Автор: Челохсаева Фатима Эльбрусовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СП МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: РСО-Алания, г.Алагир
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика девиантного поведения обучающихся в деятельности педагога".
Раздел: полное образование
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
СВОЙСТВ ПОДРОСТКА, С КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Аннотация:
В
статье
рассматривается
проблема
девиантного
поведения,
анализируются психолого-педагогические
труды
по
данному
вопросу и выявляются причины, приводящие к нему.
Ключевые
слова:
профилактика,
девиантное
п о в е д е н и е ,
психологическая диагностика, подростковый возраст.
На
современном
этапе
развития
социума
нынешнее
поколение
подростков
находится
в
кризисной
психологической
ситуации.
На
фоне
экономической и социальной депривации современная молодежь все больше
приобщается
к
преступности,
наркомании,
прослеживается
тенденция
к
увеличению числа детей с девиантным поведением.
Перед
тем
как
рассматривать
природу
девиантности,
ее
виды
и
диагностику индивидуально- психологических свойств подростка, с которым
проводится индивидуальная профилактическая работа, вначале своей статьи
я хочу обозначить проблему понятия «девиантность».
В
настоящий
момент
понятия
«девиантность»
и
«девиантное
поведение» имеют либо слишком обобщенное определение, либо различные
формулировки.
Отсутствует
единая
разработанная
классификация
девиантного
поведения
и
междисциплинарной
типологии
девиантных
личностей. Все попытки создания теорий, охватывающей всю проблематику
девиантного поведения, остались безуспешными. Нужно отметить, что среди
современных
подростков
наблюдается
резкий
рост
бродяжничества,
алкоголизации, наркомании, преступности. Все чаще возникают новые виды
и формы девиантного поведения.
К экстремальным видам подростковых увлечений относятся: паркур,
стритрейсинг (уличные гонки). Граффити вид агрессивного и протестного
характера; шрамирование; членство в неформальных группах суицидальной
направленности,
например,
эмо
и
готы;
кибераддикция
(зависимость
от
виртуального
пространства
зависимость)
и
геймерство
(зависимость
от
видеоигр);
хакерство
как
развлечение
и
экономическое
преступление;
виртуальное общение как форма интернет-зависимости и пр.
Обобщая
анализируемую
литературу,
можно
сделать
вывод,
что
девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых
в определенном обществе в определенный период социального и культурного
развития,
влекущее
за
собой
санкции:
изоляцию,
наказание,
лечение,
осуждение и другие формы порицания нарушителя.
Проявляется
оно
в
виде
несбалансированности
психических
процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в
виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным
поведением.
Существуют разные подходы к определению девиантного поведения,
которые исходят из различного понимания нормы:
- социологический;
- биологический;
- психологический.
Девиация в социологическом подходе рассматривается как отклонение
от общепринятых, усредненных стереотипов поведения. Он отождествляет
асоциальную
девиацию
только
с
преступность
–
поведением,
уголовно
наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного
вида девиантного поведения.
Биологический подход предполагает существование неблагоприятных
физиологических
или
анатомических
особенностей
организма
ребенка,
затрудняющих его социальную адаптацию. Особенности классифицируются:
-
генетические,
которые
передаются
по
наследству
(нарушения
умственного
развития,
дефекты
слуха
и
зрения,
телесные
пороки,
повреждения нервной системы);
- психофизиологические. Они непосредственно связанны с влиянием
на
организм
человека
психофизиологических
нагрузок,
конфликтных
ситуаций, химического состава окружающей среды, которые способствуют
развитию
разнообразных
соматических,
аллергических
и
токсических
заболеваний;
- физиологические. Данная особенность включает в себя дефекты
речи,
внешнюю
непривлекательность.
В
большинстве
случаев
многие
недостатки
конституционно-соматического
склада
человека,
которые
в
большинстве
случаев
вызывают
отрицательную
реакция
со
стороны
общества, и приводит к искажению системы межличностных отношений
ребенка в окружении сверстников и школьного коллектива.
