Автор: Баланчук Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Великие Луки Псковская область
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: "Путешествие с фольклором"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 комбинированного вида» «Золотой ключик»
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
ТЕМА: «Путешествие с фольклором»
Разработчик:
воспитатель высшей категории
Баланчук Ирина Анатольевна
Великие Луки
2019
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие с фольклором».
Задачи:
1.
Закрепить знания детей о жанровых особенностях малых фольклорных форм
(загадки, скороговорки, пословицы, сказки).
2.
Развивать связную речь при составлении загадки - описания.
3.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
4.
Развивать мыслительную активность.
5.
Продолжать обогащать словарный запас детей.
Дети вместе с воспитателем входят в зал, украшенный как осенний лес.
Воспитатель: Ребята, куда мы попали?
Дети: В лес.
Воспитатель: А какое время года в этом лесу?
Дети: Осень, потому что листочки разноцветные, а некоторые уже упали на землю.
Воспитатель: Кажется, я слышу чей-то плачь, кто плачет? Да это же старичок-
лесовичок. Что ты плачешь? Он говорит, что был в лесу, читал книгу, но тут налетел
сильный ветер и все листочки у книги разлетелись в разные стороны. Что теперь
делать?
Воспитатель: А что за книгу ты читал?
Лесовичок:
Пошёл
дождь
и
намочил
обложку,
буквы
растеклись
и
я
не
могу
прочитать название.
Воспитатель: Ребята, как нам помочь лесовичку?
Дети:
Можно
нарисовать
рисунки,
а
можно найти
в
лесу
листочки
из
книг.
Воспитатель: Лесовичок, показывай нам, в каких местах ты был в лесу, а мы
будем там искать эти листочки и постараемся тебе помочь.
Лесовнчок: (видит пенёк) Ой, ой, вот на этом пеньке я сидел.
Воспитатель: Ребята, подходите к пеньку и внимательно осмотрите его, может
быть, вы увидите нужную нам страничку.
(Дети находят странички).
Сейчас я прочитаю, что написано на этих страницах. (читает)
«У меня не усы, а усищи, не зубы, а зубищи». Ребята, откуда эти слова?
Дети: Из сказки «Заяц - хвастун».
Воспитатель: А почему вы решили, что это сказка, а не рассказ.
Дети: Потому что в сказках животные умеют разговаривать, а в рассказах такого
быть не может.
Воспитатель: А кто разговаривает в этой сказке?
Дети: Заяц, он хвастается, а сорока ругает его, а потом хвалит.
Воспитатель: А на другой страничке написаны такие слова: «Влезь ко мне в одно
ушко, а в другое вылези - всё будет сработано». Откуда эти слова?
Дети: Эти слова из сказки «Хаврошечка», а говорит эти слова корова.
Воспитатель: Бывает такое на самом деле, чтобы кто-то залазил корове в ухо?
Дети: Нет, значит это тоже сказка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все сказки отгадали. Ну что, Лесовичок, ты
узнал странички и рисунки?
Лесовичок: Да, узнал, эти страницы из моей книги. Я вижу вон то дерево, я под
ним тоже сидел.
Воспитатель: Давайте, ребята, подойдём к нему, может и там лежат страницы из
книг. (подходят к дереву и находят страницы, воспитатель загадывает загадки).
- Летом серый, зимой весь белый (заяц).
- Зимой и летом одним цветом (Ёлка).
Ребята, это тоже сказка?
Дети: Нет, это загадка.
Воспитатель: Загадка - это игра в узнавание, узнавание того, что спрятано. А вы
сами можете составить загадку?
Дети: Да, можем. (Воспитатель показывает картинки, а дети составляют загадки).
Воспитатель: Лесовичок, ты узнал страницы из книг?
Лесовичок: Да, это мои загадки.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какая чудесная полянка, давайте поиграем
немного в игру с колокольчиком, но, прежде чем играть, нужно считалкой выбрать
ведущего.
Игра с колокольчиком.
Воспитатель: Лесовичок, а возле речки ты был?
Лесовичок: Конечно, был, я там пословицы читал.
Воспитатель: Ну, что ж, давайте подойдём к речке, может и здесь что-то найдём,
(находят листочки, воспитатель читает пословицы). Ребята, а это что, сказки или
пословицы?
Дети: Пословицы.
Воспитатель: А что такое пословица? Я вам напомню, пословица - это народная
мудрость, умное мудрое высказывание. Объясните значение этих пословиц:
-
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
-
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
-
Хочется есть, да не хочется лезть.
Воспитатель: Лесовичок, эта страничка тоже из твоей книги?
Лесовичок: Да, а возле того грибочка я тоже сидел и читал книгу.
Воспитатель: Вот и я нашла какие-то странные странички. Что это, ребята?
Дети: Это схемы к скороговоркам.
Воспитатель: А как нужно произносить скороговорки?
Дети: Быстро и чётко.
Воспитатель: Артистам и дикторам на телевидении нужно говорить скороговорки
чтобы размять губы и язычки. Вот и нам с вами нужно размять язычки и губы.
(проговаривают скороговорки и учат новую). Вот мы и собрали все странички. Что
было на страничках?
Дети: Пословицы, сказки, загадки.
Воспитатель: А как можно назвать книгу?
Дети: Фольклор.
Воспитатель: Молодцы, ребята, лесовичок говорит вам спасибо за помощь и
предлагает нам потанцевать.(танцуют танец)..