Напоминание

Математики в годы Великой Отечественной войны


Автор: Трунина Марина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Коломна, Московская область
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Математики в годы Великой Отечественной войны
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 г. о. Коломна

Исследовательский реферат по теме:

«

Математики в годы Великой

Отечественной войны»

Оглавление.

1.

Введение стр.3

2.

Основная часть

1

-Иван Георгиевич Петровский стр.4-5

-Мстислав Всеволодович Келдыш стр.6-7

-Софья Александровна Яновская стр.8

3.

Заключение стр.9

4.

Список литературы стр.10

5.

Приложения стр.11-17

Введение

«Как воздух, математика нужна,

Одной отваги офицеру мало.»

М. Борзаковский

2

Совсем скоро будет отмечено 75-летие со дня победы в Великой

отечественной войне. За всю долгую историю нашего народа, не раз он

подвергался немалым испытаниям, но Великая Отечественная война по

своим масштабам разрушений и человеческих жертв не имела себе равных.

Но тем и значимее была наша Победа! Эта трагедия коснулась абсолютно

каждого в нашей стране. Много людей погибло от голода, артобстрелов,

бомбёжек, нечеловеческих условий жизни и труда. В эти сложные, тяжелые

годы солдаты, музыканты, художники, общественные деятели, ученые и

обычные жители совершали героические поступки и приближая Великую

Победу. Важную роль в ней сыграли советские ученые-математики,

продолжая выполнять в экстремальных условиях техническую поддержку

Родине, несмотря на тяжелое положение, продолжать развитие математики,

а также обеспечение единства. В своей работе я хочу рассказать о великих

людях, которые внесли свой вклад в развитие математики в военные годы и

приблизили долгожданную Победы.

Советский математик и деятель отечественного образования, ректор

МГУ имени М. В. Ломоносова (1951—1973), лауреат двух Сталинских

премий- Ива́

н Гео́

ргиевич Петро́

вский (1901—1973).

3

4 октября 1940 г. в МГУ произошло довольно заметное событие - впервые

в советское время были проведены выборы декана. Произошло это на

механико-математическом факультете, на это место выбрали Ивана

Георгиевича. Проверкой организаторских способностей И.Г. Петровского в

чрезвычайных условиях стала начавшаяся Великая Отечественная война.

Приказом была организована местная противовоздушная оборона

университета, где в состав рядовых 1-й роты были включены декан

механико-математического факультета и многие другие ведущие

преподаватели, которые периодически должны были выходить на

дежурство. Но настоящие испытания начались в октябре 1941 г., когда

Москва была объявлена на осадном положении и было принято решение об

эвакуации многих предприятий и учреждений. Подлежал эвакуации и

Московский университет. Первоначально планировалось разместить его в

Ташкенте, куда и был командирован И.Г. Петровский в качестве

представителя МГУ для ведения дел, связанных с эвакуацией, и

организации учебной и научно-исследовательской работы университета.

Но затем это решение было пересмотрено и МГУ был перенесен в

Ашхабад. Туда же вскоре прибыли студенты и обслуживающий персонал.

В Ташкенте были оставлены лишь некоторые научные подразделения МГУ,

организацией работы которых на новом месте и занимался Иван

Георгиевич. Закончив здесь свои дела, он вместе с женой Ольгой

Афанасьевной в начале февраля 1942 г. также приехал в Ашхабад, где с

начала декабря уже шли занятия у студентов МГУ. Стоит отметить, как

важно было продолжения занятий во время войны, как это помогало стране

и психологически людям в поистине тяжелое время, обычная

преподавательская и студенческая рутина давала некое спокойствие в

неспокойное время. Ашхабад оказался городом, мало приспособленным

для того, чтобы принять и обеспечить необходимые условия жизни и

работы почти 2 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников

университета. Порой не хватало самого необходимого оборудования, были

4

серьезные трудности в бытовых условиях, и поэтому работа И.Г.

