Авторы: Кафаджий Мария Викторовна, Самсонова Наталья Геннадьевна
Должность: социальные педагоги
Учебное заведение: ГАПОУ МО "Мурманский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Модель работы по успешной адаптации и эффективному сопровождению обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Раздел: высшее образование
Модель работы по успешной адаптации и эффективному сопровождению
обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Цель:
повышение
эффективности
постинтернатного
сопровождения,
и
успешной
адаптации
обучающихся
из
числа
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей.
Задачи
программы
по
успешной
адаптации
и
эффективному
сопровождению
обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
-
регламентировать порядок и условия сопровождения обучающихся из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей и адаптации в процессе получения ими
профессионального образования;
-определить структуру (должностных или иных лиц), необходимую для сопровождения
обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-определить
порядок
организации
межведомственного
взаимодействия,
в
том
числе
социального сопровождения выпускников;
-описать
вариативные
программы
наставничества
в
процессе
получения
профессионального образования;
-определить принципы, условия, порядок, формы и методы работы специалистов.
Формы и методы работы специалистов по сопровождению и социальной адаптации
обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в
процессе получения профессионального образования:
-индивидуальные
(беседы,
консультирование,
социальный
патронаж,
наставничество,
ведение дневника наблюдений);
-групповые
(групповые
консультации,
тренинг,
ролевые
и
деловые
игры,
разбор
практических ситуаций, создание групп взаимопомощи, проведение дискуссий, викторин,
конкурсов);
-наглядно - информационные (сетевое взаимодействие в форме форумов,
конференций, круглых столов, очных и заочных встреч и т.д.).
Методы работы специалистов в процессе получения профессионального
Образования учащегося зависит от этапа адаптации выпускника в образовательную
среду.
1-й
этап
–
адаптация
к
новой
образовательной
среде
(1
семестр
1-го
курса
профессионального образовательного учреждения).
Методы, направленные на ознакомление с новой образовательной средой, обеспечение
психологической безопасности, принятие новой статусной позиции – студента –и правил
СПО,
профилактику
нарушений
поведения,
обусловленных
адаптационным
стрессом
(отказ от посещения занятий, побеги, алкоголизация, физическая и вербальная агрессия и
др.).
К данным методам относятся: тренинг по выработке правил совместной жизни в группе,
игры на знакомство, сплочение, доверие, индивидуальное и групповое консультирование,
спортивные соревнования, конкурсы.
2-й этап – социально-психологическая реабилитация (2 курс СПО).
В
условиях
открытой
образовательной
среды
этап
адаптации
сменяется
этапом
актуализации
психических
травм,
негативными
переживаниями,
связанными
с
последствиями ранней психической депривации, опытом институционального воспитания,
стереотипами
асоциального
поведения.
Нарастает
уровень
девиаций
поведения.
На
данном
этапе
используются
следующие
методы:
психодиагностика
причин
отклоняющегося
поведения,
личностного
потенциала
выпускника
и
ресурсов
его
социальной сети, особенностей реагирования на стимулы среды, стратегий совладания со
стрессом и т.д.
В соответствии с результатами диагностики, нуждаемостью выпускников в мероприятиях
сопровождения
целесообразно
использовать
следующие
методы:
реабилитационный
досуг,
психологическое
консультирование,
группы
психологической
поддержки.
На
завершающей стадии 2-го этапа эффективными оказываются тренинги личностного роста,
ассертивного поведения, составления «жизненного проекта».
3-й этап – формирование психологической готовности к трудовой деятельности (этап
производственной практики). На данном этапе методы направлены на мотивацию к росту
социального
статуса,
профессиональной
успешности,
профилактику
безработицы.
К
наиболее
эффективным
можно
отнести
следующие
методы:
тренинги
по
усвоению
корпоративной этики, тайм-менеджмента, целеполагания, игровые методы, в т.ч. квесты,
направленные
на
преодоление
гедонистических
установок
и
коррекцию
системы
ценностей, составление личного карьерного плана.