Автор: Беляева Вероника Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №429 по адресу ул.Уткина 39Б
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чудо пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства пластилинография
Раздел: дошкольное образование
Хочу поделится своим педагогическим опытом по освоению программы
дошкольниками дополнительного образования «Чудо пластилин» с
использованием нетрадиционной художественной техники
изобразительного искусства пластилинография
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового
жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал —
пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука
(вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения
собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям
дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и
вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более
увлекательным и интересным. Пластилинографию иначе называют
«Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно
влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной
чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного
внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его. Для
решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей
группы, я использую метод пластилинографии, включая в процесс
пальчиковую гимнастику. Понятие «пластилинография» имеет два
смысловых корня: « графия» - создавать, изображать, а первая половина
слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого
осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается
в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занимаясь
«пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила
рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения
пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого
сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная
нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват
мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют
самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе,
длительности, направленности. Мной проводятся дополнительный кружок
пластилинография с младших групп до подготовительных групп. Младший
дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной
активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению,
сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
На каждом занятии педагог решает не только практические, но и
воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне
развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с
другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит
закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются
возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого
к сложному». По мере взросления дети осваивают разные приемы лепки:
Младшая группа
1.Отщипывание небольших кусочков пластилина
2.Скатывать кругообразными движениями преобразовывая шарообразную
форму,уметь преобразовывать овал
3. Раскатывание комочка прямыми движениями;сгибая в дугу;оттягивать
нужные части предмета; на поверхности стола придать предмету
необходимую длину;сворачивать колбаску в спираль
4. Равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения
плоского изображения, изменяя положение частей тела
Средняя группа
1.Отщипывание
2.Скатывание
3.Раскатывание
4.Сплющивание
5.Вдавливание
6.Прищипывание
7.Примазывание(размазывание)
8.Понятно лепить для окружающих
Старшая и подготовительная группа
1-8 пункт
9.Использовать декоративные украшения
10.Жгуто-пластовый
11.Пластовый
12.Капельковый
12.Соотношение частей по величине
В работе используется основной вид пластилинографии- прямая
пластилинография-это изображения лепной картины на горизонтальной
поверхности.
С подготовительной группы вводятся модульная пластилинография-
изображение лепной картины с использованием различных элементов
валиков,шариков, дисков;
мозаичная пластилинография -изображение лепной картины с помощью
шариков из пластилина;
контурная пластилинография- изображение рисунка с помощью жгутов;
многослойная пластилинография-объемное изображение лепной картины с
последовательным нанесением нескольких слоев;
витражная пластилинография- изображение лепной картины с обратной
стороны прозрачной поверхности;
фактурная пластилинография-изображение больших участков картин на
горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением.
.