Петровского как декана в значительной степени была связана с решением

множество проблем. Однако и в этих условиях продолжалась научно-

исследовательская деятельность и подготовка новых специалистов. Летом

1942 г. 120 выпускников получили дипломы об окончании МГУ. В мае 1943

года Петровский окончательно вернулся в Москву с первым составом

реэвакуируемого университета. Помимо возвращения в Москву, еще одним

приятным для И.Г. Петровского событием стало избрание его в сентябре

1943 г. членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-

математических наук. В 1944 г. он был награжден орденом Трудового

Красного Знамени, в 1945 г. — вторым орденом Трудового Красного

Знамени «за выдающиеся заслуги в развитии советской науки и техники».

На завершающем этапе Великой Отечественной войны и в первые

послевоенные годы особое внимание советского руководства было уделено

созданию собственного ядерного оружия («атомному проекту»). В нем

были задействованы многие талантливые ученые и конструкторы, но

особую роль играли ученые-математики, среди которых был и Петровский.

Он продолжал тесное сотрудничество с Келдышем и как руководитель

расчетного бюро МИАН подключился к новой работе академика, который с

конца 1940-х гг. переключился на разработку ракетных программ и стал их

главным теоретиком. Как раз он будет следующим математиком о котором

я расскажу.

Мстисла́

в Все́

володович Ке́

лдыш (1911—1978) — советский учёный в

области прикладной математики и механики, идеологом советской

космической программы, а также являлся президентом Академии наук

СССР (1961—1975). Во время войны семья М.В. Келдыша эвакуировалась

5

в Казань. Поначалу жили в помещении спортзала, перегороженного

простынями, потом получили комнату в Доме профессоров Казанского

авиационного института. Семья пережила голод, холод, тяжелое

заболевание четырехмесячного сына... Мстислав Всеволодович заботился о

семье, но мог прилетать в Казань только на несколько дней. В эти годы он

работал на авиационных заводах и как начальник отдела динамической

прочности ЦАГИ курировал проблему вибраций в самолетостроении.

Мстислав Всеволодович по праву можно считать светилом отечественной

науки. В годы Великой Отечественной войны Мстислав Всеволодович

Келдыш работал на различных советских авиационных заводах, а также,

как начальник отдела динамической прочности ЦАГИ, курировал работы

по проблеме вибраций в самолетостроении. Необходимо отметить, что в

1940-е годы избавление от «флаттера» (самопроизвольной вибрации крыла

при увеличении скорости полета самолета) было одной из очень

актуальных проблем. Ее решение внесло весомый вклад в приближение

Победы в ВОВ. Благодаря работам, которые проводил Келдыш вместе со

своими коллегами, было найдено решение, которое позволило развиваться

скоростной авиации, что было не мало важно.

Одновременно с основной работой даже в военные годы Мстислав

Всеволодович не переставал преподавать в МГУ с 1942г. профессор

заведовал в МГУ кафедрой термодинамики — читал лекции и руководил

научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного

переменного. Многие из его учеников стали видными ученым. Тогда же, в

годы войны, 29 сентября 1943 года Мстислав Всеволодович был избран

членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических

наук. Он просвещал не только юные ум, но и создавал вещи, которые

впоследствии объяснял своим коллегам. Его работы по дифференциальным

уравнениям и теории приближений, функциональному анализу удивляли

их, что он в простом виде мог формулировать решаемые задачи. Келдыш в

совершенстве владел многими из разделов математической науки, умея

6

находить самые неожиданные аналогии, что способствовало эффективному

использованию уже имеющегося и созданию новых методик. При этом

значимость исследований Мстислава Келдыша для развития математики в

нашей стране и в мире была ничуть не меньше, чем его работа в области

аэродинамики и исследования в интересах авиационной промышленности.

Не стоит забывать, что озвученная мной деятельность Келдыша

происходила во время войны, но это не помешало Мстиславу

Всеволодовичу и он продолжал свою работу.

