Напоминание

Особенности овладения учебной лексикой младшими школьниками с общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом


Автор: Денисенко Инна Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "Краснояружская СОШ №1"
Населённый пункт: Белгородская область, Краснояружский район
Наименование материала: статья
Тема: Особенности овладения учебной лексикой младшими школьниками с общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Денисенко И.А.

магистр, факультета дошкольного,

начального и специального образования,

Белгородского государственного национального

исследовательского университета

Особенности овладения учебной лексикой младшими школьниками с

общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом

Аннотация: в

статье

представлены

результаты

навыков

овладения

учебной

лексикой младшими школьниками с общим недоразвитием речи в процессе работы с

текстом.

Выявлена

недостаточная

сформированность

учебной

лексикой

младшими

школьниками

с

общим

недоразвитием

речи

в

процессе

работы

с

текстом.

Описаны

специфические трудности данного компонента у младших школьников с ОНР.

Ключевые слова: младшие школьники, общее недоразвитие речи, лексика, учебная

лексика, текст.

Современное начальное общее образование, являющееся фундаментом

всего

последующего

образования,

предъявляет

высокие

требования

к

ученикам в становлении универсальных учебных действий, которые лежат в

основе всего процесса обучения, учебная лексика является неотъемлемой

частью в формировании универсальных учебных действий и входит в их

состав.

Проблема обучения детей с общим недоразвитием речи, (ОНР) при

котором нарушены все компоненты языковой системы, являлась предметом

изучения многих авторов (Т.В. Туманова, 1997; Т.П. Бессонова, 1999; A.В.

Ястребова, 1999; Е.А. Чаладзе, 2001; В.Н. Ерёмина, 2002 и др.).

В

психолого-педагогических

исследованиях

отмечается,

что

важной

задачей обучения является формирование полноценного восприятия учебного

материала и умения работать с текстом (Т.А. Алтухова, 1998; Н.А. Кузнецова,

1998; Е.А. Сорокоумова, 1998; В.В. Строганова, 1998;C.В. Яремчук, 2003 и

др.).

В

исследованиях

Г.И.

Жаренковой,

1957;

Р.Е.

Левиной,

1965;

Н.П.

Крыловой, 1971; В.К. Воробьёвой, 1973; А.К. Марковой, 1974; Г.В. Чиркиной,

1975; Н.А. Цыпиной, 1977; Б.М. Гриншпуна, 1979; Л.Б. Халиловой, 1984;

Н.Н. Малофеева, 1988; Г.В. Бабиной, 1990;

Разные

исследователи

указывают

на

зависимость

между

уровнем

состояния собственной речи ребёнка и объёмом понимания предлагаемого

ему лексического материала. (Ю.Е. Вятлева, 2004).

Недостаточный объём знаний об окружающем у детей с ОНР тормозит

правильное и глубокое понимание ими читаемого материала, поскольку за

содержанием прочитанного не возникает отчётливых образов и реальных

представлений о предмете или явлении. Всё это позволяет говорить о том, что

дети испытывают, прежде всего, трудности в понимании лексики текстов

школьных

учебников.

На

уроках

русского

языка

и

математики

дети,

безусловно, работают с текстами учебника, имеющими особую формально-

семантическую структуру, и учебной лексикой учащиеся начальных классов

встречаются

с

первого

класса

на

уроках

математики,

русского

языка,

литературного

чтения,

на

которых

формируются

совершенно

новые

представления

и

понятия.

Трудности

в

овладении

учебной

лексикой

не

позволяют создать на уроке активную речевую практику и не обеспечивают

полноценное

понимание

учебного

текста.

Использование

традиционных

приёмов

обучения

математике

не

способствует

устранению

пробелов

в

лексическом

развитии

учащихся

с

ОНР,

поэтому

дети

не

только

не

приобретают

новые

знания,

но

и

часто

не

способны

понять

сути

прочитанного.

Таким

образом,

целью

исследование

стало

изучение

особенностей

овладения

учебной

лексикой

младшими

школьниками

с

общим

недоразвитием речи в процессе работы с текстом.

В

исследовании

приняли

участие

8

младших

школьников,

которые

обучались по АООП ДО для детей с ТНР (вариант 5.1) во 2 классе, имеют

статут ребенка с ОВЗ, заключение ПМПК: общее недоразвитие речи (III

уровень речевого развития) (Приложение1).

При

изучении

и

выявлении

степени

сформированности

навыков

понимания и употребления учебной лексики учащимися начальных классов с

ОНР применялись традиционные адаптированные методики, описанные в

работах Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Предлагаемые

упражнения

были

разработаны

нами

на

основе

программного

материала

УМК

«Школа

России»

материалы

учебника

«Математика».

В

составе

овладения

учебной

лексикой

младшими

школьниками

с

общим

недоразвитием

речи

в

процессе

работы

с

текстом

исследовали

следующие компоненты:

-

степень

сформированность

понимания

учебной

лексики

(оценка

импрессивной стороны «специального» словаря).

- навыки семантической интерпретации единиц учебной лексики.

-

навыки

опознания

учебно-терминологической

единицы

по

его

определению.

- уровень владения специальной лексикой математического характера, а

также уровня ориентировки в содержании деловой статьи учебника (умение

использовать

специальную

лексику

в

соответствии

с

предложенным

контекстным вариантом).

В данной методике применяется балльная система. Оценка выполнения

каждого задания следующая: «2» балла - проба выполнена правильно, без

смысловых

ошибок;

«1»

балл

-

задание

выполнено

неверно,

допущены

фактические ошибки; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность

выполнения

задания.

Далее

оценивали

коэффициент

уровня

успешности,

который вычислялся путем отнесения количества правильных ответов к их

общему количеству (6). Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Результаты

изучения уровня овладения учебной лексикой младшими

школьниками с общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом

представлены на рисунке 2.1.

37,50%

62,50%

Средний уровень

Низкий уровень

Рис.

2.1

Уровни

успешности

овладения

учебной

лексикой

младшими

школьниками

с

общим

недоразвитием

речи

в

процессе

работы с текстом, %

Как видно из таблицы навыки овладения учебной лексикой младшими

школьниками с общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом в

большинстве своем низкие (63%), средний уровень выявлен лишь у 37%.

Таким образом, анализ полученного материала позволяет сделать вывод

о том, что уровень овладения учебной лексикой младшими школьниками с

общим недоразвитием речи в процессе работы с текстом средний и низкий.

Литература

1. Божович

Е.Д. Учителю

о

языковой

компетенции

школьника.

Психолого-педагоги ческие аспекты языкового образования. – М.: МПСИ,

2002. – 254 с.

2. Гасанова

С.С.-Г.

Анализ

словесного

состава

предложения

у

дошкольников с недоразвитием речи: моногр. – Махачкала, 2009. – 100 с.

3. Глухов

В.П.

Основы

психолингвистики:

учеб.

пособие.

М.

:

Астрель, 2005. – 351 с.

4. Гуменная

Г.С.

Особенности

понимания

речевого

сообщения

школьниками с недоразвитием речи. – Ижевск, 2001. – 129 с.



В раздел образования