Автор: Ирина Владимировна Касмен
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Гуранская СОШ"
Населённый пункт: Тулунский район, с. Гуран
Наименование материала: статья
Тема: Как подготовить учащихся к экзамену по математике
Раздел: среднее образование
Касмен Ирина Владимировна,
учитель математики
МОУ «Гуранская СОШ»
Тулунского района
Иркутской области.
Как подготовить учащихся к экзамену по математике.
Государственная
итоговая
аттестация
(ГИА)
–
достаточно
сложное
испытание
для
большинства
учащихся
общеобразовательных
школ.
При
непосредственной подготовке к ГИА и во время прохождения её многие
учащиеся находятся в стрессовом состоянии. Немало важную роль, конечно,
играет психологический аспект, но больше всего проблем возникает именно в
предметных знаниях учащихся. В частности в нашей школе, опыт последних
лет
показывает,
что
качество
сдачи
экзамена
по
математике
заметно
снизилось.
И
именно
из-за
неудовлетворительных
оценок
по
математике
учащиеся нашей школы оставались без аттестата.
Анализируя
результаты
экзаменационных
работ
по
математике,
я
сделала вывод о том, что подготовка к ГИА должна проводиться в системе.
Как вижу я эту систему. В первую очередь, чтобы вести планомерную
подготовку
учащихся
учителю
необходимо
знать
с од е рж а ние
экзаменационных
работ.
Точнее
знать
основные
способы
формулировки
заданий.
Ведь
именно
формулировка
самого
задания
зачастую
сбивает
ученика, запутывает. И очень часто приходилось слышать от учеников такую
фразу: «В школе изучаем одно, а на экзаменах совсем другое». И это касается
не
только
математики,
но
и
других
предметов.
Я
постоянно
веду
разъяснительные работы с учениками и их родителями и объясняю им, что на
экзамене
ничего
«сверхъестественного»
с
вас
не
требуют.
И
все
темы,
включенные
в
экзаменационную
работу,
изучаются
в
школьном
курсе
математики. Конечно, на изучение каких-то тем отводится недостаточное
количество уроков. Но мы стараемся ликвидировать данную проблему за счет
введения в учебный план школы для 9 и 11 классов различных спецкурсов,
элективных курсов и факультативных занятий по математике.
Я считаю, что большую роль играет общая загруженность учащихся в
школе, начиная с начального звена. Переход на новый стандарт обучения
требует
от
ученика
начальных
классов
помимо
предметных
ещё
и
метапредметных результатов. Мы сейчас не беремся обсуждать «нужность» и
«ненужность» тем, включенных в тот или иной предмет. Мы говорим о
достаточно большой информационной нагрузке учащихся. К сожалению, для
многих
учеников
данная
нагрузка
оказывается
непосильной.
Да,
в
итоге
обучения
ученика
в
4
классе
он
должен
написать
Всероссийскую
проверочную работу (ВПР), по результатам которой его переведут в 5 класс.
Да простят меня учителя начальных классов, но не секрет, что подготовка
учеников к ВПР осуществляется, как мы говорим, «натаскиванием». Учитель
начальных классов зачастую ведет все предметы в своём классе. И многие
учителя при подготовке к ВПР просто занимают уроки технологии, ИЗО,
музыки и т.п. уроками математики. Это факт. Но у учителей средней и
старшей школы такой возможности нет. У меня всегда возникает вопрос:
«Почему учащиеся 5-6 классов пишут ВПР хуже, чем в 4 классах?». Мы не
так учим?
Подготовка учащихся с 5 по 9 кассы.
Самая главная проблема при подготовке к экзаменам, на мой взгляд, –
это
отсутствие
смыслового
чтения.
К
этому
вопросу
мы
возвращаемся
постоянно. Я всегда призываю своих коллег к работе над смысловым чтением
на всех предметах. Ведь именно от того насколько внимательно и осознанно
прочел ученик задание зависит качество выполнения этого задания.
На своих уроках я уделяю особое внимание речи учащихся. Я считаю,
что
именно
правильная
математическая
речь
способствует
пониманию
и
осмысленному прочтению заданий. Когда ученик при выполнении заданий
проговаривает правило и непосредственно применяет его, качество усвоения
материала заметно повышается.
Также
я
всегда
обращаю
внимание
на
задания,
которые
сформулированы в «формате ЕГЭ».
Сейчас я работаю по линии учебников: 5 – 6 классы – Бунимович Е.А.;
7-9
классы
–
Дорофеев
Г.В.;
10-11
классы
–
Алимов
Ш.А.
