Напоминание

"Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки"


Автор: Баланчук Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1
Населённый пункт: г. Великие Луки Псковская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 комбинированного вида» «Золотой ключик»

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

ТЕМА: «Путешествие с фольклором»

Разработчик:

воспитатель высшей категории

Баланчук Ирина Анатольевна

Великие Луки

2019 год

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

старшей группы.

Тема: «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки»

Образовательная область: Речевое развитие.

Форма проведения: игровое занятие.

Цель:

Знакомство

детей

с

понятием

фольклор.

Формирование

умения

различать пословицу, загадку, считалку. В результате:

Дети дают определение понятия фольклор.

Находят

различия

между

малыми

формами

фольклора

(загадкой,

пословицей, считалкой)

Предварительная

работа:

чтение

и

заучивание

пословиц,

считалок,

загадывание и отгадывание загадок.

Словарная работа: фольклор.

Индивидуальная работа: Соне Л. — предоставить возможность объяснить

значение пословицы: Поспешишь —людей насмешишь.

Полине - дать возможность выбрать считалкой водящего для игры.

Дима К., Женя 3., Маша Ш., Егор П. — поупражнять в произношении слова

— фольклор.

Используемые материалы и оборудование:

иллюст рации,

к а р т и н к и ,

сюрпризная коробочка.

Ход:

I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ.

Игровая ситуация эмоциональный настрой:

В круг широкий - вижу я, встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три

А потом пойдем налево - раз, два, три

В центре куга соберемся - раз, два, три

И на место все вернемся - раз, два, три

Улыбнемся, подмигнем и заниматься мы начнем.

II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ.

Показываю сюрпризную коробочку.

— Дети сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такую красивую

коробочку. Как вы думаете, что в ней лежит? (ответы детей)

Хотите посмотреть? Женя открой коробочку. Достает записку.

«Поспешишь - людей насмешишь».

Ребята, что это такое? (пословица).

— "А что это означает, как вы думаете? Ответы детей

— Сейчас поиграем, кто больше назовет пословиц.

Игра «Кто больше назовет пословиц»

— Ребята, пословицы еще издавна придумал народ, поэтому они какие?

(Народные)

Достают следующую записку.

«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (ВЕСНОЙ)

Почему весна? (ответы детей).

Что это я прочитала? (загадка).

Как догадались, что это загадка? Еще одна загадка:

«Зеленая, но не огурчик

Прыгает, но не кузнечик» (лягушка).

Докажите, почему лягушка?

— Чем загадка отличается от пословицы?

Сейчас разделитесь на три подгруппы (по предметным картинкам)

Сочините свои загадки по картинкам. (далее каждая компания загадывает

свои загадки друг другу. Дается одна минута).

— Дети, кто сочиняет загадки? Да тоже народ, но есть загадки, которые

пишут писатели.

Читаю следующую записку.

«Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть

К нам сорока прилетела и тебе водить велела».

А это что? (считалка)

Как вы догадались, что это считалка? Для чего нужны считалки?

Чем отличается считалка от загадки? Да, ребята, считалка — это короткий

стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем.

Произносим считалку, сопровождая хлопками.

— «Шли бараны по дороге, промочили в луже ноги».

Поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Маша, выберет считалкой ведущего.

Кто сочинил считалки, пословицы, загадки? (народ)

Да. это устное народное творчество называется одним словом - фольклор.

Повтори, Егор, Настя. Жанна, Дима и т. д. Повторим все вместе. Еще к

устному

народному

творчеству

относятся

рус.

нар.

песни,

потешки,

заклички, прибаутки, рус. нар. игры.

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

— Как называется одним словом устное народное творчество?

— О каких малых формах фольклора мы сегодня говорили?

Как

вы

думаете,

в

нашей жизни

нам

нужны

загадки,

пословицы,

поговорки?

В каких случаях мы их говорим?

Молодцы ребята!

Непосредственная образовательная деятельность.

(подготовительная группа)



В раздел образования