Психологический
подход рассматривает
девиантное
поведение
в
тесной
связи
с
внутриличностным
конфликтом,
деструкцией
и
саморазрушением
личности,
блокированием
личностного
роста,
а
также
состояниями
умственных
дефектов,
дегенаративности,
слабоумия
и
психопатии.
Ведущим
фактором
формирования
девиантного
поведения
личности в раннем возрасте является несформированность определенных
функциональных
систем
мозга,
обеспечивающих
развитие
высших
психических
функций
(минимальные
мозговые
дисфункции,
синдром
дефицита внимания, синдром гиперактивности).
Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на
появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат
сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании
человека.
Одной из важнейших проблем диагностики девиантного поведения
является
неоднозначность
критерий.
К
слову,
латентные
правонарушения
(безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи,
скупка
краденого)
могут
остаться
без
внимания.
Базовыми
признаками
девиантного
поведения
являются:
правонарушения,
резкие
изменения
в
поведении, снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу,
негативное
отношение
к
полиции
и
другим
институтам
социального
контроля,
нетерпимость
к
педагогическим
воздействиям,
ригоризм
в
от н о ш е н и и
к
н а р кома н и и ,
п р о с т и ту ц и и
и
б р о д я ж н и ч е с т в у,
попрошайничество, виктимный опыт.
При
этом
Л.Б.
Филонов
подчеркивает,
что
в
точке
бифуркации
недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при
всех обстоятельствах и без учета личностных и ситуативных факторов.
Под
структурой
девиантного
поведения
понимается
специфика
сочетания
и
динамики
составных
частей
поведения,
отклоняюшегося
от
нормы
или
гармонии
[123,
с.
70].
Некоторые
отечественные
(А.А.
Александров, В.В. Королев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, И.А. Невский, Г.В.
Сафина, В.Г. Степанов) и зарубежные ученые (D.P. Farrington, D.J. West)
считают
целесообразным
подразделять
отклоняющееся
(девиантное)
поведение:
- преступное (криминальное);
- делинквентное (допреступное);
- аморальное (безнравственное).
Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с
учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмов
возникновения поведенческих аномалий (Г. Беккер, В.Г. Степанов).
Перед тем как перейти к психологической диагностике девиантного
поведения, считаю важным обозначить условиям и причины возникновения
девиантного поведения подростков:
1.Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних,
способствующие
формированию
девиаций
поведения:
нарушения
в
эмоционально-волевой сфере. Они формируются в процессе ошибочного и
неэффективного воспитания в семье и различного рода нарушений в детско-
родительских отношениях.
2. Акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, при
которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом
существует
избирательная
уязвимость
в
отношении
определенного
рода
психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к
другим.
При
определенном
стечении
обстоятельств
такие
подростки
неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей их среды,
неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
Как
отмечают
П.Б.
Ганнушкин,
К.
Леонгард,
А.Е.
Личко
и
др.,
акцентуации
характера
необязательно
связаны
с
девиантным
поведением
подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против
пагубного
влияния
окружающей
среды.
Родителям,
учителям
и
другим
взрослым, которые наиболее тесно взаимодействуют с подростками, следует
учитывать, что в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют
акцентуации характера [10, 22].
3.
Бурно
протекающий
подростковый
кризис,
стремление
к
взрослости, на фоне быстро протекающего физиологического и психического
развития,
содействует
проявлениям
неадекватных
реакций
во
взаимоотношениях с социумом и двойственностью эмоций, чувств, действий
и поступков.
В
большинстве
случаев,
неадекватное,
вызывающее
поведение
несовершеннолетних
в
подростковом
возрасте,
является
результатом
неэффективных
методов
взаимодействия
и
реагирования
взрослых
на
поведение подростков. К сожалению, в силу особенностей данного возраста
неконструктивные коппинг-стратегии закрепляются в поведении подростка и
становятся ведущими. При этом следует отметить, что часто взрослые не в
состоянии
грамотно
реагировать
на
поведение
подростков
из-за
своих
собственных комплексов.
