Напоминание

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Дробязина Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №66 "Забавушка"
Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема: РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




УДК 373.25

Л.И. Дробязина

МАДОУ города Нижневартовска

ДС № 66 «Забавушка»

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО

МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

очерчивает

ряд

требований

к

познавательному

развитию

старших

дошкольников,

частью

которого

является

их

математическое

развитие.

Для

интеллектуального развития детей существенное значение имеет

приобретение

ими

математических

представлений,

которые

активно влияют на формирование умственных действий, столь

необходимых для познания окружающего мира.

В

ф о рм и р о ва н и и

эл е м е н т а р н ы х

м а т е м а т и ч е с к и х

представлений

важную

роль

играют

развивающие

игры.

Основное назначение их – научить детей различать, выделять,

называть

множества

предметов,

чисел,

геометрических

фигур,

пространственных

направлений.

В

развивающих

играх

есть

возможность

формировать

новые

знания,

знакомить

детей

со

способами действий.

Каждая

игра

несет

конкретную

задачу

совершенствования

математических

(количественных,

про ст ранственных,

временных)

представлений

детей.

Систематическая

работа

с

детьми в формировании математических представлений и умений

посредством

развивающих

игр

совершенствует

общие

умственные способности: логичность рассуждений и действий,

смекалку и сообразительность, пространственные представления.

Однако проблема формирования и развития математических

спо собно стей

детей

по средством

развивающих

и г р

математического характера – одна из наименее разработанных на

сегодня

проблем

дошкольной

педагогики.

В

связи

с

этим

возникает

проблема:

можно

ли

повысить

уровень

развития

элементарных

математических

представлений

дошкольников

посредством использования развивающих игр математического

характера.

Мы предположили, что введение в образовательный процесс

развивающих игр создаст условия для успешного формирования

элементарных математических представлений.

В процессе игр дети незаметно для себя, считают, складывают,

решают

различного

рода

логические

задачи,

формирующие

определенные логические операции. Игры учат ребенка понимать

математические

понятия,

формируют

представления

о

соотношении

цифр

и

чисел,

количества

и

цифры,

развивают

умения

ориентироваться

в

направлениях

пространства,

делать

выводы.

При использовании развивающих игр широко применяются

различные

предметы

и

наглядный

материал,

который

способствует

тому,

что

занятия

проходят

в

ве с елой,

занимательной и доступной форме.

Подобранные

развивающие

игры

по

формированию

математических

представлений

были

условно

поделены

на

следующие группы:

Игры с цифрами и числами. К данной группе игр отнесли игры

обучающие детей счету в прямом и обратном порядке. В данных

играх дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10

(20) и сопровождать словами свои действия, развиваются такие

навыки, как разбор числа на составные части и определение

предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка,

у

детей

развиваются

познавательные

процессы:

внимание,

память, мышление. Игры: «Какой цифры не стало?», «Сколько?»,

«Путаница?»,

«Исправь

ошибку»,

«Убираем

цифры»,

«Назови

соседей» и т.д.

Игры-путешествия

во

времени

и

на

ориентировку

в

пространстве. К данной группе игр были сгруппированы игры,

которые

служат

для

изучения

временных

представлений,

помогают

детям

быстро

запомнить

название

дней

недели

и

название месяцев, их последовательность. Игры: «Живая неделя»

«Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово»,

«Круглый год», «Двенадцать месяцев».

Игры

на

ориентирование

в

пространстве.

При

помощи

развивающих

игр

и

упражнений

дети

овладевают

умением

определять

словом

положение

того

или

иного

предмета

по

отношению к другому предмету (объекту). Это такие игры как:

«Найди

предмет»,

«Расскажи

про

свой

узор»,

«Мастерская

ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и т.д.

Игры с художественным словом. К данной группе игр отнесли

игры, в которых занимательные задачи оформлены в виде сказок,

маленьких историй, веселых рассказов; стихи математического

содержания,

считалки,

скороговорки,

пословицы,

загадки

математического содержания. Это своеобразные увлекательные

игры, вызывающие радостное эмоциональное состояние детей,

упражнение

в

выделении

количества,

формы,

величины,

развивающие логическое и математическое мышление.

Игры

с

геометрическими

фигурами

направлены

н а

формирование

представлений

об

основных

геометрических

фигурах

и

развитие

способности

изображать

их.

Игры:

«Геометрическая мозаика», «Лото», «Геометрическая картинка»,

«Составь фигуру и назови».

Игры на развитие творческих способностей и логического

мышления. Такие игры способствуют развитию нестандартного

мышления у детей, к ним отнесли игры: «Найди нестандартную

фигуру,

чем

отличаются?»,

«Мельница»,

« Та н г р а м» ,

«Головоломка из картона», «Коломбово яйцо» и другие.

Игры

применялись

в

различных

формах.

В

процессе

непосредственно

образовательной

деятельности

развивающие

игры

использовали

как

ее

отдельные

части.

В

процессе

совместной деятельности воспитателя с детьми игры включали в

подгрупповые и индивидуальные формы работы для закрепления

и уточнения математических представлений. Для использования

игр

в

самостоятельной

деятельности

детей

создавали

необходимую

предметно-развивающую

среду:

размещали

игровой материал и необходимые пособия для игр.

Развивающие игры активно использовали в кружковой работе

с детьми. Кружок «Математическая мастерская» посещали дети

вне образовательного процесса по своему желанию. На кружке

«Математическая

мастерская»

изготавливали

с

детьми

математические

игры,

пособия

для

себя

и

для

малышей

и

обыгрывали

их.

Это

позволяло

детям

применять

полученные

ранее знания для того, чтобы решать практические задачи. С

помощью «Математической мастерской»:

- закрепляли математические знания, полученные на занятиях;

-

обогащали

словарь

детей

доступными

математическими

терминами;

- готовили руку к письму через вырезывание, обводку и т.д.

Разработанная

система

работы

по

формированию

элементарных

математических

представлений

посредством

развивающих игр позволила повысить:

активность

детей

в

процессе

непо средственно

образовательной деятельности;

самостоятельность

детей

в

решении

различных

проблемных ситуаций;

уровни

развития

познавательных

процессов:

памяти,

мышления (умений рассуждать, сравнивать, анализировать и т.п.);

уровни развития культуры речевого общения детей друг с

другом.



В раздел образования