Автор: Прохорова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Тюрлеминская СОШ" Козловский район Чувашская Республика
Населённый пункт: Козловка Чувашия
Наименование материала: методическая разработка по профилактике правонарушений среди младших школьников
Тема: час общения "Правонарушение - дорога в пропасть"
Раздел: начальное образование
(Определения на доске)
- Разберем эти определения.
ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
–
это
общественное
деяние,
причиняющее
вред
обществу,
запрещенное
законом и влекущее наказание.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
–
это
общественно-опасное,
противоправное,
виновное деяние
дееспособного
лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.
ЗАКОН – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в
установленном Конституцией порядке.
Спросим нашего эксперта.
(Устав
школы,
в
котором
так
же
прописаны
права
и
обязанности
всех
участников
образовательного
процесса
(администрации
школы,
учащихся,
педагогов).
Учащиеся
в
образовательном
учреждении
обязаны:
добросовестно
учиться,
выполнять
задания
по
теме
занятий,
не
пропускать
без
уважительной
причины
занятия
и
не
покидать
их
раньше
окончания,
не
опаздывать
на
занятия,
бережно
относиться
к
имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за
счет
средств
родителей;
уважать
честь
и
достоинство
других
учащихся и педагогов.)
Нарушение
любого
пункта
устава
школы
будет
считаться
проступком.
2222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222
Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений
• Формирование целостного представления о личной ответственности за
правонарушения и преступления
Форма мероприятия: квест-игра
Методы: практические, наглядные, словесные
(соединить с государствами Можно и НЕЛЬЗЯ)
И сегодня я предлагаю вам пройти квест-игру Мы попробуем в ходе игры
разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права,
обязанности и за что несем ответственность».
СТАНЦИЯ №1 «Гражданин своей страны» (Выступление участкового )
5. Распределите, что является правами, а что является обязанностями
учеников.
1.
Уважать и слушать учителей (обязанность).
2.
Бесплатное обучение в школе (права)
3.
Удобные и хорошие парты, столы (права)
4.
После каждого урока – перемена для отдыха(права)
5.
Врачи приезжают и наблюдают за здоровьем учащихся (права)
7.Заниматься в школе по расписанию (обязанность)
8.Ходить на кружки, которые вам нравятся и интересны (права)
9.Умение управлять своим поведением во время урока и на переменах
(обязанность)
10.Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения
(обязанность).
11. Не ломать, не портить школьное имущество (парты, столы, стулья,
стены и т.д.) (обязанность)
СТАНЦИЯ №3 «Виды юридической ответственности»
Ведущий: А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за
нарушения.
Существует 4 вида юридической ответственности:
Попробуйте их назвать, поступки свойственные молодости (учащиеся
называют, а ведущий поправляет и дополняет примеры)
плохо учатся, а потом бросают школу;
курят и выпивают;
грубят и сверстникам и взрослым;
унижают маленьких и слабых;лгут даже без причины;
стараются выяснить отношения только с помощью силы;
играют в карты;
разрисовывают стены;
портят школьное имущество и многое другое.
333333333333333333333333333333333333
Внеклассное мероприятие
«Страна Закония» в 1-4 классах
о правах ребенка и профилактике правонарушений
Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный этап
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Наш сегодняшний час общения посвящается правам и
обязанностям людей, которые проживают в нашей стране и, которыми обладает каждый человек.
Но сначала я вам предлагаю посмотреть на своих одноклассников, подумать о чём – нибудь
хорошем, улыбнуться и приветливо помахать друг другу руками.
Теперь, ребята, я вам хочу прочесть отрывок из стихотворения
II. Введение в тему
Учитель: А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте попробуем
разгадать кроссворд. СЛАЙД 3
Учитель: Какое слово мы получили по вертикали, прочитаем его вслух.
Дети (читают): Права.
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс»,
«Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Учитель: Как вы думаете, есть ли права у детей?
- Есть.
Учитель: Верно, ребята. Вы правы. Права детей записаны в декларации прав ребёнка. И
сейчас я познакомлю вас с основными правами детей.
Учитель: Давай проверим, много ли мы знаем? Внимание на экран (рисунки ребят на тему
«Права детей»: Дети учатся, играют, едят, занимаются спортом, лечатся у врача и т.д.).
