Напоминание

Хоровое исполнительство - сфера формирования музыкальных интересов младших школьников


Автор: Мерзлякова Валентина Леонидовна
Должность: преподаватель дши
Учебное заведение: МБОУ ДО "Кезская детская школа искусств"
Населённый пункт: посёлок Кез
Наименование материала: статья
Тема: Хоровое исполнительство - сфера формирования музыкальных интересов младших школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хоровое исполнительство-сфера формирования

музыкальных интересов младших школьников.

Музыка – это неотъемлемая часть жизни современных людей. В наше время

она звучит повсюду, на радио и по телевидению, на больших и малых

концертных сценах. Ее живое звучание можно услышать даже на городских и

парковых площадках, в магазинах и просто на улицах. Для многих людей

музыка стала не просто приятным времяпрепровождением, а переросла в

настоящий образ жизни. Наряду с эстетическим удовлетворением музыка несет

в себе так же познавательный элемент. С ее помощью можно перенестись в

различные эпохи, узнать, как жили наши предки, и более того, ощутить и

попытаться понять их чувства и переживания. Окунувшись в удивительный и

неисчерпаемый мир искусства, люди переносят в свою жизнь опыт и знания

предыдущих поколений. Таким образом, музыка-это способ выражения

человеческих эмоций, мыслей и чувств.

Одна из разновидностей современного музыкального искусства -

хоровое пение.

Хор

(др.-греч. χορός — толпа)

хоровоìй коллектив, пеìвческий коллектив,

музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хороистов, артистов хора);

совместное звучание человеческих голосов.

Это собрание поющих, в звучании которого есть строго уравновешенный

ансамбль, точный строй и художественно точно выполненные нюансы.

Хор отличается от вокального ансамбля (квартета, квинтета и т.д.) наличием

как минимум двух (по П.Чеснокову, трех) или более человек исполняющих одну

и ту же партию. Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии:

сопрано, альт, тенор, бас.

Хором руководит дирижер или хормейстер

.

Хор

может петь в сопровождении инструментов или без него (пение a-capрella ).

Важным фактором в изучении музыки является музыкальный интерес.

Современный педагог - практик З.П.Морозова утверждает, что эффективность

хорового занятия зависит от уровня развития музыкального интереса. Результат

будет наиболее высоким, если у детей ярко выражен музыкальный интерес.

Изучая процесс обучения в хоровом коллективе , мы видим, что с помощью

музыкального интереса можно лучше узнать личность ребенка, а так же

обнаружить к какому виду деятельности тот более всего склонен. Интерес

помогает ему узнать и осмыслить окружающий мир через музыку. Если детям

интересно на занятиях, они заметно активизируются и активно включаются в

творческий процесс, лучше раскрываются их интелектуальные и

эмоциональные способности. Таким образом, мы приходим к заключению, что

музыкальный интерес – это основная двигательная сила в обучении на уроках

хора.

К проблемам музыкального интереса обращаются многие известные

ученые и исследователи: Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин,

Ю.Б.Алиев, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский , Д.К. Кирнарская ,

В.С.Цукерман, О.П.Радынова, А.Н.Сохор ,Г.П.Стулова, З.П.Морозова ,

Б.М.Теплов, , В.С.Цукерман ,В.Л.Яворский и др.

В научных исследованиях «Музыкальный интерес как специфическая

разновидность категории интереса», современные психологи Н.А.Фролова и

М.Б.Дмитриева дают определение термину «музыкальный интерес». Это

определенное мотивированное состояние, побуждающее к познавательной,

продуктивно-творческой музыкальной деятельности, которая является основой

для динамичного развития музыкальных способностей и личностных качеств, и

ведет к культурному обогащению личности.

Проанализировав различные точки зрения ученых Э.Б.Абдуллина,

Е.И.Бурлина, Н.И.Буторина , Н.А.Менизикова, Н.Е.Судакова, Г.А.Струве,

Т.В.Красноперова они выделяют два основных направления. Представители

первого направления делают акцент на мотивационном состоянии как

движущей силе учения и средстве побуждения к продуктивной и

познавательной деятельности. По мнению Э.Б.Абдуллина развитие

музыкального интереса происходит благодаря выразительному слову учителя,

интересной подаче материала и образному восприятию музыки.

Представители второго направления рассматривают музыкальный интерес

как способ удовлетворения музыкальных потребностей. В.С.Цукерман и

З.П.Морозова считают, что музыкальный интерес обусловлен музыкальными

потребностями.

В свою очередь, пробуждать интерес к музыке - это задача педагога. Решая

ее, он добивается того, что работоспособность ученика повышается. От того,

сумеет

ли

педагог

привить

ребенку

любовь

к

музыке,

увлечь

его,

зависит

результат.

О

положительном

результате

говорит

вовлеченность

детей

в

процесс,

у

них

повышается

активность,

эмоциональная

отзывчивость

и

улучшается

работоспособность.

