Напоминание

Пространственные отношения "вверху", "внизу", "слева", "справа".


Автор: Никитина Анжела Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: технологическая карта урока математики в 1 классе
Тема: Пространственные отношения "вверху", "внизу", "слева", "справа".
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики в 1 классе

Дата: 05.09.18

Тема: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВВЕРХУ», «ВНИЗУ», «СЛЕВА», «СПРАВА»

Педагогические

цели

Выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверх», «вниз», «налево»,

«направо»; развивать навык определения местоположения предметов (вверх, вниз, слева, справа);

продолжать работу по формированию умения сравнивать предметы и группы предметов; создать условия

для развития мыслительных операций – анализа, сравнения

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые

результаты

(предметные)

Обучающийся умеет: моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве

по их описанию, описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа,

за; называть числа в порядке их следования при счёте; отсчитывать из множества предметов заданное

количество (8-10 отдельных предметов)

Универсальные

учебные

действия

(метапредметные)

Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к

учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; уважения к своей семье, к

своим родственникам, любовь к родителям.

Регулятивные. Научится: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;

получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под

руководством учителя.

Познавательные. Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной

форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы;

получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной

задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии

между изучаемым материалом и собственным опытом; отвечать на простые вопросы учителя, находить

нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные. Научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность

научиться: строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы учителя, товарищей по

классу

Формы и методы

обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический

Основное

содержание темы,

понятия

и термины

Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве.

Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.

Образователь-

ные (цифровые)

ресурсы

Учебник, печатная тетрадь, счётный материал, сюжетные картинки; магнитная доска, геометрические

фигуры; цветные карандаши, презентация.

ХОД УРОКА:

Этап (элемент)

урока

Методичес-

кий приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I.Организационный

момент

Фронтальная

беседа

Приветствует учащихся, проверяя

готовность класса и оборудования,

эмоционально настраивает на урок.

-Ребята, вам тепло?

-В классе светло?

-Прозвенел для вас звонок?

-Уже закончился урок?

-Только начался урок?

-Хотите учиться?

-Значит, можно садиться!

-Проверим готовность к уроку.

Приветствуют

учителя.

Отвечают на

вопросы учителя.

Организуют своё

рабочее место,

проверяют

наличие

индивидуальных

учебных

Проявляют

эмоциональную

отзывчивость к

весёлым вопросам,

пробуждающим

любознательность.

Наблюдение

учителя

принадлежностей

на столе.

II.Актуализация

знаний.

Фронтальная

работа

- Вспомните, чему мы научились на

прошлом уроке.

- Вспомним считалку на с. 4.

Один, два, три,

Четыре, пять,

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Начертить, измерить, взвесить.

-Какие правила счёта мы с вами

вывели?

Устный счёт.

Игра «Считают ушки».

-Считать

предметы.

Рассказывают

считалки,

подготовленные

дома.

Отвечают на

вопрос.

Слушают

стихотворение,

готовятся

ответить на

вопрос автора.

Осознанно и

произвольно

строят речевые

высказывания в

устной форме.

Принимают и

сохраняют

учебную задачу.

Наблюдение

учителя

III.Самоопределение

к деятельности.

Фронтальная

работа

- Откройте учебник на с.6.

Прочитайте тему урока.

-Как вы думаете, чему мы сегодня

должны научиться?

-Для чего нужно уметь определять

левую, правую стороны, верх и низ?

-Послушайте стихотворение и

подумайте, о чём оно.

Правая и левая.

Правая и левая

Водят поезда,

Правая и левая

Читающие дети

читают тему

урока вслух.

Осознанно и

произвольно

строят речевые

высказывания в

устной форме.

-Чтобы не

заблудиться,

найти дорогу,

объяснить, где

лежит предмет и

т.д.

Слушают

стихотворение

Определяют тему

урока, принимают

и сохраняют

учебную цель.

Принимают

коммуникативные

навыки.

Принимают и

сохраняют

учебную цель и

Работа с

учебником.

Строят города.

Правая и левая

Могут шить и штопать,

Правая и левая

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Они так устали …

Правая и левая

Спят на одеяле.

О.Дриз

-О чём идёт речь в стихотворении?

-Поднимите вверх правую руку.

-Что умеет правая рука?

-Поднимите вверх левую руку.

-Что делает левая рука

Анализируют

стихотворение и

отвечают на

вопросы учителя.

Выполняют

заданное

действие.

-Правая рука

умеет работать,

рисовать, держать

ручку, рубить и

т.д.

-Левая рука

ласковая, она

лежит на столе,

когда вы пишите,

помогает правой

руке играть в

ладушки и т.д.

задачу.

Наблюдение

учителя.

ПРОВОДИТ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ

Это правая рука,

Это левая рука.

Справа – шумная дубрава.

Слева – быстрая река.

Справа – роща протянулась,

Слева – чей-то огород…

А когда мы повернулись,

Стало всё наоборот.

Слева стала вдруг дубрава,

Справа- быстрая река…

Неужели стала правой

Моя левая рука?

- Ответьте на вопрос автора.

Декламируют

стихотворение,

выполняя

движение.

- Левая рука

осталась левой, но

когда человек

поворачивается

меняются

направления.

Выполняют

упражнения для

профилактики

утомления

IV. Работа по теме

урока

Формирование

Фронтальная

работа с наглядным

материалом

Игра «Составь узор»

-Приготовьте геометрические

фигуры. Выложите в линию красный

Используют

наглядный счётный

материал для

Работа с

наглядным

материалом.