4.
Следует
отметить
негативное
влияние
стихийно-группового
общения в формировании личности подростков. Все знают, что ведущим
видом
деятельности
подросткового
возраста
является
общение,
хотя,
к
сожалению, они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и
конструктивно.
Референтная
группа
оказывает
большое
влияние
на
подростка,
процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит
непосредственно
через
неформальную
группу.
Отверженность
в
семье,
изоляция
в
классном
коллективе
вынуждают
подростков
искать
среду
обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных.
В стихийно-групповом общении подростки реализуют потребность в
собственной
самореализации
и
самоутверждения.
Большинство
ученых
утверждают, что стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного
поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит
от характера и направленности группы. Характер девиантного поведения
будет
усугубляться,
в
случае
если
групповое
общение
имеет
антиобщественную,
криминальную
направленность,
а
его
деятельность
приближаться к криминальной и общественно опасной.
5. Социально-педагогические причины, среди которых выделяются
семья и школа. Двойственность внутрисемейного общения и отношений в
подростковом
возрасте
особенно
остро
проявляется
в
семьях,
не
выполняющих
или
выполняющих
формально
свою
ведущую
функцию
–
воспитание полноценного человека.
Таким семьями являются:
- криминальные;
- конфликтные;
- педагогически несостоятельные
-педагогически пассивные;
-антипедагогические.
6. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления
девиаций
поведения,
как
правило,
агрессивной
и
социально-пассивной
направленности.
Педагогические
ошибки,
порождают
психосоциальные
проблемы
личности
дезадаптирующего
характера,
которые
становятся
основой
для
разнообразных
отклонений
психосоциального
развития
личности.
Так
же
они
способствуют
изменению
поведения
подростка
в
отрицательную сторону.
Анализируя литературу, можно сделать вывод, что нет единственного
фактора, который бы способствовал началу девиации личности подростка. В
процессе жизни на индивида влияет совокупное число как факторов риска,
так
и
факторов
защиты.
Соответственно,
диагностика
подростков
с
девиантным
поведением
должна
включать
в
себя
комплекс
методик
изучающих показатели факторов возникновения девиантного поведения.
На
первом
этапе
исследования
диагно стики индивидуально-
психологических свойств подростка, с которым проводится индивидуальная
профилактическая работа. Я предлагаю использовать «Методика первичной
диагностики и выявления детей группы риска» М.И.Рожкова, М.А.Ковальчук.
С помощью данной методики диагностировались такие показатели, как:
- отношения в семье
- агрессивность
- недоверие к людям
- неуверенность в себе
-акцентуации
характера:
гипертимная,
истероидная,
шизоидная,
эмоционально-лабильная.
Анализируя показатели проведенных мною исследований по данной
методике,
мы
можем
отметить,
что
у
30%
подростков
наблюдается
повышенный
уровень
агрессивности,
у
46,7%
выборки
преобладает
недоверие к людям. 23,3% подростков чувствуют неуверенность в себе, у
93,3% респондентов выражена какая-либо акцентуация.
По акцентуациям характера, как правило, высокие значения имеют
такие
показатели,
как
недоверие
к
людям
и
гипертимность.
Высокие
результаты
по
шкале
«недоверие
к
людям»
свидетельствуют
о
высокой
тревожности
личности,
неуверенности
в
себе,
возможно,
о
наличии
комплекса неполноценности, низкой самооценке.
Такая акцентуация характера, как гипертимность, наиболее характерна
для
подросткового
возраста
и
проявляется
в
активности
личности,
стремлении быть лидером, неустойчивости интересов, неразборчивости в
знакомствах, отсутствии дисциплины, способности выполнять монотонную
работу,
переоценке
своих
возможностей,
бурной
реакции
на
события
и
раздражительности.
