Автор: Дуденкова Елена Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №26 "Сказка"
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг эффективного взаимодействия с ребенком
Раздел: дошкольное образование
ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ
«Все вы, взрослые такие. Говорите
«Делай, что я сказал и не жужжи!»»
Из разговора с мальчиком
Уважаемые педагоги, я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Общение с
ребенком». Эту тему я считаю очень важной, так как общение с детьми является сутью
нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение
организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша
удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и самочувствие.
ПРИВЕТСТВИЕ
Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно
должно быть коротким, в одно слово желательно. Вы бросаете мяч тому, кому
хотите
пожелать
и
говорите
пожелание.
Тот,
кому
бросили
мяч,
бросает
следующему, кто еще остался без пожелания.
Будем внимательно наблюдать за тем, чтобы мяч побывал у всех и постараемся
никого не пропустить.
Наблюдения за взрослыми и детьми, манерой их общения между собой, беседы с
родителями и педагогами позволяют очертить небольшой круг проблем, с которыми
они
наиболее
часто
сталкиваются
и
которые
препятствуют
их
эффективному
взаимодействию. К таким проблемным зонам и частым жалобам и запросам можно
отнести следующие:
«Как
правильно
оценивать
ребенка?»,
«Должен
ли
я
всегда
его
хвалить,
независимо от успехов?», «Как указывать ребенку на его ошибки, чтобы он
научился сам их исправлять?» - вопросы, затрагивающие оценку активности
ребенка
«Он стал такой скрытный, что мне делать?», «Ребенок не умеет меня слушать –
кажется,
что
он
безразличен
ко
всему,
что
я
говорю»,
«Она
никогда
не
рассказывает дома как прошел день в детском саду» - здесь речь идет об умении
слушать друг друга
«Как сделать ребенка послушным?», «Для него правила поведения – пустой
звук…»,
«Какие
методы
наказания
наиболее
действенны?»
-
эта
область
вопросов касается установления границ поведения детей, правил и запретов.
В каждой из этих сторон взаимодействия взрослых и детей риск совершить ошибку
велик. Как показывают опыт и практика работы, именно здесь педагоги и родители
допускают психологические промахи – неправильно оценивают ребенка, не всегда
способны выслушать и попытаться понять, слишком жестко или, напротив, лояльно
относятся к проблеме установления для детей правил и норм поведения.
Поэтому под психологически грамотным взаимодействием взрослых с детьми мы
будем
понимать
такое
межличностное
общение,
при
котором
взрослый
старается
совершить как можно меньше «психологических промахов», занимает рефлексивную
позицию
в
отношении
своего
воздействия
на
ребенка,
проявляет
достаточную
гибкость, ориентируясь на его потребности.
Слайд
2
Условно
в
таком
взаимодействии
взрослого
с
ребенком
мы
выделяем
основные элементы:
-умение
предоставлять
детям
обратную
связь
относительно
их
деятельности
и
поведения
- навык активного слушания
-умение устанавливать для детей правила и ограничения
Сегодня
мы
рассмотрим
первую
составляющую
взаимодействия
с
ребенком
–
Обратная связь. (Это то, насколько качественно взрослый может донести ребенку
информацию о нем самом же в настоящий момент времени, по поводу его поведения
или какой то деятельности)
Далее
мы
посвятим
еще
2
встречи,
касающихся
эффективного
взаимодействия
с
детьми. Они будут про формирование навыка активного слушания и далее про не
менее
важную
часть
взаимодействия
взрослого
с
ребенком
–
это
дисциплина,
наказания, то есть поговорим об умении устанавливать правила и ограничения
Слайд 3.
Занятие 1. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Итак, первым элементом психологически грамотного взаимодействия взрослых с
детьми, который мы рассмотрим и с освоения которого начинается наша работа,
является ОЦЕНКА. «Мы должны создать зону успеха
каждому ребенку.
Похвалить необходимо каждого,
независимо от его успехов! Ясно?»
Заведующая детским садом
Упражнение 1 «Словарь оценок»
Я предлагаю вам составить словарь оценок. Ваш лист разделен на 2 колонки «+» и «-«
( или Разделите пожалуйста лист бумаги на две половины – «+» и «-«).
