Автор: Церюта Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Творческий проект "Сказки К.И. Чуковского"
Тема: Показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их мудрость и красоту; закрепить любовь и уважение к сказкам.
Раздел: дошкольное образование
Творческий проект
«Сказки К.И. Чуковского»
Таганрог 2019 г.
Паспорт проекта
Название проекта:
«Сказки К.И. Чуковского».
Тема проекта: Показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского,
их мудрость и красоту; закрепить любовь и уважение к сказкам.
Авторы проекта: Церюта О.Д.
Участники проекта: дети, родители группы.
Вид проекта: краткосрочный, творческий.
База проекта: МБДОУ д/с № 52
Сроки реализации проекта:
Актуальность: современное
общество
стало
незаслуженно
забывать
наиболее
эффективные
и
проверенные
способы,
средства
воспитания
и
развития
детей
дошкольного
возраста.
Литературное
творчество
является
одним
из
самых
древних
средств
нравственного,
этического
воспитания,
формирования
поведенческих
стереотипов
будущих
членов
взрослого
общества. К тому же данный вид искусства является важнейшим средством
речевого
развития
ребенка.
К
сожалению,
сегодня
у
многих
детей
дошкольного возраста уровень речевого развития ниже положенной нормы.
Уровень
передачи
эмоциональных
состояний
недоразвит,
артистические
способности,
интонирование,
восприятие
различных
оттенков
речи
не
соответствует
взрослому.
А
литературное
творчество
является
отличным
средством устранения этих проблем.
Знакомство
с
литературными
произведениями
обогащает
словарь
дошкольника
за
счет
многозначности
слов,
помогает
увидеть
вторичные
значения слов, формирует представления о переносном значении и учит
ребенка плавному произношению фраз и предложений.
В
процессе
знакомства
с
литературными
произведениями
происходит
процесс умственного воспитания дошкольника. Ребенок овладевает умением
сравнивать, анализировать, оценивать, обобщать, а также у ребенка возникает
желание узнать, что же будет дальше в том или ином произведении, тем
самым он стремится получить все новые и новые знания.
Проблема:
К
сожалению,
сегодня
дети
воспитываются
не
столько
на
литературных
произведениях, сколько на современных мультфильмах. Детские психологи
2
считают это большим упущением родителей в деле воспитания и развития
детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни
о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которых знакомят с литературными
произведениями, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор
слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.
Цель: создание условий для воспитания у дошкольников интереса и любви к
литературному творчеству, развития познавательной, речевой активности.
Задачи:
1.
способствовать развитию связной речи, свободного общения со
взрослыми и сверстниками в процессах чтения, анализа, инсценировки и
пересказов, прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций;
2.
формировать умение детей воспроизводить текст произведения
при рассматривании иллюстраций;
3.
п о з н а ком и т ь
с
р а б ото й
б и бл и от е к и
и
п р о ф е с с и е й
«Библиотекарь»,
закреплять
правила
культурного
обращения
с
книгой,
коллективного чтения книг.
Предполагаемый результат проекта
1.
оформление тактильной групповой книжки «Сказки Чуковского»
детьми совместно с родителями;
2.
дети проявляют интерес и любовь к книге;
3.
дети знают правила культурного обращения с книгой;
4.
дети
знают
и
называют
прочитанные
сказки,
рассказывают,
пересказывают, оценивают поступки героев, дают им характеристику;
5.
дети
проявляют
интерес
к
информации,
которую
получают
в
процессе
общения,
участвуют
в
разговоре
во
время
рассматривания
иллюстраций
и
книг,
внимательно
слушают
и
отвечают
на
вопросы
воспитателя, эмоционально отзывчивы;
6.
у детей пополнился словарный запас;
7.
у
родителей
появился
интерес
к
образовательному
процессу,
развитию
творчества,
знаний
и
умений
у
детей,
желание
общаться
с
педагогами, участвовать в жизни группы.
Содержание проекта
1. Подготовительный этап.
Сроки реализации:
№
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
1.
Анализ
литературы
по
данной
Каталог
3
теме.
2.
Диагностика
детей
по
данной
теме.
Планирование индивидуальной
и подгрупповой работы
3.
Составление плана работы.
Составлен план
4.
П од б о р к а
х уд о ж е с т в е н н ы х
п р о и з в е д е н и й ,
п о т е ш е к ,
пальчиковых игр
Составлены картотеки
5.
Написание проекта.
Р а з р а б о т а н о
с о д е р ж а н и е
проекта
2.Основной
№
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
1
Реализация
содержания
всех
мероприятий
согласно
плану
р а б о т ы
в
с о в м е с т н о й
образовательной
деятельности
с
в о с п и т а н н и к а м и ,
в о
взаимодействии
с
музыкальным
руководителем и родителями.
Приложение 1
2
Организация
форм
работы
с
родителями согласно плану.
Приложение 1
Заключительный:
№
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
1.
Анкетирование родителей.
С б о р
и н ф о р м а ц и и
п о
результатам проекта.
2.
Презентация проекта.
