Автор: Екимова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ГБДОУ №5 Красногвардейского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной
деятельности
В детстве что? Кружись и падай,
На одной скачи ноге.
Сам себя смеши и радуй
В голубом дождевике…
Доставляй себе веселье
Из всего. Из рук и ног,
Из болезни, из безделья,
Из бумаги, из чулок…
А. Кушнер
Вот так из всего – языка, губ, пальцев, звуков – мы придумывали себе веселые игры-
упражнения. Даже имена и фамилии нам пригодились.
Начинались наши занятия со знакомства. «Назови себя сам» - так называется наша
первая игра. Очень важно привыкнуть к звучанию своего имени, а когда ребята подрастут,
то произносят и фамилию. К средней группе некоторые уже величали себя по имени и
отчеству, к чему мы все старались относиться с большим уважением.
В течение первого месяца пыталась подружить детей, используя стихи, песни о
дружбе. Знакомила со сказкой «Как собака друга искала». Водили с детьми хороводы,
которые способствуют сближению детей.
В начале занятия мы, как правило, занимались пальчиковой гимнастикой. Речь у
малышей еще непроизвольно-эмоциональная, она только начинает формироваться, а
упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают
укреплять и развивать речевой аппарат.
На своих занятиях я создавала некоторые проблемные ситуации, например,
«Конфликт игрушек», «Научи меня» - умные дети, непонятливый воспитатель.
В младшем возрасте у детей активно накапливается и обогащается словарь.
Вся словарная работа в младшей группе была направлена на то, чтобы подвести ребенка
к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на
качественное развитие словаря.
Главный прием – многократное повторение. В это время знакомила детей с разными
значениями одного и тоже слова, чтобы в дальнейшем адекватно его использовать.
Значительное место при этом отводилось наглядности.
Знакомила понемногу с театральными терминами: сцена, занавес, зрительный зал и др.
Называние нового или трудного слова - активный прием обогащения словаря. Слово
произносится медленно, четко, но не по слогам. Слоговое произношение нарушает нормы
литературного произношения. Называние может сопровождаться показом объекта. Иногда
слово нужно сопровождать толкованием, например «Аквариум – стеклянный ящик, в нем
живут рыбки, через стекло мы их хорошо видим». Хоровое повторение усиливает
речевую активность, способствует закреплению нового слова.
В дидактических играх дети отвечали на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Какой?»,
«Что делает?» При назывании действий объекта, дети учатся видеть начало, середину и
конец действия. Употребляют обобщающие слова.
Заучивали потешки, чистоговорки, считалки, загадки. Разыгрывали стихи. Играя в
хороводе, дети радостно, легко, естественным путем усваивают и запоминают стихи,
песни, без специального заучивания.
Особое место занимала сказка. Сказку обязательно рассказывала, а не читала. Важно
сохранить народный текст. Такие элементы языка как звук, образность, ритм, мелодия
являются теми средствами, что непосредственно и эмоционально связывают ребенка с
народной культурой. Благодаря неоднократному повторению, тексты сказок запоминаются
детьми почти дословно. Ребенок овладевает различными речевыми формами. Использует
и прозаическую и стихотворную форму.
Также читали и разыгрывали этюды авторских произведений: Маршака, Сутеева,
Чуковского.
В качестве сюрпризного момента использовала «Волшебный чемодан», открыть
который можно было, только сказав волшебные слова «крибле-крабле-бумс!» Говорить их
надо всем и вместе. А потом…потом, затаив дыхание, мы ждем…. Вот чемодан
приоткрывается…, там что-то происходит…, наконец открылся! А в нем могут находиться
разные театральные куклы, например, наш веселый и неугомонный Петрушка. Могут
появиться театральные маски, шапочки, костюмы.
Появившемуся из « Волшебного чемодана» сказочному герою дети рассказывали,
например, где были в выходной день, что видели. И даже замкнутые или очень плохо
говорящие дети с куклами пытаются разговаривать. Ситуация дает повод заговорить,
впервые попробовать себя в монологической речи, способствует развитию памяти. Надо
запомнить и рассказать все, что произошло в выходные дни. С помощью «Волшебного
чемодана» прокладываются первые тропочки взаимопонимания и доверия.
У нас начинался активный «звериный период». Так я называю время, когда мы делали
этюды и играли в зверей. У многих дома есть кошка или собака. И первые задания –
наблюдать за их повадками, учиться двигаться, как они. Зверей изучать легче, чем
человека, и изобразить также несравненно проще. Сказки «Колобок», «Теремок» -
замечательный материал для занятий. Здесь можно «переиграть» всех зверей. Дети сами
решают, кем им хочется быть. Про всех зверушек придумываем истории: откуда они, какое
у них настроение, что делают перед встречей друг с другом. Если исполнителей больше,
чем действующих лиц в сценарии сказки, то увеличивали их число. Подбирали для них
стихи. Взрослые играли только ведущих-сказочников.
Дети очень любят подвижные игры. В конце каждого занятия, в качестве подарка
детям проводила подвижную игру, или веселый танец – импровизацию под музыку.
Водящего в игре выбирали при помощи выученных считалок.
В младшей группе, прежде всего, формируется интерес детей к театрализованным
играм.
o
Сначала дети наблюдали театральные постановки взрослых или старших детей.
o
Затем проводились индивидуальные игры. «Игра рядом»
o
Следующий этап – игра в группе детей.
o
Последний этап – имитация действий фольклорных и литературных персонажей
к имитации образа в игре-драматизации.
Постепенно игры-имитации усложняли. Какие усложнения могут быть?
1.
Сначала игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц. Дети
проснулись, потянулись. Воробушки машут крыльями.
Имитация звуков. Воробушки чирикают. Имитация основных эмоций человека.
Выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши.
2.
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей
эмоций героев, звукопроизношениями. Веселые матрешки захлопали в ладоши и
стали танцевать. Воробушки замахали крыльями и весело зачирикали.
3.
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (храбрый
петушок шагает по дорожке)
4.
Игра-импровизация под музыку (веселый дождик, листочки летят по ветру и
падают на землю)
5.
Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и
прибауток, под чтение воспитателя.
6.
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, которые
рассказывает воспитатель.
7.
Ролевой диалог героев сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и др.
(используя настольные театры, би-ба-бо)
8.
Инсценирование фрагментов сказок о животных, например, «Теремок»
9.
Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам,
например, «Репка», «Колобок»
В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль,
дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Устойчивыми должны быть обороты зачина
и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце спектакля все
артисты кланяются, а зрители благодарят их, хлопают в ладоши.
В младшей группе проводился показ одного спектакля в конце года.
Раньше, когда мы набирали детей с 2 лет, было показано с младшей группой 2
спектакля: в середине года и в конце. Дети уже были готовы играть на сцене, правда речь
еще была не у всех выразительная. Но какими они все были непосредственными и
трогательными! И в средней группе, уже в ноябре месяце с этими детьми мы провели
праздник «Ярмарка» с показом нашей районной администрации и воспитателям из других
садов. Все получилось здорово!
За время существования моего кружка в младшей группе были подготовлены и показаны
следующие спектакли:
o
Курочка Ряба
o
Теремок
o
Приключения Красной шапочки в День ее рождения
Вывод: в процессе театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте
o
Активизируется словарь ребенка
o
Совершенствуется ЗКР
o
Совершенствуется интонационный строй речи
o
Ребенок яснее и четче начинает изъясняться
o
Улучшается диалогическая речь
o
Улучшается грамматический строй речи
Литература:
Л.Царенко «От потешек к Пушкинскому балу»
Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»
Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с
детьми», справочник старшего воспитателя – 2008 год.