Автор: Никитина Анжела Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: технологическая карта урока математики в 1 классе
Тема: Пространственные отношения "вверху", "внизу", "слева", "справа".
Раздел: начальное образование
Урок математики в 1 классе
Дата: 05.09.18
Тема: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВВЕРХУ», «ВНИЗУ», «СЛЕВА», «СПРАВА»
Педагогические
цели
Выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверх», «вниз», «налево»,
«направо»; развивать навык определения местоположения предметов (вверх, вниз, слева, справа);
продолжать работу по формированию умения сравнивать предметы и группы предметов; создать условия
для развития мыслительных операций – анализа, сравнения
Тип, вид урока
Комбинированный
Планируемые
результаты
(предметные)
Обучающийся умеет: моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве
по их описанию, описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа,
за; называть числа в порядке их следования при счёте; отсчитывать из множества предметов заданное
количество (8-10 отдельных предметов)
Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)
Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к
учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; уважения к своей семье, к
своим родственникам, любовь к родителям.
Регулятивные. Научится: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под
руководством учителя.
Познавательные. Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы;
получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии
между изучаемым материалом и собственным опытом; отвечать на простые вопросы учителя, находить
нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные. Научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность
научиться: строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы учителя, товарищей по
классу
Формы и методы
обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, практический
Основное
содержание темы,
понятия
и термины
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве.
Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.
Образователь-
ные (цифровые)
ресурсы
Учебник, печатная тетрадь, счётный материал, сюжетные картинки; магнитная доска, геометрические
фигуры; цветные карандаши, презентация.
ХОД УРОКА:
Этап (элемент)
урока
Методичес-
кий приём
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Текущий
контроль
осуществляемые
действия
формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I.Организационный
момент
Фронтальная
беседа
Приветствует учащихся, проверяя
готовность класса и оборудования,
эмоционально настраивает на урок.
-Ребята, вам тепло?
-В классе светло?
-Прозвенел для вас звонок?
-Уже закончился урок?
-Только начался урок?
-Хотите учиться?
-Значит, можно садиться!
-Проверим готовность к уроку.
Приветствуют
учителя.
Отвечают на
вопросы учителя.
Организуют своё
рабочее место,
проверяют
наличие
индивидуальных
учебных
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость к
весёлым вопросам,
пробуждающим
любознательность.
Наблюдение
учителя
принадлежностей
на столе.
II.Актуализация
знаний.
Фронтальная
работа
- Вспомните, чему мы научились на
прошлом уроке.
- Вспомним считалку на с. 4.
Один, два, три,
Четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Можно всё пересчитать,
Начертить, измерить, взвесить.
-Какие правила счёта мы с вами
вывели?
Устный счёт.
Игра «Считают ушки».
-Считать
предметы.
Рассказывают
считалки,
подготовленные
дома.
Отвечают на
вопрос.
Слушают
стихотворение,
готовятся
ответить на
вопрос автора.
Осознанно и
произвольно
строят речевые
высказывания в
устной форме.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу.
Наблюдение
учителя
III.Самоопределение
к деятельности.
Фронтальная
работа
- Откройте учебник на с.6.
Прочитайте тему урока.
-Как вы думаете, чему мы сегодня
должны научиться?
-Для чего нужно уметь определять
левую, правую стороны, верх и низ?
-Послушайте стихотворение и
подумайте, о чём оно.
Правая и левая.
Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Читающие дети
читают тему
урока вслух.
Осознанно и
произвольно
строят речевые
высказывания в
устной форме.
-Чтобы не
заблудиться,
найти дорогу,
объяснить, где
лежит предмет и
т.д.
Слушают
стихотворение
Определяют тему
урока, принимают
и сохраняют
учебную цель.
Принимают
коммуникативные
навыки.
Принимают и
сохраняют
учебную цель и
Работа с
учебником.
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Они так устали …
Правая и левая
Спят на одеяле.
О.Дриз
-О чём идёт речь в стихотворении?
-Поднимите вверх правую руку.
-Что умеет правая рука?
-Поднимите вверх левую руку.
-Что делает левая рука
Анализируют
стихотворение и
отвечают на
вопросы учителя.
Выполняют
заданное
действие.
-Правая рука
умеет работать,
рисовать, держать
ручку, рубить и
т.д.
-Левая рука
ласковая, она
лежит на столе,
когда вы пишите,
помогает правой
руке играть в
ладушки и т.д.
задачу.
Наблюдение
учителя.
ПРОВОДИТ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ
Это правая рука,
Это левая рука.
Справа – шумная дубрава.
Слева – быстрая река.
Справа – роща протянулась,
Слева – чей-то огород…
А когда мы повернулись,
Стало всё наоборот.
Слева стала вдруг дубрава,
Справа- быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
- Ответьте на вопрос автора.
Декламируют
стихотворение,
выполняя
движение.
- Левая рука
осталась левой, но
когда человек
поворачивается
меняются
направления.
Выполняют
упражнения для
профилактики
утомления
IV. Работа по теме
урока
Формирование
Фронтальная
работа с наглядным
материалом
Игра «Составь узор»
-Приготовьте геометрические
фигуры. Выложите в линию красный
Используют
наглядный счётный
материал для
Работа с
наглядным
материалом.
