Автор: Акулякова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Журавушка"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровкая область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Возрастные особенности детей 5-6 лет"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Это
возраст
активного
развития
физических
и
познавательных
способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным
способом
познания
окружающего
мира,
хотя
меняются
ее
формы
и
содержание.
Анатомо-физиологические особенности
Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за
год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей
шестого
года
жизни
чуть
ниже,
чем
у
воспитанников
подготовительной
группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—
107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни
средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.
Развитие личности
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным
возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и
личностной.
Его
можно
назвать
базовым
возрастом,
когда
в
ребенке
закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты
становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка
закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем
понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным
для
развития
всех
познавательных
процессов:
внимания,
восприятия,
мышления,
памяти,
воображения.
Для
развития
всех
этих
аспектов
усложняет ся
игровой
материа л,
он
ст ановит ся
л о г и ч е с к и м ,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала,
сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку
интересно
все,
что
связано
с
окружающим
миром,
расширением
его
кругозора.
Лучшим
способом
получить
именно
научную
информацию
является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным
языком,
ребенку
описывается
любая
информация
об
окружающем
мире.
Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле,
животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в
развитии
детей
5-6
лет
–
это
их
познавательное
развитие,
расширение
кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не
отвечайте
односложно
–
«да»
или
«нет».
Отвечайте
ребенку
развернуто,
спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас
зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей
много
неосознанной
информации
в
голове,
порой
аккумулировать
ее,
разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение
ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым
своим
недостаткам,
могут
давать
личностные
характеристики
своим
сверстникам,
подмечать
отношения
между
взрослым
и
взрослым
или
взрослым и ребенком. В играх на логику прослеживается и личностный
аспект
дошкольника.
Правильно
решив
упражнение,
ребенок
радуется,
чувствует
уверенность
в
себе
и
желание
побеждать.
Есть
дети,
которые
сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать
у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители
несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха,
обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную)
можно заложить в ребёнка.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление
интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному
обучению.
Перспектива
школьного
обучения
создает
особый
настрой
в
гpyппах
старших
дошкольников.
Интерес
детей
к
школе
развивается
естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем,
совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры
на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой
социальной
позиции
(«Хочу
стать
школьником»)
с
ощущением
роста
их
достижений, с потребностью познания и освоения нового.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой
багаж
знаний,
который
продолжает
интенсивно
пополняться.
Ребенок
стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками,
что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой
стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно
влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении
представлять
что-либо,
ребенок
может
решать
простые
геометрические
задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Старший
дошкольник
способен
различать
весь
спектр
человеческих
эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются
«высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка
развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как
лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты
способствует
нарушение
детско-родительских
отношений,
когда
близкий
взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует
развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах.
И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок,
ребенок
начинает
придумывать
оправдания
своим
оплошностям,
перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от
степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым
ребенок
узнает,
осмысливает
и
интерпретирует
нравственные
нормы
и
правила.
У
ребенка
необходимо
формировать
привычку
нравственного
поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение
в них детей в процессе повседневной жизни.
Вам как его родителям важно:
♣ С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его маги-
ческого мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто
игру воображения.
♣ Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению
♣ Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там,
где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих
его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в
состоянии
отстоять
и
выдержать.
-
Обеспечивать
ребенку
возможность
общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая
отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
♣ Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед
собой самые разнообразные задачи и решать их.
♣ Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет
откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность