Автор: Седова Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1383
Населённый пункт: москва
Наименование материала: статья
Тема: Развитие словаря в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Развитие словаря в старшей группе.
Задачи:
1.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
2.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной
речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и
видах детской деятельности;
3.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять
представление детей о многообразии окружающего мира.
Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми
разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной
информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки,
детского спектакля и т.д.).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с
помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить
высказывания.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение
нормами речи.
Формирование словаря.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы
бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и
качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения
людей, их отношение к труду.
Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый –
снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун –озорник –
проказник), с противоположным значением (слабый –сильный,
пасмурно –солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить
различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и
звучанию согласные звуки: с –з, с -ц, ш –ж, ч –ц, с –ш, ж –з, л –р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место
звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную
выразительность речи.
Грамматический строй речи.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях:
существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и
прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко
Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове,
ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность ее
исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница,
хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь –медведица –
медвежонок –медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал –
выбежал –перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные
множественного числа в именительном и винительном падежах;
глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в
сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Формировать умение составлять по образцу простые и сложные
предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и
косвенной речью.
Связная речь.
Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки
высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом
товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Формировать умение связно, последовательно и выразительно
пересказывать небольшие сказки и рассказы.
Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете,
содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с
последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта,
придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого
характера на тему, предложенную воспитателем.
К концу года дети могут:
1.
Участвовать в беседе.
2.
Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ,
высказывание сверстника.
3.
Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору
картинок; последовательно без существенных пропусков
пересказывать небольшие литературные произведения.
4.
Определять место звука в слове.
5.
Подбирать к существительному несколько прилагательных;
заменять слово другим словом со сходным значением.