Автор: Комарова Марина Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Теремок" р.п.Ветлужский
Населённый пункт: р.п.Ветлужский
Наименование материала: программа
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством организации комплексно - образовательной деятельности в МАДОУ детский сад "Теремок"
Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский
сад «Теремок общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по направлению социально-личностного развития детей р.п. Ветлужский
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством организации
комплексно - образовательной деятельности в МАДОУ детский сад «Теремок»
Авторы программы:
Комарова Марина Вячеславовна
Крускина Татьяна Садековна
р.п. Ветлужский
2017 год
2
Пояснительная записка
В программе представлены тематическое планирование и краткое описание тем
помесячно на учебный год из опыта работы педагогов МАДОУ детского сада
«Теремок» р.п.Ветлужский по духовно-нравственному воспитанию посредством
организации разных видов детской деятельности через приобщение к культуре
русского народа, его традициям, обычаям, ознакомление дошкольников с народными
промыслами. семьей, малой Родиной, страной Россией. Программа рассчитана для
занятий с детьми 2 младшей. средней, старшей и подготовительной группы.
Цель: формирование духовности, воспитание патриотизма, уважения к культурному
прошлому и настоящему России на основе приобщения к родной природе, родному
краю, семье, культуре и традициям русского народа.
Задачи:
1.Воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, родному дому,
поселку, Родине.
2.Формирование бережного отношения к природе, ее богатствам.
3.Развитие интереса к русским ремеслам, традициям, промыслам.
4. Формирование представлений о России. как о родной стране, знакомство с
символами государства (герб, флаг, гимн), с российской армией и ее защитниками.
5. Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через
проведение русских народных праздников, знакомство с календарными праздниками,
их обычаями и традициями.
6. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички,
пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
Актуальность программы обусловлена тем, что вместе с обновлением содержания
образовательных программ дошкольного воспитания образовался вакуум в разделе
«Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема духовно-
нравственного воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном
сознании практически совсем не затрагивается. В свою очередь, Концепция
3
дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к непреходящим
общечеловеческим ценностям.
Одним из направлений ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства. Образовательная область
« Познавательное развитие» предполагает развитие первичных представлений о
малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках.
Суть приобщения дошкольников к культуре, народным ценностям состоит в том,
чтобы привить в душе ребенка любовь к родному краю, семье, истории, людям нашим
соотечественникам. Педагоги нашего детского сада считают, что наследование
духовных. нравственных и эстетических ценностей родной культуры необходимо
начинать именно с дошкольного возраста.
Связь содержания программы с основной общеобразовательной программой
дошкольного образования заключается в том, что с целью обеспечения организации
образовательного процесса наряду с основной общеобразовательной программой
педагогический коллектив использует парциальную программу, как часть программы,
формируемую участниками педагогического процесса «Приобщение к истокам
русской национальной культуры», авторы М.Д. Маханева, О.Л.Князева 1998 год;
Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-
воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-
нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Базой духовно-нравственного воспитания является нравственное, эстетическое,
трудовое, умственное воспитание. Сформированность нравственных ценностей
является важнейшим показателем целостной личности, самостоятельной и
ответственной, способной создать собственное представление о своем жизненном
пути. Наши воспитанники отличают добро от зла, но часто ли они самостоятельно
могут проявить милосердие и сострадание, оказать помощь и заботу нуждающимся?
В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления?
Личную духовность надо прививать с раннего детства, формировать у детей навыки
поведения в различных жизненных ситуациях, осознавать свои поступки, учить
4
оценивать их. Мир маленького ребенка начинается с семьи, где впервые он осознает
себя человеком-членом семейного общества. В семье у ребенка формируются первые
гуманные чувства забота о близких, любовь, уважение. заботливое отношение к ним.
Мир ребенка постепенно расширяется, расширяется его кругозор, он знакомится с
социумом, ближайшим окружением: со своей малой Родиной, поселком в котором
живет, его достопримечательностями, соотечественниками, миром природы. Ребенок
учится эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе
бережно. Становясь старше дети знакомятся с устройством страны, ее символами,
людьми, населяющими нашу страну и другие страны. видят отличие людей друг от
друга по внешнем виду, языку общения. учатся толерантности. Очень важно привить
детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского
народа: познакомить с устным народным творчеством: сказками, былинами,
потешками, праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством. Наша
программа включает в себя все вышеперечисленное, т.к. мы считаем, что именно
эти знания - основа для формирования у детей духовного, нравственного воспитания
и поведения. Реализация программы предполагает проведение специально-
организованных занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, в
процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. (таблицы №
1,2,3,4.). Весь материал систематизирован и представлен в виде тематических планов
на каждую возрастную группу с разбивкой по количеству занятий в каждой группе
помесячно. Темы в каждой группе связаны между собой , но содержание и цели
продуманы в соответствие с уже имеющимися знаниями и навыками детей и
постепенно расширяются , усложняются, углубляются, разбиты на количество часов,
отведенных для прохождения каждой из тем. Отдельные темы приурочиваются к
конкретным событиям, праздникам, например календарным 23 февраля.8 марта,
русским народным праздникам: Масленица, и др. Материал предполагает системно
организованный подход в каждой возрастной группе, учитывает индивидуальные
особенности группы. Тематический план работы составлен с учетом регионального
компонента (знакомство с родным поселком, достопримечательностями.
соотечественниками, народными промыслами, находящимися в регионе: Хохлома,
5
Городец ). Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического
воспитания, поэтому в нашей программе большая роль отводится изобразительной и
музыкальной деятельности.
Программа полностью готова для реализации в любом дошкольном учреждении, т.к
может варьироваться по тематике, конспекты и мероприятия предлагаются в списке
литературы, которую мы использовали для создания программы. Программа была
апробирована и реализована на базе нашего детского сада в рамках районного
инновационного проекта в 2017 году.