Музыкальный

интерес

-

одна

из

основ

музыкально-творческого развития ребенка. Он формируется, прежде всего, в

условиях института семьи и зависит от умения педагога привить любовь к

музыке, научить детей эмоционально сопереживать.

Для меня важно создать подпитывающую воспитательную среду, а так

же интересна

микросреда, в которой

живут

хористы. Как для педагога-

практика очень важно знать ,за счет чего формируется личность ребенка.

Как же еще рассматривают музыкальный интерес музыковеды и ученые?

Музыкальный интерес рассматривается ими, прежде всего, как составная часть

музыкального воспитания. Как говорилось автором ранее, музыка - это

неотъемлемая часть жизни, следовательно, и изучать ее нужно как некое

явление. Музыкальный писатель и педагог Д.Б Кабалевский утверждал, что

основным в занятиях музыкой является увлечение и любовь к ней. Он отвергал

формализованный подход к музыке: « Я стремился найти такие принципы,

методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их

музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе

неизмеримые возможности духовного обогащения человека».

Это утверждение весьма верно, поскольку изучение любого предмета,

будь то музыка или живопись, математика или физика невозможно без

увлеченности ребенка предметом. Если предмет не вызывает интереса, его

можно изучать, но без особого интузиазма и эмоциональной отзывчивости со

стороны детей. Вряд ли такое обучение принесет плодотворные и высокие

результаты. Специфика хоровых занятий заключается в том, что этот предмет

музыкально-творческий, в него необходимо вкладываться эмоционально, без

этого обучение практически не имеет смысла.

Если ребенок живет в атмосфере любви и понимания, то ему легче учиться

в школе, он более открыт и общителен со сверстниками. У ребенка существует

потребность в общении, он стремится узнать окружающий его мир. Он видит

себя глазами взрослых и оценки, отдаваемые ему родителями, будут

восприняты им. Если у ребенка заниженная самооценка, это повлияет на его

поведение, он может стать тревожным, начать нервничать или бояться. Это

особенно видно, если ребенок приходит в хоровой коллектив, для него крайне

важно почувствовать себя в коллективе, раскрыться, избавится от стеснения

или заниженной самооценки. Задача педагога - быть внимательным и

чувствительным к каждому ребенку. Именно для этого лучше узнать ситуацию,

сложившуюся в семье.

Лучше для ребенка, чтобы воздействие музыки и искусства начиналось как

можно раньше. Чем больше родители воспитывают в ребенке любовь к

искусству, тем больше развивается ребенок. Доказано, что дети

,

которые

занимаются музыкой, превосходят в развитии сверстников, у них

лучше развита

моторика и память, они более восприимчивы и эмоционально отзывчивее

детей, не занимающихся этим видом деятельности. Очень важно также, какую

музыку слушают в семье, поскольку музыкальный вкус формируется с раннего

детства – такого мнения придерживаются многие музыкальные исследователи.

Особую и важную роль в формировании музыкальных интересов играет

семья. Но верно ли это суждение до конца или существуют и другие,

формирующие личность ребенка, факторы? Изучению этого вопроса посвящены

исследования современных психологов.

Доктор искусствоведения и психолог Д.К . Кирнарская в книге

«Музыкальные способности» исследует вопрос о формировании творческой

личности в условиях семьи. Она опирается на исследование психолога Джона

Шелтона, проводившего опрос среди школьников. Он разделил их на две

группы - музыкальные и немузыкальные. Немузыкальные дети на 91,1 процент

происходят из немузыкальных семей. В ситуации с музыкальными детьми 16,6

% происходят из музыкальных семей,61,1% детей происходит из

среднемузыкальных семей, и 22,1% из немузыкальных семей. Такая статистика

весьма интересна, она говорит о том, что происхождение таланта происходит в

различных условиях, и подтверждает тот факт, что работа педагога играет

огромную роль. Д.К.Кирнарская объединет вместе такие компоненты таланта

как интеллект, креативность, интерес. Все эти критерии важны для развития

музыкально-творческих способностей детей. В своей книге она говорит:

«Музыка облагораживает эмоционально, музыка обогащает умственно, музыка

способствует росту основных человеческих способностей - способности к

логическому мышлению и способности к овладению языком и речью…Музыка

способствует развитию социально ценных качеств человека, делая его более

либеральным и способным воспринимать «чужое» как «свое»». Это

утверждение абсолютно верно, поскольку музыка учит сопереживанию, она

развивает детей эмоционально и умственно.

В исследованиях иностранных психологов Джона Слободы и Майкла Хау

говорится, что наиболее успешны в музыке дети, которые многим

интересуются, играют на нескольких инструментах, посещают театры и

выставки, читают и много общаются с друзьями. Из этого можно сделать вывод,

что обучение и развитие личности ребенка должно быть разносторонним.

Родители обязаны позаботиться о том, чтобы ребенок посещал музеи,

концерты, читал. Важно прививать ему интерес ко всему, что его окружает.

