Автор: Баланчук Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1
Населённый пункт: г. Великие Луки Псковская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 комбинированного вида» «Золотой ключик»
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
ТЕМА: «Путешествие с фольклором»
Разработчик:
воспитатель высшей категории
Баланчук Ирина Анатольевна
Великие Луки
2019 год
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми
старшей группы.
Тема: «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки»
Образовательная область: Речевое развитие.
Форма проведения: игровое занятие.
Цель:
Знакомство
детей
с
понятием
фольклор.
Формирование
умения
различать пословицу, загадку, считалку. В результате:
Дети дают определение понятия фольклор.
Находят
различия
между
малыми
формами
фольклора
(загадкой,
пословицей, считалкой)
Предварительная
работа:
чтение
и
заучивание
пословиц,
считалок,
загадывание и отгадывание загадок.
Словарная работа: фольклор.
Индивидуальная работа: Соне Л. — предоставить возможность объяснить
значение пословицы: Поспешишь —людей насмешишь.
Полине - дать возможность выбрать считалкой водящего для игры.
Дима К., Женя 3., Маша Ш., Егор П. — поупражнять в произношении слова
— фольклор.
Используемые материалы и оборудование:
иллюст рации,
к а р т и н к и ,
сюрпризная коробочка.
Ход:
I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ.
Игровая ситуация эмоциональный настрой:
В круг широкий - вижу я, встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три
А потом пойдем налево - раз, два, три
В центре куга соберемся - раз, два, три
И на место все вернемся - раз, два, три
Улыбнемся, подмигнем и заниматься мы начнем.
II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ.
Показываю сюрпризную коробочку.
— Дети сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такую красивую
коробочку. Как вы думаете, что в ней лежит? (ответы детей)
Хотите посмотреть? Женя открой коробочку. Достает записку.
«Поспешишь - людей насмешишь».
Ребята, что это такое? (пословица).
— "А что это означает, как вы думаете? Ответы детей
— Сейчас поиграем, кто больше назовет пословиц.
Игра «Кто больше назовет пословиц»
— Ребята, пословицы еще издавна придумал народ, поэтому они какие?
(Народные)
Достают следующую записку.
«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (ВЕСНОЙ)
Почему весна? (ответы детей).
Что это я прочитала? (загадка).
Как догадались, что это загадка? Еще одна загадка:
«Зеленая, но не огурчик
Прыгает, но не кузнечик» (лягушка).
Докажите, почему лягушка?
— Чем загадка отличается от пословицы?
Сейчас разделитесь на три подгруппы (по предметным картинкам)
Сочините свои загадки по картинкам. (далее каждая компания загадывает
свои загадки друг другу. Дается одна минута).
— Дети, кто сочиняет загадки? Да тоже народ, но есть загадки, которые
пишут писатели.
Читаю следующую записку.
«Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть
К нам сорока прилетела и тебе водить велела».
А это что? (считалка)
Как вы догадались, что это считалка? Для чего нужны считалки?
Чем отличается считалка от загадки? Да, ребята, считалка — это короткий
стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем.
Произносим считалку, сопровождая хлопками.
— «Шли бараны по дороге, промочили в луже ноги».
Поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»
Маша, выберет считалкой ведущего.
Кто сочинил считалки, пословицы, загадки? (народ)
Да. это устное народное творчество называется одним словом - фольклор.
Повтори, Егор, Настя. Жанна, Дима и т. д. Повторим все вместе. Еще к
устному
народному
творчеству
относятся
—
рус.
нар.
песни,
потешки,
заклички, прибаутки, рус. нар. игры.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
— Как называется одним словом устное народное творчество?
— О каких малых формах фольклора мы сегодня говорили?
—
Как
вы
думаете,
в
нашей жизни
нам
нужны
загадки,
пословицы,
поговорки?
В каких случаях мы их говорим?
Молодцы ребята!
Непосредственная образовательная деятельность.
(подготовительная группа)