Напоминание

"Мед хвала, он всему голова"


Автор: Клоченко Галина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 102"
Населённый пункт: г Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект
Тема: "Мед хвала, он всему голова"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор проекта: Клоченко Галина Павловна

МДОАУ «Детский сад № 102» г. Орска

воспитатель высшей квалификационной

категории

Познавательно-

исследовательский проект:

«Мёд хвала, он всему голова»

Цель проекта:

Изучить и доказать

пользу меда.

Многие ребята знают, что такое мёд, что его дают пчелы, но не

знают ничего о жизни этих полезных насекомых и не имеют

представления о пользе и применении меда.

Актуальность проекта

Задачи проекта:

Познакомить детей с особенностями жизнедеятельности

пчел, с технологией получения мёда, и использованием его

человеком.

Выявить полезные свойства мёда.

Научить детей определять качество мёда опытно-

экспериментальным путем.

Развивать любознательность, исследовательские,

художественные способности.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе,

гуманное отношение к насекомым.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

Участники проекта:

дети,

воспитатели, родители, музыкальный руководитель;

Тип проекта:

краткосрочный

Методы:

Объяснительно-иллюстративный:

это беседы, рассказы,

презентации, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о

природе. С помощью данных методов не только сообщаются новые

знания, но и создается у детей определенный эмоциональный настрой,

делая, тем самым, их активными собеседниками по теме проекта.

Репродуктивный:

включает совместные действия педагога и

дошкольников: создание книг - самоделок, изобразительная

деятельность (рисование, лепка), конструирование, разучивание стихов,

загадок, пальчиковых, подвижных игр.

Эвристические и поисковые методы:

опыты, эксперименты,

исследование с целью развития познавательной активности и

исследовательских способностей детей.

Реализация проекта

Кто такие пчёлы?

Пчёлы -это насекомые их жизнь очень многогранна, со своими особенностями и

тайнами. Пчёлы, величиной 1,5–2 сантиметра. Тельце пчелы имеет очень красивый

полосатый желто-черный окрас. У насекомого есть крылья и удлиненный хоботок –

«носик». Им пчела высасывает нектар с растений и превращает его в мед. Это,

пожалуй, и есть одно из отличительных особенностей этих насекомых от других –

пчелы дают мед – полезное и очень вкусное лакомство не только для человека, но и

для некоторых животных и других насекомых. Пчелы питаются пыльцой растений и

нектаром. Из них насекомые получают энергию и питательные вещества.

Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Поэтому они изобрели свой

способ общаться… при помощи танцев. Когда пчела-разведчик находит подходящую

поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей

находке своим товарищам. Сначала они привлекают к себе внимание, а потом

начинают танцевать, и именно в танце она «рассказывает», где находится пища и как

к ней добраться.

Танцы пчел можно разделить на два вида: «танец по кругу» и «танец-колебание».

Если пчела танцует первый танец, то это значит, что найденная полянка находится

близко, а если второй – то далеко, но при этом в танце она передает точный маршрут,

как добраться до вожделенной поляны.

Тайна жизни пчёл

Пчелы живут в улье. Пчёлы живут семьями. Возглавляет пчелиную семью пчела-

матка.

Питание пчела-матка получает только от пчел – кормилиц, которые кормят ее

специальным молочком. Они чистят матку ухаживают, за ней, постоянно находятся

рядом. Без матки нет семьи. Основной состав семьи – это рабочие пчелы.

Пчела-

строитель

Пчела-

разведчик

Пчела-нянька

Пчелы няньки - кормят и воспитывают

личинок, пчелы строители - строят соты, а

пчелы-разведчики, отыскивают и приносят

нектар, который после упаривания

превращается в мед.

Другие пчелы охраняют улей, поддерживают в нем нужную температуру и

влажность. За всю свою жизнь рабочая пчела производит лишь 5 г. меда.

Продукты пчеловодства

Пчелы делают мед, потому что он служит им едой. Следовательно, процесс

изготовления этого продукта - это способ заготовки пищи для колонии пчел.

Мёдом называют продукт переработки пчёлами нектара. Нектар собирают с цветковых

растений. Пчела-сборщица хоботком высасывает нектар из цветков, наполняет им свой

медовый желудочек и переносит в улей. Нектар имеет в своем составе много воды. В

следующие дни пчёлы несколько раз перекладывают мед из ячейки в ячейку,

постоянно машут над ним крылышками, так они испаряют из него лишнюю воду.