Для детей основным и важным преимуществом в коллективных занятиях

является

групповая

форма

обучения

и

общий

образовательный

процесс.

Хоровая музыка очень полезна для детей. Она имеет огромное воздействие на

воображение и

вызывает определенные

эмоциональные реакции. Все это

безусловно развивает ребенка.

Так же многие музыковеды говорят о пользе хоровых занятий.

Проблеме

формирования

и

воспитания

личности

уделяли

внимание

такие

исследователи

и музыковеды как Б.В.Асафьев, Н.А.Брюсова, Н.Л.Гозденская,

Г.Л.Рошаль,М.А .Румер, Н.И.Сац, В.Н. Шацкая, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворскийи и др.

Музыкальный исследователь А.Асафьев утверждает, что ребенок,

который

был

включен

в

музыкально-творческий

процесс,

с

большим

пониманием и радостью воспринимать все то, что происходит в мире искусства,

нежели

тот,

кто

не

принимал

в

нем

непосредственного

участия.

Это

утверждение абсолютно верно, дети которые занимаются в музыкальной школе

заметно отличаются от детей, которые учатся только в общеобразовательной

школе.

Они

творческие,

активные

и

эмоционально

более

открыты.

И

если

говорить об общественной деятельности в школе, они зачастую берут на себя

всю

внеклассную

работу,

участвуют

в

концертах,

и

даже

сами

их

организовывают.

Дети поющие в хоре, часто действуют коллективно, и организовывают

какие либо мероприятия вместе.

Еще русский педагог и основоположник научной педагогики в России

К.Д.Ушинский

говорил

о сближении всех участников коллектива, и об их

общем переживании. Именно в условиях хорового коллектива

формируется

коллективное чувство, развивается умение действовать вместе и быть заодно.

Русский и советский философ, педагог и психолог П.П. Блонский отмечал,

что

хоровое

пение

обогащает

ребенка,

устраняет

субъективизм

и

односторонность. С этим утверждением нельзя не согласиться.

Оно очень

верно, поскольку именно в коллективе ребенок может раскрыться, найти

друзей,

понять, какое же место он в нем занимает, как реагируют на

его

поступки

другие

дети,

за

какие

качества

характера

его

ценят

и

уважают.

Дружеская атмосфера помогает и укрепляет самооценку ребенка, формирует

его отношение к себе и окружающим.

Одна из главных задач хоровых занятий – это воспитание. В своей книге

исследователь М.А Шангутова вводит термин «воспитательный эффект». Это

воздействие учителя на учеников в образовательном процессе. Оно влияет на

учеников и является основополагающим, так как хоровой коллектив не только

учит

петь,

он

воспитывает

нравственные

и

моральные

принципы.

Целью

учреждения дополнительного образования является воспитание и подготовка

разносторонне

развитой

личности,

изменение

мировоззрения

личности,

ее

нравственное воспитание. Педагог должен объяснять ,почему нужно вести себя

уважительно по отношению к окружающим, объяснять всю ценность дружбы,

и

делать это на примере разучиваемого репертуара. В результате ребенок

приобретает способность ценить, понимать полученный материал.

В обосновании теоретических основ музыкального интереса как

педагогической проблемы автор опираясь на теоретические исследования

ученых, выявил, что музыка (в частности хоровой коллектив) является

неотъемлемой частью жизни современном обществе.

В современных условиях в развитии подрастающего поколения большое

значение играет включение его в творческий коллектив (музыкальный в

частности).

Использование и актуализация потенциала детей младшего школьного

возраста является фундаментом развития музыкальных интересов на

последних возрастных этапах развития подростков и юношества. Хоровое

искусство – одно из самых доступных форм в исполнительской культуре

личности.

Процесс обучения и воспитания детей школьного возраста в хоровом

коллективе перспективен при наличии и развитии музыкального интереса. О

наличии интереса можно судить, если воспитанник активно включается в

исполнительство. Хоровое исполнительство помогает ему окружающий мир

осмысливать через музыку. Таким образом ,хоровое исполнительство

развивает психологические качества(восприятие, воображение),а так же

помогает выстраивать и формировать свои знания полученные в коллективе и

переносить –экстрополировать их на другую сферу –образовательную

школьную деятельность.

Таким образом, автором обасновано, что учебно-творческий процесс,

включающий хоровое исполнительство опирается на педагогические принципы

формирования музыкально-творческих интересов.

Список литературы.

1)Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании./

Б.В.Асафьев. // Издательство «Музыка» Москва, Леннинград.-1965 г.

2) Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для

общеобразовательной школы. - М., 1973

3)

Д.К

.Кирнарская.

Психология

специальных

способностей

.Музыкальные

способности /Д.К.Кирнарская//–М: Таланты-XXI век,-2004.

4

) М.А.Шангутова.Воспитательные

эффекты

в

музыкальном

образовании

детей.Ульяновск /Шангутова //2011.г



В раздел образования