Во время войны усердно работали не только мужчины математики, но и

женщины, среди них была Софья Александровна Яновская (1896—1966)

— советский математик, философ, педагог, создатель советской школы

философии математики. В годы Великой Отечественной войны, с 1941 по

1943 годы, работала в Пермском государственном университете. В это

7

время увлекла математикой многих студентов, среди них был будущий

академик О. А. Олейник. Развитию историко-математических

исследований в нашей стране С. А. Яновская содействовала не только

своими научными трудами, но также прежде всего — огромной

педагогической работой, которую она вела в Московском университете. В

1943 году организовала на механико-математическом факультете МГУ

научно-исследовательский семинар по математической логике. В наше

время не надо объяснять, для чего нужна новая ветвь математики, но в

военное ее популизирование, сыграло важную роль. Ещё один семинар, по

истории математики, начался в МГУ в 1944 году и проходил под

руководством А. П. Юшкевича, С. А. Яновской и М. Я. Выгодского. Софья

Александровна писала множество книг и статей, связанных с математикой.

Характерными чертами работ С.А. Яновской по истории математики были

простота и глубина проработки исходных исторических материалов,

требовавшие много труда и сил, из-за чего Софья Александровна,

страдавшая тяжелой болезнью, не смогла завершить ряд начатых работ. В

частности, не была закончена важная книга по работе Р. Декарта

«Геометрия», задуманная еще до Великой Отечественной войны. Яновская

сыграла решающую роль в создании советской научной школы в области

математической логики и советской научной школы в области истории

математики.

Заключение

Со времени Победы прошло более 70 лет. Это была война не только

танков, оружия, самолетов, но и человеческих умов. За годы войны, в

суровых, нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс не только в

8

теоретической математике, но и в общем во всей. До сих пор не известно,

как много математики дали фронту для победы, как их многочисленные

исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали

солдаты в боях. Не стоит забывать, что основы победы ковались не только

на фронте, но и в тылу. Это были не просто сухие цифры и уравнения, это

была огромная работа от которой зависели жизни и судьбы людей, да и

всей страны.

Список литературы

1.

Отечественные математики: учебное пособие для студентов

педвузов/Л. П. Шибасов, З. Ф. Шибасова - Коломна: Московский

государственный областной социально-гуманитарный институт,

2012.-179с.

9

2.

Зенкевич И.Г. Судьба таланта (Очерки о женщинах-математиках) / И.

Г. Зенкевич.-Брянск, 1968

3.

История отечественной математики, Киев. Наукова думка, Т. 1-4,

1968-1970

4.

Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания

и техники.-М: Физматгиз, Т1, 1961

5.

Мышкис А. Д. Советские математики. Мои воспоминания/А. Д.

Мышкис -М.: изд. ЛКИ, 2007

6.

Хрестоматия по истории математики.-М.: Просвещение, Т.1-2, 1976-

19

Приложение 1

Мемориальная страница Келдыша М.В.

Мстислав Всеволодович Келдыш

(10.02.1911 - 24.06.1978)

Война проходила для Мстислава Всеволодовича в работе на авиационных заводах, где он как

руководитель отдела ЦАГИ курировал противофлаттерные конструкции. Появление следующей

проблемы в самолетостроении тех лет обязано переходу на трехопорную схему шасси с передним

10

колесом. Такой переход (теперь мы уже не представляем, как может быть иначе) диктовался

увеличением взлетно-посадочных скоростей самолетов. Однако, он оказался не безболезненным:

при достижении некоторой скорости у передней стойки шасси начинались самовозбуждающиеся

колебания, которые приводили к ее поломке. Это явление получило название "шимми". Используя

опыт, накопленный в исследованиях по флаттеру, и высокий научный потенциал математика и

механика, М.В.Келдыш в своей работе "Шимми переднего колеса трехколесного шасси" (1945 г.)

полностью решает проблему теоретически и, как всегда, формулирует практические инженерные

рекомендации,

избавляющие

конструкцию

от

этого

опасного

явления.

Работа

была

удостоена

второй Сталинской премии в 1946 г. И до сих пор математики неизменно сопровождают эпитетом

"красивая" любое упоминание о ней.

Еще

в

середине

тридцатых

годов

академик

И.М.Виноградов

пригласил

М.В.Келдыша

в

докторантуру Математического института им. В.А.Стеклова АН СССР (МИАН). Здесь в 1938 г.

Келдыш защитил докторскую диссертацию на тему "О представлении рядами полиномов функций

комплексного

переменного

и

гармонических

функций".

