Автор: Пакало Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект: "Огород на подоконнике"
Раздел: дошкольное образование
Паспорт проекта
Проект: «Огород на подоконнике»
Тема: Воспитание
экологической
культуры
посредством
организации
огорода
на
подоконнике
Автор проекта: Пакало Анастасия Викторовна
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст: 5-7 лет
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий, среднесрочный
Срок реализации: 2 месяца (с 25.02.2019 по 8.04.2019 )
Характеристика проекта
Проблема:
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о
необходимых
условиях
для
роста
растений,
о
том
где
они
растут;
их
интерес
к
познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Средний уровень
заинтересованности родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Актуальность:
Умение
наблюдать,
устанавливать
причинно-следственные
с вя з и ,
самостоятельно придумывать объяснение явлениям природы предусмотрено ФГОС
ДО.
Заканчивается
зима.
День
становится
длиннее
и
солнце
все
выше
и
выше.
Пришло
время
посадок.
Огород
на
подоконнике
в
детском
саду
является
очень
познавательным
занятием, особенно в конце зимы, когда хочется отведать свежих
даров природы и посмотреть на яркие цвета зелени.
Цель:
Создание
условий
для
познавательно-исследовательской
деятельности
посредством совместной организации «Огорода на подоконнике».
Задачи:
Познакомить детей с культурными и дикорастущими растениями (лук, петрушка,
салат, цветы, болгарский перец);
Дать представление детям о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста
растений;
Знакомить с правилами ухода за растениями в домашних условиях (полив,
взрыхление, прополка сорняков);
Способствовать
развитию
творческих
особенностей
у
детей;
поощрять
разнообразие детских работ, вариативность;
Развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений,
связывать их с условиями, в которых они находятся;
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введение новых атрибутов;
Совершенствовать
диалогическую
и
монологическую
речь,
умение
вести
координированный диалог «ребенок-ребенок-воспитатель»;
Повысить компетентность родителей в организации форм работы с детьми по
экологическому направлению в домашних условиях
Предполагаемые результаты:
Дети имеют начальные знания о том, как ухаживать за растениями;
У детей повысится уровень знаний о росте растений в комнатных условиях, на
огороде и в природе;
Дети познакомятся с культурными растениями;
С помощью познавательно-исследовательской работы дети получат необходимые
знания об условия роста растений;
У детей появится уважительное отношение к труду, бережное отношение к
растительному миру;
В группе при участии родителей появится огород на подоконнике.
Механизмы реализации проекта:
Технологии познавательно-исследовательской деятельности, которые включают в
себя наблюдение, беседы, игры, мини - выставки, рассматривание иллюстраций и
картин, творческую деятельность.
Содержание проекта:
1 этап- Подготовительный
Сроки реализации- с 25.02.2019 по 11.03.2019
Цель: Определить
цели
и
задачи
проекта,
собрать
информационный
материал,
создать
условия
для
организации
работы,
составить
план
мероприятий
по
организации детской деятельности
№
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
1
И з у ч е н и е
т е х н о л о г и й
п о
экологическому
воспитанию
для
работы
с
воспитанниками
младшего
дошкольного возраста
Готовно сть
к
прим енению
данных разработок в реализации
проекта.
2
Создание условий для познавательного
р а з в и т и я
д е т е й .
И з м е н е н и е
развивающей среды.
Были
приобретены
торфяные
горшки,
семена,
земля
для
рассады,
боксы
для
посадки
зелени, заборчик и некоторые
декоративные элементы.
3
Определений целей и задач проекта
С о с т а в и т ь
п л а н
запланированных мероприятий
для реализации проекта.
2-й этап –Основной
Сроки реализации: с 11.03.2019 по 01.04.2019
Цель: Вместе с детьми посадить семена и пронаблюдать за ростом растений; на
данном этапе познакомить детей с разнообразной художественной литературой об
овощах
и
цветах
(
поговорки,
стихи,
сказки-загадки);
дидактическими
играми
и
беседами.