навыка определения

местоположения

предметов в

пространстве

Практическая

работа

круг, красный треугольник, синий

квадрат,зелёный треугольник,

красный квадрат.

-Сколько фигур вы выложили?

-Сколько красных фигур?

-Сколько квадратов? Кругов?

-Назовите фигуры, которые лежат

справа от синего квадрата.

-Какие фигуры лежат слева от синего

квадрата?

-Какая фигура первая справа?

-Какая фигура первая слева?

-Предметы принято считать слева

направо. Чтобы не называть

каждый раз, откуда начинаем счёт,

люди условились не говорить слово

«слева».

-Задайте вопросы по узору, который

вы выложили.

-5

-3

-2

- Зелёный круг,

красный квадрат

-Красный круг,

красный

треугольник.

- Красный

квадрат.

-Красный круг.

Задают по

очереди вопросы

и отвечают на них

решения учебной

задачи

Ответы на

вопросы

учителя.

V. Закрепление

изученного

материала

1.Составление

рассказа по

сюжетным

картинкам.

Фронтальная

работа по

сюжетной картинке

(с.6-7 учебника),

игровой момент

Задаёт вопросы по сюжетной

картинке (с.6 учебника) с целью

выяснить, на каком уровне

сформированы пространственные

отношения «вверху», «внизу».

-Кто находится вверху рисунка?

Рассматривают

иллюстрацию в

учебнике и

составляют

рассказ о том, в

какие игры любят

играть дети летом.

-Дети,

Осознанно и

произвольно

строят речевые

высказывания в

устной форме.

Используют

сюжетные

картинки для

Работа с

сюжетными

картинками

в учебнике.

2.Работа в тетради с

печатной основой

Задания на

развитие внимания,

мышления, умения

-В какую игру играют дети,

изображённые внизу рисунка?

-Рассмотрите детей, качающихся на

качелях. Кто находится вверху?

-Кто внизу?

-Рассмотрите горку? Кто выше всех?

-Кто находится в самом низу?

Задание на с.6 внизу.

- Рассмотрите рисунок в учебнике на

с.7.

-Расскажите, как мальчику дойти до

школы? до кинотеатра?

-Молодцы, ребята. Вы помогли

мальчику. С вашей помощью он

попал к нам на урок и сможет учиться

вместе с вами.

ПРОВОДИТ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда,

Делай «раз» и делай «два».

-Откройте тетрадь на с.4.

Задание 1

-О чём говорит условный знак около

катающиеся с

горки.

- Они строят из

песка.

-Девочка.

-Мальчик.

-Собака.

-Девочка.

Учащиеся

описывают путь

мальчика,

используя слова:

вперёд, назад,

вверх, вниз,

налево, направо.

Исходное

положение-ноги

на ширине плеч.

Декламируют

стихотворение,

выполняя

движение.

Отвечают на

вопросы учителя.

-Нужно взять

карандаш

решения учебной

задачи.

Принимают и

сохраняют

учебную цель и

задачу

Выполняют

упражнения для

профилактики

утомления

Ответы на

вопросы

учителя

Наблюдение

учителя

ориентироваться в

тетради по

клеточкам. Работа в

тетради №1 (с.4)

первого задания?

-Прочитайте задание. Какой вагончик

будет левее всех?

-Какой вагончик нарисуете рядом с

зелёным?

-В каком порядке будете

раскрашивать дальше?

-Прочитайте и раскрасьте флажки

сами.

-Оцените себя. Поставьте на полях

знак «!», если всё выполнено верно,

знак «+», если есть одна ошибка, знак

- если выполнить задание пока не

удалось.

Задание 2

-Давайте раскрасим кроликов.

Поднимите правую руку. Сколько

кроликов смотрит на правую руку?

-Как вы их закрасите?

-Поднимите левую руку. Сколько

кроликов смотрит налево?

-Каким цветом его закрасите?

Сколько морковок дорисуете?

Задание 3

-Посмотрите на мячи. Чем они

отличаются?

-Дорисуйте ещё два мяча, соблюдая

-Зелёный

-Жёлтый, потому

что зелёный

вагончик слева от

жёлтого.

-Красный и синий

Раскрашивают:

слева направо:

белый, красный,

голубой, жёлтый.

Оценивают свою

работу.

-2

-Оставим белыми

-1

-Чёрным

-По 2 морковки.

двум кроликам.

-Размером

Рисуют ещё два

мяча, больших по

эту закономерность.

-Где находится самый маленький

мяч?

-Где находится самый большой мяч?

Задание 4

-Посмотрите на флажки. Какую

закономерность вы увидели?

-Куда будут смотреть следующие два

флажка?

размеру

-Слева

-Справа

-Первый флажок

смотрит направо,

второй – налево,

третий – направо,

следующий-снова

налево

-Направо, потом

налево

Работа в

тетради

Образец

учителя

VI.Подведение

итогов

Обобщающая

беседа

Анализирует и оценивает успешность

в достижении цели и определяет

перспективы последующей работы.

-Что нового узнали?

-Что особенно понравилось?

Покажите правой рукой вверх

-Покажите левой рукой вниз

-Придумайте ситуацию, когда вам

может понадобиться умение

определять, где лево, где право.

Формулируют

полные ответы на

вопросы.

Высказывают

предположения.

Формулируют

собственное

мнение. Адекватно

воспринимают

качественную

оценку своей

работы.

Развёрнуты

е ответы на

вопросы



В раздел образования