1.Планируемые результаты освоения воспитанниками программы
духовно-нравственного воспитания
К 4 годам
Познавательное развитие:
- внимателен к родителям, близким людям;
- имеет первичные представления о себе: знает своё имя, возраст, пол;
- называет членов своей семьи, их имена;
- имеет представление о доме, знает название родного поселка;
-обладает начальными знаниями о народных обычаях, праздниках, традициях;
- использует в речи русский фольклор (потешки, заклички, пестушки);
Художественно эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность: умеет выполнять простейшие изображения округлой
формы, выполнять простейшие постройки на основе конструктора
Музыкальная деятельность:
- умеет выполнять танцевальные движения характерные для русских танцев;
- знает и называет некоторые детские музыкальные инструменты (дудочка,
колокольчик, бубен, погремушка, барабан).
К 5 годам
Познавательное развитие:
- знает некоторые государственные праздники;
- имеет представления о народных праздниках;
- имеет представление о назначении некоторых предметов русского быта;
6
Художественно эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
- имеет представление о декоративно прикладном искусстве, его значении в жизни
людей;
- украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи;
Музыкальная деятельность:
- имеет представление об особенностях русских песен, плясок;
- умет подыграть простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках.
К 6 годам:
Познавательное развитие:
-знает и называет предметы старинного быта, их назначение
-знает народные и государственные праздники, их особенности
- может рассказать о своем поселке, знает улицу, где живет;
- имеет представления о флаге, гербе,
Художественно -эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
- умеет различать изделия народных промыслов -
выполняет узоры по мотивам городецкой росписи;
- создает изображения по мотивам народных игрушек.
Музыкальная деятельность:
- самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;
- умеет придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для
русских плясок.
К 7 годам
Познавательное развитие:
- имеет представления о крестьянском труде, предметах быта и орудиях труда на селе;
- знает народные праздники, их обычаи и традиции, использует в речи поговорки,
пословицы. приметы;
- имеет представления о родном крае, его достопримечательностях, знаменитых
соотечественниках;
7
- называет столицу России, символы страны;
-имеет представление о климатических зонах России. природе, людях населяющих
нашу страну и другие страны;
-имеет представление о российской армии, родах войск, боевой мощи страны.
Художественно эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
- умеет различать изделия народных промыслов;
- умеет выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства
определенного вида.
Музыкальная деятельность:
- может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью
основных средств выразительности;
- знает разнообразный характер музыки;
- узнает мелодию гимна РФ;
- исполняет сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах несложные
песни и мелодии.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников - сложный педагогический процесс.
В основе его в каждом возрасте формируются не только знания, умения и навыки, но
также и определенные качества личности. Какие же качества личности мы формируем
у детей, начиная со 2 младшей группы, работая по Программе?
Во второй младшей группе формируются:
- эмоциональная отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев
сказок (пожалеть, проявить терпение, желание помочь сказочному. игровому
персонажу)
- элементарные правила поведения с взрослыми, сверстниками, некоторые правила
гостевого этикета и поведения за столом
-представления о добрых и злых поступках
-благожелательные взаимоотношения в группе сверстников (не обижать других.
делиться игрушками)
В средней группе формируется:
8
-личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм
-доброжелательное отношение к группе сверстников
-чувство долга
-навыки вежливого обращения
- заботливое отношение к близким, родственникам
В старшей группе формируются:
-умения оценивать свои поступки и поступки других
- умение устанавливать дружеские отношения в группе
- проявляется интерес к своей родословной, к Родине, государственным и народным
праздникам
- появляются понятия дружбы, взаимовыручки В
подготовительной группе формируются:
-умение давать оценку поведению литературных персонажей, сверстников и
обосновывать ее
-вежливое обращение с окружающими
-самооценка своих возможностей
-стремление к принятию и выполнению своих обязанностей
-стремление узнать что-то новое, стремление к получению новых знаний, умений
2. Мониторинг усвоения программы:
Мониторинг с детьми старшего дошкольного возраста проводится 2 раза в год: в
начале и конце учебного года. Результаты мониторинга заносятся в таблицы: (№5
«Родная культура», № 6 «Малая Родина», № 7 «Родная страна»
Таблица № 5 «Родная культура»
Ф
И
О
ре
бе
нк
а
Русский народный
фольклор
(знание сказок,
считалок, былин и др)
Традиционные
обрядовые праздники
и народные игры
Русские народные
промыслы
Предметы
русского быта
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
май
9
Таблица №6 «Малая Родина»
Ф
И
О
ре
бе
нк
а
Название родного
поселка, реки,
протекающей в
поселке
Название улицы, на
которой живешь,
знаменитых людей
поселка
Знание
животных. птиц
и растений
родного края
Название
достопримечательност
ей поселка
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябр
ь
май
Таблица №7 «Родная страна»
Ф
И
О
ре
бе
нк
а
Название страны и
столицы нашей
Родины
Знание символов
государства (герб,
гимн, флаг
Знание о русских
былинных
богатырях,
современных
защитников
Отечества
Знание
животных. птиц
и растений
нашей страны,
климатических
зон
Знание народов,
населяющих нашу
страну и другие страны
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябр
ь
май
Приложение для проведения мониторинга
Целью анализа детской деятельности по Программе является выявление
представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная
группы) на основе приобщения к родной природе, родному краю, семье, культуре и
традициям русского народа. Основным методом диагностического исследования
является использование специально подобранных заданий, которые предлагаются
детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее
настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие.
I Родная культура
1 балл - ребёнок затрудняется осмыслить и объяснить смысл понятия «фольклор», не
знает ни одного фольклорного произведения. ребёнок не знает ни одного обрядового
10
праздника, не имеет представления о русских народных промыслах., не имеет
никакого представления о понятии «предметы русского быта», не понимает о чём речь.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о фольклоре, представления о
русских обрядовых праздниках , о предметах быта, отвечает с помощью наводящих
вопросов педагога,
3 балла – ребёнок имеет полное и правильное представление о фольклорных
произведениях, знает и понимает смысл понятия «фольклор», понимает о роли
русского народного фольклора в истории мирового искусства, имеет полное
представление о русских традиционных обрядовых праздниках, может
самостоятельно объяснить смысл каждого из праздников, имеет полное представление
о понятии «народные промыслы», самостоятельно умеет объяснить, в чём заключается
смысл русских народных промыслов, имеет полное представление о разнообразных
предметах русского быта, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить
назначения предметов русского быта.
