Напоминание

Как подготовить учащихся к экзамену по математике


Автор: Ирина Владимировна Касмен
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Гуранская СОШ"
Населённый пункт: Тулунский район, с. Гуран
Наименование материала: статья
Тема: Как подготовить учащихся к экзамену по математике
Раздел: среднее образование





Назад




Касмен Ирина Владимировна,

учитель математики

МОУ «Гуранская СОШ»

Тулунского района

Иркутской области.

Как подготовить учащихся к экзамену по математике.

Государственная

итоговая

аттестация

(ГИА)

достаточно

сложное

испытание

для

большинства

учащихся

общеобразовательных

школ.

При

непосредственной подготовке к ГИА и во время прохождения её многие

учащиеся находятся в стрессовом состоянии. Немало важную роль, конечно,

играет психологический аспект, но больше всего проблем возникает именно в

предметных знаниях учащихся. В частности в нашей школе, опыт последних

лет

показывает,

что

качество

сдачи

экзамена

по

математике

заметно

снизилось.

И

именно

из-за

неудовлетворительных

оценок

по

математике

учащиеся нашей школы оставались без аттестата.

Анализируя

результаты

экзаменационных

работ

по

математике,

я

сделала вывод о том, что подготовка к ГИА должна проводиться в системе.

Как вижу я эту систему. В первую очередь, чтобы вести планомерную

подготовку

учащихся

учителю

необходимо

знать

с од е рж а ние

экзаменационных

работ.

Точнее

знать

основные

способы

формулировки

заданий.

Ведь

именно

формулировка

самого

задания

зачастую

сбивает

ученика, запутывает. И очень часто приходилось слышать от учеников такую

фразу: «В школе изучаем одно, а на экзаменах совсем другое». И это касается

не

только

математики,

но

и

других

предметов.

Я

постоянно

веду

разъяснительные работы с учениками и их родителями и объясняю им, что на

экзамене

ничего

«сверхъестественного»

с

вас

не

требуют.

И

все

темы,

включенные

в

экзаменационную

работу,

изучаются

в

школьном

курсе

математики. Конечно, на изучение каких-то тем отводится недостаточное

количество уроков. Но мы стараемся ликвидировать данную проблему за счет

введения в учебный план школы для 9 и 11 классов различных спецкурсов,

элективных курсов и факультативных занятий по математике.

Я считаю, что большую роль играет общая загруженность учащихся в

школе, начиная с начального звена. Переход на новый стандарт обучения

требует

от

ученика

начальных

классов

помимо

предметных

ещё

и

метапредметных результатов. Мы сейчас не беремся обсуждать «нужность» и

«ненужность» тем, включенных в тот или иной предмет. Мы говорим о

достаточно большой информационной нагрузке учащихся. К сожалению, для

многих

учеников

данная

нагрузка

оказывается

непосильной.

Да,

в

итоге

обучения

ученика

в

4

классе

он

должен

написать

Всероссийскую

проверочную работу (ВПР), по результатам которой его переведут в 5 класс.

Да простят меня учителя начальных классов, но не секрет, что подготовка

учеников к ВПР осуществляется, как мы говорим, «натаскиванием». Учитель

начальных классов зачастую ведет все предметы в своём классе. И многие

учителя при подготовке к ВПР просто занимают уроки технологии, ИЗО,

музыки и т.п. уроками математики. Это факт. Но у учителей средней и

старшей школы такой возможности нет. У меня всегда возникает вопрос:

«Почему учащиеся 5-6 классов пишут ВПР хуже, чем в 4 классах?». Мы не

так учим?

Подготовка учащихся с 5 по 9 кассы.

Самая главная проблема при подготовке к экзаменам, на мой взгляд, –

это

отсутствие

смыслового

чтения.

К

этому

вопросу

мы

возвращаемся

постоянно. Я всегда призываю своих коллег к работе над смысловым чтением

на всех предметах. Ведь именно от того насколько внимательно и осознанно

прочел ученик задание зависит качество выполнения этого задания.

На своих уроках я уделяю особое внимание речи учащихся. Я считаю,

что

именно

правильная

математическая

речь

способствует

пониманию

и

осмысленному прочтению заданий. Когда ученик при выполнении заданий

проговаривает правило и непосредственно применяет его, качество усвоения

материала заметно повышается.

Также

я

всегда

обращаю

внимание

на

задания,

которые

сформулированы в «формате ЕГЭ».

Сейчас я работаю по линии учебников: 5 – 6 классы – Бунимович Е.А.;

7-9

классы

Дорофеев

Г.В.;

10-11

классы

Алимов

Ш.А.

