Автор: Зуйкова Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г.о.Октябрьск
Наименование материала: Учебно-методический материал.
Тема: Методическое пособие "Конспект занятия по хореографии для детей 8-9 лет "Основы музыкально-ритмического движения""
Раздел: дополнительное образование
Структурное подразделение государственного бюджетного
общеобразовательногоучреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы №9
«Центр образования» городского округа Октябрьск Самарской области
«Центр внешкольной работы»
Методическое пособие
План -конспект занятия по хореографии
для детей 8-9 лет
«Основы музыкально-ритмического движения»
2019 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятия по хореографии
Тема: «Основы музыкально-ритмического движения».
Оснащение помещения: зал для занятий, музыкальный центр.
Возраст обучающихся: 8-9 лет (2-3 класс).
Количество обучающихся: 10-12 человек.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель: освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими
базовых знаний, навыков исполнительства с учётом возрастных особенностей.
Задачи:
- познакомить с азбукой ритмики;
- научить передавать в простых танцевальных движениях особенности ритма и
характер музыкального произведения;
- научить нескольким основным движениям народно-сценического танца;
- научить выразительному исполнению освоенных элементов.
Тип урока: образовательный.
Методы и приёмы проведения занятия:
- показ педагога;
- объяснение педагога;
- комментарий педагога по ходу исполнения танцевальных комбинаций;
- прием пространственной ориентации;
- прием тактильно-мышечной наглядности;
- раскладка хореографического па;
- образец-показ движения лучшим исполнителем;
- повторяемость движений.
Структура занятия по хореографии:
Подготовительная часть
Основная часть
Заключительная часть
В подготовительной
части занятия проводится
инструктаж
по
технике
безопасности,
решаются
з а д а ч и
о р г а н и з а ц и и
обучающихся,
разминка,
подготовка к выполнению
упражнений
о сновной
части учебного занятия.
В
основной
ч а с т и
занятия решаются задачи с
п о м о щ ь ю
б о л ь ш о г о
а р с е н а л а
р а з л и ч н ы х
движений:
музыкально-
ритмических
упражнений,
элементов народного танца
и
о б щ е р а з в и в а ю щ и х
упражнений.
В заключительной
части занятия снижается
нагрузка
с
помощью
у п р а ж н е н и й
н а
р а с с л а б л е н и е
и
н а
растягивание.
В
этой
части
учебного
занятия
подводятся итоги.
Принципы построения учебного занятия по хореографии:
– соразмерность отдельных частей учебного занятия;
– подбор упражнений и последовательность их исполнения;
– чередование нагрузки и отдыха.
Структура урока
Хореографическая азбука
Подготовительная
часть
Линейное
или
шахматное
построение.
Поклон-приветствие.
Круговое построение.
Комбинация
«шаги»:
с
в ы с о к о
п о д н я т ы м и
коленями,
с
вытянутого
носка,
на
полупальцах,
на
пятках,
сочетание
ш а г о в
н а
п я т к а х
и
носках.
Комбинация
«бег»:
с
з а х л ё с т ы в а н и е м ,
с
в ы с о к о
п о д н я т ы м и
коленями
(лошадки),
с
подниманием
в ы п р я м л е н н ы х
н о г
(ножницы)
вперёд
и
назад.
Разминка
(для
головы,
плеч, рук, корпуса, ног).
Поклон.
Для
мальчиков:
исходное
положение
1
позиция.
Руки
свободно опущены.
Такт 1: шаг правой ногой в сторону, перенеся на неё тяжесть
корпуса;
взгляд
обращен
на
педагога,
носок
левой
ноги
вытянут.
Такт
2:
левую
ногу
подтянуть
к
правой,
голову
чуть
наклонить вниз.
Такт 3: поднять голову.
Такт 4: пауза. (Повторить движение с другой ноги).
Для девочек: исходное положение 3 позиция. Руки на талии
или держат край юбочки.
Такт 1: шаг правой ногой в сторону, перенеся на неё тяжесть
корпуса
взгляд
обращен
на
педагога,
носок
левой
ноги
вытянут.
Такт 2: присесть на правой ноге, подведя левую сзади на cou-
de-pied, голову чуть наклонить вниз.
Такт 3: вытянуть обе ноги подставить левую к правой сзади в
3 позицию, поднять голову.
Такт 4: пауза. (Повторить движение начиная с левой ноги)
Поклон может исполняться на один такт музыкального
размера 4/4 или на два такта музыкального размера ¾ (без
пауз).
Разминка: круговые вращения головой вправо и влево;
круговые вращения предплечья вперед-назад; круговые
вращения рук; повороты и наклоны корпуса, приседания.
Основная часть
Азбука музыкального движения
Шахматное построение.
Знакомство
с
азбукой
ритмики (понятия: темп,
строение
музыкальной
речи, метроритм).
Основы
хореографии
(постановка корпуса, рук,
ног, головы).
Освоение
о сновных
движений
н а р од н о го
т анца
( ко в ы р я л оч к а ,
моталочка и др.)
Описание движений:
«Ковырялочка»: исходное положение 1 позиция;
Раз
–
небольшой
подсок
на
левой
ноге,
одновременно
правую
ногу
согнутую
в
колене
направленном
влево
отделить от пола и поставить на подушечку ступни, пятку
приподнять.