В
колонку
со
знаком
«+»
каждый
записывает
те
слова
или
выражения,
которые
использует для положительной оценки деятельности детей, а во вторую колонку, со
знаком
«-«
-
слова
и
выражения,
которые
содержат
отрицательную
оценку
деятельности детей.
Бланки не подписываются и каждый может писать любые слова и фразы, которые
употребляет, оценивая детей.
Я собираю все бланки и на их основе мы составим один большой «Словарь оценок»,
выписывая туда все слова и фразы из всех бланков.
Слайд 4.. Давайте посмотрим на самые распространенные варианты оценок
.Для взрослого, работающего с ребенком, оценка любых проявлений его активности –
одно из главных средств воздействия на него. Причем нет принципиальной разницы
между педагогической и родительской оценкой. Как правило, воспитатели и родители
используют одни и те же оценки и совершают одни и те же ошибки, оценивая детей.
Часто большинство оценок можно отнести к осуждению и порицанию, высмеиванию и
подтруниванию над ребенком, к попытке интерпретации его поведения. Такие формы
оценки
не
несут
в
себе
никакой
положительной
мотивации
и
содержательной
информации для ребенка по поводу его деятельности и поведения.
Наиболее
популярной
похвалой
ребенка
оказались
привычные
уменьшительно-
ласкательные
слова
и
прозвища
(рыбонька,
зайка,
солнышко).
А
первое
место
в
рейтинге положительных оценок занимает неизменное «Молодец!». Такая похвала
также
не
содержит
ясных
критериев
оценивания
и
является
обобщенной
положительной
оценкой
всей
личности
ребенка.
И
те
же
самые
оценочные
высказывания легко обнаружить и в лексиконе родителей.
Слайд 5
Можно назвать несколько типичных ошибок, которые совершают взрослые, оценивая
детей:
Оценка не содержит критериев оценивания («Молодец», «Умница», «Хорошо»)
Оценивается личность ребенка в целом, а не отдельные действия («Разиня»,
«Неряха», «Неумейка»)
Преобладает отрицательная оценка над положительной, либо, наоборот, дается
ребенку только позитивная завышенная оценка, независимо от его реальных
достижений
Оценивая ребенка, его сравнивают с другими детьми и, как правило, такое
сравнение осуществляется не в его пользу
Взрослые не различают области оценивания (поведение ребенка и деятельность)
и используют одни и те же оценки.
Слайд 6. Одна из основных функций оценки ребенка – мотивационная. Оценка
должна
побуждать
ребенка
к
улучшению
результата
своей
деятельности,
изменению поведения. Оценивающий взрослый всегда выступает в роли эксперта
деятельности, он носитель определенных знаний и переживаний, а своей оценкой
отражает активность ребенка, является для него своеобразным зеркалом. Оценка
взрослого – это обратная связь, помогающая ребенку сориентироваться в своей
активности, в нормах поведения и в собственном «Я». То есть это основа для
формирования самооценки ребенка.
Я напомню, что самооценка формируется в человеке не только от удач или неудач
взрослой жизни, но прежде всего в детстве. Вирджиния Сатир говорила вместо
самооценки – о чувстве самоценности, которое закладывается очень рано и зависит
от того, как с ребенком обращались авторитетные взрослые – родители и педагоги.
Поэтому далее мы будем говорить об обратной связи относительно активности
ребенка вместо слова «Оценка»
Статья «УХОДИ, ТЫ ПЛОХОЙ»
Слайд
7
Можно
выделить
две
самостоятельные
и
разноплановые
формы
активности детей – это целенаправленная деятельность (продуктивная, игровая,
трудовая, учебная) и поведение. Соответственно, основными областями оценивания
ребенка являются поведение и деятельность. Рассмотрим их отдельно.
Слайд 8
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Деятельность ребенка складывается из отдельных действий, отвечающих цели;
усилий, направленных на выполнение действий и результата.
Поэтому, основными «мишенями» оценивания взрослого должны стать
- действия ребенка
- его усилия
- и результат деятельности.
Оценка=обратная связь.
