Автор: Фролов Владимир Николаевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: г.Курск, Курской области
Наименование материала: собственный педагогический опыт
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Раздел: среднее профессиональное
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
преподаватель Фролов Владимир Николаевич
Существуют категории людей, которые в силу своих физических возможностей и
личных обстоятельств не могут получить образование и активно участвовать в жизни
общества. Поэтому возникает необходимость в такой форме обучении, которая открывает
новые возможности в получении образования.
Дистанционное
обучение
–
это
обучение,
в
ходе
которого
отсутствует
непосредственный личный контакт между преподавателем и студентом. Оно основано на
интерактивном способе.
С применением телекоммуникационных технологий студент может использовать
обратную
связь,
а
преподаватель
-
быстро
реагировать
на
вопросы
студента,
контролировать
и
корректировать
его
работу.
В
силу
интерактивного
общения
и
оперативной
связи
открывается
возможность
индивидуального
и
дифференциального
процесса обучения. Дистанционное обучение дает возможность преподавателю выбирать
гибкую, индивидуальную методику обучения для студента в зависимости от его успеха, а
также предлагать ему дополнительные материалы .
В своей работе Я придерживаюсь следующей концепция дистанционного обучения,
которая заключается в следующем:
1. в центре учебного процесса - студент;
2. в основе учебной деятельности - сотрудничество;
3. цель обучения - развитие способностей к самообучению.
Моей
задачей
в
процессе
дистанционного
обучения
является
организовать
самостоятельную деятельность студента и научить самостоятельно добывать знания и
применять их на практике.
Таким образом, получается, что студенты в процессе дистанционного обучения
занимают центральное место.
Считаю, что основным преимуществом ДО ,в первую очередь, является то, что оно
дает
возможность
обучаться
в
удобное
для
себя
время,
в
удобном
месте
и
темпе.
Следующим плюсом является то, что дистанционное образование дешевле обычного.
Несмотря
на
преимущества,
всё-таки
есть
и
недостатки
-
процесс
внедрения
дистанционного
обучения
требует
материальных
затрат
со
стороны
образовательного
учреждения. Следующим недостатком является то, что живя в информационном веке, не
все люди пока ещё обладают высокой компьютерной грамотностью.
Необходимость внедрения дистанционного обучения в Курском автотехническом
колледже
возникла не так давно, а мотивацией к этому послужило то, что в учебный
процесс стали вливаться студенты ,занятые на производстве, обучающиеся с ОВЗ и
студенты, которые часто пропускают занятия по болезни.
Поэтому
логическим
продолжением
развития
колледжа
является
создание
современного образовательного пространства, которое достигается с помощью внедрения
дистанционного обучения.
Для себя мне необходимо было понять, какие инструменты нужны для реализации
дистанционного обучения. Для внедрения динамического обучения , и что бы не нарушать
авторские права, мне необходимы были свободно распространяемые программы, учебные
пособия, рабочие тетради, контрольные материалы и т.д, причём всё это должно было
работать как на обычном мобильном телефоне, так и на стационарном компьютере.
В нашем колледже Я веду такую дисциплину как Техническая механика и для
решения этих задач свою работу направил в следующем русле :
Путем
анализа
имеющегося
на
рынке
программного
обеспечения,
которое
позволяет
дистанционно общаться со студентами, был выбран Скайп.
Критерием выбора было то, что это свободно распространяемый продукт, он прост в
использовании , имеет необходимый инструментарий для работы со студентами и многие
пользователи с ним уже знакомы.
Изучать дисциплину Техническая механика не имея учебника - не возможно. И в виду
отсутствия
единого
информационного
источника
в
виде
учебника
или
какого
-либо
пособия, было решено создать свой электронный учебник по данной дисциплине.
На
сегодняшний
день
существует
очень
много
различных
программ
для
создания
электронных
учебных
пособий
,
но
у
большинства
из
них
имеется
существенный
недостаток, т.е для чтения этих книг требуется специальное приложение, в результате чего
этот учебник имеет крайне ограниченное использование, т.к у многих пользователей
может
просто
не
оказаться
этого
приложения
на
компьютере.
Поэтому
создаваемый
электронный учебник был сделан в стандартном приложении Windows так, что бы все
участники образовательного процесса имели простой и лёгкий доступ к нему, начиная от
мобильного телефона и заканчивая любым компьютером. В итоге был выбран способ
написания учебника на языке HTML.
Для
успешной
работы
на
уроке
в
своей
практике
использую
самостоятельно
разработанную
рабочую
тетрадь,
которая
позволяет
экономить
время
и
мотивирует
студентов к поиску информации.
В качестве демонстрационных материалов по данной дисциплине разработан комплект
презентаций и электронных плакатов.
Контроль знаний обучающихся провожу во время занятий при помощи контрольных
заданий в режиме он лайн и итоговый контроль при проведении зачёта с помощью
контрольного теста, результаты которого формируются отдельным файлом и направляются
на мою электронную почту.
По мнению студентов, дистанционная форма обучения, несомненно, дает преимущества
обучения, но также имеет недостатки: - требует знания ПК
- требует обновления, т.к без периодического обновления использование данного продукта
будет не эффективным.
- восприятие материала с монитора компьютера не совсем традиционно для некоторых
участников образовательного процесса.
- хорошая техническая поддержка – надежная сеть интернет, высокая скорость, системные
требования к ПК и т.д
С каждым годом число образовательных учреждений, которые внедряют дистанционное
обучение,
только
увеличивается.
На
мой
взгляд,
дистанционное
обучение
имеет
ряд
преимуществ перед традиционным: доступность, мобильность, гибкость. Учитывая все
преимущества
дистанционного
обучения,
можно
сделать
вывод,
что
дистанционное
обучение необходимо внедрять, к тому же такая форма обучения занимает всё большую
роль в модернизации образования.