Напоминание

Развитие орфографической зоркости как средство становления грамотности учащихся на уроках русского языка


Автор: Степанова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2 г. Суздаля"
Населённый пункт: Владимирская область, г. Суздаль,ул. Ленина, д.83
Наименование материала: статья
Тема: Развитие орфографической зоркости как средство становления грамотности учащихся на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Степанова О.В.

Развитие орфографической зоркости как средство становления

грамотности учащихся на уроках русского языка

В своей работе я попытаюсь изложить свои размышления по двум

вопросам, которые мучают меня как преподавателя: почему мы не работаем

над развитием языкового слуха (умение слушать речь человека не менее

ценно, чем слушать

музыку) и почему, девять лет ежедневно

русский

ученик, учась писать на своем родном языке, в большинстве своем остается

безграмотным?

Уже в детском саду у ребенка появляется расписание занятий, а в

нем непременное развитие речи. Изучая программу дошкольного развития

детей,

не

хочется

принижать

кропотливую,

добросовестную

работу

воспитателей в этом направлении. Но за яркой наглядностью, множеством

умных,

правильных

вопросов

и

ответов,

продуманной

композицией

короткого

занятия

теряется

то,

с

чего

начинается

язык,

развитие

речи

человека, его мышление - это «ухо», слух, умение слушать (слышать – это

дар природы, впрочем, слушать – тоже может быть даром, но это умение

можно и развить, и человек почувствует себя очень богатым).

Сейчас 90 % детей приходят в школу с навыками чтения. Час-то

научить

ребенка

читать,

как

можно

раньше

является

самоцелью,

чтоб

в

разговоре

о детях спросить и ответить: « У тебя читает? У меня тоже

читает». Когда-то у ровесников сегодняшних семилеток было огромнейшее

преимущество: из них 90% умели слушать

человеческую речь. Это были

песни, которые им пели в колыбели, сказки, которые рассказывали старшие

братья и сестры или просто рассказывали друг другу, собираясь в кружок.

А что значит слушать? Это вообразить и представить, это пережить

самые разные чувства от страха до восторга, это задуматься и что-то решить

про

себя,

это

мысленно

потом

попробовать

рассказать

так

же,

как

понравившийся

рассказчик,

у

которого

богатство

и н то н а ц и й ,

выразительность мимики и жестов.

А

научившись

читать,

они

острее

воспринимали

прочитанное,

перечитывая

понравившиеся

страницы

и

произведения;

они

острее

реагировали на разговорную речь, в их же языке были ошибки, но не было

грязи. Падение речевой культуры, притупление реакции на речевой суррогат

– первый признак понижения общего уровня культуры народа.

Можно еще подробнее писать о значении умения слушать, чтоб

убедить

и заразить этой мыслью каждого: формирование этого навыка

должно быть на первом месте в семье, в детском саду, в школе. Развивать

«ухо» - это развивать речь, иначе вся работа сводится только к тому, чтобы

замереть на парте и слушать. Всегда ли так получается? Зато как приятно, что

первоклассник от души рассмеялся, нарушив порядок, и заставил смеяться в

течение дня одноклассников, потому что услышал, а потом, видимо, и

представил

несуразное

в

тексте.

И

жаль,

что

часто

мы

не

обращаем

внимания на выразительность слова, словосочетания. Например, во втором

классе упражнение в теме «Глагол», в котором глагол «льется» употребляется

c существительными лучи, вода, песня, дождик. Учитель боится потерять

время на таком разговоре

о выразительности глагола,

потому что нужно

непременно

написать

40

слов

на

уроке,

а

еще

«заняться

развитием

речи».Таким образом, развитие языкового слуха выпадает из нашей работы,

русский язык для ученика – это орфограммы, скобки, тире, запятые. А это

скучно. Вот почему хочется послушать Рамзаеву Т. Г., ибо ее система, мне

кажется,

начинается

с

ее

личного

интереса,

даже

любви,

к

языку,

с

ее

способности вслушиваться в него и заразить этим учеников.

В 3 классе было проведено родительское собрание на тему «Язык мой

– друг или враг?». На нем зачитывалась листовка о языке. На другой день ее

прочитали и детям. Вот ее текст.

«Что русским мне поможет быть:

Страна, село иль город старый?