II. Малая Родина (родной поселок)
1 балл - ребёнок затрудняется в названии поселка, улицы, на которой живет, не знает
достопримечательности поселка, затрудняется в названиях животных, растений, птиц.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о родном поселке, его
растительном и животном мире, знает название поселка, отвечает с помощью
наводящих вопросов педагога,
3 балла – ребёнок имеет полное представление о населенном пункте, в котором
проживает, называет достопримечательности поселка, улицы, знает животных, птиц,
растения родного края.
III Родная страна
1 балл - ребёнок затрудняется в названии страны. ее столицы, не называет символику
страны, не может назвать былинных богатырей, не знает народностей, населяющих
нашу страну, затрудняется в названии животного, растительного мира
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о родной стране, называет
некоторые символы государства, имеются первичные представления о защитниках
11
Родины в прошлом и настоящем, называет некоторые народности, населяющие страну,
знает некоторых представителей животного и растительного мира, птиц.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о родной стране, ее символике о
Российской Армии, защитниках Отечества, о растительном и животном мире, о людях
населяющих нашу страну
12
Тематический план и содержание программы на учебный год по группам:
2 младшая группа (таблица № 2)
месяц
Тема
Краткое содержание
темы,цель
Виды занятий
Сентябрь
3 занятия
«Первое
знакомство
с «русской
избой»
Первое посещение
детьми «русской
избы»,знакомство с
предметами обихода
(люлькой),конструиров
ание кроватки из
строительного
материала
Познавательное развитие:«Знакомство
с русской избой»
Конструирование; «Кроватка для
куклы Маши»
Музыкальное развитие:Слушание :
«Ах, вы, сени мои,сени » ( русская
народная мелодия)
Пение: «Баю –бай»
(муз.М.Красева,сл.М.Чарной), «Кукла
Катя» (муз.М.Красева,
сл.Л.Мироновой).
Октябрь
3 занятия
5 занятий
«Дом, в
котором
мы
живем»
Познакомить детей с
домом,как жилым
помещением,внешним
видом,назначением,мат
ериалами из которых
строят дома (дерево,
камень),строительство
домов
людьми,конструирован
ие домов из
строительного
конструктора
Познавательное развитие:«Дом,в
котором мы живем»
Конструирование; « Домик»
Музыкальное развитие:
Пение :«Ладушки» ( русская народная
песня)
Игра: «Чей, домик?»
(муз.Е.Тиличеевой). «Кошка и котята»
( муз.М.Раухвергера)
«Что нам
осень
принесла»
Познакомить с
приходом осени, ее
признаками,
наблюдения за
изменениями в
природе, чтение стихов
и описание осенней
природы
рассматривание
произведений
изобразительного
искусства с выделением
сезонных изменений
Познавательное развитие: «Что нам
осень принесла»
« Как дикие животные и птицы
готовятся к зиме»
Рисование: « Консервируем фрукты»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Осенняя песня»
(муз.А.Александрова, сл.Н.Френкеля),
Пение : «Осень» (муз.И.Кишко,
сл.И.Плакиды), «Сарафан надела
осень»( муз. Т. Попатенко,сл.
И.Черницкой)
Музыкально- ритмическая
13
деятельность:«В огороде мы
трудились»(муз.Н.Мурычевой,
сл.Э.Костиной)
Ноябрь
4 занятия
«Баю-
баюшки
баю. баю,
Машеньку
мою»
Знакомство с
колыбельными
песенками,
пестушками,
потешками
Познавательное развитие: «Баю-
баюшки баю, баю, Машеньку мою»
Рисование:
«Заборчик для петушка (по потешке
«Петушок»)
Музыкальное развитие:
Слушание:
«Колыбельная»(муз.АЛядова)Пение:«
Колыбельная»
( муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Найденко),
Игровая деятельность:«Тихие и громкие
звоночки»(муз.Р.Рустамова,
сл.Ю.Островского)
Декабрь
5 занятий
«Ух.ты
,зимушка-
зима»
Познакомить с
признаками зимы
(снег,снегопад,холод,).
со свойствами
снега(холодный,
хрупкий,лепится и др.),
поведение птиц и
зверей зимой(птицам
нужен корм в
кормушках, звери
прячутся в норки, спят)
Познавательное развитие:
«Ух.ты,зимушка-зима»
«Как зимуют звери и птицы зимой»
Рисование:»Зима у нас в гостях»
Музыкальное развитие:
Слушание : « Зима»
( муз.В.Карасевой, сл.Н.Френкель)
Музыкально- ритмическая
деятельность:игра «Зайчики и
лиса»( муз.Г.Финаровкого, сл.
В.Антоновой)
Январь
3 занятия
«К нам
гости
пришли»
Познакомить с
простейшим этикетом
встречи гостей
(здороваться,
пригласить за
стол),побуждать
подпевать колядки с
ряжеными.
Познавательное развитие:
«К нам гости пришли»
Рисование: «Снежок»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Колядки»(рус.нар.мелодии)
Песенное творчество: «Как тебя зовут?»
Игровая деятельность: игра «Снежки»,
(сл. и муз. Г. Вихаревой)
Февраль
4 занятия
«Ой.ты
Масленица
»
Знакомство детей с
праздником
Масленицы.(показ
соломенной куклы),
повторение потешек,
угощение блинами
Познавательное развитие:
Ой.ты, Масленица»
Рисование:«Блиночки»
Музыкальное развитие:
Пение : «Пирожки»
( муз.А.Филиппенко сл.Н.Кукловской)
Игорвая деятельность:
игра «Санки» (муз.и сл. Т.Сауко )
«Папин
Рассказать о традиции
Познавательное развитие:
14
4 занятия
праздник»
праздника и
поздравлений мужчин,
познакомить с образом
мужчин-защитников: их
дела и обязанности
дома, особенности
внешнего вида,
некоторые типичные
мужские
занятия( ремонтирует,
пилит, и др)
«Папин праздник»
Рисование: «Мой любимый папа»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Марш» (муз.Э.Парлова)
Пение : «Мой папа» (муз. и сл.
Е.Тиличеевой).
