Автор: Клоченко Галина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 102"
Населённый пункт: г Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект
Тема: "Мед хвала, он всему голова"
Раздел: дошкольное образование
Автор проекта: Клоченко Галина Павловна
МДОАУ «Детский сад № 102» г. Орска
воспитатель высшей квалификационной
категории
Познавательно-
исследовательский проект:
«Мёд хвала, он всему голова»
Цель проекта:
Изучить и доказать
пользу меда.
Многие ребята знают, что такое мёд, что его дают пчелы, но не
знают ничего о жизни этих полезных насекомых и не имеют
представления о пользе и применении меда.
Актуальность проекта
Задачи проекта:
Познакомить детей с особенностями жизнедеятельности
пчел, с технологией получения мёда, и использованием его
человеком.
Выявить полезные свойства мёда.
Научить детей определять качество мёда опытно-
экспериментальным путем.
Развивать любознательность, исследовательские,
художественные способности.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе,
гуманное отношение к насекомым.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Участники проекта:
дети,
воспитатели, родители, музыкальный руководитель;
Тип проекта:
краткосрочный
Методы:
•
Объяснительно-иллюстративный:
это беседы, рассказы,
презентации, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о
природе. С помощью данных методов не только сообщаются новые
знания, но и создается у детей определенный эмоциональный настрой,
делая, тем самым, их активными собеседниками по теме проекта.
•
Репродуктивный:
включает совместные действия педагога и
дошкольников: создание книг - самоделок, изобразительная
деятельность (рисование, лепка), конструирование, разучивание стихов,
загадок, пальчиковых, подвижных игр.
•
Эвристические и поисковые методы:
опыты, эксперименты,
исследование с целью развития познавательной активности и
исследовательских способностей детей.
Реализация проекта
Кто такие пчёлы?
Пчёлы -это насекомые их жизнь очень многогранна, со своими особенностями и
тайнами. Пчёлы, величиной 1,5–2 сантиметра. Тельце пчелы имеет очень красивый
полосатый желто-черный окрас. У насекомого есть крылья и удлиненный хоботок –
«носик». Им пчела высасывает нектар с растений и превращает его в мед. Это,
пожалуй, и есть одно из отличительных особенностей этих насекомых от других –
пчелы дают мед – полезное и очень вкусное лакомство не только для человека, но и
для некоторых животных и других насекомых. Пчелы питаются пыльцой растений и
нектаром. Из них насекомые получают энергию и питательные вещества.
Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Поэтому они изобрели свой
способ общаться… при помощи танцев. Когда пчела-разведчик находит подходящую
поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей
находке своим товарищам. Сначала они привлекают к себе внимание, а потом
начинают танцевать, и именно в танце она «рассказывает», где находится пища и как
к ней добраться.
Танцы пчел можно разделить на два вида: «танец по кругу» и «танец-колебание».
Если пчела танцует первый танец, то это значит, что найденная полянка находится
близко, а если второй – то далеко, но при этом в танце она передает точный маршрут,
как добраться до вожделенной поляны.
Тайна жизни пчёл
Пчелы живут в улье. Пчёлы живут семьями. Возглавляет пчелиную семью пчела-
матка.
Питание пчела-матка получает только от пчел – кормилиц, которые кормят ее
специальным молочком. Они чистят матку ухаживают, за ней, постоянно находятся
рядом. Без матки нет семьи. Основной состав семьи – это рабочие пчелы.
Пчела-
строитель
Пчела-
разведчик
Пчела-нянька
Пчелы няньки - кормят и воспитывают
личинок, пчелы строители - строят соты, а
пчелы-разведчики, отыскивают и приносят
нектар, который после упаривания
превращается в мед.
Другие пчелы охраняют улей, поддерживают в нем нужную температуру и
влажность. За всю свою жизнь рабочая пчела производит лишь 5 г. меда.
Продукты пчеловодства
Пчелы делают мед, потому что он служит им едой. Следовательно, процесс
изготовления этого продукта - это способ заготовки пищи для колонии пчел.
Мёдом называют продукт переработки пчёлами нектара. Нектар собирают с цветковых
растений. Пчела-сборщица хоботком высасывает нектар из цветков, наполняет им свой
медовый желудочек и переносит в улей. Нектар имеет в своем составе много воды. В
следующие дни пчёлы несколько раз перекладывают мед из ячейки в ячейку,
постоянно машут над ним крылышками, так они испаряют из него лишнюю воду.