Два -
небольшой подскок на левой ноге, , одновременно
правую
ногу
оторвать
от
пола
и
поставить
на
каблук.
(Ковырялочка может сочетаться с тройным притопом).
«Моталочка»: исходное положение 1 позиция;
Раз – слегка приседая, выполняется маленький прыжок на
левой ноге одновременно првую ногу согнутую в колене,
которое направлено вперед, отбросить назад.
И – скользя подушечкой ступни по полу, провести правую
ногу рядом с левой вперед слегка приподняв над полом.
Комбинация
«хлопки-
притопы».
Комбинация
« р у к и -
позиции».
Два – небольшой подскок на левой ноге, оставляя правую
ногу, вытянутую в колене впереди.
И – скользя подушечкой, протянуть правую ногу согнутую в
колене вперед к левой ноге не опуская стопу. (На счет «раз»
второго такта сделать прыжок на правую ногу, одновременно
отбросив назад левую ногу, продолжая движение с левой
ноги).
«Гармошка»: исходное положение 1 позиция;
Раз
–
скользящим
движением
соединить
носки,
пятки
развести в стороны.
И – пауза.
Два – соединить пятки , носки развести в стороны.
И – пауза. (Движение можно исполнять как на прямых так и
на полуприседании, продвигаясь в разные стороны).
Комбинация «Хлопки-притопы»:
1-4 такты: хлопки в ладоши 8 раз;
5-8
такты:
открыв
руки
в
стороны
исполняется
8
шагов
вперед;
9-12 такты: закрыть руки на талию, исполнить 8 шагов назад;
13-16 такты: прыжки на обеих ногах 8 раз;
17-18 такты: слегка присев, делают два хлопка в ладоши
справа и два хлопка в ладоши слева;
19-20 такты: закрыв руки на талию, качают головой в право и
влево;
21-24 такты: повторение движений 17-20 тактов;
25-28 такты: повторение движений 1-4 тактов;
29-32 такты: повторение движений13-16 тактов.
Комбинация «Руки-позиции»:
Исходное положение: руки на талии, ноги в 3 позиции.
Раз – правая рука открывается вперед прямо перед корпусом,
ладонь смотрит наверх.
Два – левая рука открывается параллельно левой, вперед
прямо перед корпусом, ладонь смотрит наверх.
Три
–
правая
рука
закрывается
на
талию
в
исходное
положение.
Четыре
–
левая
рука
закрывается
на
талию
в
исходное
положение.
Раз – правая рука открывается вправо, ладонью наверх.
Два – левая рука открывается влево, ладонью наверх.
Три
–
правая
рука
закрывается
на
талию
в
исходное
положение.
Четыре
–
левая
рука
закрывается
на
талию
в
исходное
положение.
Раз – правая рука открывается вверх, над головой.
Два – левая рука открывается вверх, над головой.
Три
–
правая
рука
закрывается
на
талию
в
исходное
положение.
Четыре
–
левая
рука
закрывается
на
талию
в
исходное
положение.
Заключительная часть
Блок
партерной гимнастики.
Исполняются растяжки в сочетании с наклонами и другими
гимнастическими упражнениями. (Движения исполняются
Краткий
анализ, подведение
итогов.
Поклон-
прощание.
на ковриках в положении сидя и лёжа).
Методические аспекты
Урок хореографии может проводиться в танцевальном или спортивном зале.
Если одна из стен оборудована зеркалами, то необходимо периодически менять
направление движения обучающихся, с целью вырабатывания ими ориентации в
пространстве.
Строение музыкальной речи – дети учатся четко определять вступление,
окончание вступления, начало и окончание фразы, а также акцентировать конец
музыкально-танцевальной фразы притопом, соскоком, хлопком и тд.
Темп – выполняются движения в различных темпах, вырабатывается умение
не только сохранять заданный темп, но и ускорять или замедлять его вместе с
музыкой.
Метроритм – дети учатся на слух определять музыкальные размеры 2/4, ¾,
4/4, а также сильную и слабую доли (хлопком, притопом).
Характер музыки – дети учатся слушать музыку, воспринимать её характер,
отражать её в движениях и пластике.
Специфика обучения хореографии связана с физической нагрузкой, но она
сама
по
себе
не
несет
воспитательного
значения.
Задача
педагога
совместить
физическую
нагрузку
с
творчеством,
умственным
трудом
и
эмоциональным
выражением.
Одним
из
важных
факторов
работы
на
начальном
этапе
обучения
–
использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их
сочетаний.
Подход
к
усвоению
танцевальных
движений
следующий:
движение
исполняемое многократно, становится простым и доступным.
Список источников
Литература:
1.
Барышникова Т. Азбука хореографии. -М., 1999.
2.
Бекина С. И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7
лет. - М.: Просвещение, 1984.
3.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Боголюбская М.С. Хореографический кружок / Под ред. Жукова И.В. - М.:
Просвещение, 1986.
4.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н, Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб.
Пособие
для
студентов
учреждений
средн.
проф.
обр.
-М.:
ООО
«Век
информации», 2009.
5.
Шершнев
В.Г.
Программа
для
образовательных
у ч р е ж д е н и й
дополнительного образования детей «От ритмики к танцу».-М., 2008.