"Применение тестов при обобщении материала на уроках английского языка"
Автор: Путятина Оксана Валерьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ № 72 Населённый пункт: г.Иркутск Наименование материала: Методическая разработка (Мастер класс) Тема: "Применение тестов при обобщении материала на уроках английского языка" Раздел: полное образование
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ
ОБОБЩЕНИИ МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Путятина Оксана Валерьевна
МБОУ г.Иркутска СОШ № 72
Всегда очень хочется делать все правильно или хотя бы хорошо, но как этому
научиться.
Сегодня я познакомлю вас с основными принципами и целями
применения
тестов
для
контроля
знаний
учащихся
при
обобщении
материала
на
уроках
английского языка. Конечно, опыт приходит с годами, но мы все время учимся и я
тоже люблю учиться и всегда радуюсь, когда есть возможность научиться применять
что-то новое в своей работе .
Никогда, ни один теоретик не сможет обойти нас учителей практиков. Только
тот, кто пробует делать все сам, может научить этому другого и растет творчески и
профессионально.
Мне очень нравится мысль, которой поделился Марк Твен: Человек, схвативший
хотя бы однажды кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь
читал о них, но никогда не видел.
Всегда очень важно обобщать материал , который мы даем детям. А зачем?
Систематизация и обобщение знаний — один важнейших векторов развития
самообразования.
В
рамках
ФГОС
предлагается
проводить
отдельные
уроки,
посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме.
Процесс
обобщения
и
систематизации
знаний
предполагает
такую
последовательность
действий:
когда
от
восприятия,
осмысления
и
обобщения
отдельных фактов мы приходим к формированию понятий, их категорий и систем, а
уже от них - к усвоению более сложной системы знаний.
Часто
преподаватели
проводят
такие
уроки,
используя
старые
приемы
и
технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной
схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально
новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. «самостоятельно нашел
(или вместе с учителем, одноклассниками) — осмыслил — запомнил — оформил свою
мысль — применил знание на практике».
Важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали
в виде целостной системы.
Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности
учеников и сложности темы. На данном этапе можно использовать следующие
приемы: исследования, проекты с целью обобщить материал, систематизировать его,
чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.
В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен
сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.
Но на практике удобнее совмещать с работой по взаимоконтролю и взаимному
оцениванию.
Работа
может
проводиться
в
парах
или
мини-группах.
Ученики
проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с
оценкой товарища и выставляет средний балл.
Задача
учеников
на
данном
этапе
—
обозначить
рамки
своего
знания
и
зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения
первичных пробных заданий.
Зачем же нужен контроль и обобщение знаний?
преподавателю получить информацию :
а)
о
результатах
работы
группы
учащихся
в
целом
и
каждого
ученика
в
отдельности;
б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения,
определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения);
учащимся:
а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах
или неудачах в работе;
б) более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность.
Объектами контроля на занятиях являются :
а)
знания
и
сформированные
на
их
основе
речевые
навыки
(языковая
компетенция);
б) умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных
ситуациях общения (коммуникативная компетенция);
в) знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого
поведения его носителей (социокультурная компетенция).
Г) универсальные учебные действия
Одним из способов контроля знаний учащихся являются тесты. Прежде чем
заняться
подготовкой
тестов,
необходимо
изучить
теоретические
материалы
о
тестологии.
Зарубежные
психологи
называют
эту
науку психометрикой а
педагоги
- педагогическим измерением (Educational measurement).
Понятие тестология имеет очень много значений — от буквального перевода с
английского языка («наука об испытании») до методов педагогических измерений,
результатов и их интерпретации.
Впервые понятие тест применительно к психологии ввел Ф. Гальтон в XIX в.,
заложив основу математического аппарата.
Тестология как теория тестов с методами научного исследования появилась в
начале XX в.
В СССР использование тестов было запрещено в послереволюционный период,
когда были отменены любые методы контроля знаний.
В 20-е гг. произошел переворот в образовании — ставились смелые опыты,
развивались психология, педагогика и педология. В пропаганде тестов и издании книг
по технике разработки, методологии, организации и процедуре тестирования, методам
приняли участие многие ученые .
Однако вся эта работа в начале 30-х гг. XX в. была подвергнута критике, а затем,
в 1936 г., оказалась под запретом. Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических
извращениях в системе наркомпросов»,
Первое признание тестирования как способа проверки уровня знаний офици-
ально появилось в декабре 1988 г
С октября 1995 г. в документах Госкомвуза стала отражаться работа по введению
централизованного тестирования — ЦТ.
Считается,
что
оценка,
выставляемая
по
итогам
тестирования,
отличается
большей
объективностью
и
независимостью
от
возможного
субъективизма
преподавателя.
В
методической
литературе
получили
распространение
два
виде
тестов:
нормативно-ориентированные (сравнение
учебных
достижений
отдельных
испытуемых)
и
критериально-ориентированные
(оценка
степени
владения
испытуемым пройденным материалом).
Итак , что же можно сказать о тесте. Это одно
из
наиболее
эффективных
средств
контроля
в
обучении
ИЯ. Основное отличие теста от традиционной
контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение.
Главная
отличительная
черта
теста
-
объективность,
гарантируемая
измерением.
Для
более
точного
представления
о
тестировании,
рекомендую
изучить
тридцать три принципа конструирования теста И А Морева.
Успех в обучении во многом зависит от того, в какой степени качество знаний
учащихся
находится
в
поле
зрения
учителя
и
какое
внимание
уделяется
профилактике ошибок. Ошибки нужны и ошибки важны. На ошибках учатся.