По мере созревания меда, пчелы запечатывают ячейки восковыми крышечками.
Далее, после созревания меда в ячейке, рамки достают и ставят в медогонку – это
большая кастрюля с лопастями для выкачивания меда из рамок. Так человек получает
мед. Мед – является одним из самых вкусных и полезных продуктов пчеловодства,
известный человеку с давних времен. Он является продуктом долголетия. По
утверждениям ученых среди долголетних жителей (свыше 100 лет) преобладают
пчеловоды или члены их семей. К продуктам пчеловодства относится воск, прополис.
Сорта меда
Липовый мед единодушно был признан лучшим из
сортов. А все благодаря своим полезным свойствам.
Липовый мед является самым первым лекарством при
простудных заболеваниях, обладает ранозаживляющим
эффектом, а также противовоспалительными и
укрепляющими свойствами.
Акациевый мед также пользуется огромной
популярностью. На медовом пьедестале он занимает
верное второе место. Первым его достоинством
являются невероятные вкусовые качества. Кроме этого,
акациевый мед широко используется как в народной,
так и в традиционной медицине. Его используют при
заболеваниях мочеполовой системы. Данный вид меда
очень полезен и именно для детей.
Гречишный мед обычно отличается своим насыщенным
цветом, оттенки которого могут изменяться от золотисто-
красного до темно-коричневого. Его особенностью
является изобилие витаминов. Гречишный мед активно
рекомендуется при малокровии.
Разновидность меда зависит от растений медоносов.
Липа
Акация
Гречиха
Сфера применения меда
В КОСМЕТОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ
МЁД
В КУЛИНАРИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Мёд как природное лекарство имеет широкую сферу
применения. Благодаря своему богатому химическому
составу и своим уникальным свойствам мёд
благоприятно влияет на организм человека и широко им
используется. Мёд широко используется в кулинарии в
медицине в косметологии в промышленности.
Способы определения качества мёда
Самыми распространенными примесями мёда бывают: крахмал, сахар, мел или вода. Их
наличие можно определить с помощью несложных опытов.
Тесты на определение в мёде воды.
Капните немного мёда на второсортную бумагу, например, на газету. Если капля начала
растекаться, бумага вокруг неё намокла, то это указывает на излишнее содержание в мёде воды
или на ненатуральность мёда. Настоящий мёд не намочит газету, а капля будет упругой. 2.
Если в мёд опустить кусочек мягкого хлеба, то он не намокнет, может, даже стать более
твёрдым, потому что мёд хорошо втягивает в себя влагу и запахи из окружающей среды,
практически обезвоживая всё вокруг. Если хлеб намок, значит, в меде содержится вода.
Определение меловой добавки.
Наличие мела определяется с помощью кислоты, например, уксусной. При взаимодействии
мела с уксусной кислотой, происходит реакция, можно услышать шипение. В воде это
выглядит как вскипание. Реакция может быть незаметной, если мела слишком мало или
кислота не попала на него. Для надёжности лучше размешать немного мёда в воде, дождаться,
пока мел выпадет в осадок, осторожно слить воду, оставляя мел на дне, получая достаточную
для опыта концентрацию мела.
Определение крахмальной добавки.
Выявить добавление крахмала можно, если капнуть в мёд немного йода. При взаимодействии
йода с крахмалом происходит химическая реакция, и йод меняет цвет на синий. Чем цвет
более интенсивный, тем больше крахмала содержалось в продукте. В натуральном мёде
крахмала не бывает, и капля йода останется неизменного цвета. Для надёжности теста, лучше
развести немного мёда с водой в соотношении 1/2. Довести этот раствор до кипения и капнуть
немного йода туда. Если в мёде вместо крахмала была мука, то результат будет точно такой же.
План мероприятий
Тема и форма проведения
мероприятий
Цель
Образовательная деятельность
Беседа: «Что мы знаем о пчелах»
Познакомить детей с особенностями жизни пчел и их
природных взаимосвязях. Ввести в активный словарь слова:
улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник.
Развивать критичность мышления, активизировать
познавательные способности детей. Воспитывать
любознательность, интерес к живой природе.