Вторым
этапом
считаю
необходимым
изучить
стратегии
копинг-
поведения,
как
типов
реакций
личности
человека
по
преодолению
стрессовых
ситуаций.
Исходя
из
своего
опыта,
могу
предложить
«Личностный опросник «SACS» С. Хобфолла. Опросник содержит девять
моделей поведения (стратегий преодоления):
- ассертивные действия
- вступление в социальный контакт
- поиск социальной поддержки
- осторожные действия
- импульсивные действия избегание
- манипулятивные действия
- асоциальные действия
- агрессивные действия.
По результатам исследования можно сделать вывод, что у подростков
склонных
к
девиантному
поведению,
наблюдаются
высокие
значения
по
таким
неконструктивным
копинг-стратегиям,
как
«Избегание»
и
«Агрессивные
действия»,
и
низкое
значение
по
такому
конструктивному
копингу как «Вступление в социальный контакт».
Завершающим этапом диагностики, считаю целесообразным выявить
уровень стрессоустойчивости с помощью методики «Тест на самооценку
стрессоустойчивости личности» Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. Для того
чтобы
проинтерпретировать
тест,
достаточно
в
соответствии
с
ключом
подсчитать
суммарное
число
баллов,
которое
набрал
респондент
и
определить уровень его стрессоустойчивости. Чем меньше, суммарное число
баллов он набрал, тем выше его стрессоустойчивость и наоборот.
Проведенное исследование не исчерпывает всей глубины и сложности
обозначенной
проблемы.
В
перспективе,
на
основании
полученных
результатов
исследования
личности
девиантного
подростка,
считаю
эффективным продолжением своей работы создание авторской программы
профилактики девиантного поведения, направленной на коррекцию копинг-
стратегий, стрессоустойчивости и личностных качеств подростков.
Литература
1. Вартанян, Г.А. Детско-родительские отношения как фактор формирования
неэффективных
копинг-стратегий
у
подростков
с
отклоняющимся
поведением / Г.А. Вартанян, С.В. Горбатов // Психологические проблемы
современной
семьи:
сборник
тезисов
VI
Международной
научной
конференции / под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, С.М. Чурбановой,
Н.Н. Васягина. – Москва – Звенигород, 30 сентября – 4 октября 2015 г. – С.
973
–
997.
Электронный
научный
журнал
«Пензенский
психологический
вестник» 2018 №1 (10) ISSN 2312-7392
2.
Вартанян,
Г.А.
Роль
семьи
и
детско-родительских
отношений
в
формировании
личности
подростков
с
отклоняющимся
поведением
[Электронный ресурс] / Г.А. Вартанян, С.В. Горбатов // Семья в современном
мире: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием / В.А. Лазаренко, Т.А. Шульгина, Т.Д. Василенко. –
Текстовое (символьное) электронное издание (4 Мб). – Курск: КГМУ, 2017. –
1 электрон. опт. диск (CD/R). – С. 205 – 209.
3.
Вассерман,
Л.И.
Родители
глазами
подростка:
психологическая
диагностика в медико-педагогической практике / [Текст] Л.И. Вассерман,
И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2004. – 256с.
4.
Дворянчиков,
Н.В.
Половое
самосознание
и
методы
его
диагностики
[Текст] / Н.В. Дворянчиков, С.С. Носов, Д.К. Саламова. – М.: ФЛИНТА, М.:
Наука,
2011.
–
210
с.
Электронный
научный
журнал
«Пензенский
психологический вестник» 2018 №1 (10) ISSN 2312-7392.
5. 64 с. 11. Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое
исследование субъекта в его бытии [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. − СПб.:
Питер, 2008. – 400 с.
6.
Собчик, Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений [Текст] /
Л.Н. Собчик // Школьный психолог. – 2003. – № 5 (125). – С. 14 – 18.