Напоминание

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности"


Автор: Екимова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ГБДОУ №5 Красногвардейского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной

деятельности

В детстве что? Кружись и падай,

На одной скачи ноге.

Сам себя смеши и радуй

В голубом дождевике…

Доставляй себе веселье

Из всего. Из рук и ног,

Из болезни, из безделья,

Из бумаги, из чулок…

А. Кушнер

Вот так из всего – языка, губ, пальцев, звуков – мы придумывали себе веселые игры-

упражнения. Даже имена и фамилии нам пригодились.

Начинались наши занятия со знакомства. «Назови себя сам» - так называется наша

первая игра. Очень важно привыкнуть к звучанию своего имени, а когда ребята подрастут,

то произносят и фамилию. К средней группе некоторые уже величали себя по имени и

отчеству, к чему мы все старались относиться с большим уважением.

В течение первого месяца пыталась подружить детей, используя стихи, песни о

дружбе. Знакомила со сказкой «Как собака друга искала». Водили с детьми хороводы,

которые способствуют сближению детей.

В начале занятия мы, как правило, занимались пальчиковой гимнастикой. Речь у

малышей еще непроизвольно-эмоциональная, она только начинает формироваться, а

упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают

укреплять и развивать речевой аппарат.

На своих занятиях я создавала некоторые проблемные ситуации, например,

«Конфликт игрушек», «Научи меня» - умные дети, непонятливый воспитатель.

В младшем возрасте у детей активно накапливается и обогащается словарь.

Вся словарная работа в младшей группе была направлена на то, чтобы подвести ребенка

к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на

качественное развитие словаря.

Главный прием – многократное повторение. В это время знакомила детей с разными

значениями одного и тоже слова, чтобы в дальнейшем адекватно его использовать.

Значительное место при этом отводилось наглядности.

Знакомила понемногу с театральными терминами: сцена, занавес, зрительный зал и др.

Называние нового или трудного слова - активный прием обогащения словаря. Слово

произносится медленно, четко, но не по слогам. Слоговое произношение нарушает нормы

литературного произношения. Называние может сопровождаться показом объекта. Иногда

слово нужно сопровождать толкованием, например «Аквариум – стеклянный ящик, в нем

живут рыбки, через стекло мы их хорошо видим». Хоровое повторение усиливает

речевую активность, способствует закреплению нового слова.

В дидактических играх дети отвечали на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Какой?»,

«Что делает?» При назывании действий объекта, дети учатся видеть начало, середину и

конец действия. Употребляют обобщающие слова.

Заучивали потешки, чистоговорки, считалки, загадки. Разыгрывали стихи. Играя в

хороводе, дети радостно, легко, естественным путем усваивают и запоминают стихи,

песни, без специального заучивания.

Особое место занимала сказка. Сказку обязательно рассказывала, а не читала. Важно

сохранить народный текст. Такие элементы языка как звук, образность, ритм, мелодия

являются теми средствами, что непосредственно и эмоционально связывают ребенка с

народной культурой. Благодаря неоднократному повторению, тексты сказок запоминаются

детьми почти дословно. Ребенок овладевает различными речевыми формами. Использует

и прозаическую и стихотворную форму.

Также читали и разыгрывали этюды авторских произведений: Маршака, Сутеева,

Чуковского.

В качестве сюрпризного момента использовала «Волшебный чемодан», открыть

который можно было, только сказав волшебные слова «крибле-крабле-бумс!» Говорить их

надо всем и вместе. А потом…потом, затаив дыхание, мы ждем…. Вот чемодан

приоткрывается…, там что-то происходит…, наконец открылся! А в нем могут находиться

разные театральные куклы, например, наш веселый и неугомонный Петрушка. Могут

появиться театральные маски, шапочки, костюмы.