Тест рассматривается как форма контрольно-тренировочного задания,
предназначенного
для
определения
(диагностики)
уровня
обученности
и
характеризующаяся следующими чертами:
а) простотой процедуры выполнения,
б) стандартностью структуры,
в) мелкой дозировкой учебного материала,
г) легкостью осуществления обратной связи,
д) возможностью непосредственной фиксации результатов,
е) квалиметрическими качествами, т. е. удобством количественного
выражения качества выполнения задания.
Для контроля понимания в процессе чтения целесообразно использовать тесты
множественного выбора в следующих разновидностях:
а) выбор правильного ответа на вопрос;
б) завершение начатого высказывания на основе предложенных тезисов;
в) расположение по порядку, группировка фактов;
г) перекрёстный выбор, установление соответствий;
д) вычеркивание специально вставленных лишних слов;
е) заполнение пробелов специально пропущенными словами.
Установки в тесте звучат следующим образом:
Заполните пропуски в предложениях.
Употребите глаголы в нужной временной форме.
Вставьте пропущенные в предложениях предлоги из приведённого списка.
Вставьте пропущенные глаголы в одной из двух предлагаемых временных форм
в соответствии с контекстом.
Заполните
пропуски
в
предложениях,
используя
глаголы
из
приведённого
списка в соответствующей временной форме.
Употребите нужный артикль.
Расширьте следующие предложения, раскрывая скобки.
Заполните
пропуски
в
предложениях,
используя
глаголы
из
приведённого
списка и добавляя к ним необходимый по контексту глагол.
Этапы разработки теста
1.
Организационный
2.
Содержательный
3. Подготовительный (подготовка всего материала, из которого будет
состоять тест)
4. Разработка пунктов
5. Исследование на валидность
Методика работы с самими тестами включает три этапа:
1. подготовка выполнения задания
2. выполнение задания
3. выполнение задания
Как группировать задания тестов
Существует три подхода к группировке тестовых заданий:
1.
Все задания выводятся случайным образом
2.
Задания выводятся в порядке усложнения — сначала простые, потом сложные.
Это позволит ученикам быстро продвинутся вперед, а не «сидеть» со сложным
заданием в начале тестирования, потратив все отведенное на тест время. В
порядке усложнения даются задания ЕГЭ;
3.
Задания
группируются
по
типу
или
теме
—
таким
образом,
ученик
может
приспособится к типу задания, а не настраиваться на каждый тип задания,
затрачивая время.
Правила составления тестов
Тестовое
задание
должно
быть
сформулировано
четко,
понятно
и
должно
толковаться
однозначно.
Если
вопрос
сформулирован
таким
образом,
что
не
все
ученики могут его понять однозначно, формулировку нужно изменить.
Тестовое
задание
должно
быть
сформулировано
кратко,
желательно
без
использования
сложноподчиненных
предложений,
лишних
причастных
и
деепричастных
оборотов,
вводных
слов.
Лучше
разбить
задание
на
несколько
небольших
предложений.
Если
в
задании
много
«который»,
«где»,
«чем»,
много
запятых,
его
будет
трудно
понять,
а
значит,
и
решить.
Не
бойтесь
разбивать
предложения на части.
Задания
группируются
по
типу
или
теме
—
таким
образом,
ученик
может
приспособится к типу задания, а не настраиваться на каждый тип задания, затрачивая
время.
Задание должно быть сформулировано без повторов, двойного отрицания (не – не), а
лучше и вовсе избегать отрицания.
Не стоит писать в вопросе слова типа: «сформулируйте», «укажите», «сообщите», если
это
и
так
предполагается
самим
вопросом.
Например:
Напишите,
как
звали
первооткрывателя Америки? Слово «напишите» лишнее.
Проверяйте и формулировки заданий, и формулировки ответов, чтобы в них не было
подсказок для ученика. Следите, чтобы в одном задании не было подсказки по ответу
на другое задание.
В заданиях не должно быть явно неподходящих ответов, увидев которые ученик сразу
вычислит правильный ответ. Все ответы должны быть примерно одинаковыми и по
содержанию, и по объему.
Повторяющиеся фразы в каждом варианте ответа нужно включить в текст вопроса.
Желательно сопровождать задания и варианты ответов иллюстрациями, схемами,
таблицами и т.д.
В тесте должно быть достаточно заданий, они должны быть разного уровня
сложности,
чтобы
результаты
тестирования
были
максимально
объективными
и
надежными. Также это поможет исключить утомление ученика.
В
тесте
желательно
чередовать
различные
виды
заданий,
а
также
избегать
большого числа простых заданий (Да-Нет и др.) для повышения объективности теста.
Крайне
нежелательно
включать
в
тест
задания
и
вопросы-ловушки,
провокационные вопросы — это не профессионально и понижает доверие учащихся к
тесту, преподавателю и тестированию в принципе.
Избегайте
вопросов,
на
которые
можно
ответить
на
основе
эрудиции
или
логического размышления, поскольку задача теста — не проверить начитанность и
умение размышлять, а проверить специальные знания у конкретного ученика, знания
учебного материала.
А также необходимо понимать, что если ученики допускают массовые ошибки
при тестировании, это не их вина, а учителя.
При
проверке
результатов
и
оценивании
я
использую
следующие критерии
учебных достижений.
уровень качества обучения:
65%-100% - высокий
36%- 64% -средний
<35% - низкий
Уровень обученности
80%-100% - оптимальный
65%-70%-допустимый
50%-64% - критический
0-49%- недопустимый