Обсуждение результатов
проекта с родителями
воспитанников.
План работы по воспитанию КГН «Радость умывания»
№
Содержание работы
Задачи
1.
Март
Воспитанники
Беседа «Знакомство с творчеством
К.Чуковского»
Обогатить
знания
детей
о
биографии К. Чуковского
4
3.
Чтение художественных
произведений: «Муха-Цокотуха»,
«Федорино Горе», «Доктор
Айболит», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Краденое
солнце».
Закреплять
знания
детей
о
литературных
произведениях
К. Чуковского
4.
Просмотр мультфильма «Телефон»
П о з н а к о м и т ь
д е т е й
с
мультфильмом «Телефон»
5.
Заучивание наизусть отрывков из
сказок К.И. Чуковского
р а з в и в а т ь
п а м я т ь ,
воображение, интонационную
выразительность речи.
Работа с родителями
6.
Анкетирование родителей «Книга в
жизни ребёнка»
Выяснить
какое
место
книга
з а н и м а е т
в
в о с п и т а н и и
ребенка дома
7.
Проведение квест-игры
«Путешествие по сказкам дедушки
Корнея»
Способствовать
формированию
познавательного
интереса
к
творчеству К. И. Чуковского
8.
Создание тактильной книги
«Телефон»
М о т и в и р о в а т ь
д е т е й
и
р од и т е л е й
н а
р а з в и т и е
традиции семейного чтения
5
Используемая литература:
1.
Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ. Детство-Пресс, 2014.
2.
Н. Е. Веракса Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования от рождения до школы. МОЗАИКА-СИНТЕЗ
Москва, 2014.
3.
Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая
практика, под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010.
4.
Чуковский К. И. Все сказки. Издательство «АСТ». 2017.
6
Приложение 1
Беседа «Знакомство с творчеством К. Чуковского»
Цель: Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского.
Задачи:
• показать детям мир сказок Корнея Ивановича Чуковского;
• развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально,
читать стихи;
• воспитывать веру в добро, дружбу, любовь в торжество над злом.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята! Сегодня я вам расскажу об известном детском
писателе, большом друге детей – о Корнее Ивановиче Чуковском.
Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в
городе Одесса. Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его
прошло в городе Одесса. Мать была простой прачкой, но старалась дать
своим детям образование. Высокий рост, длинные руки с большими кистями,
крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная
прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно
лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Вставал
он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу.
Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой
расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов,
он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже
пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.
Именно таким малышам он посвятил свои книги. Детским писателем он стал
не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были не
интересными и скучными.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А было это
так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном
поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его,
отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам
ходил».
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он
попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что
он запомнил её всю, слово в слово.
И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:
«Однажды, работал в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала
моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание
7
мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно
неожиданно для себя ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «МОЙДОДЫР»
Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё
читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже
с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.
Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с
ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими
читателями над такими ребятами в сказке.
А может вы знаете, в какой сказке? (Ответы детей)
«Ах ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя».
Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме
животных, активными действующими лицами были вещи. Однажды Корней
Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали
руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были
тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением
поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было
вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино
горе”.
- Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает
о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла,
Топору – то, топоры
Так и сыплются с горы
8
Испугалася коза,
Растопырила глаза
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все
дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей,
он добрый, отзывчивый.
Догадались, о каком герое я говорю?
Как эта сказка называется (Ответы детей)
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица…
С ранних лет стихи приносят всем радость. Не только вы, но и ваши
родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без
сказок К. И. Чуковского. Стихи Корнея Ивановича воспитывают
драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности
человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают
нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора,
делают нас сильнее и умнее.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где
бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб
не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки. Книги его
живут, и будут жить долго.
К. И. Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы
радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что
ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.
Один такой день К. И. Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г.
Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а
взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый
бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о
Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой
сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в
окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником
воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи
К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать,
сорадоваться.
9
Ребята, с творчеством какого писателя мы сегодня знакомились?
Какие произведения написал этот автор? Чем вам нравятся его сказки? На
следующем занятии мы продолжим знакомиться с произведениями
Корнея Чуковского. Орел из сказки «Айболит» передал вам раскраски по
сказкам К. И. Чуковского (воспитатель раздает раскраски по сказкам).
10
Акция-анкетирование «Книга в жизни ребенка»
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на вопросы анкеты.
Данная анкета поможет вам проанализировать ценность книги,
как эффективного средства воспитания и образования детей.
1.
Есть ли у Вашего ребенка своя книжная полка? Да/нет.
2.
Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто:
•
несколько раз в неделю;
•
редко, когда есть время.
3.
Вы читаете детям книги:
•
по своей инициативе;
•
по инициативе ребенка.
4.
Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком? Да/нет.
5.
Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Да/нет.
6.
Сколько книг (приблизительно) она включает?__________.
7.
Каких жанров (стихи, сказки и
пр.__________________________________________.
8.
Какие книги предпочитает ваш ребёнок:
•
литературу о природе;
•
энциклопедии, книги познавательного содержания;
•
нет определённых предпочтений.
9.
Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в
детском саду? Да/нет.
10.
Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения?
Если да, то какие последние произведения вы прочитали?
________________________________________________________.
11.
Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете:
•
периодическую литературу (журналы, газеты);
•
познавательную литературу;
•
художественную литературу.
12.
В чем Вам видится воспитательная роль книги (нужное
подчеркнуть):
•
книга - источник окружающего мира; книга-источник жизненного
опыта и отношений.
•
книга – источник познания окружающего мира; книга – источник
жизненного опыта и отношений между людьми;
•
книга – источник эстетической культуры;
13.
Вспомните, пожалуйста, из своего детства собственные любимые
книги:_______________________________________________________.
14.
Вспомните, пожалуйста, из своего детства любимых
литературных героев:
______________________________________________________.
11
Конспект игры «Путешествие по сказкам дедушки Корнея» в
средней группе
Программное содержание:
• Показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их
мудрость и красоту; закрепить любовь и уважение к сказкам.
• Поощрять выразительное чтение знакомых отрывков из сказок К. И.
Чуковского, используя интонации радости, печали, вопроса, удивления
• Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от
встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость
• Развивать память, внимание.
• Развивать умение слышать и слушать вопрос.
• Способствовать формированию познавательного интереса к
творчеству К. И. Чуковского
Предварительная работа
• Чтение, рассказывание произведений К. И. Чуковского «Муха
цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Федорино
горе», «Айболит», «Путаница», «Краденое солнце» и др.
• Рассматривание иллюстраций
• Прослушивание аудиозаписей.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла вам чей-то
портрет. Знаете вы человека на портрете?
Дети. Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о творчестве Чуковского. Его
произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами
и сказками знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки
с дедушками. Ребята, давайте вспомним сказки Корнея Ивановича
Чуковского.
Дети. «Телефон», «Муха-цокотуха», «Айболит», «Бармалей» и др.
Воспитатель. А кто самый лучший знаток сказок? Сейчас мы и узнаем,
поиграв с вами в игру «Что, где, когда?». Послушайте правила игры.
1. Вопросы надо слушать внимательно.
2. Ответить на задание может любой из вас, кто знает ответ, и кто хочет
ответить, для этого надо поднять руку.
3. За правильный ответ будет вручаться жетон.
4. Кто наберёт больше жетонов, будет считаться победителем.
Узнай персонажа из сказки
Надо назвать из какой сказки персонаж, сказать, как его зовут,
и рассказать, какой он.
Детям предлагается персонаж из сказки «Муха-цокотуха» (паук и
комар, персонаж из сказки «Краденое солнце» (крокодил и медведь).
Дети рассказывают об этих героях.
«Сложи картинку»
12
Детям предлагаются два конверта с разрезными картинками.
Необходимо собрать картинку, назвать сказку и персонажей, встречающихся
в этой сказке. (Разрезные картинки к сказкам «Айболит» и «Путаница»).
Подвижная игра «Кто быстрее?»
Воспитатель. А сейчас поиграем. Пусть каждый возьмёт картинку
со сказочным героем, а по сигналу нужно встать в круг, где находится книга
с той сказкой, откуда этот герой.
Продолжи сказку
Воспитатель. Я начинаю рассказывать сказку, а вы продолжите:
1. У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?.
2. Муха, Муха, Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю …
3. Ехали медведи на велосипеде.
А за ними …
4. Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, …
Загадки.
Воспитатель. К. И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он
сочинял везде: в трамвае, в очереди, даже у зубного врача. Поэт придумывал
новые стихи, новых героев, и даже загадки. Давайте проведём соревнование
по загадыванию загадок. Кто из вас знает больше всего литературных загадок
К. И. Чуковского?
Загадки.
1. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
2. Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю!
3. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
4. Я одноногая старуха,
Я прыгаю по полотну.
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.
13
«Сказочная шкатулка»
Воспитатель. В сказочной шкатулке лежат предметы из разных сказок
К. И. Чуковского.
Отгадайте, что лежит в шкатулке?
1. В шкатулке любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».
Что это?
2. В шкатулке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». Что
это?
3. В шкатулке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха». Что
это?
4. В шкатулке то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор
Айболит? Что это?
5. В шкатулке то, на чём ехали комарики в сказке «Тараканище». Что
это?
6. В шкатулке тот, что просили прислать мартышки
из сказки «Телефон». Что это?
Прочитай наизусть
Воспитатель. Ребята, вы знаете много сказок и стихотворений К. И.
Чуковского, но у каждого из вас есть своя любимая сказка или любимое
стихотворение. Кто хочет рассказать отрывок из любимой сказки или
стихотворение?
Дети по желанию рассказывают стихотворения или отрывок из
любимой сказки.
Подведение итогов
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам
КорнеяИвановича Чуковского. Вы очень хорошо знаете сказки и стихи этого
замечательного автора. Но сейчас подсчитаем жетоны и определим, кто у нас
лучший знаток сказок К. И. Чуковского.
Победителю вручается диплом «Знаток сказок», а всем участникам –
памятные
медальки.
14