Напоминание

"Нетрадиционные техники художественного воспитания детей раннего возраста"


Автор: Калугина Виктория Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №15"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники художественного воспитания детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Калугина Виктория Петровна,

воспитатель,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15»

г. Магнитогорск

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В раннем детстве закладывается фундамент общего развития ребенка, его

физического и психического благополучия. Именно в этот период формируется

базис его личности: умственного, нравственного, художественно-эстетического

развития.

Рисование

необычными

материалами

позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно –

это

и

процесс,

и

результат

практической

деятельности,

прежде

всего

художественного

творчества.

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного

мышления

и

мелкой

моторики,

воспитывает

художественный

вкус

и

чувство

цвета,

обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических

функций. И нетрадиционное рисование здесь выступает как один из путей выполнения

программы совершенствования организма.

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного

мышления

и

мелкой

моторики,

воспитывает

художественный

вкус

и

чувство

цвета,

обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических

функций. И нетрадиционное рисование здесь выступает как один из путей выполнения

программы совершенствования организма.

Художественное воспитание в раннем возрасте способствует развитию

фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает вкус и чувство

прекрасного,

обогащает

внутренний

мир

и

помогает

раскрыть

задатки.

Традиционных

подходов

часто

бывает

недостаточно

для

развития

всего

богатства

заложенного

в

ребенка

творческого

потенциала. В

этом

случае

нетрадиционные

техники

выступают

как

один

из

необходимых

путей

выполнения программы совершенствования задатков.

В непосредственно организованной деятельности по художественному

творчеству

с

использованием

нетрадиционных

техник,

у

детей

развивается

ориентировочно-исследовательская

деятельность,

фантазия,

память,

1

эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок

использует

цвет

как

средство

передачи

настроения.

При

непосредственном

контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость,

вязкость. В изображении различных образов появляется умение передавать

признаки реальных предметов и объектов.

Работа

с

нетрадиционными

техниками

изображения

стимулирует

положительную мотивацию художественной деятельности, вызывает радостное

настроение

у

детей,

снимает

страх

перед

трудностями.

Многие

виды

нетрадиционного

рисования

способствуют

повышению

уровня

развития

зрительно-моторной

координации,

развитию

мелкой

м ото р и к и .

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию

детского

интеллекта,

учит

нестандартно

мыслить.

Кроме

этого

оно

играет

важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить

творческий и эмоциональный контакт с ребёнком.

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка раннего возраста.

Даже

каракули

содержат

для

маленького

художника

вполне

конкретную

информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с

другими

видами

деятельности

в

том,

что

этот

вид

творчества

требует

согласованного участия многих психических функций.

Существует

много техник нетрадиционного рисования, их необычность

состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной

ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Во

многом

продуктивность

деятельности

ребенка

раннего

возраста

зависит от его заинтересованности, поэтому в образовательной деятельности

важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при

помощи дополнительных стимулов. В качестве таких стимулов мы используем

игру,

сюрпризные

моменты,

просьбу

о

помощи.

Кроме

того,

стараемся

эмоционально

объяснять

детям

способы

действий

и

показывать

приемы

изображений.

2

С учетом особенностей возрастного развития детей раннего возраста, в

своей педагогической практике в направлении художественного воспитания

мною используются следующие нетрадиционные техники и приемы:

-

техника «рисование руками» (ладошкой, кулачком, пальчиками).

-

техника «тампонирование» (оттиски печатями, сырым картофелем,

пробкой, скомканной бумагой или поролоном).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет

детям чувствовать себя раскованнее, свободнее, развивает воображение, дает

свободу для самовыражения.

Занятия я начинаю с наиболее доступной детям данного возраста техники:

рисование пальчиками и ладошками. В ходе занятий с использованием техники

«рисование

руками»

дети

воспроизводят

разнообразные

движения

ладонью

(пришлепывание,

прихлопывание,

размазывание);

пальцами

(размазывание,

примакивание); кулачком (рисуют отпечаток).

Пальчиковая

живопись

и рисование

ладошкой

помогают

ребенку

почувствовать

свободу

творчества,

дают

ощущение

взаимодействия

с

изобразительным

материалом

без

кисточки,

поскольку

большую

часть

внимания и энергии ребенка при использовании традиционных техник занимает

процесс овладения инструментом.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от

краски на ладошках и по бумаге. После нескольких игр-тренировок на листе

возникает

двигательный

ритм,

привлекающий

детей,

с т а н о вя с ь

дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес.

П р и рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на

листе бумаги, а затем дорисовывают рисунок самостоятельно, показывая своим

примером принцип изображения. В процессе обучения дорисовываю с детьми

каждое изображение (обмакнув пальчик в краску, рисуем глазки, носик, ротик,

хвостик),

при

этом

использую

отрывистые

линии,

горизонтальные,

дугообразные линии.

3

Одной из разновидностей печаток является техника «тампонирования».

