Напоминание

Модель работы по успешной адаптации и эффективному сопровождению обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Авторы: Кафаджий Мария Викторовна, Самсонова Наталья Геннадьевна
Должность: социальные педагоги
Учебное заведение: ГАПОУ МО "Мурманский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Модель работы по успешной адаптации и эффективному сопровождению обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Раздел: высшее образование





Назад




Модель работы по успешной адаптации и эффективному сопровождению

обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Цель:

повышение

эффективности

постинтернатного

сопровождения,

и

успешной

адаптации

обучающихся

из

числа

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей.

Задачи

программы

по

успешной

адаптации

и

эффективному

сопровождению

обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

-

регламентировать порядок и условия сопровождения обучающихся из числа детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей и адаптации в процессе получения ими

профессионального образования;

-определить структуру (должностных или иных лиц), необходимую для сопровождения

обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-определить

порядок

организации

межведомственного

взаимодействия,

в

том

числе

социального сопровождения выпускников;

-описать

вариативные

программы

наставничества

в

процессе

получения

профессионального образования;

-определить принципы, условия, порядок, формы и методы работы специалистов.

Формы и методы работы специалистов по сопровождению и социальной адаптации

обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в

процессе получения профессионального образования:

-индивидуальные

(беседы,

консультирование,

социальный

патронаж,

наставничество,

ведение дневника наблюдений);

-групповые

(групповые

консультации,

тренинг,

ролевые

и

деловые

игры,

разбор

практических ситуаций, создание групп взаимопомощи, проведение дискуссий, викторин,

конкурсов);

-наглядно - информационные (сетевое взаимодействие в форме форумов,

конференций, круглых столов, очных и заочных встреч и т.д.).

Методы работы специалистов в процессе получения профессионального

Образования учащегося зависит от этапа адаптации выпускника в образовательную

среду.

1-й

этап

адаптация

к

новой

образовательной

среде

(1

семестр

1-го

курса

профессионального образовательного учреждения).

Методы, направленные на ознакомление с новой образовательной средой, обеспечение

психологической безопасности, принятие новой статусной позиции – студента –и правил

СПО,

профилактику

нарушений

поведения,

обусловленных

адаптационным

стрессом

(отказ от посещения занятий, побеги, алкоголизация, физическая и вербальная агрессия и

др.).

К данным методам относятся: тренинг по выработке правил совместной жизни в группе,

игры на знакомство, сплочение, доверие, индивидуальное и групповое консультирование,

спортивные соревнования, конкурсы.

2-й этап – социально-психологическая реабилитация (2 курс СПО).

В

условиях

открытой

образовательной

среды

этап

адаптации

сменяется

этапом

актуализации

психических

травм,

негативными

переживаниями,

связанными

с

последствиями ранней психической депривации, опытом институционального воспитания,

стереотипами

асоциального

поведения.

Нарастает

уровень

девиаций

поведения.

На

данном

этапе

используются

следующие

методы:

психодиагностика

причин

отклоняющегося

поведения,

личностного

потенциала

выпускника

и

ресурсов

его

социальной сети, особенностей реагирования на стимулы среды, стратегий совладания со

стрессом и т.д.

В соответствии с результатами диагностики, нуждаемостью выпускников в мероприятиях

сопровождения

целесообразно

использовать

следующие

методы:

реабилитационный

досуг,

психологическое

консультирование,

группы

психологической

поддержки.

На

завершающей стадии 2-го этапа эффективными оказываются тренинги личностного роста,

ассертивного поведения, составления «жизненного проекта».

3-й этап – формирование психологической готовности к трудовой деятельности (этап

производственной практики). На данном этапе методы направлены на мотивацию к росту

социального

статуса,

профессиональной

успешности,

профилактику

безработицы.

К

наиболее

эффективным

можно

отнести

следующие

методы:

тренинги

по

усвоению

корпоративной этики, тайм-менеджмента, целеполагания, игровые методы, в т.ч. квесты,

направленные

на

преодоление

гедонистических

установок

и

коррекцию

системы

ценностей, составление личного карьерного плана.



В раздел образования