Напоминание

Особенности коммуникативно-речевых умений младших школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой деятельностью


Автор: Анастасия Александровна Семикопенко
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ"Илек-Пеньковская СОШ"
Населённый пункт: Белгородская область Краснояружский район
Наименование материала: статья
Тема: Особенности коммуникативно-речевых умений младших школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой деятельностью
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности коммуникативно-речевых умений младших школьников с

нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой

деятельностью

Семикопенко Анастасии Александровны

магистр, факультета дошкольного,

начального и специального образования,

Белгородского государственного национального

исследовательского университета

Аннотация: в статье рассматриваются специфика и особенности коммуникативно-

речевых умений младших школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной

текстовой деятельностью. Определили специфические трудности у данного контингента

детей, бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка,

трудности в

языковой реализации замысла, нарушение связности и последовательности изложения,

повторы

слов,

паузы.

Установили,

что

коммуникативно-речевые

умения

младших

школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой деятельностью.

обладает

такими

особенностями

как:

замедленность,

непрочность

и

неточность

воспроизведения.

Ключевые

слова:

младшие

школьники,

коммуникативно-речевые

умения,

текстовая деятельность, нарушения речи, обучение.

Проблемами развития речи и коммуникативной деятельности ребенка

занимались многие отечественные ученые: О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е.

Левина, О.С. Павлова, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская .

Результаты,

полученные

Ю.А.

Костенковой,

Р.И.

Лалаевой,

B.И.

Лубовским, Н.А. Никашиной, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпиной, Е.Е. Дмитриевой

свидетельствует

о

том,

что

дети

с

нарушением

речи

испытывают

значительные трудности, которые проявляются как в говорении, так и в

понимании речевого высказывания (текста).

В

настоящее

время

изучение

коммуникативно-речевых

умений

младших школьников с нарушением речи в процессе овладения учащимися

текстовой

деятельностью

не

получило

сколько-нибудь

систематического

освещения.

Поэтому

цель

исследования

выявить

особенности

и

уровень

сформированности

коммуникативно-речевых умений младших школьников с

нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой деятельностью.

Эксперимент был проведен в Муниципальном общеобразовательном

учреждении

«Краснояружская

СОШ

№1»

Белгородской

области,

пос.

Красная Яруга. Объектом исследования послужили дети в возрасте от 6,5 до

7 лет, всего 18 детей младшего школьного возраста, которые обучались по

АООП ДО для детей с ТНР (вариант 5.1) в 1 классе в течение 2018-2019

учебного года.

О ц е н к у

у р о в н я коммуникативно-речевых

умений

у

младших

школьников

с

нарушением

речи

в

процессе

овладения

устной

текстовой

деятельностью

проводили

с

помощью

оценки

универсальных

учебных

действий (УУД). Коммуникацию как взаимодействие (интеракция), изучали с

помощью

методики

«Левая

и

правая

сторона»

автор

Ж.

Пиаже,

коммуникацию

как

кооперацию

обследовали

с

помощью

методики

«Рукавички»

Г.А.

Цукерман,

коммуникацию

как

условие

интериоризации

обследовали с помощью пересказа текста и составление рассказа по серии

картинок.

Материалы

были

отобраны

в

соответствии

с

УМК

«Школа

России», для исследования была адаптирована методика Глухова В.П. ().

Результаты

исследования

коммуникативно-речевых

умений

у

младших

школьников

с

нарушением

речи

в

процессе

овладения

устной

текстовой

деятельностью представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сформированности коммуникативно-речевых умений

младших школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной

текстовой деятельностью

Кол-во

ч-к

коммуникативно-речевые умения

Общение

Кооперация

Интериоризация

В

Ср.

Н.

В

Ср.

Н.

В

Ср.

Н.

3

5

4

3

5

4

0

8

4

%

25

42

33

25

42

33

0

58

42

Как

видно

из

таблицы

навыки

общения

у

младших

школьников

с

нарушениями

речи

в

большинстве

находятся

на

среднем

уровне

(42%),

низкий уровень отмечается у 33% детей, высокий лишь у 25%. Для навыков

кооперации

характерен

средний

уровень

у

42%

детей,

низкий

уровень

отмечается у 33% детей, высокий лишь у 25%. При обследовании навыков

интериоризации больше всего детей находится на среднем уровне (58%),

остальные – на низком(42%).

Таким образом, анализ полученного материала позволяет сделать вывод

о

том,

что

уровень

развития

коммуникативно-речевых

умений

младших

школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой

деятельностью средний и низкий.

Проведя

исследование,

мы

выявили

следующие

особенности

коммуникативно-речевых умений младших школьников с нарушениями речи

в процессе овладения устной текстовой деятельностью:

- нарушение связности и последовательности изложения;

- бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка;

- пропуски смысловых звеньев и ошибки;

- повторы слов, паузы;

- незаконченность смыслового выражения мысли;

- трудности в языковой реализации замысла;

- необходимость в стимулирующей помощи.

Ограниченные

возможности

коммуникации

данного

контингента

школьников

нередко

сопровождаются

снижением

мотивационно-

потребностной

сферы

общения,

трудностями

реализации

речевых

и

паралингвистических

средств.

Комплекс

речевых

нарушений

в

целом

препятствует

организации

коммуникативного

поведения

первоклассников,

затрудняет их речевой контакт с взрослыми и детьми.

Таким образом, подводя итог исследования, мы пришли к выводу о

необходимости

проведения

коррекционно-развивающих

мероприятий,

в

соответствии

с

выявленными

недостатками

нарушениями

у

детей

с

нарушениями речи.

Список использованной литературы

1.

Астаева,

А.В.

Нейропсихологический

анализ

развития

высших

психических

функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи / А.В. Астаева, Д.И. Воронкова,

М.Б. Королева // Вестник ЮУрГУ. 2010. - № 27 - С. 82-86.

2.

Лебедева, Психологическое изучение с нарушениями [Текст] / Лебедева –

Издательство «Книголюб», – 152



В раздел образования