По мере созревания меда, пчелы запечатывают ячейки восковыми крышечками.

Далее, после созревания меда в ячейке, рамки достают и ставят в медогонку – это

большая кастрюля с лопастями для выкачивания меда из рамок. Так человек получает

мед. Мед – является одним из самых вкусных и полезных продуктов пчеловодства,

известный человеку с давних времен. Он является продуктом долголетия. По

утверждениям ученых среди долголетних жителей (свыше 100 лет) преобладают

пчеловоды или члены их семей. К продуктам пчеловодства относится воск, прополис.

Сорта меда

Липовый мед единодушно был признан лучшим из

сортов. А все благодаря своим полезным свойствам.

Липовый мед является самым первым лекарством при

простудных заболеваниях, обладает ранозаживляющим

эффектом, а также противовоспалительными и

укрепляющими свойствами.

Акациевый мед также пользуется огромной

популярностью. На медовом пьедестале он занимает

верное второе место. Первым его достоинством

являются невероятные вкусовые качества. Кроме этого,

акациевый мед широко используется как в народной,

так и в традиционной медицине. Его используют при

заболеваниях мочеполовой системы. Данный вид меда

очень полезен и именно для детей.

Гречишный мед обычно отличается своим насыщенным

цветом, оттенки которого могут изменяться от золотисто-

красного до темно-коричневого. Его особенностью

является изобилие витаминов. Гречишный мед активно

рекомендуется при малокровии.

Разновидность меда зависит от растений медоносов.

Липа

Акация

Гречиха

Сфера применения меда

В КОСМЕТОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ

МЁД

В КУЛИНАРИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Мёд как природное лекарство имеет широкую сферу

применения. Благодаря своему богатому химическому

составу и своим уникальным свойствам мёд

благоприятно влияет на организм человека и широко им

используется. Мёд широко используется в кулинарии в

медицине в косметологии в промышленности.

Способы определения качества мёда

Самыми распространенными примесями мёда бывают: крахмал, сахар, мел или вода. Их

наличие можно определить с помощью несложных опытов.

Тесты на определение в мёде воды.

Капните немного мёда на второсортную бумагу, например, на газету. Если капля начала

растекаться, бумага вокруг неё намокла, то это указывает на излишнее содержание в мёде воды

или на ненатуральность мёда. Настоящий мёд не намочит газету, а капля будет упругой. 2.

Если в мёд опустить кусочек мягкого хлеба, то он не намокнет, может, даже стать более

твёрдым, потому что мёд хорошо втягивает в себя влагу и запахи из окружающей среды,

практически обезвоживая всё вокруг. Если хлеб намок, значит, в меде содержится вода.

Определение меловой добавки.

Наличие мела определяется с помощью кислоты, например, уксусной. При взаимодействии

мела с уксусной кислотой, происходит реакция, можно услышать шипение. В воде это

выглядит как вскипание. Реакция может быть незаметной, если мела слишком мало или

кислота не попала на него. Для надёжности лучше размешать немного мёда в воде, дождаться,

пока мел выпадет в осадок, осторожно слить воду, оставляя мел на дне, получая достаточную

для опыта концентрацию мела.

Определение крахмальной добавки.

Выявить добавление крахмала можно, если капнуть в мёд немного йода. При взаимодействии

йода с крахмалом происходит химическая реакция, и йод меняет цвет на синий. Чем цвет

более интенсивный, тем больше крахмала содержалось в продукте. В натуральном мёде

крахмала не бывает, и капля йода останется неизменного цвета. Для надёжности теста, лучше

развести немного мёда с водой в соотношении 1/2. Довести этот раствор до кипения и капнуть

немного йода туда. Если в мёде вместо крахмала была мука, то результат будет точно такой же.

План мероприятий

Тема и форма проведения

мероприятий

Цель

Образовательная деятельность

Беседа: «Что мы знаем о пчелах»

Познакомить детей с особенностями жизни пчел и их

природных взаимосвязях. Ввести в активный словарь слова:

улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник.

Развивать критичность мышления, активизировать

познавательные способности детей. Воспитывать

любознательность, интерес к живой природе.

