Автор: Зимова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 28 "Колосок"
Населённый пункт: Ставропольский край г.Ессентуки
Наименование материала: Презентация
Тема: "Песочная терапия"
Раздел: дошкольное образование
Часто руки знают,
как распутать то,
над чем тщетно бьётся
разум.
К.Г. Юнг
Подготовил:
Воспитатель высшей квалификационной каатегории
Зимова Мария Николаевна
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом
Юнгом психотерапевтом, основателем аналитической терапии. В
нашей стране это одно из направлений сказкотерапии.
Чередование основных занятий по звукопроизношению и
обучению грамоте с играми на песке, на подсознательном уровне,
позволяет ребенку усваивать элементы грамоты.
Песочная игротерапия
•
Зрелость всех систем организма
•
Сформированность крупной и мелкой моторики
•
Сформированность зрительного и фонематического
восприятия
Психофизиологическая готовность детей к
школе включает следующие компоненты:
Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Игры с песком
развивают мелкую моторику, а соответственно и речь, улучшается память, воображение,
координация. Песок пропускает воду, и по утверждению парапсихологов, он поглощает и
негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам
материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые
«уходят сквозь песок», помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и
травмирующий ребенка. Как только дети видят песок, у них сразу же возникает естественное
желание – погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при
этом тепло собственных рук.
Что происходит, когда наши пальцы касаются песка?
•
Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и
мелкую моторику.
•
Снимают мышечное напряжение.
•
Помогают ребенку чувствовать себя защищенным.
•
Развивают активность, расширяют жизненный опыт.
•
Стабилизируют эмоциональные состояния.
•
Позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью.
•
Преодолевают комплекс «плохого художника».
•
Развивают творческие действия.
•
Совершенствуют зрительно-пространственную
ориентировку.
•
Способствуют расширению словарного запаса.
Цели и задачи в педагогической работе:
•
Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое.
•
Мощно развивается тактильная чувствительность.
•
Более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные процессы.
•
Совершенствуется предметно-игровая деятельность.
•
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию.
Отличие от традиционных форм обучения:
•
развитие мелкой моторики и повышение тактильной
чувствительности;
•
развитие воображения, творческого мышления,
пространственного мышления;
•
развитие речи и подготовка руки к письму ( в том числе
обучение чтению, изучение иностранных языков);
•
коррекция нарушений внимания и поведения;
•
коррекция эмоциональных и невротических
нарушений;
•
развитие психических процессов у детей и взрослых;
•
мягкое плавное восстановление после травм у детей и
взрослых (инсульты, сотрясения ГМ, коррекция
постгипоксических расстройств и т.д.);
•
развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие
личности;
•
консультирование с использованием данного метода
арт-терапии;
•
снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;
•
более глубокое понимание и принятие себя…
Актуальные проблемы, решаемые с помощью
рисования песком:
•
Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я.
•
Метод помогает войти в контакт со своими чувствами.
•
Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную
спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать
забытые ощущения счастья и творчества.
•
Приобретается ценный опыт позитивных изменений.
•
Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с
помощью зрительных образов.
•
Побочным продуктом терапии искусством является
удовлетворение.
Что дает нам метод рисования песком:
•
Процесс прост и приятен.
•
Рисование песком дает возможность трансформации.
•
Работая с песком на плоскости, движения становятся
размеренными, синхронизируются с ритмом
дыхания.
•
Техника помогает развить тонкую моторику.
•
Рисовать можно двумя руками симметрично
.
Преимущества метода рисования песком
перед другими формами арт-терапии :
•
Согласие и желание ребенка.
•
Специальная подготовка педагога, его
творческий подход к проведению
занятий.
•
У детей не должно быть аллергии на
пыль от сухого песка, кожных
заболеваний и порезов на руках.
Условия при работе с песком:
•
Нельзя намеренно выбрасывать песок из
песочницы.
•
Нельзя бросать песок в других или брать
его в рот.
•
После игры надо помочь Песочной фее
убрать все игрушки на свои места.
•
После игры в песке надо помыть ручки.
Правила при работе с песком:
Просеивание
Способы
засыпания
поверхности
стола
Расхлопывание
Дождик
Волна
Торнадо
Методики
рисования
песком
Рисование кулаком
Рисование ладонью
Рисование щепотью
Рисование мизинцами
Рисование пальцем
Рисование ребром
большого пальца
Одновременное
использование
нескольких пальцев
Рисование симметрично
двумя руками
Отсечение лишнего
Насыпание из кулачка
Взрослый просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например,
солнышко. Далее взрослый предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу
рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д. Так можно «нарисовать» чудесные
волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы.
Игра
«
Нарисуй
сказку
».
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с
помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности
песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Упражнение
«
Песочный
ветер
» (
дыхательное
)
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок,
встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое
оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Упражнение
«
Необыкновенные
следы
»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием
песка, развитие эмоциональной сферы.
Рисуем на песке лица с различными настроениями.
Упражнение «Такие разные настроения»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка,
развитие воображения
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать
картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко,
часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
Игра
-
упражнение
«
Волшебное
превращение
»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделайте из
песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти
его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева». В другой раз пусть
ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.
Игра
—
Школа
на
песке
«
Подсказка
»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник
вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.
Игра
—
Школа
на
песке
«
Занимательная
геометрия
»
Спасибо
за
внимание
!