Автор: Хохлова Эллона Георгиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Как помочь ребёнку с нарушениями чтения и письма? Рекомендации родителям.
Раздел: начальное образование
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
муниципального образования город Ноябрьск»
Тема: Как помочь ребёнку с нарушениями чтения и письма
?
Рекомендации родителям.
Учитель-логопед
МБОУ СОШ №3:
Хохлова Э.Г.
Для формирования полноценных навыков чтения и письма, необходима систематическая,
ежедневная работа.
С ребенком необходимо заниматься каждый день, даже если занятие будет длиться 10-15 мин.
Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия,
необходимы ребенку для того, что бы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем.
Ведь для того, что бы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать.
Начните работу дома с 1-2 упражнений. Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите
ребенка за правильно выполненные задания. Дайте уверенность в том, что на следующем занятии,
работа будет выполнена лучше.
При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Во время письма проговаривать слова вслух.
У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма.
Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык
зажать между зубами, мы будем допускать ошибки.
У ребенка такой рефлекс еще не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать,
проговаривая слова вслух.
Прочитайте всё предложение. Посчитайте количество слов в предложении.
2.
Определите
наличие предлогов. Акцентируйте внимание на том, что они пишутся
отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение (заглавная буква в начале
предложения и точка в конце предложения).
3.
Диктовать себе можно только две буквы.
Диктовать следующий слог можно только после того, как написан предыдущий.
дерево
Если слово со стечением согласных, диктуем по буквам.
стройка
4.
Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова
на слоги, ставим ударение.
5.
Выделяем орфограммы.
Очень важно, что бы ребенок сам нашел допущенные ошибки.
1.
Отметьте на полях простым карандашом строчки, на которых ваш ребенок допустил
ошибку. Одна «галочка» - одна ошибка.
2.
Если ученик не нашел ошибку, поставьте метку над словами с ошибками.
3.
В случае, если ребенок и на этот раз не видит ошибку, напишите на отдельном
листочке слово правильно и дайте ребенку сверить с образцом.
Детям с нарушениями речи очень сложно применить на практике изученные орфограммы в
классе.
Зачастую выучить правило, запомнить его – это бессмысленно и не приносит должного
результата.
Самое главное для ребенка – понять изучаемую орфограмму.
Пример: орфограмма «безударная гласная в корне слова».
Если ребенок не умеет различать:
- гласные и согласные;
- ударные и безударные гласные;
- не умеет выделять в слове корень;
- подбирать родственные слова,
то он никогда не научится применять эту орфограмму.
Упражнения типа: вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово – очень часто не
приносят положительного результата, т.к. в диктантах дети все равно допускают ошибки.
Гораздо
эффективнее
если,
ребенок
из
печатного
текста
сам
выберет
слова
с
заданной
орфограммой, подберет проверочные слова, а потом, с целью закрепления, напишите этот текст под
диктовку.
Домашние задания – это мучительная процедура для многих родителей, растянутая на 6-8
часов. Что необходимо помнить, чтобы облегчить жизнь и себе, и детям?
Ребенок,
страдающий
нарушениями
письменной
речи,
не
может
выполнять
большие
по
объёму задания. Рекомендации «больше читайте и больше пишите» ему не подходят.
Вы наверняка обратили внимание, что ваш ребенок начинает писать или читать хорошо, а
через
какое-то
время
появляются
ошибки.
Заметьте,
сколько
предложений
он
прочитает
или
напишет правильно до появления ошибок – это и будут «единицы чтения и письма» вашего ребенка.
Если на дом задали читать большой текст или много писать – не прибегайте к методу: «Пока
не напишешь – не встанешь из-за стола». Для вашего ребенка он губителен. Наоборот, немного
прочитал (ту самую «единицу чтения»), потом и вы можете принять эстафету и продолжить чтение,
ничего страшного в этом нет, затем опять читает ребенок. В перерыве пусть расскажет,
о чем
прочитал, займется чем-то другим.
То же самое с письмом. Написал свою «единицу письма» и отдыхает. Следующую порцию он
будет писать, как первую. Вот увидите, ошибок будет меньше.
Да это не позволит быстро «избавиться» от уроков и заниматься своими делами. Но на время
коррекционной работы главная цель – помочь ребенку справиться с проблемами.
Не заставляйте ребенка работы по русскому языку сначала выполнять в черновике, а затем
переписывать в тетрадь. Абсолютно бесполезное занятие. Пусть в тетрадях не будет так чисто, как
при
многократном
переписывании.
Но
проблему
таким
образом
вы
не
решите.
На
время
коррекционной работы закройте глаза на помарки, договоритесь с учителем. Замечайте любой,
самый маленький успех. Вместе с ребенком,
сравните неудачное его письмо с более удачным,
покажите ему улучшения, поддержите его.
Главное, чтобы он поверил в себя!
Литература:
1.
Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. М.: Изд-во
Эксмо, 2004.
2.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.: Детство-Пресс, 1999.