СЛАЙД 5. Посмотри, какие права детей изображены на этих рисунках?
(Дети называют свои права)
Учитель: Молодцы!
Основные права ребёнка
Учитель: Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая
главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права
детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была
принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.
Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
Основные права детей СЛАЙД 7
1. Право на образование.
2. Право на охрану здоровья.
3. Право на отдых и досуг.
4. Право на личную жизнь.
5. Право свободно выражать своё мнение.
6. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих
его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься
искусством.
IV. Рефлексия
«Сердце доброты» СЛАЙД 23
Учитель: А сейчас я предлагаю собрать сердце доброты. У вас на партах лежат пазлы,
попробуйте собрать сердце доброты в парах.
(Дети складывают «пазлы», получается большое сердце.)
Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать
добра и помогать в учёбе. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в
вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете
счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
СЛАЙД 24
СЛАЙД 25 и
4444444444444444444444444444444
Испытание №2 (Внимательно слушайте стихотворение
Ведущий:
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В 3 часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже Заяц пожилой
Притащился чуть живой:
Кассир: - Проходите, Заяц, Заяц!
Вам билет в каком ряду?
Заяц: - Мне поближе: плохо вижу,
Вот спасибо, ну пойду.
Ведущий: Говорит овечка:
Овечка: - Мне одно местечко!
Вот мое Благодарю - доброе словечко.
Ведущий: И вдруг,
Отпихнув старух,
Стариков, барсуков, бурундуков:
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого:
Медведь: - Касса, выдай мне билет!
Кассир: Ваше вежливое слово?
Медведь: У меня такого нет!
Кассир: - Ах у вас такого нет!
- Не получите билет!
Ведущий: Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал
И ушел он со слезами,
И ушел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то:
Развернула, и стряхнула,
И чихнула, и вздохнула.
Медведица: - Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь, Позволь:
Их давно уж съела моль!
Бедные Пожалуйста,
Что от них осталося?:
Ведущий: Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот ужу второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:
Медвежонок: - До свидания! Здравствуйте!
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
Ведущий: И кассир дает билеты -
не один, а целых три!
Медвежонок: С Новым годом! С новосельем!
Разрешите вас обнять!
Ведущий: И кассир дает билеты -
Не один, а целых пять!
Медвежонок: Поздравляю с днем рождения!
Приглашаю вас к себе!
Ведущий: И кассир от восхищения
Постоял на голове.
И кассиру все под силу,
Очень хочется запеть:
Кассир: Очень, очень, очень, очень,
Очень вежливый медведь!
-Р
Ведущий. Выводы:Волшебное доброе слово
х
Рассмотрим несколько ситуаций:
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему
мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой
поступок вбить один гвоздь в доску забора.
В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя
контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Юноша
понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом
своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может
вытащить из доски по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как
прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и
эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Все в этой
жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и
окружающим вас людям.
4. Список использованной литературы.
5. Приложение (дидактические материалы по наполнению разработки и т.п.).
Памятка
школьнику.Дорогой
друг,
ты
учишься
в
школе,
в
которой
тебе
ещё
учиться.
Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем
следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь
внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит Во-вторых, запомни все, что касается тебя и
твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие
же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги,
инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена
материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных
мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз
помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить
спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих
дел, так как они твои законные представители.
В-десятых,
если
у
тебя
возникли
проблемы,
прежде
всего,
расскажи
воспитателям
и
учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
\
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних основывается на принципах:
• законности;
• демократизма;
• гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и
взаимодействия с ней;
• индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением
конфиденциальности полученной информации;
• обеспечения ответственности должностных лиц;
• комплексности;
• дифференцированности;
• многоаспектности;
• последовательности;
• аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование
у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом
образе жизни, законопослушности.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
•
Устав школы. «О Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних», «Об общественных воспитателях несовершеннолетних»,
«О проведении рейдов по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних»,
«Об
организации
работы
по
профилактике
правонарушений
и
безнадзорности,
употребления
ПАВ,
формированию
законопослушного поведения обучающихся», «О порядке учета семей и учащихся,
находящихся в социально опасном положении».
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ение правонарушений.