу. В этой связи

возникла

необходимость

акцентировать

внимание

на

регуляцию

социального

поведения

ребенка,

формирование

у

учащихся

умение

ориентироваться

в

новой

социальной среде.

Для формирования знаний о школьных правилах провожу классные часы,

беседы «Правила общения с одноклассниками», проведены социоигры « От улыбки

станет всем светлей».

В классе создан орган самоуправления, проведены классные часы «Каков я?», «Мои

поручения», «Я сам», «Мы все разные - и в этом наше богатство, мы все вместе - и в

этом наша сила!».

Стараюсь создать положительную психологическую атмосферу в классе, облегчить и

разнообразить школьную жизнь учащихся

Большое значение в социализации имеет выбор (и по содержанию, и по формам

организации) клубов, кружков, секций.

Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может

развивать

свои

интересы,-

задача

классного

руководителя

-

помогает

развитию

социальных качеств.

Одной из форм отражения и развития мировоззрения, интересов, ценностей, младших

школьников, как известно, является рисунок. Он раскрывает духовно- нравственный

мир ребенка, его чувства, способствует их более глубокому осмыслению. В этом году

ребята принимали участие в конкурсах рисунков, посвященных разным мероприятиям,

поздравления ко дню Учителя,», участвуют в конкурсе « В мастерской деда Мороза»,

в конкурсах поделок из природного материала, различных конкурсах по ЗОЖ.

Развитие страны зависит от того насколько сильно привито чувство любви к своим

родным, к своему народу, чувства ответственности перед будущим, поэтому в развитии

социализации особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Я

провела :

- классный час «Никто не забыт, ничто не забыто»

-экскурсия в школьный музей

- классный час «День Матери»

- «Праздник бабушек и дедушек»

Ученики на этих мероприятиях становятся другими: в них можно увидеть и гордость,

и изумление

от только что открытого. Они чувствуют себя хранителями времени,

истории, традиций, а патриотизм начинается с уважения и хранения памяти о своих

родных и близких

Таким образом, развитие личности не может осуществляться самостоятельно,

необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-

педагогические условия.



В раздел образования