Задача взрослого – описать ребенку, какие конкретные его действия отвечают цели
деятельности и ведут к ее успешному выполнению, а какие – нет. Такая обратная
связь включает в себя факты происходившего в действительности, положительный
и отрицательный эффект от этих событий и позволяет ребенку понять, какую он
совершил ошибку и как ему следует действовать в дальнейшем.
Чтобы выразить одобрение действиям ребенка, взрослый просто описывает, что тот
сделал
или
объясняет,
почему
это
было
успешным.
Здесь
акцент
ставится
на
активности ребенка, поэтому эту форму обратной связи условно можно назвать
«ты-сообщением»,
так
как
наша
похвала
обращена
к
ребенку
и
адресует
ему
ответственность за свои действия и результат деятельности.
Слайд 9
Такая обратная связь складывается из:
Описания действий ребенка («Ты сделал»)
Описания усилий ребенка («Ты приложил усилия»)
Описания результата деятельности ребенка («Ты добился»)
Например, «Ты внимательно меня слушал и старался рисовать прямые линии по
клеточкам, как я говорила. Поэтому у тебя получился ровный и красивый рисунок»
То есть мы можем либо сначала описать действия ребенка, а затем его усилия и
результат. Либо начинаем с описания усилий ребенка, его действий и заканчиваем
описанием результата его деятельности. – Принципиальной разницы здесь нет.
Слайд 10.
Есть
и
еще
одна
форма
обратной
связи,
более
привычная
и
популярная
среди
взрослых. Она выражается как
«одобрение-критика-одобрение». Взрослый говорит
ребенку что-то хорошее, затем переходит к негативной критике и заканчивает вновь
позитивной оценкой.
Например, «Ты хорошо нарисовал небо и облака, но дом у тебя получился немного
кривой и непропорциональный. Зато вокруг него у тебя вышла очень красивая зеленая
трава»
Первое
одобрение («Ты
хорошо
нарисовал
небо
и
облака»)
–
это
как
бы
аванс,
смягчающий последующую критику («дом – немного кривой и непропорциональный»),
которая как раз и является правдой о основным смыслом оценки взрослого. И наконец,
за
критикой
следует
очередная
похвала («очень
красивая
зеленая
трава»),
направленная на то, чтобы ребенок не остался расстроен.
Ребенка обязательно нужно похвалить, как бы он ни старался и какой бы результат ни
получил. Такая похвала вдохновляет ребенка и придает ему веру в себя.
Но здесь есть один нюанс – если в нашей обратной связи есть частица НО, то можно
уже не принимать во внимание все, что сказано до этого слова. В данном примере союз
НО связывает в одном высказывании две разноплановые оценки, одна из которых –
одобрение, а вторая - критика. В результате критика ослабляет эффект от похвалы, а
похвала в начале и конце – лишь вводит в заблуждение. Поэтому чтобы не запутать
ребенка разумнее в таком случае дать ему две отдельные обратные связи.
Например, «Ты
здесь
провел
неровные
линии,
и
поэтому
дом
получился
немного
кривым.
А
здесь
ты
постарался
нарисовать
небо
и
траву,
используя
яркие
и
подходящие цвета, - они у тебя получились очень красивые и аккуратно закрашенные»
Действия ребенка
Усилия ребенка
результат
Усилия ребенка
Действия ребенка
результат
Слайд 11
Это общий алгоритм обратной связи, эффективный для оценки любой деятельности
ребенка.
Во-первых,
она
задает
критерии
оценивания:
описывая
действия
ребенка
и
результат их выполнения, мы даем понять ребенку, что он сделал верно, а что
неверно.
Во-вторых, такая обратная связь не вызывает у ребенка негативных эмоций и не
навешивает на него каких-то оценочных ярлыков. Взрослый выступает при этом
и как эксперт и как партнер.
В третьих, обратная связь способствует формированию у ребенка способности к
самоконтролю и саморегуляции, побуждая его к самостоятельной коррекции
своей деятельности в последующем.
Слайд 12
Давайте попробуем теперь по этой же схеме оценить ПОВЕДЕНИЕ ребенка.
Например, «Ты очень старался (усилие) попасть мячом в окно (действия), и тебе
удалось его разбить (результат)».
