Автор: Балданова Наталья Карловна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ 23 п Золотинка
Населённый пункт: пгт Золотинка, Нерюнгринский район, республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Интерпретация художественного произведения как один из приемов создания ситуации размышления над текстом"
Раздел: полное образование
Статья в методический журнал «Интерпретация художественного произведения как
один из приемов создания ситуации размышления над текстом»
Одна из самых актуальных проблем в литературном образовании 21 века - это
потеря интереса школьников к чтению художественной литературы. С одной стороны, это
можно объяснить объективными причинами. Современных детей отделяет от изучаемой
литературы несколько веков, проблемы той эпохи кажутся искусственно придуманными и
ушедшими в вечность со своей эпохой. Но во всем мире чтение наряду с письмом и
владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно
работать
и
общаться
с
разными
людьми.
Чтение
рассматривается
как
технология
интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство
для решения жизненных проблем. Всемирная организация здравоохранения пришла к
выводу о необходимости чтения каждого человека. Читать нужно, чтобы полноценно
жить: познавать, получать образование, общаться, решать сложные жизненные проблемы,
переживать разные психологические состояния, радоваться, сопереживать, удивляться…
В 60-е годы 20 века психолог Л. Выготский установил, что чтение- сложная
многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти,
мышления, внимания, воображения, воли. Это учение развил А.А. Леонтьев. Он пришел к
выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди
понимают один и тот же текст по- разному в силу индивидуальных особенностей и опыта.
Осмысление того, что происходит с человеком, когда он читает, многие исследователи
считают
вершиной
психологии
чтения,
т
к
означает
раскрытие
некоторых
самых
сокровенных механизмов работы человеческого мозга.
Процесс чтения состоит из трех фаз:
Первая - восприятие текста. Это просмотр, установление значений слова, нахождение
соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Это репродуктивное чтение.
Вторая
-
извлечение
смысла,
объяснение
фактов.
Это
интерпретация
текста.
Здесь
происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различие
и сравнение, сопоставление, группировка, анализ, обобщение, соотнесение с собственным
опытом, различия над контекстом и выводами.
Третья – создание собственного нового смысла, «присвоение добытых новых знаний как
собственных в результате размышления. У читателя возникают собственные чувства,
мысли, образы, различные точки зрения по многим вопросам.
Сегодня
актуально
творческое
чтение,
которое
требует
осмысления
информации, ее интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.
Как разрешить нам, учителям русского языка и литературы, поставленную перед
нами
задачу:
научить
детей
творческому
чтению,
стать
интерпретаторами
произведений, давать им
свою оценку и наполнять новым смыслом содержание.
Ведь
любое
произведение
-
генератор
интерпретаций,
каждый
имеет
право
на
свое
толкование.
В 9 классе мы попробовали дать свою интерпретацию повести «Пиковая дама», при этом
исследовали творчество А.С. Пушкина в 30 – е годы, познакомились с исторической
обстановкой в России, проследили эволюцию взглядов писателя в течение его жизни.
Таким образом, ребята убеждаются, что это произведение не об азартных играх, как
кажется
на
первый
взгляд.
Оно
наполнено
глубоким
философским
смыслом.
Это
произведение о жизни: о ее смысле, цели, о надеждах и иллюзиях и , в конечном счете, о
разрушении их.
Приводим некоторые тезисы основных направлений комментария к тексту:
1.
Герой повести « Пиковая дама» в эпилоге оказывается в больнице « ..Германн сошел с
ума, он сидит в Обуховской больнице…»
2.
Почему Герман оказался в больницедля душевнобольных? Что послужило причиной
сумасшествия?
3.
Исследование истории болезни героя повести. Историко – культурный комментарий.
Причина обращения А.С.Пушкина к изображению карточной игры.
4.
Русское дворянство в 30-е годы, его характерные черты: увлечение мистикой, вера в
потусторонний мир, главная страсть у мужчин - игра в карты.
5.
Пушкин
и
русское
дворянство.
Особая
роль
дворянства
в
развитии
общества.
Разочарование поэта в этой миссии.
6.
Семья Томских. Судьба трех поколений представителей дворянства.История семьи-
история деградации старинного русского рода.
7.
Париж и Петербург. Блистательный мир Парижа исчез под натиском французской
революции. Какая участь ждет Петербург?
8.
Два лика Петербурга: дневной и ночной. Образ – символ города.
9.
Образ Германа как символ. Душа Мефистофоля, профиль Наполеона, сын немца,
инженер, игрок.
10. Безумие
мира
в
безумии
героя.
«Наполеон
-
символ
эры
индивидуализма,
самоутверждения, это гений века, рождающего безумие Германа»
Мы представили один из способов толкования текста на основе историко – культурного
комментария. Изучив подробно эпоху, взгляды Пушкина, ученики попытались наполнить
новым
содержанием
это
произведение.
Истолковав
таким
образом
текст,
дети
заинтересовались и другими произведениями литературы. Таким образом, произведения
становятся близкими читателю 21 века, они слышат эхо далеких эпох, видят немеркнущий
свет искусства прошлого.