навыка определения
местоположения
предметов в
пространстве
Практическая
работа
круг, красный треугольник, синий
квадрат,зелёный треугольник,
красный квадрат.
-Сколько фигур вы выложили?
-Сколько красных фигур?
-Сколько квадратов? Кругов?
-Назовите фигуры, которые лежат
справа от синего квадрата.
-Какие фигуры лежат слева от синего
квадрата?
-Какая фигура первая справа?
-Какая фигура первая слева?
-Предметы принято считать слева
направо. Чтобы не называть
каждый раз, откуда начинаем счёт,
люди условились не говорить слово
«слева».
-Задайте вопросы по узору, который
вы выложили.
-5
-3
-2
- Зелёный круг,
красный квадрат
-Красный круг,
красный
треугольник.
- Красный
квадрат.
-Красный круг.
Задают по
очереди вопросы
и отвечают на них
решения учебной
задачи
Ответы на
вопросы
учителя.
V. Закрепление
изученного
материала
1.Составление
рассказа по
сюжетным
картинкам.
Фронтальная
работа по
сюжетной картинке
(с.6-7 учебника),
игровой момент
Задаёт вопросы по сюжетной
картинке (с.6 учебника) с целью
выяснить, на каком уровне
сформированы пространственные
отношения «вверху», «внизу».
-Кто находится вверху рисунка?
Рассматривают
иллюстрацию в
учебнике и
составляют
рассказ о том, в
какие игры любят
играть дети летом.
-Дети,
Осознанно и
произвольно
строят речевые
высказывания в
устной форме.
Используют
сюжетные
картинки для
Работа с
сюжетными
картинками
в учебнике.
2.Работа в тетради с
печатной основой
Задания на
развитие внимания,
мышления, умения
-В какую игру играют дети,
изображённые внизу рисунка?
-Рассмотрите детей, качающихся на
качелях. Кто находится вверху?
-Кто внизу?
-Рассмотрите горку? Кто выше всех?
-Кто находится в самом низу?
Задание на с.6 внизу.
- Рассмотрите рисунок в учебнике на
с.7.
-Расскажите, как мальчику дойти до
школы? до кинотеатра?
-Молодцы, ребята. Вы помогли
мальчику. С вашей помощью он
попал к нам на урок и сможет учиться
вместе с вами.
ПРОВОДИТ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
-Откройте тетрадь на с.4.
Задание 1
-О чём говорит условный знак около
катающиеся с
горки.
- Они строят из
песка.
-Девочка.
-Мальчик.
-Собака.
-Девочка.
Учащиеся
описывают путь
мальчика,
используя слова:
вперёд, назад,
вверх, вниз,
налево, направо.
Исходное
положение-ноги
на ширине плеч.
Декламируют
стихотворение,
выполняя
движение.
Отвечают на
вопросы учителя.
-Нужно взять
карандаш
решения учебной
задачи.
Принимают и
сохраняют
учебную цель и
задачу
Выполняют
упражнения для
профилактики
утомления
Ответы на
вопросы
учителя
Наблюдение
учителя
ориентироваться в
тетради по
клеточкам. Работа в
тетради №1 (с.4)
первого задания?
-Прочитайте задание. Какой вагончик
будет левее всех?
-Какой вагончик нарисуете рядом с
зелёным?
-В каком порядке будете
раскрашивать дальше?
-Прочитайте и раскрасьте флажки
сами.
-Оцените себя. Поставьте на полях
знак «!», если всё выполнено верно,
знак «+», если есть одна ошибка, знак
- если выполнить задание пока не
удалось.
Задание 2
-Давайте раскрасим кроликов.
Поднимите правую руку. Сколько
кроликов смотрит на правую руку?
-Как вы их закрасите?
-Поднимите левую руку. Сколько
кроликов смотрит налево?
-Каким цветом его закрасите?
Сколько морковок дорисуете?
Задание 3
-Посмотрите на мячи. Чем они
отличаются?
-Дорисуйте ещё два мяча, соблюдая
-Зелёный
-Жёлтый, потому
что зелёный
вагончик слева от
жёлтого.
-Красный и синий
Раскрашивают:
слева направо:
белый, красный,
голубой, жёлтый.
Оценивают свою
работу.
-2
-Оставим белыми
-1
-Чёрным
-По 2 морковки.
двум кроликам.
-Размером
Рисуют ещё два
мяча, больших по
эту закономерность.
-Где находится самый маленький
мяч?
-Где находится самый большой мяч?
Задание 4
-Посмотрите на флажки. Какую
закономерность вы увидели?
-Куда будут смотреть следующие два
флажка?
размеру
-Слева
-Справа
-Первый флажок
смотрит направо,
второй – налево,
третий – направо,
следующий-снова
налево
-Направо, потом
налево
Работа в
тетради
Образец
учителя
VI.Подведение
итогов
Обобщающая
беседа
Анализирует и оценивает успешность
в достижении цели и определяет
перспективы последующей работы.
-Что нового узнали?
-Что особенно понравилось?
Покажите правой рукой вверх
-Покажите левой рукой вниз
-Придумайте ситуацию, когда вам
может понадобиться умение
определять, где лево, где право.
Формулируют
полные ответы на
вопросы.
Высказывают
предположения.
Формулируют
собственное
мнение. Адекватно
воспринимают
качественную
оценку своей
работы.
Развёрнуты
е ответы на
вопросы