В
данном
случае,
следуя
алгоритму
обратной
связи,
мы
получаем
не
оценку,
а
констатацию факта. То есть получается, что для оценки поведения ребенка эта схема
не подходит.
Если результат ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ребенка принадлежит ему самому и только ему, то
результат или последствия ПОВЕДЕНИЯ, поступков затрагивают окружающих людей.
Иногда поступок ребенка вызывает в нас настолько сильные эмоции, что мешают нам
адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. В
таких
случаях
типичной
ошибкой
взрослых
–
родителя
или
педагога
–
станет
ПРЯМАЯ, чаще всего НЕГАТИВНАЯ ОЦЕНКА ВСЕЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, а не
отдельного его поступка.
Как
говорил
американский
психолог
Х.Жинот,
«хорошие
учителя
стараются
разобраться что же произошло с ребенком, а учителя «не на высоте» оценивают его
характер и личные качества. Именно здесь, с его слов, пролегает граница между
профессиональным и непрофессиональным общением.
Слайд 13
Томас Гордон
предлагает в подобных ситуациях, когда поступок ребенка требует
нашей реакции и оценки, использовать «Я-сообщения». Это будет точное и корректное
выражение своих чувств в отношении поведения ребенка. (Мы подробнее о технике
взаимодействия
с
ребенком
по
Гордону
поговорим
на
отдельном
семинаре).
Эта
техника, Я-сообщения – не содержит критики, приказаний, прямой негативной оценки
или команды.
«Я – сообщение» состоит из компонентов:
1.
Это точное и адекватное ситуации выражение взрослым своих чувств и эмоций
по поводу поведения или отдельного поступка ребенка
Например,» Я огорчен, Я рассержен, Мне не нравится…»
2.
Далее взрослый описывает поведение ребенка или его поступок, вызвавший эти
чувства. Обычно начинаем со слова, «Когда»
Например, «Я расстраиваюсь, когда оставляют в беспорядке на ковре игрушки»,
«Мне не нравится, когда опаздывают»
Один момент здесь важный – описывать поведение ребенка в безличной форме –
например, невнимательно слушаЮТ, громко кричАТ, дерУТСЯ – это важно, когда
оценивается
поведение
ребенка
в
детской
группе,
поскольку
использование
местоимения «Ты» (Ты невнимательно слушаешь, ты не убираешь за собой игрушки)
может создать у ребенка впечатление, что только его поведение вызывает у взрослого
отрицательные переживания.
Обратная связь в виде «Я-сообщений» эффективна не только для описания негативных
поступков , но и для положительной оценки ребенка.
Ведь дети и так догадываются, какие эмоции они могут вызвать у взрослого своими
отрицательными поступками, но не всегда знают, какие чувства они вызывают у
взрослых положительным поведением.
Взрослые и сами не всегда задумываются о своих чувствах по поводу позитивного
поведения ребенка и не всегда обращают внимание на него. А это одна из ошибок –
игнорировать хорошее поведение ребенка, принимая его как должное, и уделять
максимальное внимание негативным поступкам.
Нам как педагогам известно, для того чтобы мотивировать ребенка, подкреплять его
поведение, необходимо переориентировать наше внимание и больше уделять его
положительным сторонам.
Например, «Я так рада, что ты сам прибрал за собой игрушки», «Мне очень приятно,
что ты помог мне вымыть посуду», «Я горжусь вами за то, что вы были сегодня
очень вежливые»
То есть всегда уместно продемонстрировать ребенку свое впечатление об его работе,
поведении, проговорив свои чувства и эмоции по этому поводу, используя «Я-
Я (МНЕ)….
Описание
чувств,
переживаний
Безоценочная
характеристика
поведения
ребенка в
безличной
форме
сообщения» - например, «Мне очень нравится, как у тебя получилось нарисовать
облака», «Мне приятно смотреть, как ты старательно выполняешь задание».
Слайд 14.
Упражнение
Работа в парах. Дается ситуация на листочке, педагоги дают обратную связь на
ситуацию, либо вспоминают актуальную ситуацию в группе и дают обратную связь на
нее.
Ситуации:
Ситуация
Оценка повседн.
