Автор: Терновых Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Тальменская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: р.п.Тальменка Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Автоматизация звука Л в словах, слогах, предложениях
Раздел: среднее образование
Тема: Автоматизация звука [Л] в словах, слогах, предложениях
Цели:
Коррекционно – образовательные:
- Закрепить произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях.
-
Совершенствовать
грамматический
строй
речи
(словообразование,
согласование слов в предложении).
Коррекционно – развивающие:
-
Развивать
артикуляционную,
пальчиковую,
мимическую
моторику,
слоговую структуру слова, фонематическое восприятие, зрительную память,
фонематический анализ, навык чтения слогов, слов.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям через ИКТ.
- Инициативность, самостоятельность, ответственность.
Оборудование:
Ноутбук, презентация, картинки с артикуляционными упражнениями
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй
догадаться кто это?
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зову её?... (пчела).
- Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень
любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела
послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.
Цель занятия
2. Артикуляционная гимнастика.
- Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут
«веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.
3.Анализ артикуляции (акустическая характеристика звука).
Логопед:
Давайте вспомним, при произнесении звука Л в каком положении находятся
губы, зубы, язык.
Дети:
Губы разомкнуты, улыбаются, зубы слегка разомкнуты, кончик языка прижат
за верхними зубами.
Логопед:
Какой это звук, гласный или согласный? (согласный) почему вы так решили?
(он произносится с препятствием) Что еще можно сказать о звуке, какой он?
Дети:
Звук Л согласный, твердый, звонкий
4.Развитие фонематического слуха
Опознание звука из ряда других
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:
Л Д Ж Л В У П Р Л Т М Л
Опознание из слогов
- Топни ножкой , если услышишь звук Л:
ЛА ПА РИ ЛИ ИЛ ИТ ИН ЕН ЕЛ УЛ УВ
В словах
5. Автоматизация звука [Л] в слогах.
- Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты
тоже спела вместе с ней.
ла-ла-ла ала-ала-ала
лу-лу-лу улу-улу-улу
лы-лы-лы ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло оло-оло-оло
6. Автоматизация звука [Л] в словах.
- Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в
рифму
и
повтори
все
стихотворение.
Не
забывай
четко
и
правильно
произносить [Л].
Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).
Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).
7.Физминутка «Послушай, повтори, покажи»
Логопед:
Сейчас я назову вам цепочку слов, вы должны ее запомнить , повторить и
дотронуться до тех предметов, частей тела, которые будут названы (логопед
произносит в разной последовательности слова: стол, пол, стул; волосы,
глаза, ладони, лоб. Дети выполняют задание).
8. Игра «Где спрятался звук».
- Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней
лежит.
Да
тут
много
картинок,
в
названии
которых
каждого
предмета
спрятался звук [Л].
Давай ей поможем, выбрать те картинки, в названии которых есть звук
[Л].
Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.
(
Лапти,
вилка,
лошадь,
велосипед,
осел,
футбол,
ласточка,
пила,
молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).
9. Автоматизация звука [Л] в предложениях.
- Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения.
Послушай их внимательно и исправь ошибки.
На лугу мы увидели пчелу .Вкусный мед несет пчела.
10.Упражнение «Пропавшая буква»
Логопед:
На экране перед вами слова. Но одна буква из слова потерялась. Вам нужно
из предложенных ниже букв выбрать букву, подставить ее в слово. Если вы
правильно
выберите
букву
и
прочитаете
слово,
то
на
экране
появиться
картинка.
(Дети выполняют задание со словами пила, дятел, лак)
12. Итог занятия.
- Наше путешествие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой.
Какое задание тебе понравилась больше всего?
- Пока ты работала, Стелла тоже не отдыхала, она успела из твоих цветов
собрать нектар и оставила для тебя угощенье.
- Спасибо за занятие!
Не забывай четко и правильно произносить звук [Л].
Лу-лу-лу, я увидел… (пчелу).
Лы-лы-лы, не испугался я …(пчелы).
Ёл-ёл-ёл, я ловил … (пчёл).
Ла-ла-ла, больно жалит … (пчела).
Ол-ол-ол, не ловите дети … (пчёл).
Ла-ла-ла, вкусный мёд готовит … (пчела)1
- Ты заработал свой следующий цветок.