Для

этого

увлекательного

занятия

использую

тампон

из

поролона

или

из

скомканной бумаги. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге

рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта

техника

лучше

всего

подходит

для рисования животных, так как передает

фактурность

пушистой

поверхности

объекта.

Эта техника

обеспечивает

максимальную успешность при создании творческой работы вне зависимости

от изобразительных умений ребенка.

Д л я рисования

скомканной

бумагой

лучше

использовать

глянцевую

тонкую бумагу, поскольку она хорошо сминается в плотные комочки, образует

острые края, медленно размокает в краске. В зависимости от цели рисования

бумагу можно сжать в маленькие или большой комок, при этом регулируя

густоту

складок.

Важно

учесть,

что

для

каждого

цвета,

используемого

в

рисунке, необходим отдельный комочек бумаги, поэтому следует приготовить

достаточное их количество.

Для рисования поролоном подготавливаю кусочки поролоновой губки от

простых геометрических форм до фантазийных (листочки, цветочки и т. д.).

Обмакивая их в краску, дети печатают при помощи трафарета для получения

необходимого изображения.

Большинство

нетрадиционных

техник

относятся

к

спонтанному

рисованию,

когда

изображение

получается

не

в

результате

использования

специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.

Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в

переводе с английского «случаться»).

Хеппенинг -

форма

современного

искусства,

представляющая

собой

действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не

контролируемые

им

полностью.

Хэппенинг

обычно

включает

в

себя

импровизацию

и

не

имеет

чёткого

сценария.

При

нём

неизвестно,

какое

получится

изображение,

он

заведомо

успешен

по

результату,

тем

самым

усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

4

В

раннем

возрасте

доступен

такой

вид

хэппенинга

как

рисование

пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги

разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками

линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к

бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся

цветы

и

снежинки). Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут

розы,

улитки,

ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать

радугу, бананы. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками

или ногами на листе.

Ладошкой

можно

мазать,

рисовать

и

печатать

любые

абстракции,

наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая

ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить

любые задумки.

Ладошка,

с

разведёнными

пальчиками,

смотрящими

вниз,

позволит

увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью

отпечатков

ладошек,

сделанных

по

кругу,

можно

изобразить

солнышко

и

цветок, дорисовав сердцевину.

Таким

образом, нетрадиционное

рисование

играет

важную

роль

в

психическом

развитии

ребенка.

Ведь

самоценным

является

не

конечный

продукт-рисунок,

а

развитие

личности:

формирование

уверенности

в

себе,

своих

спо собно стях,

самоидентификация

в

творче ской

р а б о т е ,

целенаправленность.

Можно отметить еще массу положительных моментов в использовании

нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста. В ходе таких

занятий развивается не только видение прекрасного, но и фантазия, ловкость,

изобретательность, любознательность. Нетрадиционные техники стимулируют

положительную

мотивацию,

способствуют

выражению

индивидуальности

ребенка.

Использование

нетрадиционных

техник

в

изобразительной

деятельности

развивает

не

только

сенсорную

сферу

через

восприятие

5

окружающего мира и отображения увиденного на бумаге, но создает огромные

возможности исследования свойств предметов.

Веселые

и

необычные

техники

рисования

создают

непринужденную

атмосферу взаимодействия взрослых и детей. Ребенок учится и развивается, не

замечая этого. Процесс рисования превращается в увлекательную развивающую

игру.

И

самое

замечательное

то,

что

вне

зависимости

от

художественных

способностей

ребенка,

каждая

работа

будет

уникальна

и

великолепна.

Нетрадиционные техники рисования развивают чувство инициативы, делают

ребенка более самостоятельным и побуждают его стремиться к совершенно

нестандартному

и

творческому

отображению

своих

ощущений.

Маленький

художник сам мыслит и воплощает свой замысел, превращаясь в творческую

личность.

Существует

еще

одна

точка

зрения

в

методической

литературе

по

изобразительной деятельности: перед тем как приступить к рисованию с детьми

раннего

возраста

нетрадиционными

способами,

необходимо

дать

«азы»

обращения с карандашами, мелками и кисточками. Только после того, как

маленький

художник

усвоит

основные

классические

техники

рисования,

необходимо приступать к нетрадиционным. Думаю, что она тоже обоснована:

формирование

у

ребенка

технических

приемов

и

навыков

работы

с

изобразительными

инструментами

и

материалами

-

это

важная

часть

всей

системы работы по художественному воспитанию детей младшего дошкольного

возраста.

Нам,

педагогам,

нужно

найти

и

определить

в

образовательной

деятельности

ту

«золотую

середину»,

которая

позволит

наиболее

полно

раскрыть творческий потенциал каждого нашего воспитанника.

Список использованной литературы:

6

1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб.

пособие

для

студ.

сред.

пед.

учеб.

заведений

/

Г.Г.

Григорьева. –

М.:

Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

2. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /

Г.Н. Давыдова. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007. – 80 с.

3. Казакова, Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для

воспитателя дет. сада / Р.Г Казакова. – М.: Просвещение, 2005. –192 с.

4.

Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая

группа (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие /

И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.

7



В раздел образования