Мне
очень
нравится, как построены эти учебники, а именно задания. Каждый раз, как
только попадается задание в формате ЕГЭ, я обращаю на это внимание
учеников
и
мы
разбираем
именно
формулировку
этого
задания.
При
выполнении заданий я стараюсь обратить внимание на то, как это задание
будет
сформулировано
в
экзаменационной
работе.
То
есть
–
«В
экзаменационной работе такие задания обычно формулируются так …».
Например, учащиеся не обращают внимания на следующие формулировки:
укажите сумму корней уравнения; укажите наибольший или наименьший
корень уравнения; найдите точки максимума функции или найдите максимум
функции и т.п.
Так как особое внимание в ОГЭ уделяется выполнению заданий по
геометрии, то уже в 7 классе на уроках повторения и обобщения по разделам
я использую задания из ОГЭ. И обращаю внимание учащихся на то, что это
именно задания ОГЭ.
Непосредственно в 9 классе мы с учащимися начинаем работать с
контрольно-измерительными
материалами
(КИМ)
уже
с
начала
учебного
года. Официально консультации провожу 1 раз в неделю по расписанию. Но
все учащиеся знают, что на индивидуальную консультацию по выполнению
конкретного задания они могут подойти к учителю в любое время.
Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) являются также
неотъемлемой частью подготовки к ОГЭ. Но в 9 классе ИОМ я использую в
основном для учащихся, которые претендуют на оценку «5» или для тех
учащихся,
которым
необходимо
получить
хотя
бы
«3».
Как
правило,
большинство учащиеся 9-х классов имеют средний уровень подготовки. И
поэтому
большая
часть
класса
готовится
к
экзамену
вместе. Если класс
большой, то целесообразно разделить его на группы по уровню подготовки
учащихся.
Подготовка учащихся 11 класса
В
основу
организации
подготовки
к
единому
государственному
экзамену
(ЕГЭ)
положена
идея
разноуровневой
организации
работы
учащихся, на основе технологии создания индивидуального образовательного
маршрута.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
(ИОМ)
—
это
система
изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для
конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня
знаний.
Такой
маршрут
может
разрабатываться
для
слабого
ученика,
для
сильного ученика, для часто болеющего ученика.
Считаю целесообразным проведение подготовки к ЕГЭ по следующим
этапам.
1 этап. Проведение диагностической работы по математике базового
уровня. На выполнение работы отводится 2 урока (90 минут). В основном,
этого времени достаточно для выполнения основной части работы.
Сроки проведения – вторая половина октября.
По результатам этой диагностики учителем определяется набор тем,
хорошо усвоенных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В
соответствии
с
этим
учитель
планирует
временное
и
тематическое
распределение
материала
на
этап
заключительного
повторения. Учитель
составляет ИОМ.
2
этап.
Организация
повторения
по
«западающим»
темам.
Темы,
которые «западают» у большинства учеников, рассматриваются блоками на
уроках,
спецкурсах,
консультациях.
Индивидуальные
занятия
проводятся
еженедельно для всех учащихся по расписанию. При необходимости также
использую деление класса на группы.
Сроки реализации: октябрь – декабрь.
3
этап.
Проведение
диагностической
работы
базового
уровня.
На
выполнение работы отводится 2 урока.
Сроки проведения – вторая половина декабря.
4
этап.
Проведение
диагностической
работы
по
математике
профильного уровня. На выполнение работы отводится 4 урока.
Сроки проведения – январь.
5 этап. Организация работы учащихся по ИОМ.
Сроки реализации: февраль – май.
В результате применения данной методики учащиеся должны:
обобщить и систематизировать свои знания по курсу алгебры и начал
анализа;
реально оценить уровень своих знаний по всем разделам алгебры и
начал анализа;
научиться
контролировать
и
рационально
распределять
время,
отведенное на выполнение работы;
ученики, на начало курса повторения рассчитывающие получить «З» на
экзамене,
должны
приобрести
уверенность
и
возможность
для
получения более высокого тестового балла на ЕГЭ по математике.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает
решать
многие
задачи,
связанные
с
развитием
личности
ученика:
способствует формированию у него познавательного интереса к предмету,
умения
самостоятельно
получать
знания
и
применять
их
для
решения
конкретных математических заданий.
Ресурсы, которые можно использовать для подготовки к ГИА (ОГЭ) по
математике:
Сайт
«Сдам
ГИА»
-
огромная
подборка,
разнообразные
задания,
возможность разбора и онлайн тренажера.
Федеральный институт педагогических измерений ФИПИ.
Пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ в том числе и на печатной основе.