Интегрированная образовательная
деятельность: «Пчелки- неутомимые
работницы»
Формировать представление о том, что пчёлы – полезные
насекомые (собирают цветочный сок – нектар, из которого
получается мёд).Учить детей высказывать свои мысли,
согласования слова в роде, числе, падеже.
Развивать воображение при выполнении коллективной
работы по аппликации. Воспитывать бережное отношение
ко всему живому, любовь к родной природе.
Коллективный труд
Создание книги на тему: «Все о
пчелах»
Познакомить детей с этапами создания книги; показать
образцы, сделать эскизы предполагаемой книги, рисунки.
Подобрать познавательную информацию о пчелах.
Наблюдения за пчелами в разное
время дня.
Познакомить детей с насекомыми- пчелами, их образом
жизни, условиями для жизни. Развивать наблюдательность
и расширять кругозор детей.
Тема и форма проведения
мероприятий
Цель
Лепка из соленого теста «Пчёлки»
Конструирование
«Пчела»
Развитие речи
составление рассказа по плану
«Какие бывают насекомые»
Учить детей скатывать тесто круговыми и прямыми
движениями рук, расплющивать его, лепить предметы из
нескольких частей, правильно располагать части,
соблюдать пропорции. Развивать у детей интерес к лепке
из соленого теста. Воспитывать аккуратность.
Учить детей делать поделку по образцу. Воспитывать
трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Систематизировать знания детей о многообразии
насекомых. Учить, по плану составлять небольшой рассказ.
Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.
Рисование «Пчёлка труженица»
«Выставка рисунков»
Учить детей рисовать пчелу, передавая характерные
особенности ее строения и окраску. Совершенствовать
изобразительные умения, предоставить возможность
выбора техники и материала для изображения насекомого.
( Гуашь, акварель, цветные карандаши.) Развивать
наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.
Исследовательская деятельность
«Определение качества меда»
Научить детей определять качество мёда опытно-
экспериментальным путем.
Результат проекта:
-
Интегрированное занятие «Медовое путешествие»;
-
Книга «Все о пчелах»;
-
Исследовательская работа «Что такое настоящий мёд?».
Приложения
Совместная деятельность с детьми
Разная техника
изготовления пчёлок
Совместная деятельность с детьми
Составление рассказа по плану «Какие бывают насекомые»
Исследовательская деятельность
« Определение качества меда»
Исследовательская работа «Что такое настоящий мед?»
Была представлена на городской конференции исследовательских работ дошкольников
«Всезнайка и К
о
» ,где была удостоена Диплома «За лучший научный доклад», также была
представлена на региональном конкурсе среди дошкольников и младших школьников «Я -
исследователь» где заняла I место, Победитель Всероссийского дистанционного конкурса
проектно-исследовательских работ дошкольников «Радуга открытий».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бондаренко Т.М.
«
Экологические занятия с детьми 6-7 лет
»
. ТЦ
«
Учитель
»
, Воронеж
2002.
2. Гурин Ю.
«
Новые загадки для самых маленьких
»
.
3. Лема Богдан.
«
Кто это?
»
.
4. Лидин А. Серия книг
«
Природа вокруг тебя
»
,
«
Неутомимые работницы
»
. Волгоград.
Кооператив
«
Книга
»
. 1994.
5. Ремезева Г.Л. Войди в зеленый мир
–
М.; Просвещение АО
«
Учебная литература
»
, 1996.
6. Танасийчук В..
«
Энтомология в картинках
»
Москва.
«
Детская литература
»
. 1980.
7. Уланова Л.А., Иордан С. О.
«
Методические рекомендации по организации и проведению
прогулок детей 3-7 лет
»
. Санкт-Петербург. ДЕТСВО-ПРЕСС 2008.
8. Шорыгина Т.А..
«
Насекомые. Какие они?
»
. Москва 2001.
Интересные факты о пчелах
- пасечник или пчеловод может беспрепятственно проникать в улей, пользуясь
специально устройством, которое разгоняет дым. Почувствовав запах дыма,
пчелки набирают стратегический запас меда, а с набитыми брюшками уже не
могут выпустить свои жала;
- насекомые могут улетать на 8 километров от своего дома, и без проблем
находить путь обратно;
- медоносные пчелы могут тащить груз тяжелее себя более чем в 300 раз;
- чтобы получить одну ложку меда, 200 пчелкам нужно трудиться целый день,
причем столько же рабочих будет задействовано в улье для обработки и запечатки
меда в сотах.