Напоминание

Создание условий для развития исследовательской деятельности и творческой личности ученика. Система поощерений. Из опыта работы


Автор: Наталья Юрьевна Ивкина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №27"
Населённый пункт: г.Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для развития исследовательской деятельности и творческой личности ученика. Система поощерений. Из опыта работы
Раздел: начальное образование





Назад




Создание условий для развития исследовательской деятельности и

творческой личности ученика. Система поощерений. (Из опыта работы)

Одна из главных задач современной начальной школы – создание

полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого

ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает

необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой

деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои

действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу,

создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и

позволяет адекватно оценивать свою работу.

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели

проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность

успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский

метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых

знаний. Исследовательская деятельность младших школьников это

совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель

исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для

развития творческой личности.

1.Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.

Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда

новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и

экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире

рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно

проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Очень

часто от малышей мы слышим: «Я сам»,а от младшего школьника можно

услышать просьбу: « Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Подобные

ситуации очень значимы. У ребенка огромное желание самому совершить

свое маленькое открытие. Именно это внутреннее стремление к познанию

через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт

условия для исследовательского обучения.

2.Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в

систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли

учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их

деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь

родителей к участию в школьных делах своего ребенка. При этом

немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего

ребенка в исследовательском поиске.

. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи

родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы

помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла

исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами

взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.

Учитель уже в начале первого класса должен так поработать,чтобы

родители желали принять участие вместе с ребенком в исследовательском

поиске. Для этого были подобраны темы хорошо знакомые каждому из

родителей, в чем они сведущи и не испытывали бы затруднений в помощи

своему ребенку. Темы «Профессии»! Ведь в жизни каждого человека

профессиональная деятельность занимает важное место.

В 1-ом классе стартовал проект «Дружная семья-папа, мама и я».

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа

- Изучение социального состава семей (анкетирование).

- Формирование групп обучающихся и родителей.

- Определение темы для каждой группы родителей и детей.

Для успешной организации проекта были обозначены следующие

направления:

«Здоровье»

Цель: воспитание понимания важности физического здоровья человека,

формирование у ребенка стремления к ведению здорового образа жизни,

формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Формы работы: спортивные конкурсы, турниры, дни здоровья, беседы.

Профессия: врач, спортивный тренер, повар, массажист.

«Гражданин»

Цель: формирование у обучающихся знаний о праве, правовых нормах.

Воспитывать в ребенке чувство патриотизма; бережное отношение к природе

родной земли.

Формы работы: тематические классные часы по правовой тематике.

Профессия: сотрудник МВД, преподаватель ВУЗа.

«Интеллект»

Цель: оказание помощи ученикам рационально проявлять интеллектуальные

умения, определять зону его ближайшего развития, развивать его кругозор.

Формы работы: интеллектуальные марафоны, занятия по развитию памяти,

внимания.

Профессия: преподаватель ВУЗа, программист и др.

«Общение, досуг»

Цель: передача обучающимся знаний, умений, навыков социального общения

людей, знакомить с традициями и обычаями общения различных поколений,

формирование культуры общения, формировать у ребенка нравственно-

этические нормы поведения.

Формы работы: социометрия; посещение театров, музеев, выставок.

Профессия: психолог, аниматор, актер и др.

«Нравственность»

Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого

существования,

умению отстаивать свою нравственную позицию, осознание

общечеловеческих

ценностей.

Формы работы: тематические часы, беседы, экскурсии.

Профессия: социолог, сотрудник музея боевой славы и др.

«Семья»

Цель: воспитание гармоничных отношений в семье.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа- сбор и уточнение информации.

- Мониторинг здоровья и физической подготовленности обучающихся.

- Составление родителями и учителем плана работы, обозначение задач.

- Формулирование конкретных вопросов.

- Подбор наглядности и информационных ресурсов для проекта.

- Подбор материала о профессии, его изучение, отбор объектов, на которых

будет представлен данный материал, решение организационных вопросов.

-Родители вместе с детьми представляют материал по следующей схеме:

1.Название профессии.

2.История ее становления, перспективы.

3.В чем заключается необходимость профессии, какую пользу она приносит.

4.Какие достоинства профессии можно определить.

5.Какие качества личности нужно развивать, для того, чтобы добиться успеха

в этом деле?

Какими качествами ты уже обладаешь?

6.Знание каких предметов школьной программы необходимо, чтобы стать

профессионалом в этой области?

7.За что Вы любите свою профессию?

-Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

- Работа в группах. Подготовка сочинений, рисунков, подбор стихов.

-Составление плана выступления, презентации.

-Оформление результатов работы

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-

презентации.

Этап 4. Защита мини-проекта. Урок-презентация.

Работая над проектом, дети приобретают знание о себе и приобретают опыт

самостоятельного действия. Приобретённое знание, пережитые чувства и

отношения, совершённые действия развивают личность, способствуют

формированию его компетентности.

Работа над проектом дает возможность ребенку: приобрести опыт

коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи; осознать

себя членом социума в самом широком смысле, быть ответственным за свое

здоровье;повысить интерес к науке и научным открытиям, выражая его через

осознанное желание учиться и стремление принести пользу обществу.

Воспитание любви к своим родителям и уважения к профессии оказывает

благоприятное влияние на психологический климат в семье; чувство радости

от общения друг с другом помогает наладить доверительные отношения

между родителями и детьми.

Формирование представлений о значимости разных профессий, развивает

чувство ответственности и формирует навыки самоконтроля и самооценки.

Стимулирование и поощрение дальнейшей творческой деятельности

1.

Словесное одобрение.

2.

В

классном

уголке

постоянно

действующий

лист

рейтинга,

где

своевременно

отмечаем

всех

детей,

принимающих

участие

в

исследовательских работах.

3. Фамилии победителей и призеров разных уровней публикуются на

сайте школы .

4.Отмечаем заслуги родителей в воспитании одаренных детей на

родительских собраниях.

5. Родительский комитет награждает благодарственными письмами

родителей.

6.

Самые

удачные

работы

«маленькие

исследователи»

защищают

на

родительских

собраниях.

Детям

нравится

выступать

перед

родителями.

Ученики видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся

ими родители. Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении,

проводят опыты и эксперименты, создают презентации.



В раздел образования