Специалисты

расценили

ее

как

классическую,

завершившую

большой

этап

исследований

в

важном

разделе

математики

и

одновременно открывающую новый. К исходу войны М.В. Келдыш, продолжая работать в ЦАГИ,

получил возможность вновь вернуться к активной научной деятельности в МИАН, где в апреле

1944

г.

был

создан

отдел

механики,

которым

до

1953

г.

заведовал

(по

совместительству)

М.В.Келдыш. Со временем главными задачами отдела стали ракетодинамика и прикладная небесная

механика, но об этом будет сказано ниже.

Работы М.В.Келдыша по математике и механике середины 40-х годов получили без промедления

признание

коллег

и

ученых,

а

их

автору

принесли

известность

в

научном

мире.

В

1943

г

М.В.Келдыш избирается членом-корреспондентом АН СССР, а в 1946 действительным членом

Академии.

С трудной победой в Отечественной войне страна как бы обрела второе дыхание. Несмотря на

разруху и голод, энтузиазм и вера в будущее позволили нацелить общество на решение новых

серьезных задач. Возникшее противостояние в стане держав-победительниц, память о недавно

прошедшей страшной войне предопределили в сознании граждан нашей страны необходимость

укрепления ее обороны. Синонимом укрепления оборонной мощи в то время были создание

атомного

оружия

и

перевооружение

армии

на

ракетную

технику.

М.В.Келдыш

как

ученый,

зарекомендовавший себя своими научными и прикладными исследованиями, был привлечен к

работам по обеим проблемам. Для атомной тематики М.В.Келдыш создал и возглавил расчетное

бюро, которое вместе с отделом механики в МИАН явилось частью организованного в 1953 г.

Отделения прикладной математики МИАН. Здесь под его руководством собрался уникальный

коллектив специалистов.

В 1946 г. М.В.Келдыш распростился с ЦАГИ, так как был назначен начальником Реактивного

научно-исследовательского

института

(НИИ-1)

и

впоследствии

оставался

его

научным

руководителем до 1961 г. Так М.В.Келдыш занял второй административный пост.

Со

второй

половины

сороковых

годов

характер

деятельности

М.В.Келдыша

существенно

меняется. На первый план выходит научно-организационный аспект. Он — руководитель больших

научно-технических коллективов: НИИ-1, ОПМ МИАН (переименованного в 1966 г. в ИПМ АН

СССР), председатель ответственных комиссий, потом член Президиума Академии наук, вице-

президент. Личная сторона научного творчества уходит на второй план. Позже, в 1971 г., выступая с

ответным словом на поздравления сотрудников ИПМ АН СССР по случаю его шестидесятилетия,

он скажет, что все эти годы очень сожалел об этом.

Но и в этих условиях при неимоверной загруженности М.В.Келдыш не встал на стезю лишь

административного

руководства,

а

оставался

творческим

научным

руководителем,

носителем

проблем,

автором

идей

и

методов

их

решения.

Как

организатор

он

принимал

все

решения,

руководствуясь

только

интересами

дела,

но

не

из

каких

иных,

в

том

числе

и

политических

соображений. Подтверждением этому служит весь его жизненный путь.

С приходом в НИИ-1 в поле его творческой деятельности попадают проблемы, связанные с

созданием реактивных двигательных установок большой мощности для оснащения крылатых ракет

со всем шлейфом научно-технических вопросов по сверхзвуковой газодинамике, тепломассообмену,

теплозащите и др. В 1954 г. М.В.Келдыш назначается Правительством научным руководителем

работ по созданию межконтинентальной крылатой ракеты "Буря", а С.А.Лавочкин — ее главным

11

конструктором. В 1960 г. первая в мире крылатая ракета "Буря" прошла испытания и показала более

высокие характеристики, чем разрабатывавшаяся в те же годы американская "Навахо". Работы в

НИИ-1 тесно переплетались с математическими разработками под руководством Келдыша в отделе

механики

и

ОПМ

МИАН,

где

в

1949

гг.

были

развернуты

пионерские

исследования

по

ракетодинамике

и

прикладной

небесной

механике

(механике

космического

полета),

оказавшие

существенное

влияние

на

развитие

ракетной

и

космической

техники.

В

1953

г.