Музыкально- ритмическая
деятельность:
«Марш» ( муз.Е.Тиличеевой)
Игра «Цок,цок, лошадки»
( муз.Е.Тиличеевой),
упражнение
«Самолет»(муз.Л.Банниковой,
сл.А.Барто)
Март
3 занятия
4 занятия
«Кто
приехал»
Познакомить с
филимоновской и
богородской игрушкой,
рассмотреть узоры,
изображать простейшие
узоры на заготовке
Познавательное развитие:
«Кто приехал»
Рисование: «Украсим игрушки»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Лошадка»
( муз.М.Симановского)
Пение : «Петушок» (русская народная
песня)
«Мамин
день»
Познакомить с
традицией праздника и
поздравления мам,
бабушек, старших
сестер,с типичными
женскими домашними
делами и заботами,
рассматривание
фотографий мам
Познавательное развитие:Этическая
беседа «Моя любимая мама»
Рисование:«Цветы для мамы»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Маму поздравляют
малыши» (муз.Т.Попатенко
сл.Л.Мироновой)
Пение:«Маме песенку пою»
(муз.Т.Попатенко, сл.Е.Авдиенко)
Музыкально-ритмическая деятельность:
«Веселые матрешки» (муз.Ю.Слонова
сл. Л.Некрасовой).
Апрель
5 занятий
«Приди
весна с
радостью»
Познакомить с
сезонными
изменениями в
природе,проявлениями
весны,изменение
погоды на улице,
таяние снега,
щебетание птиц,
проращивание веток и
луковиц, посильная
помощь в трудовых
Познавательное развитие:«Весна
пришла»
« Посадка лука и проращивание
веточек»
Рисование:«Весенние ручейки»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Песенка о весне»(муз.
Г.Фрида сл. Н.Френкель)
Пение:«Весна» (муз. и
сл.В.Шестаковой)
Музыкально-ритмическая
15
процессах
(посадка,полив)
деятельность:хоровод «Весенняя
пляска» (муз. и сл.М.Картушиной)
Игра «Солнышко и
дождик»(муз.М.Раухвергера,сл.А.Барто)
Май
4 занятия
«Моя
семья»
Знакомство с понятием
«семья» на основе
потешек,запоминании
членов семьи,(мама.
папа, братья, сестры,
бабушки,дедушки,идр),
осознание того, что в
семье все заботятся
друг о друге, помогают.
Познавательное развитие:«Моя
семья»
Рисование: «Семья»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Мама и папа
разговаривают» (муз. Н.Арсеева)
Пальчиковая гимнастика: «Семья»
Пение:«Моя семья» (муз. и
сл.Н.Мурычевой)
Музыкально-ритмическая деятельность:
Танец «Потанцуем вместе» (рус.нар
мелодия,обр.Т.Ломовой).
Средняя группа (таблица № 3)
месяц
Тема
Краткое
содержание
темы, цель
Виды занятий
Сентябрь
4 занятия
«Путешестви
е за
волшебным
клубочком»
Знакомство со
спицами и
вязанием на
них. Беседа о
шерстяных
изделиях и о
том, откуда
берется шерсть
(козья,овечья)
Познавательное развитие: «Волшебные
спицы»
Рисование «Волшебные клубочки»
Музыкальное развитие:
Пение:«Вот какая бабушка»
(муз.Е.Тиличеевой сл.Ю.Островского)
Музыкально-ритмическая деятельность:
«Танец с клубочками » (муз. и
сл.Е.Гомоновой).
Октябрь
5 занятий
«Моя малая
Родина»
Познакомить с
расположением
детского сада на
местности:
адрес,
близлежащие
здания,
названием
поселка. своей
улицы, маршрут
от дома до
детского сада.
Познавательное развитие:
«Моя малая Родина –поселок Ветлужский»
Рисование: «Дом, в котором я живу»
Аппликация: «Мой любимый детский
сад»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Новый дом»
(муз.Р.Бойко.сл.Л.Дербенева)
Пение:«Наш любимый детский сад» (муз.
и сл.Н.Мурычевой)
16
5 занятий
«Собираем
урожай»
Знакомство.
рассматривание,
сенсорное
обследование
овощей и
фруктов,
отгадывание
загадок,
упражнять в
умении лепить.
рисовать
выполнять
аппликации
овощей и
фруктов.
Познавательное развитие: «Собираем
урожай»
Аппликация: «Фрукты и овощи на
тарелке»
Рисование: «Фрукты»
Музыкальное развитие:
Пение:«Огородная-хороводная»
(муз.А.Пассовой сл.Б.Можжевелова)
Пальчиковая гимнастика: «Мы капустку
рубим», «Капуста»
Ноябрь
4 занятия
«Ходит сон
близ окон»
Продолжать
знакомство с
колыбельными
песнями,
закрепить
знания о
колыбельке,
люльке, зыбке.
Познавательное развитие:«Ходит сон
близ окон»
Лепка: «Птицы на ветках»
Музыкальное развитие:
Слушание : «Колыбельная»
(муз.В.А.Моцарта, русский текст
С.Свириденко)
Пение :«Колыбельная зайчонка»
(муз.В.Карасевой, сл.Н.Френкель)
Музыкально-ритмическая деятельность:
упражнение «Колыбельная
»(муз.С.Левидова)
Декабрь
6 занятий
«Здравствуй,
зимушка-
зима»
Изучение
свойств и
качеств снега,
ознакомление с
изменениями в
жизни птиц и
животных,
разучивание
стихов,
загадывание
загадок о зиме,
зимних
явлениях,
рисование
снежинок
Познавательное развитие: «Что зима нам
подарила»
«Зимовье животных и птиц»
Рисование: «Снежинка»
Лепка:«Мы гуляем на участке»
Музыкальное развитие:
Пение :«Ой, зима, к нам иди»
(муз.Л.Левитовой, сл.О. Марунич)
Музыкально-ритмическая деятельность:
упражнение
«Саночки»(муз.А.Филиппенко)
Пальчиковая гимнастика: «Снежок»
Январь
5 занятий
«Зимние
Святки»
Знакомство с
праздником
Рождества через
Познавательное развитие:«Мы
встречаем Рождество» (вечер досуга.
