Автор: Богданова Ольга Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: СОГБОУ "Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Вязьма
Наименование материала: Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Тема: Воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное
Организация работы по
гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Современный
период,
когда
общество
озабочено
нестабильной
экономикой,
налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами,
характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом
же списке проблемы патриотического воспитания молодежи. Патриотизм не возникает на
голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития,
становления личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и
воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию.
Отвечают
за
подрастающее
поколение
все: семья, школа, государственники, которым
комфортно без внятной «политики партии», воспитатели ясельной группы. Современное
российское
общество
поглотил
не
только
кризис
экономический.
Оно
испытывает
духовно-нравственные
проблемы,
следствием
чего
явилось
разрушение
ценностных
установок.
Новые
«идеалы»
во
многом деструктивны,
разрушают
личность,
семью,
государство. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России –
разрушение культурного пространства.
Потеря
подростками
жизненных
ориентиров
эксплуатируется
различного
рода
религиозными
сектами,
субкультурами,
экстремистами.
Истоками
кризиса
системы
образования
нужно
признать
отсутствие
целей.
Учителя
во
многом
превратились
в
менеджеров, оказывающих образовательные услуги. На «вечные вопросы» о том, кто ты, в
чем смысл жизни, детям никто не помогает найти ответы. Прежние теории воспитания
забракованы, новые не созданы. Система подготовки учителей припадает на все четыре
ноги, компетентных воспитателей крайне мало. Родители заняты добыванием средств к
существованию, становится больше неполных семей. Школьники предоставлены сами
себе,
общаются
с
сомнительными
друзьями.
Нездоровые
тенденции
утверждения
материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются СМИ.
Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом,
нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-
схемами.
Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям,
друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему
этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными
поступками.
В
кризисные
моменты
истории
общество
вынужденно
обращается
к
опыту
прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно
придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно
изучить и использовать. Возраст совершеннолетия на Руси наступал гораздо раньше, чем у
детей нашего времени. Современное общество в законодательном порядке определяет
возраст,
до
которого
молодежи
запрещается
продавать
пиво.
Перед
детьми
эпохи
Владимира Мономаха такой вопрос не стоял. Как только ребенок начинал хорошо ходить,
его сажали на коня. Мальчикам вручали деревянный меч, а девочкам – тряпичную куклу.
Период
младенчества
заканчивался
быстро,
формирование
личности
происходило
с
младых
ногтей.
Родителям
некогда
было
теоретизировать,
отвлекаться
на
футбол,
корпоративы. Перед семьей, государством всегда остро стоял вопрос выживания. Нужно
было
пахать-сеять,
ставить
на
ноги
младших,
обороняться
от
завоевателей.
Любая
проблема решалась «всем миром», семья ставилась во главу угла, а государственный
интерес имел приоритет над любым другим. Воспитание детей осуществлялось не путем
назиданий, будущие патриоты шли по стопам своих родителей, видя перед глазами живой
пример, посильно участвуя во всех делах семьи и общества. Тренировочные ситуации не
создавались искусственно, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения,
это был вопрос сохранения семьи, государства. Церковь еще не была «опиумом для
народа» а являлась центром духовности и нравственности.
Российский
патриотизм
отличается
исторической
преемственно стью,
державностью.
Оторвать
современность
от
традиций,
завоеваний
прошлых
веков
невозможно.
Как
раньше
Россия
являлась
столпом
справедливости,
высокой
нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так сейчас наша
страна
–
едва
ли
не
последний
оплот,
несущий
ответственность
за
стабильность
нынешних международных отношений.
Воспитание
патриота
–
это
актуальная
педагогическая
проблема,
и
должна
рассматриваться на государственном уровне. Из-за ослабления внимания к этому вопросу
появляются предпосылки для возникновения внутренних, внешних угроз, государство
теряет
в
динамическом
развитии,
качестве
жизни
населения,
влиянии
на
мировые
процессы. Патриотическое воспитание дошкольников и школьников – одна из частей
всестороннего образования, где приоритет отдается нравственному развитию. Моральные
ценности современного молодого поколения должны базироваться не только на личных
интересах, достойном поведении, требовательном отношении к себе, уважительном – к
окружающим. В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность,
ответственность, неравнодушие, принципиальность.
Мировоззрение
современной
молодежи
отличается
изрядным
прагматизмом.
Главной
целью
существования
многих
становится
накопление
материальных
благ,
высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой
главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к
вершинам,
невзирая
на
интересы
других
людей.
В
связи
с
этим
перед
родителями,
учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств
для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться
не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно
вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним
реалиям.
В школах с ОВЗ работа по патриотическому воспитанию направлена на знакомство
с
истоками
национальной
культуры,
формирование
чувства
гордости
за
свой
народ,
уважения
к
его
свершениям,
героическому
прошлому.
Даже
малый
опыт
работы
доказывает нам, что нашим детям с ОВЗ доступно чувство любви к родному городу,
родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в
познании,
а
формируется
в
процессе
целенаправленного
воспитания.
Процесс
патриотического воспитания в школе-интернате для детей с ОВЗ является трудным, и его
результат
не
так
ощутим,
как
в
обычной
школе.
Он
осложняется
рядом
психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями
здоровья. Ребенок с нарушением интеллекта с гораздо большим трудом усваивает нормы и
правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить,
что
такое
любовь
к
дому,
семье,
Родине.
Планомерная,
систематическая
работа,
использование
разнообразных
средств
воспитания,
общие
усилия
школы
и
семьи,
ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты
и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Проблемы
патриотического воспитания решаются, в том числе, и посредством личного примера
педагогов по патриотическому отношению к Родине и ее ценностям.