здесь

были

предложены и проанализированы оптимальные схемы составных ракет; баллистический спуск

космического аппарата с орбиты и показана возможность его использования для возвращения

космонавтов; возможная стабилизация аппарата посредством использования поля земного тяготения

и многие другие идеи.

В 1954 г. М.В.Келдышем, С.П.Королевым и М.К.Тихонравовым было представлено письмо в

Правительство с предложением о создании искусственного спутника Земли (ИСЗ). 30 января 1956 г.

М.В.Келдыш был назначен председателем специальной комиссии Академии наук по ИСЗ.

После

запуска

в

1957

г.

первого

ИСЗ

начинается

новый

этап

в

освоении

космического

пространства. В ОПМ МИАН под руководством Келдыша разворачиваются работы по слежению за

ИСЗ

и

прогнозированию

его

траектории,

по

баллистическому

проектированию

межпланетных

полетов

космических

аппаратов

(КА)

с

минимальными

затратами

энергии

и

др.

Примерами

блестящих

решений

служат:

найденная

схема

разгона

КА

с

использованием

выхода

на

промежуточную орбиту искусственного спутника, использование гравитационного поля планеты

для целенаправленного изменения траектории движения. Эти решения оказались принципиальными

для проектирования всех последующих перелетов. Нет необходимости приводить весь перечень

успехов в освоении ближнего и дальнего космоса, пилотируемой космонавтике. Эти мировые

достижения

нашей

страны

общеизвестны.

Велик

в

них

вклад

М.В.Келдыша

и

как

теоретика

космонавтики и как научного координатора общегосударственных программ.

28 января 1960 г. решением Правительства для координации работ был

образован Межведомственный научно-технический совет по космическим

исследованиям

при

Академии

наук

СССР,

и

М.В.Келдыш

назначен

его

председателем.

Заслугой

Мстислава

Всеволодовича

на

этом

посту

было

проведение

сбалансированной

программы

исследований,

обеспечившей

органичное сочетание всех аспектов освоения космического пространства.

Подтверждением тому явились мировое признание успехов нашей страны,

уважение и авторитет М.В.Келдыша, избранного в мае 1961 г. президентом

Академии наук. Он руководил Академией 14 лет...

Вернемся

вновь

к

1946

году

и

проследим

за

участием

Мстислава

Всеволодовича в решении атомной проблемы, хотя разделять все стороны его деятельности можно

только условно. "Вскоре после войны, — вспоминал академик И.М.Виноградов, директор МИАН,

— пришли ко мне Ю.Б.Харитон и другие физики. Просили порекомендовать математика, который

бы

мог

поставить

расчеты

по

атомной

тематике.

Я

им

сказал

взять

Келдыша,

он

в

любом

приложении математики способен разобраться лучше всякого. Келдыш им понравился".

Овладение атомной энергией в те годы связывалось, в первую очередь, с проблемой создания

оружия. Задачи, которые здесь требовалось решить, были по сложности беспрецедентными, с

такими человечество еще не имело дела. Трудности усугублялись еще и крайне ограниченными

сведениями по физике самих явлений, сопровождающих протекание ядерных процессов. Поэтому

важным

методом

познания

явлений

было

построение

физико-математических

моделей

и

последующее их воспроизведение в расчетах.

В титанической работе по решению атомной проблемы и ракетно-космических задач большой

вклад Мcтислава Всеволодовича состоял не только в руководстве научным коллективом, но и в

личном участии как автора, создателя новых вычислительных методов и алгоритмов. Эти работы

предопределили современное развитие в стране вычислительной математики и, в первую очередь,

численных методов решения задач математической физики.

Признанием заслуг ученого в решении оборонной проблемы явилось присвоение М.В.Келдышу

в 1956 г. звания Героя Социалистического Труда, а в 1957 г. присуждение Ленинской премии.

В 1961 г. за особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске

первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту М.В.Келдышу звание Героя

12

Социалистического Труда было присвоено вторично.

Успехи страны в решении ключевых научно-технических проблем

сделали для всех очевидным, что фундаментальная наука становится

главной движущей силой в развитии общества. Поэтому она должна

занять подобающее ей положение в жизни страны. В осуществлении

этого большой вклад принадлежит Келдышу, как президенту Академии,

так

и

общественному

деятелю

государственного

масштаба.

