Напоминание

Путешествие по временам года


Автор: Грачёва Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок"
Населённый пункт: город Алатырь чувашская Республика
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Путешествие по временам года
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:

«Путешествие по временам года» (старшая группа)

Программное содержание:

Продолжать формировать интерес к русскому языку. Закрепить

представления детей о временах года. Упражнять в умении подбирать

прилагательные в согласовании с существительными в роде, называть

однокоренные слова, использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Дать представление о многозначности слов в русском языке. Учить находить

слова с заданным звуком и определять позицию звука в слове. Побуждать

детей подбирать разнообразные движения для передачи музыкально-игрового

образа). Активизировать память, мышление, воображение, произвольное

внимание. Расширять словарный запас детей. Воспитывать культуру общения

.

Материал:

Декорации оформления лесной поляны в разные времена года: Зима, Весна,

Лето, Осень (ёлочки, грибочки, листочки, цветочки, т. д.) ; «снежный ком»,

картинки с изображением многозначных слов, столы, карточки с

изображением картинок, в названии которых встречается звук «ш»(на

каждого ребёнка, цветные карандаши.

Ход:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? /Ответы детей/.Скажите,

пожалуйста, на чём можно путешествовать по земле… /Ответы детей/, по

воде… /Ответы детей/, по воздуху? /Ответы детей/. Ребята, а куда можно

путешествовать? /Ответы детей/.

А я вас сегодня приглашаю в путешествие по временам года.

Глаза дружно закрывайте и до четырёх считайте.

/Дети считают до четырёх, воспитатель «открывает» поляну «Зима»/

Воспитатель: Кто мне скажет, в каком времени года мы оказались? /Ответы

детей/. Как вы догадались, что это зима? /Ответы детей/. Ребята, а вы любите

зиму? /Ответы детей/. Я предлагаю каждому из вас сказать, за что вы любите

зиму. Не забудьте, отвечаем полным предложением. Вот, например, я люблю

зиму, потому что на улице всё белым-бело.

/Ответы детей/.

Воспитатель: И я люблю зиму за то, что можно играть в разные игры.

Хотите поиграть? /Ответы детей/ Но для этого нам с вами надо скатать

снежный ком. /Воспитатель и дети с помощью имитации катают снежные

комочки/. Вот какой комочек у нас получился. Вставайте в круг. Игра

называется «Подбери слова-родственники». Я буду кидать вам ком, а вы

будете называть мне слова- родственники слов «снег» (снегурочка, снегоход,

снеговик, снежинка, т. д., «лёд» (ледник, ледянка, ледяной, ледокол, ледоход,

т. д., «вода» (водяной, водопровод, водный, т. д.)

/Дети подбирают слова-родственники/.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что ж, отправляемся в другое время года.

Глаза снова закрывайте, до шести уже считайте!

/Дети считают до шести, воспитатель готовит поляну «Весна»/.

В каком же времени года мы сейчас оказались? /Ответы детей/. Назовите,

пожалуйста, признаки весны. /Ответы детей/.

Да, ребята, весной просыпается вся природа и солнце становится какое?

(лучистое, тёплое, большое, весёлое, яркое, др., ручей бежит какой? (чистый,

звонкий, быстрый, холодный, хрустальный, др., просыпается бабочка какая?

(яркая, лёгкая, пёстрая, весёлая, др.) . Молодцы, ребята!

/Раздаётся музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»/

Мне кажется, что нас в гости уже ждёт следующее время года. Слышите, кто

узнал эту музыку? Правильно, это «Вальс цветов». Я вам предлагаю

превратиться на мгновения в цветы и потанцевать.

/Динамическая пауза/.

Воспитатель: Теперь вы догадались, у кого мы в гостях? /Ответы детей/.

Пока мы с вами танцевали, на поляне распустился цветок. Как он называется?

/Ответы детей/. Правильно, а что ещё называют колокольчиком? /Ответы

детей/. В русском языке есть слова с одинаковым звучанием, но с разным

значением. Лето нам приготовило интересное задание: разобрать картинки по

парам – одинаковым по звучанию, но разными по значению.

/Половину картинок воспитатель раздаёт детям, а вторую половину

размещает на ёлке. Дети подбирают пару к своей картинке, затем называют

их и раскрывают их значение. /

Воспитатель: Хорошо все справились с заданием, молодцы.

Какое время года у нас ещё осталось? /Ответы детей/.

Глаза снова закрывайте, теперь вы до восьми считайте.

/Дети считают до восьми, воспитатель готовит поляну «Осень»/.

Воспитатель: Давайте, ребята, походим по осенней полянке и послушаем,

как под ногами шуршат листья. Ш-ш-ш-ш. Ребята, осень очень любит эту

песенку и предлагает вам найти её в различных словах. Проходите,

пожалуйста, за столы. Перед вами лежит листок с изображением различных

картинок. Вам нужно внимательно рассмотреть картинки, найти ту, в

названии которой осень спрятала свою песенку и раскрасить её.

/Работа за столами. Дети определяют, в названии какой картинки

присутствует звук «ш », и раскрашивают её. Объясняют свой выбор. /

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно нашли картинки, в

названии которых есть звук «ш». А скажите, пожалуйста, в конце, в середине

или в начале слова стоит этот звук? /Ответы детей/

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось?

Что больше всего вам запомнилось? /Ответы детей/.

Воспитатель: Мы сегодня с вами познакомились со словами, имеющими

одинаковое звучание, но разное значение; вспомнили приметы времён года,

учились подбирать слова-родственники, искали звук в словах. Мне очень

понравилось, что вы справились с заданиями .



В раздел образования