Нет русским быть поможет мне язык,

Что завещал наш прадед славный

Дорогой друг! Ты часто слушаешь музыку, вслушиваешься в

шум ветра и реки, прислушиваешься к шелесту листьев и журчанию ручья,

можешь

заслушаться

трелями

соловья

и

щебетанием

ласточки.

Ты

радуешься благозвучию природы, ее музыкальности

и многоголосию.

Тебе

неприятен шум и резкий крик, скрежет и

скрип ,нудное жужжанье мухи и грохот машин.

А приходилось ли тебе вслушиваться в человеческую речь?

Нет?! Тогда ты не замечаешь в жизни самое интересное и горькое, яркое и

серое, прекрасное и грязное.

Как тысячи рек не похожи одна на другую, так и речь каждого

человека неповторима.

Как

приятен

лепет

ребенка!

Он

пристально

вглядывается

в

окружающее, речь его как светлый ручеек, чистый свежий родник.

А речь взрослого человека? У одного она яркая из-за необычных,

точных сравнений, неожиданных оборотов, метких пословиц и поговорок,

богатства интонаций, сдержанности

и

выразительности жестов и

мимики.

У другого она серая, невыразительная из-за обилия

междометий, искаженных слов, жестикуляции. Такую речь слушать как по

избитой дороге ехать: одни ямы, колдобины да грязь.

Рекам, озерам, лесу, нужна защита, и в разных городах страны люди

приходят на помощь Земле. А кто защитит наш русский язык?

Уже сотни иноязычных слов звучат с экрана, печатаются на

страницах газет. Уже у своих ровесников ты слышишь скользкие, корявые,

грязные слова. Уже тысячи ушей не обращают внимания на помойную речь.

Уже тысячи людей не говорят, а изъясняются друг с другом. Вслушайся в

окружающую речь и

убедись в справедливости этих слов. Ведь еще А.

Толстой писал: «Обращаться с языком кое-как - это и мыслить кое-как:

неточно, приблизительно, неверно».

Русский

язык

уродуют

русские

люди.

Что

заставляет

нас

так

поступать? Нам не нравится язык, которым восхищался Пушкин, Гоголь? А

может просто нам не хватает культуры?

Тогда давайте узнаем, как относятся к своему языку таджики и

эстонцы, англичане и немцы. Давайте больше будем читать Достоевского,

Толстого, Шолохова. Давайте петь русские народные песни и слушать звон

русских колоколов.

А главное помнить и выполнять завет И.С.Тургенева: «Берегите наш

язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное

нам нашими предшественниками».

Реакция

на

листовку

была

неоднозначной:

и

одобрение,

и

раздражение, и обсуждение, а для ребят это информация к размышлению на

длительное время …

В дальнейшем при изучении языка, думается, необходимо всегда

ориентировать

учащихся

на

слуховое

восприятие

слов,

предложений,

словосочетаний перед тем, как они начнут анализировать их. Реакция на

«чокающие», «щелкающие», «шипящие», «цокающие», «шипящие» слова,

слоги в них, позволяет предупредить ошибки на соответствующие правила.

Таких примеров можно привести много.

Размышляя

над

причиной

нашей

безграмотности,

испытывая

безысходность

и

неудовлетворенность

от

своего

труда,

тысячи

раз

просматривая свое отношение к делу и изучая работу других, остановилась

на одной и той же проблеме, которая, кажется, является общей

для всех

учителей русского языка

(начальные и старшие классы). Не могу точно

сформулировать ее, но судя

по своему опыту, осознаю: я всегда изучала

русский язык во времени. Четыре года с учеником готовилась тщательно к

урокам, использовала свои и чужие дидактические материалы, наглядные

пособия

и т. п., но все равно

производительность труда была низкой.

Четыре года у ученика был учитель, который на «высоком методическом

уровне» проводил уроки. (Но от таких уроков ничего не оставалось). У

ученика и у меня не было перспективы, кроме как конец четвертого класса,

диктанта,

проверки.

При

отсутствии

нашего

внимания

к

культуре

умственного труда на пути обучения только от урока к уроку я не могла

обеспечить

умственное

развитие,

уровень

которого

определяется

способностью анализировать, самостоятельно изучить, выбрав рациональные

способы работы. Вся моя методика все-таки по сути дела «из клюва в клюв».