Чувства
Я-сообщение
1.Играя, девочка
пытается оторвать
кукле ногу
(поведение)
«А если тебе
оторвать ногу –
будет приятно?»
Сострадание
«Мне очень жаль, что дети
так обращаются с куклами,
и если так будет
продолжаться, то кукол у
нас не останется. И мне
придется их спрятать»
Или
«Мне не нравится, когда
дети ломают игрушки,
потому что потом нам не с
чем будет играть»
2.Двое детей бегают
друг за другом по
группе и громко
кричат (поведение)
«Что за табун
носится?»
Раздражение
«Мне очень обидно, что
наши беседы по правилам
поведения в группе прошли
даром»
3.Во время разговора
с коллегой ребенок
тянет вас за платье,
перебивает, пытается
привлечь ваше
внимание.(поведение)
«Не мешай,
отойди. Ты
видишь – я
занята?»
Досада
Стыд
«Мне не приятно, когда
мешают разговаривать, я
отвлекаюсь и не слышу, что
мне говорят»
Или
«Мне стыдно, что дети
старшей группы могут
такое себе позволять. Когда
деятельность
поведение
«Я – сообщение»
«Ты – сообщение»
«Ты внимательно меня слушал и
старался рисовать прямые
линии как я говорила. Поэтому у
тебя получился ровный и
красивый дом
«Я расстраиваюсь, когда
оставляют в беспорядке
игрушки»
разговаривают два взрослых
человека, надо сказать:
«Простите пожалуйста, что
я вас перебиваю»
4.Наблюдая за игрой
детей, вы слышите
что кто-то из них
ругается матерными
словами.9поведение)
Нельзя так
говорить. Это
нехорошие
слова
Так ругаются
только
нехорошие люди
Тебе не стыдно?
Удивление
«Я удивлена, что некоторые
дети говорят такие плохие
слова»
Или
«Меня огорчают дети,
которые ругаются
матерными словами»
5.Во время обеда
мальчик ложкой
изображает стрельбу
из пистолета, бросает
в других детей
хлебным крошками
Вместо еды –
одно баловство
Ну ты и
свинтус!
Надо в ясли
отправлять на
перевоспитание
Недовольство,
удивление,
возмущение
«Мне становится очень
печально, когда ты
занимаешься подобными
вещами, не уважая труд
людей, выращивающих
хлеб»
6.Ребенок хорошо
вырезал фигуры для
аппликации, но
измазал лист клеем
(деятельность)
«Ты брал много клея на
кисточку и поэтому измазал
листок. Я вижу что ты
старался вырезать фигуры,
поэтому они получились у
тебя аккуратными.
7.Дети внимательно
слушали сказку, а
затем верно ответили
на вопросы
воспитателя
(поведение)
Я рада, что вы внимательно
меня слушали и правильно
ответили на все вопросы.
8.Ваня сегодня оделся
самый первый на
прогулку
Я удивлена, что ты сегодня
первым собрался на
прогулку!
9.
Или, в парах придумайте, вспомните ситуации из вашего опыта и дайте обратную
связь ребен
Бланк «Словарь оценок»
Положительная оценка
Отрицательная оценка
Бланк «Словарь оценок»
Положительная оценка
Отрицательная оценка
1. Играя, девочка пытается оторвать кукле ногу
2. Двое детей бегают друг за другом по группе и громко кричат
3. Во время разговора с коллегой ребенок тянет вас за платье,
перебивает, пытается привлечь ваше внимание.
4. Наблюдая за игрой детей, вы слышите что кто-то из них
ругается матерными словами.
5. Во время обеда мальчик ложкой изображает стрельбу из
пистолета, бросает в других детей хлебным крошками
6. Ребенок хорошо вырезал фигуры для аппликации, но измазал
лист клеем
7. Дети внимательно слушали сказку, а затем верно ответили на
вопросы воспитателя
8. Ваня сегодня оделся самый первый на прогулку
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежедние
ДЕТСКИЙ САД №26 «СКАЗКА»
ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕБЕНКОМ.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
Мастер-класс
Подготовила:
педагог-психолог
Дуденкова Е.А.
Кстово, 2019