Мне

очень

нравится, как построены эти учебники, а именно задания. Каждый раз, как

только попадается задание в формате ЕГЭ, я обращаю на это внимание

учеников

и

мы

разбираем

именно

формулировку

этого

задания.

При

выполнении заданий я стараюсь обратить внимание на то, как это задание

будет

сформулировано

в

экзаменационной

работе.

То

есть

«В

экзаменационной работе такие задания обычно формулируются так …».

Например, учащиеся не обращают внимания на следующие формулировки:

укажите сумму корней уравнения; укажите наибольший или наименьший

корень уравнения; найдите точки максимума функции или найдите максимум

функции и т.п.

Так как особое внимание в ОГЭ уделяется выполнению заданий по

геометрии, то уже в 7 классе на уроках повторения и обобщения по разделам

я использую задания из ОГЭ. И обращаю внимание учащихся на то, что это

именно задания ОГЭ.

Непосредственно в 9 классе мы с учащимися начинаем работать с

контрольно-измерительными

материалами

(КИМ)

уже

с

начала

учебного

года. Официально консультации провожу 1 раз в неделю по расписанию. Но

все учащиеся знают, что на индивидуальную консультацию по выполнению

конкретного задания они могут подойти к учителю в любое время.

Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) являются также

неотъемлемой частью подготовки к ОГЭ. Но в 9 классе ИОМ я использую в

основном для учащихся, которые претендуют на оценку «5» или для тех

учащихся,

которым

необходимо

получить

хотя

бы

«3».

Как

правило,

большинство учащиеся 9-х классов имеют средний уровень подготовки. И

поэтому

большая

часть

класса

готовится

к

экзамену

вместе. Если класс

большой, то целесообразно разделить его на группы по уровню подготовки

учащихся.

Подготовка учащихся 11 класса

В

основу

организации

подготовки

к

единому

государственному

экзамену

(ЕГЭ)

положена

идея

разноуровневой

организации

работы

учащихся, на основе технологии создания индивидуального образовательного

маршрута.

Индивидуальный

образовательный

маршрут

(ИОМ)

это

система

изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для

конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня

знаний.

Такой

маршрут

может

разрабатываться

для

слабого

ученика,

для

сильного ученика, для часто болеющего ученика.

Считаю целесообразным проведение подготовки к ЕГЭ по следующим

этапам.

1 этап. Проведение диагностической работы по математике базового

уровня. На выполнение работы отводится 2 урока (90 минут). В основном,

этого времени достаточно для выполнения основной части работы.

Сроки проведения – вторая половина октября.

По результатам этой диагностики учителем определяется набор тем,

хорошо усвоенных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В

соответствии

с

этим

учитель

планирует

временное

и

тематическое

распределение

материала

на

этап

заключительного

повторения. Учитель

составляет ИОМ.

2

этап.

Организация

повторения

по

«западающим»

темам.

Темы,

которые «западают» у большинства учеников, рассматриваются блоками на

уроках,

спецкурсах,

консультациях.

Индивидуальные

занятия

проводятся

еженедельно для всех учащихся по расписанию. При необходимости также

использую деление класса на группы.

Сроки реализации: октябрь – декабрь.

3

этап.

Проведение

диагностической

работы

базового

уровня.

На

выполнение работы отводится 2 урока.

Сроки проведения – вторая половина декабря.

4

этап.

Проведение

диагностической

работы

по

математике

профильного уровня. На выполнение работы отводится 4 урока.

Сроки проведения – январь.

5 этап. Организация работы учащихся по ИОМ.

Сроки реализации: февраль – май.

В результате применения данной методики учащиеся должны:

обобщить и систематизировать свои знания по курсу алгебры и начал

анализа;

реально оценить уровень своих знаний по всем разделам алгебры и

начал анализа;

научиться

контролировать

и

рационально

распределять

время,

отведенное на выполнение работы;

ученики, на начало курса повторения рассчитывающие получить «З» на

экзамене,

должны

приобрести

уверенность

и

возможность

для

получения более высокого тестового балла на ЕГЭ по математике.

Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает

решать

многие

задачи,

связанные

с

развитием

личности

ученика:

способствует формированию у него познавательного интереса к предмету,

умения

самостоятельно

получать

знания

и

применять

их

для

решения

конкретных математических заданий.

Ресурсы, которые можно использовать для подготовки к ГИА (ОГЭ) по

математике:

Сайт

«Сдам

ГИА»

-

огромная

подборка,

разнообразные

задания,

возможность разбора и онлайн тренажера.

Федеральный институт педагогических измерений ФИПИ.

Пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ в том числе и на печатной основе.



В раздел образования