Автор: Козлова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: Ростовская область, г. Таганрог
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект: "Дом, в котором я живу"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52
ПРОЕКТ
«ДОМ В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Составитель:
Козлова М. Н.
Таганрог, 2019 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор: Козлова Марина Николаевна , воспитатель МБДОУ д/с № 52
Тема проекта: « Дом в котором я живу»
Цель проекта: формирование духовно- нравственного отношения и чувства
сопричастия к родному дому, семье, городу через интеграцию
образовательной области « Социализация» с другими
образовательными областями.
Задачи проекта: воспитывать любовь детей к родному дому и отношение к нему
как ценности. Расширять представления детей о разнообразии
окружающей действительности на примере социокультурного
пространства Таганрога.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники группы и их родители.
Срок реализации проекта: средняя группа
Результат:
Дети: - расширение знаний об окружающем мире (дом, улица, город)
-накопление знаний о своём доме;
-становление речи ребёнка;
-развитие мелкой моторики.
Родители - вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
-укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским
садом.
Педагоги: - повышение уровня знаний и культуры педагогических работников;
-поиск новых форм работы с детьми и родителями.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЕКТА,
АКТУАЛЬНОСТЬ
Цель: формирование духовно-нравственого отношения и чувства соприкосновения к
родному дому, семье, городу через интеграцию образовательной области «
Социализация» с другими образовательными областями в индивидуальных
беседах с детьми о членах семьи, о городе.
Задачи: воспитывать любовь детей к родному дому и отношение к нему как к ценности.
Причина возникновения проекта: в ходе речевой игры, о домашнем адресе, о доме, где
они живут, встал вопрос перед нами взрослыми, что дети группы не знакомы с
понятиями «члены семьи», «мой город», «мой дом», «моя улица». Они не
осознают значимость этих понятий. Так возникла тема проекта « Дом в котором я
живу».
Актуальность проекта: наш город один из старейших городов России. Он возник на
берегу моря. Для нас «мой город»-это родной дом, где каждого окружают близкие
и любимые: папа, мама, бабушка, дедушка, братишки, сестрёнки, любимые кошки
и собаки. В нашем городе много районов. В каждом есть библиотеки, почта,
больницы, торговые центры и др. В нашем районе есть кинотеатр, школы, детские
сады, библиотека, и конечно, дома. Это и старые, и новые дома. У них своя
история, архитектура. Но нам в них удобно и уютно. Это ведь наш дом, он
защищает, согревает, кормит, поит. Поэтому мы его любим, даже если он не похож
на дворец. Ребёнок должен помнить, что иметь свой дом большое благо. Любовь
к родному дому, уважение- следует воспитывать с младшего дошкольного
возраста. Тема проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей
среднего возраста и объёма информации, что положительно повлияло на
различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную,
художественно- речевую.
Методы и приёмы
Организационные, наглядные, словесные, практические,
логические, мотивационные.
Итог работы: Выставка макетов домов « Дом в котором я живу».
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
подготовительный этап работы
Совместная деятельность педагогов и детей
1. Модель трёх вопросов:
Что мы знаем?(В городе много домов, они разные)
Что хотим узнать? (В каком доме живут Маша, Валера, Ваня,
Милана и др. дети в группе.
Что делать, чтобы узнать? (рассмотреть, сравнить, выполнить,
фотосъёмка, помощь родителей.
2. Формирование положительной мотивации для реализации проекта через наблюдение.
3. Формирование способов систематизации наглядного материала и литературы.
Совместная деятельность педагога и родителей.
1. Индивидуальные беседы с родителями на тему « Формирование у детей знаний о
семье, о доме, адресе, городе»- определение цели и задач.
2. Создание условий для реализации проекта.
Совместная деятельность родителей и детей.
1. Подбор наглядного дидактического материала и художественной литературы по
теме проекта.
2. Путешествие по маршруту выходного дня, выполнение заданий в рамках маршрута.
Совместная деятельность организации развивающей среды.
1. Игровая ситуация « Строим дом»
2. Подбор подвижных, дидактических и пальчиковых игр.