Особое

внимание он уделял выбору главных направлений: "что поддержать, а

что

менее

поддержать".

Годы,

когда

пост

президента

занимал

М.В.Келдыш, были периодом наиболее быстрого роста Академии наук,

превратившейся в крупнейший центр фундаментальной науки. В 1971 г.

за исключительные заслуги перед государством в развитии советской

науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в

связи с шестидесятилетием М.В.Келдыш был удостоен в третий раз

звания

Героя

Социалистического

Труда и

золотой

медали

"Серп

и

молот".

Имя Мстислава Всеволодовича Келдыша увековечено в названиях научно-исследовательского

судна, малой планеты солнечной системы, кратера на Луне, площади в Москве. Его имя носят

бывший

НИИ-1

(ныне

Исследовательский

центр

им.М.В.Келдыша)

и

созданный

им

Институт

прикладной математики, где в

Мемориальном кабинете-музее

с любовью собираются и хранятся

документы,

рассказывающие

о

нем.

Ему

установлены

памятники-бюсты

на

Аллее

героев

и

Миусской площади в Москве, в Риге; памятные доски на зданиях, где он жил и работал. Дела его

навечно остались в научных трудах и в этапах пути, пройденного страной, да и человечеством в

целом. Память о нем бережно сохраняется всеми, кому посчастливилось знать его лично и работать

с

ним.

Золотая

медаль

им.

М.В.Келдыша,

учрежденная

Академией

наук

СССР,

вручается

за

выдающиеся научные работы в прикладной математике и механике и теоретических исследованиях

по освоению космического пространства.

Приложение 2

Мемория. Иван Петровский

Личное дело

Иван Георгиевич Петровский (1901—1973) родился в Севске (ныне Брянская

область) в купеческой семье. Учился в Севском реальном училище. Из всех учебных

дисциплин наибольший интерес у Вани Петровского вызывала химия. Как позже он сам

вспоминал, в училище был прекрасный преподаватель химии, который увлек его своим

предметом. Увлечение химией оказалось настолько серьезным, что Иван устроил дома

13

небольшую химическую лабораторию, где проводил различные опыты. Нравилась ему

и биология. А вот особого интереса к математике в эти годы не проявилось.

Преподавателем математических дисциплин в училище был инженер по образованию,

который сам недостаточно знал и не очень любил математику. При изучении

дифференциального исчисления он, например, заявил своим ученикам:

«Дифференцировать я вас научу, это нетрудно, а вот что такое производная, объяснить я

не смогу. Я вам продиктую, а вы запишите и выучите наизусть».

При этом встречающееся в литературе утверждение, что Иван Петровский закончил

училище с «четверкой» по математике, является неверным. Из документов об

окончании Севского реального училища следует, что в выпускном классе Иван

Петровский по пяти математическим дисциплинам (арифметике, алгебре, геометрии,

тригонометрии и аналитической геометрии) имел отличные оценки во всех четвертях и

лишь по анализу бесконечно малых имел одну «четверку» в третьей четверти.

В революционном 1917 году Петровский окончил городское реальное училище с

отличными отметками по всем дисциплинам, кроме рисования, по которому получил

лишь «четвёрку», хотя рисовать очень любил. Сохранились нарисованные им портреты

деда и брата, пейзажи с видами Севска и другие рисунки. В течение всей жизни он

глубоко интересовался живописью (особенно любил творчество В.А. Серова и М.В.

Нестерова), а в его огромной библиотеке весьма существенную часть занимали книги

по искусству.

В сентябре 1917 года Петровский был зачислен на первый курс естественного

отделения физико-математического отделения факультета Московского университета.

Он намеревался специализироваться на изучении химии и биологии, но вскоре после

начала гражданской войны оставил университет и вернулся к семье, лишившейся после

революции всего состояния и перебравшейся к этому времени на Украину, в

Елисаветград. Петровский сначала служил вместе с отцом в кооперативе, в 1919 году

состоял сотрудником горстатбюро и в качестве переписчика участвовал в переписи

населения Елисаветграда, затем работал на Саблино-Знаменском сахарном заводе, а в

1920 году стал студентом Елисаветградского механического техникума.

