Напоминание

"Стихи в развитии дошкольника с нарушенями речи"


Автор: Богачева Людмила Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10
Населённый пункт: г.Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: буклет для родителей
Тема: "Стихи в развитии дошкольника с нарушенями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы заучивания стихов:

Визуальный

Можно построчно читать стихотворение и на

глазах ребенка изображать то, о чем

говорится, отделяя на рисунке каждую

строчку-картинку вертикальной чертой.

Затем, по «картинному плану» ребенок

несколько раз воспроизводит

стихотворение. Через некоторое время

опора убирается

Двигательный

После проведения предварительной работы,

вы даете ребенку установку на

запоминание. Затем предлагаете ему взять

большую толстую нитку и «смотать из

стихотворения клубочек». Вместе с ним,

ритмично, мы как бы «наматываем»

строчку за строчкой на «катушку» в нашей

голове. Тут основной принцип в том, что

ребенку-кинестетику (то есть такому,

которому нужно не только посмотреть, но и

потрогать), мы даем необходимую для

запоминания опору - подкрепляем

запоминание двигательным актом. Как

вариант этого метода вы можете

предложить ребенку класть в блюдо

шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать

по одному и снова класть. Или нанизывать

пирамидку, бусы.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Вы

говорите ребенку, что сейчас вместе будете

учить стихотворение наизусть. Сначала он

послушает вас. Потом вы повторите этот

отрывок вместе. Потом он один повторит, а

за ним снова вы. Идет слухоречевая опора

на рифму. Этот метод является

оптимальным для детей с одноименным

ведущим типом памяти. Таким ребятам два

вышеописанных способа заучивания не

только не помогают, но порой даже мешают

запоминать стихотворение. Так,

разучивается каждый куплет, а потом

читается все стихотворение целиком

Логический

Вы читаете первые строки произведения, а

потом останавливаетесь и предлагаете

ребенку своими словами рассказать, что

было дальше, как он запомнил. С того

места, на котором он остановился, снова

читаете строку произведения, а потом

снова предлагаете рассказать, что было

дальше. Вы побуждаете ребенка опираться

на смысловые связи. Во второй раз, после

вашего прочтения четверостишия, пусть он

вспомнит, как точно автор говорит, какими

словами, об этом явлении или событии.

Изображаем в действии

Совокупность движений рук и речевых

органов ускоряет запоминание

стихотворного текста. Ребенку будет

интересно не только услышать

стихотворение, но и показать в нем каждое

слово жестом, как бы оживить текст,

осознав, почувствовав его через движения.

Ребенок включается в игру, а игра – очень

важный для него вид деятельности.

Движения позволяют ему в дальнейшем

быстрее припомнить стихотворение. Суть

заключается в том, что к слову или строке

подбираются движения, которые

выполняются по ходу чтения текста.

Успехов и новых достижений!

Памятка для родителей

Стихи в развитии

ребенка

с нарушениями речи

Проверьте свои представления о

роли

стихов

в

р а з в и т и и

дошкольника

Определите,

как

лучше

учить

стихи именно с вашим ребенком

Заучивание стихотворений у детей с

речевыми нарушениями часто

вызывает большие трудности, быстрое

утомление и отрицательные эмоции.

Очень важно пробудить у детей интерес

к стихам, увлечь их, раскрепостить и

превратить непосильный труд в

любимый и самый доступный вид

деятельности - ИГРУ.

Пять причин,

зачем надо учить стихи.

1. Стихи помогают структурировать

информацию в голове

Тренировка памяти и её развитие

формируют у ребёнка умение учиться, а

также лучше ориентироваться внутри своей

головы.

2. Стихи учат ребёнка доводить дело до

конца

Это качество пригодится ему и в школе, и

на работе. И тренировать его, заучивая

стихи, не так уж и трудно. Важно

соблюдать правило трёх «П»: прочитать,

понять, представить.

3. Стихи учат ребёнка быть

любопытным и уверенным в себе

В стихотворениях детям часто встречаются

новые слова. И пока ребенок не узнает, что

они означают, ему будет трудно выучить

стихотворение.

4. Стихи формируют кругозор и

эмоциональный интеллект ребёнка

5. Стихи обеспечивают долголетие мозга

Для этого необходимо напрягать мозг,

заставлять его работать.

Что влияет на быстроту

запоминания стихотворения?

Содержание. Если ребенку

непонятен и не интересен текст, он и

не будет особенно стараться.

Содержание стихотворения должно

быть выбрано соответственно

возрасту. Чем меньше ребенок, тем

больше глаголов-движений и меньше

эпитетов-прилагательных должно

быть в тексте.

Объем. Если текст большой по

объему, это сразу же пугает ребенка.

Для детей 3-4 лет нормальный объем

– это 2-3 четверостишья.

o

Для старших дошкольников -

3-5 четверостиший.

Значимость. Если ребенок понимает,

для чего ему нужно выучить

стихотворение, он осознаннее и

быстрее справиться с задачей.

Ритмичность. Хорошо запоминаются

стихотворения, которые построены на

четком ритмичном повторении.

Предварительная работа к

заучиванию стихотворения:

Прежде, чем начать заучивание,

взрослый должен сам прочитать его

выразительно.

Следует обязательно найти в тексте

незнакомые или непонятные малышу

слова и объяснить их.

Когда все слова будут разъяснены,

стихотворение нужно прочитать еще

раз, медленно, расставляя смысловые

акценты.

После повторного прочтения

расскажите ребенку, кто написал

произведение, покажите

иллюстрации, которые нарисовал

художник, а пока ребенок будет их

рассматривать, прочтите

стихотворение еще раз.

Таким образом, у ребенка

формируется образ

произведения. И только

после такой

предварительной работы

приступайте

непосредственно к

заучиванию.



В раздел образования