посвященный рождественским чудесам)
17
художественну
ю литературу,
музыкальную
деятельность,
разучивание
колядок,
отображение
символов
праздника(свечи
, ангелы) в
продуктивной
деятельности
детей
Аппликация: «Елочка»
Рисование: «Рождественская звезда»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Сказочка»
(муз.Д.Кабалевского)
Пение : « Первый снег»
(Муз.А.Филиппенко,сл.А.Горина)
Музыкально-ритмическая деятельность:
упражнение
«Танец снежинок»(муз.М.Геллера)
Игровая деятельность: «Игра с
колокольчиками» (муз.Е.Грининой)
Февраль
5 занятий
5 занятий
«Масленица
дорогая –
наша
гостьюшка
годовая»
Продолжать
знакомство с
праздником
Масленица, его
традициями,
обычаями,
разучивание
песен о блинах,
Масленице
Познавательное развитие:«Масленица
дорогая – наша гостьюшка годовая»
Рисование: «Блины»
Лепка: «Хоровод»
Музыкальное развитие:
Слушание :«Блины» (русская народная
песня)
Пение: « Как на масленой неделе»
(рус.нар.попевка)
Музыкально-ритмическая деятельность:
«Игра с платочком»(русская народная
мелодия)
Пальчиковая гимнастика: «Пекарь»
«Наши папы-
защитники
России»
Ознакомление с
российской
армией,ее
функцией
защиты России
от врагов,
формировать
представление
у мальчиков о
том, что они
тоже будущие
защитники
Родины, как их
папы, дедушки,
изготовление
праздничных
открыток для
поздравлений
мужчин.
Познавательное развитие:
«Наши папы- защитники России»
Аппликация : «Подарки для папы и
дедушки»
Рисование:«Мой любимый папочка»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Марш солдатиков»
(муз.Е.Юцевич)
Пение:«Мы- солдаты» (муз. Ю.Слонова
сл.В.Малкова)
Музыкально-ритмическая деятельность:
игра «Летчики, на аэродром»
(муз.М.Раухвергера).
18
Март
5 занятий
5 занятий
«Вот они
сказочные
игрушки»
Познакомить с
дымковской и
филимоновской
игрушкой,
учить
соотносить
элементы узора
с природным
образом
Познавательное развитие:
«Вот они сказочные
игрушки»Рисование:«Роспись птицы»
(дымковская игрушка)
Лепка:«Барашек» (филимоновкая
игрушка)
Музыкальное развитие:
Слушание:«Матрешка» (муз. О. А.
Девочкиной)
Пение : « Петушок»
(муз.В.Витлина ,сл.А.Пассовой)
Игра на детских музыкальных
инструментах: «Птички»
(муз.Е.Тиличеевой)
«При
солнышке
-тепло, при
матушке –
добро»
Беседы о маме.
бабушке с
включением
пословиц и
поговорок,
составление
самостоятельно
го рассказа
«Какая моя
мама»,пение
песенок о маме
Познавательное развитие:«При
солнышке -тепло, при матушке –добро»
Аппликация:
«Поздравительная открытка в подарок
маме»
Рисование:«Букет для мамы»
Музыкальное развитие: Слушание:
«Весною» (муз.С.Майкапара)
Пение:«Мы запели песенку» (муз.
Р.Рустамова сл.Л.Мироной )
Игровая деятельность: музыкально-
дидактическая игра «Мама и птенчики»
(муз.Е.Тиличеевой)
Музыкально-ритмическая деятельность:
«Пляска с платочком» (рус.нар.мелодия)
Апрель
5 занятий
«Весна
красна
цветами»
Уточнение
представлений
о признаках
весны (цвет
неба, таяние
снега,
появление
травы,
первоцветов).ра
сширять
представления о
жизни диких
животных.
птиц,
насекомых
весной.
Познавательное развитие:
«Весна красна цветами»
Рисование:«Волшебница-весна»
Лепка: Барельеф «Красивые цветы»
Музыкальное развитие: Слушание:
«Весной»(муз.Э.Грига) (муз.Г.Фрида,
сл.Н.Френкель)
Пение : «Песенка о весне» (муз.Г.Фрида,
сл.Н.Френкель)
Музыкально-ритмическая деятельность:
«Васька-кот»(рус.нар.мелодия,
обр.Г.Лобачева)
19
повторение
закличек.
песенок.
пословиц о
весне
Май
5 занятий
«День
Победы»
Ознакомление
детей с
содержанием
праздника, с
памятными
местами в
поселке,
посвященными
празднику,
рассматривание
иллюстраций,
картинок,
изготовление
поздравительны
х открыток
Познавательное развитие:
«День Победы»
Аппликация: «Открытка для ветеранов»
Рисование: «Праздничный салют»
Музыкальное развитие:
Пение : « Барабанщик»
(муз.М.Красева,сл.М.Чарной ,и
Н.Найденовой)
Музыкально-ритмическая деятельность:
«Упражнение
с флажками» (муз.В.Козырева)
Игра на детских музыкальных
инструментах: «Месяц май»
(муз.Е.Тиличеевой сл.М.Долинова)
Старшая группа (таблица № 4)
месяц
Тема
Краткое содержание
темы, цель
Виды занятий
Сентябрь
6 занятий
«В гостях
у
Хозяюшк
и»
Продолжать
знакомить детей с
историей русского
народа: бытом,
обычаями,
гостеприимством.
продолжать знакомить
с устным народным
творчеством -
пословицами.
поговорками
Познавательное развитие:
«В гостях у Хозяюшки»
«Посиделки»
Рисование:«Нарисуй пословицу»
Конструирование: «Корзинка»
Музыкальное развитие: Слушание: «Ой,
вставала яранешенько » (рус.нар песня.)
Пение : « К нам гости пришли»
(Муз.А.Александрова, сл.М.Ивансен), «Во
горнице»(рус.нар.песня)
Игровая деятельность:
«Плетень»(муз.В.Калиникова,
сл.народные)
Октябрь
6 занятий
Страна в
которой я
живу»
Познакомить детей с
символикой России
(флаг,герб,гимн),
воспитание интереса к
жизни людей разных
национальностей,
проживающих на
территории России,
Познавательное развитие:
Государственные символы России –
флаг,герб,гимн
«Какие народы живут в России»
«Рисование: «Мой поселок»
Аппликация:«Российский флаг»
Музыкальное развитие: Слушание:
«Наш край» (муз.Д.Кабалевского,
20
6 занятий
их образу
жизни,традициям.