Однажды, пытаясь читать книгу Н. Е. Жуковского по теоретической механике,

Петровский обнаружил, что ему для понимания написанного не достаёт

математических знаний. Желая восполнить пробел, он обратился к случайно

попавшейся ему книге П. Г. Дирихле «Теория чисел». Эта работа поразила его красотой

и тонкостью математических построений и результатов, «потрясла и навсегда

повернула его интересы в сторону математики».

Юноша оставался в Елисаветграде до весны 1922 года, когда перенес сыпной тиф и был

уволен в двухмесячный отпуск. Вернувшись в том же году в Москву, он выбрал не

естественное, а математическое отделение физико-математического факультета МГУ.

Первое время после возвращения в столицу Петровский не имел ни жилья, ни средств к

существованию. Ночевать ему приходилось на вокзале. Выручило его случайно

увиденное объявление, что детскому дому №4 Сокольнического района требуется

дворник, причем было обещано жилье и питание. Работа оказалась тяжелой - помимо

уборки территории, приходилось таскать дрова на верхние этажи, топить печи, носить

мешки с мукой и другим продовольствием для детей, проживавших в детдоме. Дети

привязались к дворнику «Ванюше», который мастерил для них игрушки, помогал в

разных делах, в том числе - устраивать новогоднюю елку.

14

В это же время Иван Петровский познакомился со своей будущей женой Ольгой

Корнилаевой, которая также была студенткой физико-математического факультета

Московского университета, но училась на биологическом отделении. Ольга совмещала

учебу с трудовой деятельностью – именно она и возглавляла детский дом, куда

устроился дворником Петровский. Брак молодоженов был зарегистрирован в сентябре

1923 года. К этому времени Петровский уже не работал дворником, поскольку в марте

1923 года врачебно-контрольная комиссия обнаружила у него порок сердца и

предложила перейти на работу, «не требующую большого физического напряжения».

Уже летом 1923 года Петровский приобщился к педагогическому труду в качестве

преподавателя математики и физики на подготовительных курсах Московского

губсовпрофа при МГУ, а позже - преподавателя математики на рабфаке искусств

Наркомпроса. Одновременно по совместительству он в 1923-1926 годах преподавал

математику в средней школе №16 Бауманского района Москвы, а в 1926-1929 годах

работал преподавателем математики Сокольнического рабочего университета.

Окончив университет в 1927 году, Петровский поступил в аспирантуру Института

математики и механики МГУ. Его научным руководителем был профессор Д. Ф. Егоров,

оказавший на молодого математика большое влияние. С 1929 года Петровский работает

в МГУ — в должности ассистента, затем доцента. В 1930 году оканчивает аспирантуру.

Тогда не требовалось защиты диссертации или отчета о научной работе, проделанной

аспирантом. Все решала аттестация со стороны научного руководителя.

С 1930 по 1941 год Петровский, не оставляя работы в МГУ, заведовал кафедрой на

вечернем факультете Московского механико-машиностроительного института

(тогдашнее название МВТУ имени Баумана).

В 1933 году тридцатидвухлетний Иван Петровский становится профессором МГУ

имени М. В. Ломоносова. В 1935 году его без защиты диссертации утверждают

доктором физико-математических наук.

В сентябре 1940 года Петровский был назначен исполняющим обязанности декана

механико-математического факультета МГУ, а 4 октября того же года избран на эту

должность.

После начала Великой Отечественной войны руководил переездом МГУ осенью 1941

года в Ташкент (позднее — в Ашхабад, Свердловск) и возвращением в мае 1943 года в

Москву.

1 июля 1944 года Петровский был освобождён от должности декана по его личной

просьбе. В годы войны им была выполнена глубокая и содержательная работа о лакунах

и диффузии волн. В 1943 году Петровский был избран членом-корреспондентом, а в

1946 году — действительным членом АН СССР.