И в результате у ребенка остановился рост, вернее, мы его замедляем.

В начальных классах мне нужно научить ребят осознанному письму.

Я ставлю перед ними эту задачу и говорю: «Писать вы учились буквами, а

правильно

писать

нужно

учиться

с

помощью

«крючков»,

«скобок»,

«квадратов»,

имея

в

виду

постоянное

обозначение

частей

слова

при

выполнении упражнений. Через эти обозначения проверяется, как думает

ученик при самостоятельной работе. Если «обозначений» нет, механическое

переписывание букв проверяться не будет. Поэтому работа с орфограммой в

центре

работы

в

классе

и

дома.

Работа

с

орфограммой

строится

на

постоянном

анализе:

назвать

часть

речи,

подчеркнуть

орфограмму,

обозначить часть слова,

записать

краткое

объяснение. К концу года

снимаются многие вопросы с повестки дня: различение частей речи, частей

слова,

запоминаются

практическим

путем

и

«узнаются

в

лицо»

многие

правила, уменьшается количество ошибок. Подсобным материалом у меня

являются традиционные таблицы, карточки,

у ребят – «шпаргалки». (Они

ими пользуются и в 5кл.) Самое – самое трудное - сделать «верующими»

ребят, а потом родителей, т. е. убедить их в том, что надо работать именно

так. Работа эта скучная, кропотливая, такая же, какая была в первом классе,

когда из элементов составляли букву и писали ее. Чтобы исправить ошибку,

отмеченную учителем, надо покопаться в книге или «шпаргалках», чтоб

узнать

часть

речи,

часть

слова,

найти

правило,

а

это

требует

времени,

терпения.

Используя

учебник,

на

дом

предлагаю

упражнения

с

орфограммой

плюс

свои

ошибки.

У

«верующих»

учеников

быстро

появляются

успехи,

у

«неверующих»

учащихся,

а

в

этом

случае

у

их

родителей, которые дома предпочитают писать

диктанты, результатов нет.

Нельзя писать диктант ученику, если он не научился думать, проверять себя,

а это под силу каждому. Поэтому

наша задача с ребятами – научиться

проверять написанное. Этот навык требует сосредоточенности, внимания и

умения анализировать слово. Это умение

вырабатывается при работе с

орфограммой. Не случайно, учебник 5кл. (Баранов М.Т.) почти повторяет

учебник 4 класса (Рамзаева Т.Г.)

Порядок анализа: определить часть речи, исходя из состава

слова, определить наличие орфограмм в окончании, в корне, в приставке,

суффиксе. Для развития орфографической зоркости использую различные

формы

работы:

списывание

с

разнообразными

заданиями,

диктанты

зрительные,

с

комментированием,

предупредительные,

картинные,

по

памяти. В системе задания «Списать предложения, пропустив орфограммы

для

товарища»

(работа

в

парах),

«Найти

ошибки

в

тексте».

Часто

организуется взаимопроверка, контрольная проверка товарища. При проверке

тетради ошибки не исправляются, а отмечаются на полях, ученик должен

найти

их

сам.

В

основном

причиной

ошибок

является

«механика»,

т.е.

отсутствие анализа. Такая «механическая» грамотность под силу каждому

ученику, а развитие её до автоматизма – это, пожалуй, не для каждого, т.к. для

этого нужны определённые факторы общего развития.

Таким образом, излагая свои мысли, я не открыла абсолютно ничего

нового.

Только

осмысление

позволяет

подниматься

на

другой

уровень,

оценивать положительные находки в преподавании, заинтересованно слушать

выступающих и присутствовать на уроке. Кто-то из поэтов заметил:

Хоть обойди весь белый свет

Иль выйди за околицу,

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомниться.

Зато иди в большой мороз

И по любой распутице,

Дорога та, что сам открыл,

Вовек не позабудется.

А своя дорога – это право на успех и право на ошибку.

Библиографический список

1. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового

образования. Авторская концепция и её реализация в учебниках «Русский

язык» для I-IV классов // Начальная школа. 2003. №11. С.14.

2 . Ушинский К.Д. Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. — М. :

Издательство Юрайт, 2018. — 233 с. — (Серия : Антология мысли).



В раздел образования