Интегрированная образовательная

деятельность: «Пчелки- неутомимые

работницы»

Формировать представление о том, что пчёлы – полезные

насекомые (собирают цветочный сок – нектар, из которого

получается мёд).Учить детей высказывать свои мысли,

согласования слова в роде, числе, падеже.

Развивать воображение при выполнении коллективной

работы по аппликации. Воспитывать бережное отношение

ко всему живому, любовь к родной природе.

Коллективный труд

Создание книги на тему: «Все о

пчелах»

Познакомить детей с этапами создания книги; показать

образцы, сделать эскизы предполагаемой книги, рисунки.

Подобрать познавательную информацию о пчелах.

Наблюдения за пчелами в разное

время дня.

Познакомить детей с насекомыми- пчелами, их образом

жизни, условиями для жизни. Развивать наблюдательность

и расширять кругозор детей.

Тема и форма проведения

мероприятий

Цель

Лепка из соленого теста «Пчёлки»

Конструирование

«Пчела»

Развитие речи

составление рассказа по плану

«Какие бывают насекомые»

Учить детей скатывать тесто круговыми и прямыми

движениями рук, расплющивать его, лепить предметы из

нескольких частей, правильно располагать части,

соблюдать пропорции. Развивать у детей интерес к лепке

из соленого теста. Воспитывать аккуратность.

Учить детей делать поделку по образцу. Воспитывать

трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Систематизировать знания детей о многообразии

насекомых. Учить, по плану составлять небольшой рассказ.

Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.

Рисование «Пчёлка труженица»

«Выставка рисунков»

Учить детей рисовать пчелу, передавая характерные

особенности ее строения и окраску. Совершенствовать

изобразительные умения, предоставить возможность

выбора техники и материала для изображения насекомого.

( Гуашь, акварель, цветные карандаши.) Развивать

наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

Исследовательская деятельность

«Определение качества меда»

Научить детей определять качество мёда опытно-

экспериментальным путем.

Результат проекта:

-

Интегрированное занятие «Медовое путешествие»;

-

Книга «Все о пчелах»;

-

Исследовательская работа «Что такое настоящий мёд?».

Приложения

Совместная деятельность с детьми

Разная техника

изготовления пчёлок

Совместная деятельность с детьми

Составление рассказа по плану «Какие бывают насекомые»

Исследовательская деятельность

« Определение качества меда»

Исследовательская работа «Что такое настоящий мед?»

Была представлена на городской конференции исследовательских работ дошкольников

«Всезнайка и К

о

» ,где была удостоена Диплома «За лучший научный доклад», также была

представлена на региональном конкурсе среди дошкольников и младших школьников «Я -

исследователь» где заняла I место, Победитель Всероссийского дистанционного конкурса

проектно-исследовательских работ дошкольников «Радуга открытий».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бондаренко Т.М.

«

Экологические занятия с детьми 6-7 лет

»

. ТЦ

«

Учитель

»

, Воронеж

2002.

2. Гурин Ю.

«

Новые загадки для самых маленьких

»

.

3. Лема Богдан.

«

Кто это?

»

.

4. Лидин А. Серия книг

«

Природа вокруг тебя

»

,

«

Неутомимые работницы

»

. Волгоград.

Кооператив

«

Книга

»

. 1994.

5. Ремезева Г.Л. Войди в зеленый мир

М.; Просвещение АО

«

Учебная литература

»

, 1996.

6. Танасийчук В..

«

Энтомология в картинках

»

Москва.

«

Детская литература

»

. 1980.

7. Уланова Л.А., Иордан С. О.

«

Методические рекомендации по организации и проведению

прогулок детей 3-7 лет

»

. Санкт-Петербург. ДЕТСВО-ПРЕСС 2008.

8. Шорыгина Т.А..

«

Насекомые. Какие они?

»

. Москва 2001.

Интересные факты о пчелах

- пасечник или пчеловод может беспрепятственно проникать в улей, пользуясь

специально устройством, которое разгоняет дым. Почувствовав запах дыма,

пчелки набирают стратегический запас меда, а с набитыми брюшками уже не

могут выпустить свои жала;

- насекомые могут улетать на 8 километров от своего дома, и без проблем

находить путь обратно;

- медоносные пчелы могут тащить груз тяжелее себя более чем в 300 раз;

- чтобы получить одну ложку меда, 200 пчелкам нужно трудиться целый день,

причем столько же рабочих будет задействовано в улье для обработки и запечатки

меда в сотах.



В раздел образования