Напоминание

"Путешествие с фольклором"


Автор: Баланчук Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Великие Луки Псковская область
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: "Путешествие с фольклором"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 комбинированного вида» «Золотой ключик»

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

ТЕМА: «Путешествие с фольклором»

Разработчик:

воспитатель высшей категории

Баланчук Ирина Анатольевна

Великие Луки

2019

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие с фольклором».

Задачи:

1.

Закрепить знания детей о жанровых особенностях малых фольклорных форм

(загадки, скороговорки, пословицы, сказки).

2.

Развивать связную речь при составлении загадки - описания.

3.

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4.

Развивать мыслительную активность.

5.

Продолжать обогащать словарный запас детей.

Дети вместе с воспитателем входят в зал, украшенный как осенний лес.

Воспитатель: Ребята, куда мы попали?

Дети: В лес.

Воспитатель: А какое время года в этом лесу?

Дети: Осень, потому что листочки разноцветные, а некоторые уже упали на землю.

Воспитатель: Кажется, я слышу чей-то плачь, кто плачет? Да это же старичок-

лесовичок. Что ты плачешь? Он говорит, что был в лесу, читал книгу, но тут налетел

сильный ветер и все листочки у книги разлетелись в разные стороны. Что теперь

делать?

Воспитатель: А что за книгу ты читал?

Лесовичок:

Пошёл

дождь

и

намочил

обложку,

буквы

растеклись

и

я

не

могу

прочитать название.

Воспитатель: Ребята, как нам помочь лесовичку?

Дети:

Можно

нарисовать

рисунки,

а

можно найти

в

лесу

листочки

из

книг.

Воспитатель: Лесовичок, показывай нам, в каких местах ты был в лесу, а мы

будем там искать эти листочки и постараемся тебе помочь.

Лесовнчок: (видит пенёк) Ой, ой, вот на этом пеньке я сидел.

Воспитатель: Ребята, подходите к пеньку и внимательно осмотрите его, может

быть, вы увидите нужную нам страничку.

(Дети находят странички).

Сейчас я прочитаю, что написано на этих страницах. (читает)

«У меня не усы, а усищи, не зубы, а зубищи». Ребята, откуда эти слова?

Дети: Из сказки «Заяц - хвастун».

Воспитатель: А почему вы решили, что это сказка, а не рассказ.

Дети: Потому что в сказках животные умеют разговаривать, а в рассказах такого

быть не может.

Воспитатель: А кто разговаривает в этой сказке?

Дети: Заяц, он хвастается, а сорока ругает его, а потом хвалит.

Воспитатель: А на другой страничке написаны такие слова: «Влезь ко мне в одно

ушко, а в другое вылези - всё будет сработано». Откуда эти слова?

Дети: Эти слова из сказки «Хаврошечка», а говорит эти слова корова.

Воспитатель: Бывает такое на самом деле, чтобы кто-то залазил корове в ухо?

Дети: Нет, значит это тоже сказка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все сказки отгадали. Ну что, Лесовичок, ты

узнал странички и рисунки?

Лесовичок: Да, узнал, эти страницы из моей книги. Я вижу вон то дерево, я под

ним тоже сидел.

Воспитатель: Давайте, ребята, подойдём к нему, может и там лежат страницы из

книг. (подходят к дереву и находят страницы, воспитатель загадывает загадки).

- Летом серый, зимой весь белый (заяц).

- Зимой и летом одним цветом (Ёлка).

Ребята, это тоже сказка?

Дети: Нет, это загадка.

Воспитатель: Загадка - это игра в узнавание, узнавание того, что спрятано. А вы

сами можете составить загадку?

Дети: Да, можем. (Воспитатель показывает картинки, а дети составляют загадки).

Воспитатель: Лесовичок, ты узнал страницы из книг?

Лесовичок: Да, это мои загадки.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какая чудесная полянка, давайте поиграем

немного в игру с колокольчиком, но, прежде чем играть, нужно считалкой выбрать

ведущего.

Игра с колокольчиком.

Воспитатель: Лесовичок, а возле речки ты был?

Лесовичок: Конечно, был, я там пословицы читал.

Воспитатель: Ну, что ж, давайте подойдём к речке, может и здесь что-то найдём,

(находят листочки, воспитатель читает пословицы). Ребята, а это что, сказки или

пословицы?

Дети: Пословицы.

Воспитатель: А что такое пословица? Я вам напомню, пословица - это народная

мудрость, умное мудрое высказывание. Объясните значение этих пословиц:

-

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

-

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

-

Хочется есть, да не хочется лезть.

Воспитатель: Лесовичок, эта страничка тоже из твоей книги?

Лесовичок: Да, а возле того грибочка я тоже сидел и читал книгу.

Воспитатель: Вот и я нашла какие-то странные странички. Что это, ребята?

Дети: Это схемы к скороговоркам.

Воспитатель: А как нужно произносить скороговорки?

Дети: Быстро и чётко.

Воспитатель: Артистам и дикторам на телевидении нужно говорить скороговорки

чтобы размять губы и язычки. Вот и нам с вами нужно размять язычки и губы.

(проговаривают скороговорки и учат новую). Вот мы и собрали все странички. Что

было на страничках?

Дети: Пословицы, сказки, загадки.

Воспитатель: А как можно назвать книгу?

Дети: Фольклор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, лесовичок говорит вам спасибо за помощь и

предлагает нам потанцевать.(танцуют танец)..



В раздел образования