Напоминание

Интерпретация художественного произведения как один из приемов создания ситуации размышления над текстом"


Автор: Балданова Наталья Карловна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ 23 п Золотинка
Населённый пункт: пгт Золотинка, Нерюнгринский район, республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Интерпретация художественного произведения как один из приемов создания ситуации размышления над текстом"
Раздел: полное образование





Назад




Статья в методический журнал «Интерпретация художественного произведения как

один из приемов создания ситуации размышления над текстом»

Одна из самых актуальных проблем в литературном образовании 21 века - это

потеря интереса школьников к чтению художественной литературы. С одной стороны, это

можно объяснить объективными причинами. Современных детей отделяет от изучаемой

литературы несколько веков, проблемы той эпохи кажутся искусственно придуманными и

ушедшими в вечность со своей эпохой. Но во всем мире чтение наряду с письмом и

владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно

работать

и

общаться

с

разными

людьми.

Чтение

рассматривается

как

технология

интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство

для решения жизненных проблем. Всемирная организация здравоохранения пришла к

выводу о необходимости чтения каждого человека. Читать нужно, чтобы полноценно

жить: познавать, получать образование, общаться, решать сложные жизненные проблемы,

переживать разные психологические состояния, радоваться, сопереживать, удивляться…

В 60-е годы 20 века психолог Л. Выготский установил, что чтение- сложная

многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти,

мышления, внимания, воображения, воли. Это учение развил А.А. Леонтьев. Он пришел к

выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди

понимают один и тот же текст по- разному в силу индивидуальных особенностей и опыта.

Осмысление того, что происходит с человеком, когда он читает, многие исследователи

считают

вершиной

психологии

чтения,

т

к

означает

раскрытие

некоторых

самых

сокровенных механизмов работы человеческого мозга.

Процесс чтения состоит из трех фаз:

Первая - восприятие текста. Это просмотр, установление значений слова, нахождение

соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Это репродуктивное чтение.

Вторая

-

извлечение

смысла,

объяснение

фактов.

Это

интерпретация

текста.

Здесь

происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различие

и сравнение, сопоставление, группировка, анализ, обобщение, соотнесение с собственным

опытом, различия над контекстом и выводами.

Третья – создание собственного нового смысла, «присвоение добытых новых знаний как

собственных в результате размышления. У читателя возникают собственные чувства,

мысли, образы, различные точки зрения по многим вопросам.

Сегодня

актуально

творческое

чтение,

которое

требует

осмысления

информации, ее интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.

Как разрешить нам, учителям русского языка и литературы, поставленную перед

нами

задачу:

научить

детей

творческому

чтению,

стать

интерпретаторами

произведений, давать им

свою оценку и наполнять новым смыслом содержание.

Ведь

любое

произведение

-

генератор

интерпретаций,

каждый

имеет

право

на

свое

толкование.

В 9 классе мы попробовали дать свою интерпретацию повести «Пиковая дама», при этом

исследовали творчество А.С. Пушкина в 30 – е годы, познакомились с исторической

обстановкой в России, проследили эволюцию взглядов писателя в течение его жизни.

Таким образом, ребята убеждаются, что это произведение не об азартных играх, как

кажется

на

первый

взгляд.

Оно

наполнено

глубоким

философским

смыслом.

Это

произведение о жизни: о ее смысле, цели, о надеждах и иллюзиях и , в конечном счете, о

разрушении их.

Приводим некоторые тезисы основных направлений комментария к тексту:

1.

Герой повести « Пиковая дама» в эпилоге оказывается в больнице « ..Германн сошел с

ума, он сидит в Обуховской больнице…»

2.

Почему Герман оказался в больницедля душевнобольных? Что послужило причиной

сумасшествия?

3.

Исследование истории болезни героя повести. Историко – культурный комментарий.

Причина обращения А.С.Пушкина к изображению карточной игры.

4.

Русское дворянство в 30-е годы, его характерные черты: увлечение мистикой, вера в

потусторонний мир, главная страсть у мужчин - игра в карты.

5.

Пушкин

и

русское

дворянство.

Особая

роль

дворянства

в

развитии

общества.

Разочарование поэта в этой миссии.

6.

Семья Томских. Судьба трех поколений представителей дворянства.История семьи-

история деградации старинного русского рода.

7.

Париж и Петербург. Блистательный мир Парижа исчез под натиском французской

революции. Какая участь ждет Петербург?

8.

Два лика Петербурга: дневной и ночной. Образ – символ города.

9.

Образ Германа как символ. Душа Мефистофоля, профиль Наполеона, сын немца,

инженер, игрок.

10. Безумие

мира

в

безумии

героя.

«Наполеон

-

символ

эры

индивидуализма,

самоутверждения, это гений века, рождающего безумие Германа»

Мы представили один из способов толкования текста на основе историко – культурного

комментария. Изучив подробно эпоху, взгляды Пушкина, ученики попытались наполнить

новым

содержанием

это

произведение.

Истолковав

таким

образом

текст,

дети

заинтересовались и другими произведениями литературы. Таким образом, произведения

становятся близкими читателю 21 века, они слышат эхо далеких эпох, видят немеркнущий

свет искусства прошлого.



В раздел образования