Автор: Денисенко Инна Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "Краснояружская СОШ №1"
Населённый пункт: Белгородская область, Краснояружский район
Наименование материала: статья
Тема: Особенности овладения учебной лексикой младшими школьниками с общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом
Раздел: среднее профессиональное
Денисенко И.А.
магистр, факультета дошкольного,
начального и специального образования,
Белгородского государственного национального
исследовательского университета
Особенности овладения учебной лексикой младшими школьниками с
общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом
Аннотация: в
статье
представлены
результаты
навыков
овладения
учебной
лексикой младшими школьниками с общим недоразвитием речи в процессе работы с
текстом.
Выявлена
недостаточная
сформированность
учебной
лексикой
младшими
школьниками
с
общим
недоразвитием
речи
в
процессе
работы
с
текстом.
Описаны
специфические трудности данного компонента у младших школьников с ОНР.
Ключевые слова: младшие школьники, общее недоразвитие речи, лексика, учебная
лексика, текст.
Современное начальное общее образование, являющееся фундаментом
всего
последующего
образования,
предъявляет
высокие
требования
к
ученикам в становлении универсальных учебных действий, которые лежат в
основе всего процесса обучения, учебная лексика является неотъемлемой
частью в формировании универсальных учебных действий и входит в их
состав.
Проблема обучения детей с общим недоразвитием речи, (ОНР) при
котором нарушены все компоненты языковой системы, являлась предметом
изучения многих авторов (Т.В. Туманова, 1997; Т.П. Бессонова, 1999; A.В.
Ястребова, 1999; Е.А. Чаладзе, 2001; В.Н. Ерёмина, 2002 и др.).
В
психолого-педагогических
исследованиях
отмечается,
что
важной
задачей обучения является формирование полноценного восприятия учебного
материала и умения работать с текстом (Т.А. Алтухова, 1998; Н.А. Кузнецова,
1998; Е.А. Сорокоумова, 1998; В.В. Строганова, 1998;C.В. Яремчук, 2003 и
др.).
В
исследованиях
Г.И.
Жаренковой,
1957;
Р.Е.
Левиной,
1965;
Н.П.
Крыловой, 1971; В.К. Воробьёвой, 1973; А.К. Марковой, 1974; Г.В. Чиркиной,
1975; Н.А. Цыпиной, 1977; Б.М. Гриншпуна, 1979; Л.Б. Халиловой, 1984;
Н.Н. Малофеева, 1988; Г.В. Бабиной, 1990;
Разные
исследователи
указывают
на
зависимость
между
уровнем
состояния собственной речи ребёнка и объёмом понимания предлагаемого
ему лексического материала. (Ю.Е. Вятлева, 2004).
Недостаточный объём знаний об окружающем у детей с ОНР тормозит
правильное и глубокое понимание ими читаемого материала, поскольку за
содержанием прочитанного не возникает отчётливых образов и реальных
представлений о предмете или явлении. Всё это позволяет говорить о том, что
дети испытывают, прежде всего, трудности в понимании лексики текстов
школьных
учебников.
На
уроках
русского
языка
и
математики
дети,
безусловно, работают с текстами учебника, имеющими особую формально-
семантическую структуру, и учебной лексикой учащиеся начальных классов
встречаются
с
первого
класса
на
уроках
математики,
русского
языка,
литературного
чтения,
на
которых
формируются
совершенно
новые
представления
и
понятия.
Трудности
в
овладении
учебной
лексикой
не
позволяют создать на уроке активную речевую практику и не обеспечивают
полноценное
понимание
учебного
текста.
Использование
традиционных
приёмов
обучения
математике
не
способствует
устранению
пробелов
в
лексическом
развитии
учащихся
с
ОНР,
поэтому
дети
не
только
не
приобретают
новые
знания,
но
и
часто
не
способны
понять
сути
прочитанного.
Таким
образом,
целью
исследование
стало
изучение
особенностей
овладения
учебной
лексикой
младшими
школьниками
с
общим
недоразвитием речи в процессе работы с текстом.
В
исследовании
приняли
участие
8
младших
школьников,
которые
обучались по АООП ДО для детей с ТНР (вариант 5.1) во 2 классе, имеют
статут ребенка с ОВЗ, заключение ПМПК: общее недоразвитие речи (III
уровень речевого развития) (Приложение1).
При
изучении
и
выявлении
степени
сформированности
навыков
понимания и употребления учебной лексики учащимися начальных классов с
ОНР применялись традиционные адаптированные методики, описанные в
работах Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Предлагаемые
упражнения
были
разработаны
нами
на
основе
программного
материала
УМК
«Школа
России»
материалы
учебника
«Математика».
В
составе
овладения
учебной
лексикой
младшими
школьниками
с
общим
недоразвитием
речи
в
процессе
работы
с
текстом
исследовали
следующие компоненты:
-
степень
сформированность
понимания
учебной
лексики
(оценка
импрессивной стороны «специального» словаря).
- навыки семантической интерпретации единиц учебной лексики.
-
навыки
опознания
учебно-терминологической
единицы
по
его
определению.
- уровень владения специальной лексикой математического характера, а
также уровня ориентировки в содержании деловой статьи учебника (умение
использовать
специальную
лексику
в
соответствии
с
предложенным
контекстным вариантом).
В данной методике применяется балльная система. Оценка выполнения
каждого задания следующая: «2» балла - проба выполнена правильно, без
смысловых
ошибок;
«1»
балл
-
задание
выполнено
неверно,
допущены
фактические ошибки; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность
выполнения
задания.
Далее
оценивали
коэффициент
уровня
успешности,
который вычислялся путем отнесения количества правильных ответов к их
общему количеству (6). Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Результаты
изучения уровня овладения учебной лексикой младшими
школьниками с общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом
представлены на рисунке 2.1.
37,50%
62,50%
Средний уровень
Низкий уровень
Рис.
2.1
Уровни
успешности
овладения
учебной
лексикой
младшими
школьниками
с
общим
недоразвитием
речи
в
процессе
работы с текстом, %
Как видно из таблицы навыки овладения учебной лексикой младшими
школьниками с общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом в
большинстве своем низкие (63%), средний уровень выявлен лишь у 37%.
Таким образом, анализ полученного материала позволяет сделать вывод
о том, что уровень овладения учебной лексикой младшими школьниками с
общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом средний и низкий.
Литература
1. Божович
Е.Д. Учителю
о
языковой
компетенции
школьника.
Психолого-педагоги ческие аспекты языкового образования. – М.: МПСИ,
2002. – 254 с.
2. Гасанова
С.С.-Г.
Анализ
словесного
состава
предложения
у
дошкольников с недоразвитием речи: моногр. – Махачкала, 2009. – 100 с.
3. Глухов
В.П.
Основы
психолингвистики:
учеб.
пособие.
–
М.
:
Астрель, 2005. – 351 с.
4. Гуменная
Г.С.
Особенности
понимания
речевого
сообщения
школьниками с недоразвитием речи. – Ижевск, 2001. – 129 с.