В том же 1946 году получил Сталинскую премию первой степени за фундаментальные

исследования в области теории дифференциальных уравнений с частными

производными, завершающиеся статьями «О зависимости решения задачи Коши от

начальных данных», «О диффузии волн в лакунах для систем гиперболических

уравнений» (1943—1944)

В 1949—1951 годах занимал должность академика-секретаря Отделения физико-

математических наук, с 1953 года был членом Президиума Академии.

15

В 1951 году стал заведующим кафедрой дифференциальных уравнений мехмата МГУ,

которую возглавлял вплоть до своей смерти. В том же году Иван Петровский был

избран на должность ректора МГУ имени М. В. Ломоносова. Главным университетом

страны он руководил более 20 лет.

В марте 1969 года получил звание Героя Социалистического Труда.

Иван Петровский скончался 15 января 1973 года в здании ЦК КПСС от приступа

стенокардии, сразу после разговора в ЦК. Похоронен на Новодевичьем кладбище в

Москве.

Чем знаменит

Более 20 лет Иван Петровский занимал должность ректора Московского

государственного университета им. М.В.Ломоносова. Одним из главных результатов его

деятельности на этом посту является формулировка концепции, основных принципов и

проведение в жизнь новой структуры управления университетом в условиях

существования двух удаленных одна от другой территорий университета, раздельного

функционирования естественных и гуманитарных факультетов.

За это время были организованы 6 новых факультетов, открыты 108 новых

факультетских кафедр и 20 общеуниверситетских. Гуманитарный сектор пополнился

факультетами журналистики, психологии и восточных языков; естественный –

факультетом вычислительной математики и кибернетики. Также были образованы

факультет повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений

страны по естественным наукам и подготовительный факультет для иностранных

граждан. Был создан научно-исследовательский вычислительный центр, научно-

исследовательский институт механики.

Эти структурные преобразования интересны прежде всего новыми научными

направлениями, закрепившимися в университете, а также притоком сильных

профессорско-преподавательских кадров. Обладая высоким научным авторитетом,

ректор смог привлечь к работе в университете крупнейших учёных страны, в том числе

более ста членов АН СССР.

О чем надо знать

Петровский был талантливым педагогом. По словам Андрея Колмогорова, его научные

семинары «всегда были центрами живой научной мысли», а их участники стали

руководителями математических школ и направлений, по его учебникам обучаются

студенты многих поколений. Среди его учеников: О. А. Ладыженская, С. К. Годунов, Е.

М. Ландис, В. П. Михайлов, А. Д. Мышкис, О. А. Олейник, В. С. Рябенький, Е. П.

Жидков.

В 1952 году Петровский стал лауреатом Сталинской премии второй степени — за

учебники «Лекции по теории обыкновенных дифференциальных уравнений» и «Лекции

об уравнениях с частными производными» (1949—1951).

После смерти Ивана Петровского по его завещанию его личная библиотека была

передана в Московский государственный университет - 20776 томов книг по

математике на разных языках, издания русской и зарубежной литературы; большое

16

количество автографов. В настоящий момент библиотека Петровского хранится в

Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова

Прямая речь

Об управлении МГУ. Из доклада (январь 1961 года): «Университет ‒ учреждение,

управляемое чрезвычайно трудно. Я всегда сравниваю управление университетом с

движением в сильно вязкой жидкости: если пойдешь быстро ‒ лоб разобьешь, если

будешь медленно жать в определенном направлении, то результаты будут…».

О научной работе в университетах (Вестник высшей школы. 1952

год): «Университетские коллективы должны разрабатывать преимущественно большие

научные проблемы, не отвлекаясь на выполнение текущих заданий. Важно, чтобы в

университетах обязательно развивались научные школы, разрабатывались крупные

научные проблемы. Время для научной работы можно найти без труда, если освободить

лекционные курсы от обилия фактов. Студент должен усвоить главное – план науки, ее

путеводную нить, направление. Задача профессора в том и состоит, чтобы суметь

указать, в чем заключается это главное».

Фразы Петровского, ставшие крылатыми:

- На административную работу можно назначать лишь того, кто её ненавидит.

- Я не спрашиваю вас, кто занимается этим вопросом. Мне нужен тот, кто его решает.

- Администратор не может принести пользы! Задача хорошего администратора —

минимизировать вред, который он наносит.

17



В раздел образования