Автор: Грачёва Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок"
Населённый пункт: город Алатырь чувашская Республика
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Путешествие по временам года
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:
«Путешествие по временам года» (старшая группа)
Программное содержание:
Продолжать формировать интерес к русскому языку. Закрепить
представления детей о временах года. Упражнять в умении подбирать
прилагательные в согласовании с существительными в роде, называть
однокоренные слова, использовать в речи сложноподчинённые предложения.
Дать представление о многозначности слов в русском языке. Учить находить
слова с заданным звуком и определять позицию звука в слове. Побуждать
детей подбирать разнообразные движения для передачи музыкально-игрового
образа). Активизировать память, мышление, воображение, произвольное
внимание. Расширять словарный запас детей. Воспитывать культуру общения
.
Материал:
Декорации оформления лесной поляны в разные времена года: Зима, Весна,
Лето, Осень (ёлочки, грибочки, листочки, цветочки, т. д.) ; «снежный ком»,
картинки с изображением многозначных слов, столы, карточки с
изображением картинок, в названии которых встречается звук «ш»(на
каждого ребёнка, цветные карандаши.
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? /Ответы детей/.Скажите,
пожалуйста, на чём можно путешествовать по земле… /Ответы детей/, по
воде… /Ответы детей/, по воздуху? /Ответы детей/. Ребята, а куда можно
путешествовать? /Ответы детей/.
А я вас сегодня приглашаю в путешествие по временам года.
Глаза дружно закрывайте и до четырёх считайте.
/Дети считают до четырёх, воспитатель «открывает» поляну «Зима»/
Воспитатель: Кто мне скажет, в каком времени года мы оказались? /Ответы
детей/. Как вы догадались, что это зима? /Ответы детей/. Ребята, а вы любите
зиму? /Ответы детей/. Я предлагаю каждому из вас сказать, за что вы любите
зиму. Не забудьте, отвечаем полным предложением. Вот, например, я люблю
зиму, потому что на улице всё белым-бело.
/Ответы детей/.
Воспитатель: И я люблю зиму за то, что можно играть в разные игры.
Хотите поиграть? /Ответы детей/ Но для этого нам с вами надо скатать
снежный ком. /Воспитатель и дети с помощью имитации катают снежные
комочки/. Вот какой комочек у нас получился. Вставайте в круг. Игра
называется «Подбери слова-родственники». Я буду кидать вам ком, а вы
будете называть мне слова- родственники слов «снег» (снегурочка, снегоход,
снеговик, снежинка, т. д., «лёд» (ледник, ледянка, ледяной, ледокол, ледоход,
т. д., «вода» (водяной, водопровод, водный, т. д.)
/Дети подбирают слова-родственники/.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что ж, отправляемся в другое время года.
Глаза снова закрывайте, до шести уже считайте!
/Дети считают до шести, воспитатель готовит поляну «Весна»/.
В каком же времени года мы сейчас оказались? /Ответы детей/. Назовите,
пожалуйста, признаки весны. /Ответы детей/.
Да, ребята, весной просыпается вся природа и солнце становится какое?
(лучистое, тёплое, большое, весёлое, яркое, др., ручей бежит какой? (чистый,
звонкий, быстрый, холодный, хрустальный, др., просыпается бабочка какая?
(яркая, лёгкая, пёстрая, весёлая, др.) . Молодцы, ребята!
/Раздаётся музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»/
Мне кажется, что нас в гости уже ждёт следующее время года. Слышите, кто
узнал эту музыку? Правильно, это «Вальс цветов». Я вам предлагаю
превратиться на мгновения в цветы и потанцевать.
/Динамическая пауза/.
Воспитатель: Теперь вы догадались, у кого мы в гостях? /Ответы детей/.
Пока мы с вами танцевали, на поляне распустился цветок. Как он называется?
/Ответы детей/. Правильно, а что ещё называют колокольчиком? /Ответы
детей/. В русском языке есть слова с одинаковым звучанием, но с разным
значением. Лето нам приготовило интересное задание: разобрать картинки по
парам – одинаковым по звучанию, но разными по значению.
/Половину картинок воспитатель раздаёт детям, а вторую половину
размещает на ёлке. Дети подбирают пару к своей картинке, затем называют
их и раскрывают их значение. /
Воспитатель: Хорошо все справились с заданием, молодцы.
Какое время года у нас ещё осталось? /Ответы детей/.
Глаза снова закрывайте, теперь вы до восьми считайте.
/Дети считают до восьми, воспитатель готовит поляну «Осень»/.
Воспитатель: Давайте, ребята, походим по осенней полянке и послушаем,
как под ногами шуршат листья. Ш-ш-ш-ш. Ребята, осень очень любит эту
песенку и предлагает вам найти её в различных словах. Проходите,
пожалуйста, за столы. Перед вами лежит листок с изображением различных
картинок. Вам нужно внимательно рассмотреть картинки, найти ту, в
названии которой осень спрятала свою песенку и раскрасить её.
/Работа за столами. Дети определяют, в названии какой картинки
присутствует звук «ш », и раскрашивают её. Объясняют свой выбор. /
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно нашли картинки, в
названии которых есть звук «ш». А скажите, пожалуйста, в конце, в середине
или в начале слова стоит этот звук? /Ответы детей/
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось?
Что больше всего вам запомнилось? /Ответы детей/.
Воспитатель: Мы сегодня с вами познакомились со словами, имеющими
одинаковое звучание, но разное значение; вспомнили приметы времён года,
учились подбирать слова-родственники, искали звук в словах. Мне очень
понравилось, что вы справились с заданиями .