№
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
Планирование работы с воспитанниками
1
Рассматривание книг, иллюстраций о
растениях.
У
детей
появился
интерес
к
растениям,
расширились
знания,
появилось
желание
заботиться
о
них,
фотографировать
,
замечать
изменения.
2
Беседы: «Комнатные растения».
«Как нужно ухаживать за овощными
культурами?»
Воспитанники
познакомились
с
классификацией
растений,
как
дикорастущих
и
культурных.
Появился интерес к выращиванию
огородных культур.
3
Опыт-наблюдение за ростом лука,
салата, болгарского перца, петрушки
и цветов.
Ре бя т а
н ау ч и л и с ь
з а м е ч а т ь
изменения, которые происходят у
п р о р а с т а ю щ и х
к у л ь т у р .
Познакомились
со
строением
растений (стебель, корень, листья).
4
Дидактические игры: «Цветочный
магазин», « Найди отличия».
Сформировано
умение
различать
некоторые
цветы,
находить
свой
цветок среди других, называть его;
дети
научились
группировать
высаженные
растения
по
их
качествам
и
предназначению
( н а п р и м е р :
с ъ е д о б н ы е -
несъедобные).
5
Цикл наблюдений:
-рассматривание семян через лупу;
-растут ли наши растения;
-наблюдение за появлением и
созреванием плодов;
-наблюдение за изменением
состояния растений.
С
п ом о щ ь ю
н а бл юд е н и й
и
рассматриваний
воспитатель
дал
понятие
о
том,
что
форма
и
количе ство
семян
у
р а з н ы х
растений
разные.
Воспитанники
продолжают
учиться
замечать
изменения
в
росте
и
развитии
растений.
6
Труд в природе.
В
ход е
с о в м е с т н о го
т р уд а
подготовлены
клумбы к высадке
рассады цветов; у детей появился
интерес к результату своего труда.
Планирование работы с родителями
7
Беседа с родителями «Огород на
подоконнике»
Консультация для родителей
«Огород на подоконнике»
Обсудить цели и задачи проекта.
Сформировать
интерес
родителей
п о
с о з д а н и ю
у с л о в и й
д л я
реализации проекта.
Просвещать родителей по данной
теме
3-й этап- заключительный.
Сроки реализации: с 01.04.2018 по 08.04.2019
Цель: Подвести итоги о проделанной работе, отследить динамику развития детей,
перенести выращенные растения на участок.
№
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
1
Участие
в
выставке-смотре
«Огород
на
подоконнике»
Продемонстрированы результаты
проделанной работы, а также получено
среди групп МБДОУ ДС №
52
много новых идей от коллег.
2
Анализ
реализации
данного
проекта.
Дети познакомились с строением растения,
особенностями
выращивания
культурных
растений;
дали
представление
детям
о
необходимости света, тепла и влаги почвы
для роста растений; обогатился словарный
запас
детей;
оформили
выставку
по
продуктивной
деятельности;
обогатили
эмоции
воспитанников.
В
результате
практической и опытнической деятельности
дети
создали
необходимые
условия
для
р о с т а
р а с т е н и й .
Д е т и
у в и д е л и
многообразие посевного материала; стали
бережнее относиться к окружающему миру;
появилось
чувство
ответственности
за
благополучное состояние растений.
3
«Огород
на
подоконнике»
п е р е н о с и т с я
н а
у ч а с т о к
детского сада.
Воспитанники
настроены
на
дальнейшую
деятельность
по
уходу
за
высаженными
растениями.
Литература:
1.
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Мир растений» М. 2005г.
2.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
3.
Корнилова В,М, «Экологическое окно» в детском саду
4.
Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в
младшей группе».
5.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность
детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство –
Пресс 2008г.
Фото 1 Наш «Огород на подоконнике»
Фото 3 Лист салата
Фото 5 Вид сверху на огород
Фото 2 Горох и петрушка
Фото
4
Зеленый
лук
и
несколько
разновидностей петрушки
Фото 6 Болгарский перец зацвел
Фото 7 Завязь болгарского перца
Фото 8 Первый урожай