Напоминание

Развитие словаря в старшей группе


Автор: Седова Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1383
Населённый пункт: москва
Наименование материала: статья
Тема: Развитие словаря в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие словаря в старшей группе.

Задачи:

1.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

2.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,

грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной

речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и

видах детской деятельности;

3.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять

представление детей о многообразии окружающего мира.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми

разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной

информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки,

детского спектакля и т.д.).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с

помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить

высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение

нормами речи.

Формирование словаря.

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы

бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и

качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения

людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый –

снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун –озорник –

проказник), с противоположным значением (слабый –сильный,

пасмурно –солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи.

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить

различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и

звучанию согласные звуки: с –з, с -ц, ш –ж, ч –ц, с –ш, ж –з, л –р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место

звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную

выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях:

существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и

прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко

Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове,

ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность ее

исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница,

хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь –медведица –

медвежонок –медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал –

выбежал –перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные

множественного числа в именительном и винительном падежах;

глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в

сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные

предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и

косвенной речью.

Связная речь.

Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки

высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом

товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Формировать умение связно, последовательно и выразительно

пересказывать небольшие сказки и рассказы.

Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете,

содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с

последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта,

придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого

характера на тему, предложенную воспитателем.

К концу года дети могут:

1.

Участвовать в беседе.

2.

Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ,

высказывание сверстника.

3.

Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору

картинок; последовательно без существенных пропусков

пересказывать небольшие литературные произведения.

4.

Определять место звука в слове.

5.

Подбирать к существительному несколько прилагательных;

заменять слово другим словом со сходным значением.



В раздел образования