Напоминание

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в личностно ориентированном обучении


Автор: Кутепова Мария Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №30"
Населённый пункт: города Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в личностно ориентированном обучении
Раздел: начальное образование





Назад




Кутепова М.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №30» г. Старый Оскол

Белгородской области

Формирование познавательных универсальных учебных

действий у младших школьников в личностно ориентированном обучении

Аннотация:

в

статье

рассматриваются

задания

для

учащихся

начальной школы, направленные на формирование и развитие познавательных

УУД: представления, воображения, памяти, внимания, восприятия.

Термин «универсальные учебные действия» можно определить как

совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность

к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию

этого процесса.

Цель УУД – развитие ребенка, подведение его к овладению основными

обобщенными способами в учебной деятельности.

Основным результатом начального общего образования должна стать

сформированность у выпускников:

общеучебных

умений,

овладение

которыми

обеспечивает

возможность продолжения образования в основной школе;

умение учиться, т.е. организовывать свою деятельность с целью

решения учебных задач.

Блок

универсальных

учебных

действий познавательной

направленности

включает

в

себя

навыки

работы

с

информацией,

владение

навыками

формирования

научных

понятий

как

основы

дальнейшего

интеллектуального развития.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся

воспринимают

и

анализируют

сообщения

и

важнейшие

их

компоненты

тексты, используют знаково-символические средства, в том числе овладевают

действием моделирования, а также широким спектром логических действий и

операций, включая общие приемы решения учебных задач.

Познавательные УУД на развитие представления и воображения.

1. Исключить в данном перечне лишнее слово или число, фигуру, предложение,

выражение и т.д.

2.

Дополнить

данный

перечень

недостающим

числом,

словом,

фигурой,

формулой, предложением.

3. Составить текст из данного набора слов или изображение объекта из данных

фигур.

4. Изобразить некоторый объект по его словесному описанию.

5. Определить, что произойдет с данным объектом, если изменить заданным

способом его отдельные параметры (увеличится или уменьшится и т.д.)

6. Изменить структуру данного объекта так, чтобы получился новый объект с

заданными свойствами.

Познавательные УУД на развитие памяти.

1. Записать по памяти как можно больше слов, букв, чисел, правил, формул и

т.д.

2. Назвать термины по данной теме.

3. Установить соответствие между данными терминами и символами.

4. Посмотреть минуту на данные объекты, затем по памяти их назвать, записать

или изобразить при помощи рисунка в определенном порядке.

5. Определить, с какими теоретическими знаниями связано данное задание.

На развитие внимания.

1. Продолжить формулировку правила или устный ответ одноклассника и т.д.

2. Задать вопросы по домашнему заданию.

3. Как можно быстрее расположить в определенном порядке; например, слова

по алфавиту, числа по порядку, по возрастанию, по убыванию, предложения в

определенном порядке и т.д.

4. Найти ошибку в определении или правиле.

На развитие восприятия.

1. Обнаружить указанные объекты при слуховом или зрительном диктанте.

2. Выслушать и записать с использованием символики математический диктант

или схему предложения.

3. Посмотреть в заданное время на лист с опорным конспектом по теме, как

можно точнее воспроизвести его.

4. Рассмотреть данные объекты и выделить их существенные и несущественные

свойства.

На формирование умений и навыков.

1. Выполнить практическую работу тренировочного характера.

2. Выполнить действия по данному образцу, приему, алгоритму, схеме, таблице.

3. Из данного набора действий составить алгоритм или прием решения данного

задания.

4. По содержанию текста задания установить, какие определения, правила,

алгоритмы использовались для его выполнения.

5. Расчленить текст на части, озаглавить их.

6. Найти ошибку в решении или записи текста, выявить ее сущность.

7. Исправить ошибки, допущенные в задании.

8. Сделать проверку и дать оценку результатам выполнения задания.

9. Выделить для себя из процесса выполнения задания полезные новые знания.

10.

Ответить

на

вопросы,

связанные

с

действием

и

способом

его

осуществления: «Как?», «Каким образом?».

11. Ответить на вопросы, связанные с условием выполнения задания.

Литература

1.

Педагогические

условия

формирования

вариативной

деятельности

младших школьников в личностно ориентированном обучении. Монография/

Обухова Л.А., Жиренко О.Е. – ВОИПКиПРО, 2015.

2.

Как

проектировать

универсальные

учебные

действия

в

начальной

школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская

Г.В. и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.



В раздел образования