Появившемуся из « Волшебного чемодана» сказочному герою дети рассказывали,

например, где были в выходной день, что видели. И даже замкнутые или очень плохо

говорящие дети с куклами пытаются разговаривать. Ситуация дает повод заговорить,

впервые попробовать себя в монологической речи, способствует развитию памяти. Надо

запомнить и рассказать все, что произошло в выходные дни. С помощью «Волшебного

чемодана» прокладываются первые тропочки взаимопонимания и доверия.

У нас начинался активный «звериный период». Так я называю время, когда мы делали

этюды и играли в зверей. У многих дома есть кошка или собака. И первые задания –

наблюдать за их повадками, учиться двигаться, как они. Зверей изучать легче, чем

человека, и изобразить также несравненно проще. Сказки «Колобок», «Теремок» -

замечательный материал для занятий. Здесь можно «переиграть» всех зверей. Дети сами

решают, кем им хочется быть. Про всех зверушек придумываем истории: откуда они, какое

у них настроение, что делают перед встречей друг с другом. Если исполнителей больше,

чем действующих лиц в сценарии сказки, то увеличивали их число. Подбирали для них

стихи. Взрослые играли только ведущих-сказочников.

Дети очень любят подвижные игры. В конце каждого занятия, в качестве подарка

детям проводила подвижную игру, или веселый танец – импровизацию под музыку.

Водящего в игре выбирали при помощи выученных считалок.

В младшей группе, прежде всего, формируется интерес детей к театрализованным

играм.

o

Сначала дети наблюдали театральные постановки взрослых или старших детей.

o

Затем проводились индивидуальные игры. «Игра рядом»

o

Следующий этап – игра в группе детей.

o

Последний этап – имитация действий фольклорных и литературных персонажей

к имитации образа в игре-драматизации.

Постепенно игры-имитации усложняли. Какие усложнения могут быть?

1.

Сначала игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц. Дети

проснулись, потянулись. Воробушки машут крыльями.

Имитация звуков. Воробушки чирикают. Имитация основных эмоций человека.

Выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши.

2.

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей

эмоций героев, звукопроизношениями. Веселые матрешки захлопали в ладоши и

стали танцевать. Воробушки замахали крыльями и весело зачирикали.

3.

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (храбрый

петушок шагает по дорожке)

4.

Игра-импровизация под музыку (веселый дождик, листочки летят по ветру и

падают на землю)

5.

Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и

прибауток, под чтение воспитателя.

6.

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, которые

рассказывает воспитатель.

7.

Ролевой диалог героев сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и др.

(используя настольные театры, би-ба-бо)

8.

Инсценирование фрагментов сказок о животных, например, «Теремок»

9.

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам,

например, «Репка», «Колобок»

В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль,

дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Устойчивыми должны быть обороты зачина

и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце спектакля все

артисты кланяются, а зрители благодарят их, хлопают в ладоши.

В младшей группе проводился показ одного спектакля в конце года.

Раньше, когда мы набирали детей с 2 лет, было показано с младшей группой 2

спектакля: в середине года и в конце. Дети уже были готовы играть на сцене, правда речь

еще была не у всех выразительная. Но какими они все были непосредственными и

трогательными! И в средней группе, уже в ноябре месяце с этими детьми мы провели

праздник «Ярмарка» с показом нашей районной администрации и воспитателям из других

садов. Все получилось здорово!

За время существования моего кружка в младшей группе были подготовлены и показаны

следующие спектакли:

o

Курочка Ряба

o

Теремок

o

Приключения Красной шапочки в День ее рождения

Вывод: в процессе театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте

o

Активизируется словарь ребенка

o

Совершенствуется ЗКР

o

Совершенствуется интонационный строй речи

o

Ребенок яснее и четче начинает изъясняться

o

Улучшается диалогическая речь

o

Улучшается грамматический строй речи

Литература:

Л.Царенко «От потешек к Пушкинскому балу»

Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»

Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с

детьми», справочник старшего воспитателя – 2008 год.



В раздел образования