Установление связей
между природными
условиями и
особенностями жизни
людей (на юге России.
на Крайнем севере)
сл.А.Пришельца)
Пение : « Моя Россия»
(Муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьевой), «Лучше
нет родного края»(муз.В.Кожухина,
сл.П.Воронько)
«Дары
осени:
откуда
хлеб
пришел»
Знакомство со
старинными
орудиями труда (цеп,
серп) и
современными
машинами для уборки
урожая.Пословицы и
поговорки о
хлебе.Воспитание
уважения к
людям.благодаря
которым хлеб
появляется на нашем
столе.Установление
связей между трудом
разных профессий
Познавательное развитие:
«Откуда хлеб пришел»
«Хлеб -всему голова»
Лепка: « Ай качи,качи,качи,глянь.баранки
калачи»
Рисование: «Уборка урожая»
Музыкальное развитие: Слушание:
«Хлеб- всему голова»(муз.В.Захарченко,
сл.В.Балачана)
Пение : « Урожай собирай»
(Муз. А.Филиппенко,
сл.Т.Волгиной),«Колосок»(муз.О.Буйновск
ой, сл.В.Ордова),« Бай -качи,качи»»
(русская народная прибаутка)
Творческая деятельность:
«Я полю лук»(муз.Е.Тиличеевой, сл.нар)
Ноябрь
6 занятий
«Сказка
ложь, да
в ней
намек»
На примере знакомых
русских народных
сказок дать детям
представление о
сказке как жанре
словесного
фольклора.учить
отличать русскую
народную сказку от
авторской,
воспитывать
эстетическое
отношение к
произведениям
устного народного
творчества,
поддерживать интерес
к русской народной
сказке
Познавательное развитие:
«Там на неведомых
дорожках»Литературная викторина
«Знаешь ли ты сказки?»
Лепка: «Мой любимый сказочный герой»
Рисование:«Заяц -Хваста»(по мотивам
русской народной сказки)
Музыкальное развитие: Слушание:
« Сказочка» (муз.С.Прокофьева)
Пение : « Жил-был у бабушки серенький
козлик»
(русская народная песня)
Игровая деятельность: «Шел козел по
лесу»(русская народная песня)
Игра на детских музыкальных
инструментах: «Андрей-воробей»(русская
народная прибаутка)
Декабрь
6 занятий
«Зима не
лето, в
Беседа о характерных
особенностях зимы с
Познавательное развитие:
Беседа о том, кто как зимует.
21
шубу
одето»
использованием
соответствующих
пословиц, поговорок.
Загадывание загадок о
зиме.
Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского
«Проказы старухи зимы»
Рисование: «Зимний лес»
Лепка:«Какие звери живут в зимнем лесу»
Музыкальное развитие: Слушание:
«Зима» (муз.Ц.Кюи)
Пение : « Как на тоненький ледок»(русская
народная песня,обр.И.Иорданского)
Игровая деятельность: «Что нам нравиться
зимой? »(муз.Е.Тиличеевой,
сл.Л.Некрасовой )
Русские народные игры: «Ловишки» ,
«Скакалки»
Январь
4 занятия
«Пришла
Коляда-
отворяй
ворота»
Знакомить детей с
историей
возникновения и
традициями
празднования
христианского
праздника –
Рождество, развивать
речевые,
коммуникативные,
музыкальные
способности,
воспитывать
уважение, интерес к
традициям и культуре
России
Познавательное развитие
Рассказ о рождественских праздниках и
колядовании
Конструирование из бумаги:
«Рождественский ангел»
Музыкальное развитие:Слушание:«Аве
Мария» Ф.Шуберта.
«Январь. У камелька» (муз.П.Чайковского)
Пение : « Зимняя песенка»
(Муз.В.Витлина , сл. П.Кагановой)
«Рождество Христово»(муз.и
сл.Б.Синявского), «Колядки»
Игровая деятельность: танец «Светит
месяц»(русская народная мелодия),
Русские народные игры:
«Колечко,колечко» , «Прялица»
Этюд «Делимся радостью»
Февраль
4 занятия
5 занятий
«Широка
я
Маслени
ца»
Продолжать
знакомить с
традициями
празднования
Масленицы на Руси.
Пение обрядовых
песен.
Познавательное развитие:
«Широкая Масленица»
Рисование:Праздник Масленицы»
Музыкальное развитие: Слушание:
«Масленица» (муз.Г.Григорьева,
сл.Е.Шакирьянова)
Пение : «Широкая Масленица»
(рус.нар.песня), «Блины»(рус.нар.песня)
Игровая деятельность: «Угадай, на чем
играю?»(муз.Е.Тиличеевой,
сл.Ю.Островского)
Русские народные игры: «Дрема», «У
дядюшки Трифона»,«Горшки»,»Горелки
«Могучи
и сильны
Знакомство с
былинными и
Познавательное развитие: «Защитники
Родины»
22
российск
ие
богатыри
»
современными
защитниками
Родины,их
качествами,внешним
обликом.Формировать
патриотические
чувства на основе
ознакомления с
боевыми традициями
нашего народа.
воспитывать уважение
к защитникам Родины.
Интервьюирование
пап и дедушек о
защите Родины
Аппликация :«Вертолет»
Рисование:«Наша армия родная»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Военный марш»
(муз.Г.Свиридова), Пение : « Бравые
солдаты»
(Муз.А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной),
«Наша Родина
сильна»(муз.А.Филиппенко,сл.Т.Волгиной
)Игровая деятельность: игра «Мы -
военные»
(муз.Л.Сидельникова)
Март
5 занятий
4 занятия
« В
гостях у
городецк
их
мастеров
»
Познакомить с
городом Городец и
городецкой росписью,
ее особенностями:
подбором цветов,
элементами узора, его
построения
Составление узоров из
готовых форм.
