Автор: Церюта Елизавета Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема: Статья
Раздел: дошкольное образование
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Церюта Е.Ю.; Дребезова А.А.
Воспитатель(и); МБДОУ д/с № 52
Аннотация: Одним из достоинств применения информационных
технологий в обучении считается повышение мотивации учения,
положительный эмоциональный эффект.
Ключевые слова: информационные технологии; экспериментальная
группа; методика «Веселый-грустный».
Key words: information technologies; experimental group; technique
"Cheerful-sad".
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят
значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной,
методической
и
материальной
базы
обучения
и
воспитания.
Одним
из
важных
условий
обновления
являет ся
использование
н о в ы х
информационных технологий.
Актуальность темы обусловлена тем, что в принятом 1 января 2014 года
Федеральном Государственном Стандарте (ФГОС) главное - не результат, а
условия и средства достижения поставленных целей развития и обучения
дошкольников.
Одним
из
достоинств
применения
информационных
технологий
в
обучении
считается
повышение
мотивации
учения,
положительный
эмоциональный
эффект.
Именно
положительный
-
использование
информационных
технологий
должно
оказывать
только
благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Понимание процессов, влияющих на развитие эмоциональной
сферы дошкольников под влиянием информационных технологий приведет к
улучшению качества воспитания и образования в дошкольном детстве.
Цель практического исследования в рамках нашего проекта - изучить
эмоциональную сферу дошкольников, возможности ее коррекции средствами
2
ИКТ. В исследовании принимали участие
воспитанники группы «Лучики».
Экспериментальная подгруппа – 14 воспитанников, педагог систематически
использует ИКТ. Контрольная подгруппа - 14 детей,
в работе с которой
педагог
основывает
процесс
обучения
на
использовании
традиционных
подходов
в
получении
знаний. Всего в эксперименте приняло участие 28
человек. Для проведения эксперимента мы выбрали методику «Весёлый -
грустный» Р.Тэммл.
Методика
«Весёлый-грустный»
Р.
Тэммл
предназначена
для
определения
уровня
тревожности
ребёнка.
Экспериментальный
материал
состоит из 14 рисунков. Каждый рисунок представляет собой некоторую
типичную для жизни младшего дошкольника ситуацию.
Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы.
Каждый
рисунок
снабжен
двумя
дополнительными
рисунками
детской
головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На
одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка,
на другом - печальное. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные
высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе. На
основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ),
который равен процентному отношению числа эмоционально негативных
выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). В зависимости от
уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: высокий
уровень тревожности (ИТ выше 50%); средний уровень тревожности (ИТ от
20 до 50%); низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). Каждый ответ
ребенка
анализируется
отдельно.
Делаются
выводы
относительно
возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной
ей) ситуации.
Таким
образом,
в
подгруппе,
в
которой
педагог
систематически
использует информационные технологии в образовательной деятельности,
эмоциональный климат достаточно позитивный. Так в ходе исследования
3
были выявлены отдельные нарушения эмоциональной сферы у некоторых
дошкольников, повышенный уровень тревожности и агрессивности у детей
экспериментальной
подгруппы.
Совместно
с
педагогом-психологом
была
разработана
программа
по
коррекции
эмоциональных
нарушений,
с
про смотром
флэш-роликов
«Учимся
управлять
эмоциями»,
и
психологических флеш-тренингов.
Таким
образом,
в
результате
проведенного
анализа
можно
сформулировать основные выводы.
1.
Внедрение
информационных
технологий
в
образовательный
процесс
осуществляется
с
учетом
психолого-педагогических
условий,
в
соответствии
с
которыми
воспитатель
корректирует
методики,
приемы
и
средства получения информации.
2.
Использование
информационных
технологий
ставит
на
более
высокий уровень получение традиционных знаний, оптимизирует процессы
понимания и запоминания полученной информации.
3.
Внедрение информационных технологий в процессе реализации
ФГОС ДО становится необратимым. Так как основной задачей Стандарта
является
повышение
качества
образования,
без
использования
информационных технологий этой цели достичь невозможно.
Список литературы:
1.
Батова В. А. Управление инновационными процессами в ДОУ.
М., Сфера, 2008.
2.
Венгер А. А., Дьяченко О М. «Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста». М. 2001.
3.
Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы».
Школьный психолог. 2005.
4.
Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей
4-7 лет. Волгоград, 2010.
5.
Калинина
Т.В.
Управление
ДОУ.
Новые
информационные
технологии в дошкольном детстве. М, Сфера, 2008.