3. Приобретение пособий, игрушек для настольного театра по сказкам « Теремок», «Три
медведя», « Кошкин дом».
4.Создание игрового пособия « Моя улица» ( Образовательная область « Безопасность»).
Свободная самостоятельная деятельность детей.
Чтение, рассматривание книг, иллюстраций для игры « Строим
дом» в рамках проекта.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
основной этап работы
Физическое направление ОО « Физкультура»
-упражнения на релаксацию,
-физкультминутки по теме.
ОО « Здоровье»
-подвижные игры « Найди свой дом». « Полезно- вредно»
Социально-личностное направление ОО « Социализация»
Игра « Строим дом»;
Дидактическая игра « Устроим кукле комнату»;
Игры мелким строительным материалом « Мебель для куклы - стол, стул, кровать,
диван».
Игры с макетом « Моя улица».
ОО « Труд»
Наблюдение за работой младшего воспитателя, за работой дворника.
-Рассматривание и сравнение чистоты помещений до уборки и после.
-Наведение порядка в группе, уборка игрушек, пособий, книг.
ОО « Безопасность»
-Беседа о правилах безопасного поведения дома.
-Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказке С.Я. Маршака « Кошкин дом».
Познавательно-речевое направление ОО « Познание»
- Рассматривание и сравнение домов (цвет, этажность, арки, окна,
балконы)
-Игра-эксперементирование « Какой дом крепче»
- Исследование материалов ( камень, дерево )
-Дидактическая игра « Домик»( выкладывание из геометрических фигур.
ОО « Коммуникация»
- Рассматривание картин, иллюстраций.
- Пальчиковые игры « Дом», « Домик»
-Беседы с детьми о доме, о домашнем адресе, о семье, о городе, в котором живут
дети.
ОО « Чтение художественной литературы»
-Русские народные сказки « Теремок», « Три медведя»
-Работа в книжном уголке: соблюдение правил при работе с книгой (брать книги
чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для
игр; после того как, посмотрел, всегда класть книгу на место).
Художественно-эстетическое направление
ОО « Художественное - творчество»
-Рассматривание репродукций, иллюстраций, картинок с изображением домов в
городе. Сравнение.
- Аппликация « Домик»
-Рисование « Дом, в котором я живу»
- Комплексное занятие « Моя улица»
ОО « Музыка»
- Слушание музыкальных сказок « Теремок», « Три медведя», « Кошкин дом».
-Разучивание песенок, потешек, скороговорок по теме.
Самостоятельная деятельность детей, организация предметно- развивающей среды.
- Игровая ситуация « Строим дом»
1 этап - Продуктивная деятельность по теме:
- Аппликация « Домик»;
- Рисование « Дом в котором я живу»;
- Комплексное занятие « Моя улица»;
2 этап - Знакомство с домом, улицей, городом.
3 этап - Правила по ОБЖ; дидактическая игра « Можно-нельзя», « Полезно- вредно»
4 этап - игры в свободной деятельности детей( создание условий, игры, пособия,
материалы, иллюстрации, альбомы, макеты домов, улицы; крупный и мелкий
строительный материал, набор машинок).
Самоанализ работы над проектом.
Проект « Дом в котором я живу» проводится в средней группе (дети 4-5 летнего
возраста).Проект носит познавательный, развивающий, воспитательный характер. Была
проведена предварительная работа с детьми ( индивидуальные беседы, игры,
упражнения, чтобы выяснить знания детей по данной теме, а затем выдвинута цель и
поставлены задачи для реализации проекта.
На протяжении всего проекта у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно
происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых
моментов и были активными помощниками. Это позволило сохранить у детей
положительный настрой. В ходе проекта старалась выстроить личностно-
ориентированное взаимодействие с детьми; выслушать каждого ребёнка, поддерживать
их рассуждения, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них. Были
активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание, логическое
мышление, зрительное восприятие, использовались задания на развитие мелкой
моторики. В ходе проекта выявились проблемные моменты, которые нужно отрабатывать
на неудачу или затруднения в продуктивной деятельности.
В этом мероприятии была тесная взаимосвязь с родителями. Родители были
активны, заинтересованы, проявили своё творчество, поделились своими умениями,
знаниями.