Повторение пословиц
и поговорок о
мастерстве, учить
детей составлять
описательные
рассказы об изделиях
народных умельцев
Познавательное развитие:«Хороший
город Городец»
«Городецкая роспись»
Рисование:«Укрась тарелочку»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Гимн Городца»
(муз.Ю.Волкова, сл.Н.Павловской)
Пение : « Веселая дудочка»
(Муз.М.Красева, сл.Н.Френкель)
Игровая деятельность: «Игра с
бубнами»(муз.М.Красева)
Русские народные игры: «Салки», «Лапти»
«Нет
милее
дружка,
чем
родная
матушка»
Знакомство с
женскими образами в
разных видах
искусства.
Составление
рассказов о мамах.
Познавательное развитие:Рассказывание
на тему «Моя мама лучше всех»
Рисование:«Портрет мамы»
Музыкальное развитие: Слушание:
«Мама» (муз.П.Чайковского)
Пение : « У матушки было четверо
детей»(муз. и сл.В.Шестаковой)
Игровая деятельность: «Танец с цветами»
(муз.А.Жилина)
Русские народные игры:«Ручеек»,
«Скок,поскок»
Апрель
5 занятий
«Благове
щенье
-птиц на
Поиск примет весны в
природе.
Установление связей
Познавательное развитие: «Весна
пришла»
Рисование:«Апрель, апрель,на дворе
23
волю
отпущени
е» (весна
пришла)
между изменениями в
живой и в неживой
природе.
звенит капель»
Лепка:«Птичка»
Музыкальное развитие: Слушание:
«Весна» (муз .А.Вивальди)
Пение : « Скворушка»
(Муз.Ю.Слонова, сл.Л.Некрасовой),
«Жаворонушки, прилетите-ка»
(рус.нар.закличка)
Игра на детских музыкальных
инструментах: «Сорока,сорока»
(рус.нар.попевка,обр.Т.Попатенко)
Игровая деятельность: хоровод
«Земелюшка- чернозем» (рус.нар.песня)
Русские народные игры:«Заря-
заряница»,»Родничок» «Птички»
Май
6 занятий
«Имена
Победы»
Знакомство с
традициями
празднования Дня
Победы в России,с
памятниками героям-
победителям в разных
городах,
рассматривание
семейных альбомов,
составление рассказов
о родственниках,
воевавших на войне.
Познавательное развитие:
«Что такое героизм»
День Победы (музыкально-литературная
композиция)
Аппликация:« Открытка ветерану»
Рисование:«Праздничный салют»
Музыкальное развитие:
Слушание: «День Победы»
(муз.Д.Тухманова, сл.В.Харитонова)
Пение : «Вечный огонь»
(муз. А.Филиппенко, сл.Д.Чибисова)
Музыкально-ритмическая деятельность:
упражнение « Шла колонна» (марш)
(муз.И.Леви)
Игра на детских музыкальных
инструментах: «Игра в солдатики»
(муз.В.Ребикова)
24
Подготовительная группа (таблица № 5)
месяц
Тема
Краткое содержание
темы, цель
Виды занятий
Сентябрь
5 занятий
«Посиде
лки»
Вызвать у детей
интерес к жизни на
Руси, особенности
женского и мужского
труда в деревне, в
доме, закрепить знание
у детей о предметах
быта и труда, их
назначении. Беседа о
старинных способах
уборки хлеба.
Знакомство с
жерновами и их
использование.
Познавательное развитие: «Посиделки»
«Хлеб- всему голова»
Рисование:«Уборка хлеба»
Конструирование: «Плетение из соломки
косички «Плетешок»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Пшеница , родись»
( рус.нар.песня)
Пение : «Как у нашей Дуни»
(рус.нар. песня),
«Коровушка»(рус.нар.песня),
«Прялица»(рус.нар.песня), «Во
кузнице»(рус.нар. песня)
Игра на детских музыкальных
инструментах: «Андрей-воробей»
(рус.нар.песня)
Русские народные игры: «Кузнецы»,
«Пахари и жнецы»
Октябрь
5 занятий
5 занятий
«Страна,
в
которой
я живу и
другие
страны»
Сравнение традиций,
образы жизни россиян
и жителей некоторых
других стран,
знакомство с
государственным
устройством России.
Выработка правил
отношения к людям из
других стран.
Познавательное развитие: «Мир вокруг
нас»
«Разноцветные люди»»
«Рисование:«Дружат дети на планете»
Музыкальное развитие:
Слушание: « Гимн РФ»
(муз.А.Александрова,сл.С.Михалкова)
Пение : «Родина моя»
(муз.Е.Тиличеевой,сл.А.Шибицкой)
Музыкально-ритмическая деятельность:
«Парная пляска» (карельская
нар.мелодия,обр.Е.Туманян)
«Покров
–
батюшка
»
Беседа о характерных
для октября явлениях
природы, народных
обычаях и празднике
(Покров).
Познавательное развитие:
«Октябрь- грязник –ни колеса, ни полоза
не любит»
Лепка: «Осенний урожай»
Рисование:«Вкусные дары щедрой осени»
25
Музыкальное развитие:
Слушание: «Осень», «Камаринская»
(музП.Чайковского.)
Пение : « Как на день Покров»
(рус.нар.мелодия)
Игра на детских музыкальных
инструментах: «Во саду ли, в
огороде»(рус.нар.песня)
Игровая деятельность: хоровод « На горе-
то калина» (рус.нар.песня),
Русские народные игры:«Бояре», «Золотые
ворота»
Ноябрь
5 занятий
«Живет
в народе
песня»
Беседа о русской
народной песне.
Знакомство с
пословицами и
поговорками о песне.
Познавательное развитие:
«Беседа о песне»
«Русская народная песня»
Рисование:«И весело и
грустно»Музыкальное развитие:
Слушание: «Русские наигрыши»
Пение : « Лиса по лесу ходила»
(рус.нар.песня), «Как пошли наши
подружки»(рус.нар.песня)
Игровая деятельность: хоровод «Как у
наших у ворот» (рус.нар.песня),
Русские народные игры:
«Подушечка»,«Ворон»
Декабрь
5 занятий
«Никола
Зимний»
(зима
пришла)
Знакомить детей с
духовно
-нравственными
традициями русского
народа на примере
праздника Никола
Зимний, воспитывать
интерес и отзывчивость
к произведениям
музыкального
фольклора.
Познавательное развитие:
Беседа о празднике «Никола Зимний»
Рисование: «Лунная зимняя ночь»
Аппликация: «Снежинка»
Музыкальное развитие: Слушание:
«Микола»
(муз.С.Есенина,муз.Е.Комарова),
Пение : «Зимушка-хрустальная»
(Муз.А.Филиппенкосл.Т.Бойко)
Игровая деятельность: хоровод «Русская
зима» (муз. и сл. А.Олифировой)
Январь
4 занятия
«Рождес
твенская
сказка»
Беседа о
рождественских
праздниках, святочных
гаданиях. Пение
песенок
Познавательное развитие «Праздник
Рождество»
Конструирование из бумаги:
«Ангелочек»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Рождество»
(муз.В.Гайворонского, сл.В.Шемтюк)
Пение: «Колядки»,
Игровая деятельность: хоровод «Прялица»
26
(рус.нар.песня)
Русские народные игры:«Два Мороза»,
«Бабушка Пыхтеиха»
Февраль
4 занятия
4 занятия
«На
Маслени
це
веселись
. да
блинами
угостись
»
Обобщающая беседа о
Масленице. Пение
песен, частушек.
Познавательное развитие:
Праздник-развлечение «Масленица»
Рисование: «Ой блины,блины.блины….
Музыкальное развитие: Слушание:
«Едет Масленица»(рус.нар. песня),
«Масленица»(муз.и сл. Д.Трубачева)
Пение : «Масленица-кривошейка»
(Муз.Ю.Слонова, сл.Л.Некрасовой),
«Блины»(рус.нар. песня), «Блинчики
хорошие»( муз.и сл.А.Ермолаева)
Русские народные игры: Гори,гори,ясно»,
«В каравай», «Летят- не летят»
«Россий
ская
армия»
Ознакомление с
российской Армией, ее
функцией защиты
Отечества от врагов,
нравственными
качествами воинов.
Рассматривание эмблем
разных родов войск(что
рассказывают эмблемы
о воинах, их
деятельности и
качествах).
Познавательное развитие:
Творческое рассказывание на тему: «О
Российской Армии»
Рисование:«Наша Армия родная»
Музыкальное развитие:
Слушание: симфония №2 «Богатырская»
1 часть (муз.А.Бородина)
Пение : « Морской капитан»
(муз.М.Протасова, сл.О.Саар), «Ты,не
бойся, мама»
(муз.М.Протасова,сл.Е.Шкловского),
«Будем в армии служить»(муз.Ю.Чичкова,
сл.В.Малкова)
Игра на детских музыкальных
инструментах: «Наш оркестр»
(муз.Е.Тиличеевой)
Март
4 занятия
«Золотая
Хохлома
»
Знакомство детей с
Хохломской росписью,
рассказ об элементах
росписи «кудрина»,
«травка», «завиток»,
учить детей составлять
описательные рассказы
об изделиях народных
умельцев
Познавательное развитие:«Золотая
Хохлома»
Рисование:«Посуда хохломская»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Звезда Россия» (Хохлома)
(муз. и сл.Ю.Таран)
Пение : «Я на горку шла»
(рус.нар. песня.)
Игровая деятельность: игра «Шла
матрешка по дорожке» (рус.нар.песня),
Русские народные игры: «Гуськи»,
«Салки»
«Сердце
Этическая беседа о
Познавательное развитие:Этическая
27
5 занятий
матери
лучше
солнца
греет»
матери с включением
народных пословиц и
поговорок
беседа о матери
Аппликация:«Мимоза»
Рисование:«Портрет мамы»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Весна» (муз .А.Вивальди),
«Мама»(муз.П.Чайковского)
Пение : «Хорошо рядом с мамой»
(Муз.А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной)
Игровая деятельность: хоровод «Во поле
березка стояла» (рус.нар.песня)
Апрель
5 занятий
«Красна
я горка»
Рассказ о Пасхе.
Знакомство с
традициями народных
гуляний на Пасхальной
неделе, словесными
играми, пение частушек
Познавательное развитие: «Праздник
Пасха»
Рисование:«Пасхальные горшочки из
яичной скорлупы»
Аппликация: «Пасхальное яйцо»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Солнышко, выгляни» (рус.
нар закличка),колокольный звон
«Благовест» Пение : «Жаворонки»
(рус.нар.песня), «Ой,
весна,весна»(рус.нар.песня), «Солнышко-
ведрышко»(рус.нар.закличка)
Русские народные игры:«Дударь» ,
«Бабочки и ласточки», «Ай, да птица»
хоровод «Земелюшка-
чернозем»(рус.нар.песня)
Май
6 занятий
«Про
отцов и
дедов
помним»
Формировать
представления детей о
Великой Отечественной
войне, беседа о героях-
земляках, воевавших на
фронте, чтение
рассказов и
стихотворений о войне.
Познавательное развитие:
Беседа: «Наши герои-земляки»
Конкурс чтецов, посвященный Великой
Отечественной войне
Рисование:«Цветущая весна»
Аппликация: «Красная гвоздика»
Музыкальное развитие:
Слушание: «Священная война»
(муз.А.Александрова сл.В.Лебедева-
Кумача) Пение : «Катюша»
(муз. М.Блантер
сл.М.Исаковский)«Победа»(муз.Р.Габчива
дзе,сл.С.Михалкова)
28
Список литературы:
1.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада», Воронеж:
ТЦ Учитель, 2008
2.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада», Воронеж:
ТЦ Учитель, 2004
3.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»,
Воронеж: ТЦ Учитель, 2005
4.
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С «Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста СПб ООО Издательство «Детство-Пресс»,2009
5.
Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. «Мы живем в России»,М.:, 2012
6.
Каплунова И, Новоскольцева И. «Ладушки» (программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста), СПб, Издательство ООО «Невская
нота»,2015
7.
Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры», СПб ООО Издательство «Детство-Пресс»,1997
8.
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?», М.: Сфера. 2004
9.
Комарова Т.С., Ратанова Т.А. «Народное искусство в воспитании дошкольников»,
М.:,2006
10.Основная образовательная программа М АДОУ детского сада «Теремок»
11.Яцевич И.Е. «Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной
образовательной программы «Детство», СПб ООО Издательство «Детство –
Пресс, 2015
29