Автор: Анастасия Александровна Семикопенко
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ"Илек-Пеньковская СОШ"
Населённый пункт: Белгородская область Краснояружский район
Наименование материала: статья
Тема: Особенности коммуникативно-речевых умений младших школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой деятельностью
Раздел: среднее профессиональное
Особенности коммуникативно-речевых умений младших школьников с
нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой
деятельностью
Семикопенко Анастасии Александровны
магистр, факультета дошкольного,
начального и специального образования,
Белгородского государственного национального
исследовательского университета
Аннотация: в статье рассматриваются специфика и особенности коммуникативно-
речевых умений младших школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной
текстовой деятельностью. Определили специфические трудности у данного контингента
детей, бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка,
трудности в
языковой реализации замысла, нарушение связности и последовательности изложения,
повторы
слов,
паузы.
Установили,
что
коммуникативно-речевые
умения
младших
школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой деятельностью.
обладает
такими
особенностями
как:
замедленность,
непрочность
и
неточность
воспроизведения.
Ключевые
слова:
младшие
школьники,
коммуникативно-речевые
умения,
текстовая деятельность, нарушения речи, обучение.
Проблемами развития речи и коммуникативной деятельности ребенка
занимались многие отечественные ученые: О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е.
Левина, О.С. Павлова, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская .
Результаты,
полученные
Ю.А.
Костенковой,
Р.И.
Лалаевой,
B.И.
Лубовским, Н.А. Никашиной, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпиной, Е.Е. Дмитриевой
свидетельствует
о
том,
что
дети
с
нарушением
речи
испытывают
значительные трудности, которые проявляются как в говорении, так и в
понимании речевого высказывания (текста).
В
настоящее
время
изучение
коммуникативно-речевых
умений
младших школьников с нарушением речи в процессе овладения учащимися
текстовой
деятельностью
не
получило
сколько-нибудь
систематического
освещения.
Поэтому
цель
исследования
–
выявить
особенности
и
уровень
сформированности
коммуникативно-речевых умений младших школьников с
нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой деятельностью.
Эксперимент был проведен в Муниципальном общеобразовательном
учреждении
«Краснояружская
СОШ
№1»
Белгородской
области,
пос.
Красная Яруга. Объектом исследования послужили дети в возрасте от 6,5 до
7 лет, всего 18 детей младшего школьного возраста, которые обучались по
АООП ДО для детей с ТНР (вариант 5.1) в 1 классе в течение 2018-2019
учебного года.
О ц е н к у
у р о в н я коммуникативно-речевых
умений
у
младших
школьников
с
нарушением
речи
в
процессе
овладения
устной
текстовой
деятельностью
проводили
с
помощью
оценки
универсальных
учебных
действий (УУД). Коммуникацию как взаимодействие (интеракция), изучали с
помощью
методики
«Левая
и
правая
сторона»
автор
Ж.
Пиаже,
коммуникацию
как
кооперацию
обследовали
с
помощью
методики
«Рукавички»
Г.А.
Цукерман,
коммуникацию
как
условие
интериоризации
обследовали с помощью пересказа текста и составление рассказа по серии
картинок.
Материалы
были
отобраны
в
соответствии
с
УМК
«Школа
России», для исследования была адаптирована методика Глухова В.П. ().
Результаты
исследования
коммуникативно-речевых
умений
у
младших
школьников
с
нарушением
речи
в
процессе
овладения
устной
текстовой
деятельностью представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты сформированности коммуникативно-речевых умений
младших школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной
текстовой деятельностью
Кол-во
ч-к
коммуникативно-речевые умения
Общение
Кооперация
Интериоризация
В
Ср.
Н.
В
Ср.
Н.
В
Ср.
Н.
3
5
4
3
5
4
0
8
4
%
25
42
33
25
42
33
0
58
42
Как
видно
из
таблицы
навыки
общения
у
младших
школьников
с
нарушениями
речи
в
большинстве
находятся
на
среднем
уровне
(42%),
низкий уровень отмечается у 33% детей, высокий лишь у 25%. Для навыков
кооперации
характерен
средний
уровень
у
42%
детей,
низкий
уровень
отмечается у 33% детей, высокий лишь у 25%. При обследовании навыков
интериоризации больше всего детей находится на среднем уровне (58%),
остальные – на низком(42%).
Таким образом, анализ полученного материала позволяет сделать вывод
о
том,
что
уровень
развития
коммуникативно-речевых
умений
младших
школьников с нарушениями речи в процессе овладения устной текстовой
деятельностью средний и низкий.
Проведя
исследование,
мы
выявили
следующие
особенности
коммуникативно-речевых умений младших школьников с нарушениями речи
в процессе овладения устной текстовой деятельностью:
- нарушение связности и последовательности изложения;
- бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка;
- пропуски смысловых звеньев и ошибки;
- повторы слов, паузы;
- незаконченность смыслового выражения мысли;
- трудности в языковой реализации замысла;
- необходимость в стимулирующей помощи.
Ограниченные
возможности
коммуникации
данного
контингента
школьников
нередко
сопровождаются
снижением
мотивационно-
потребностной
сферы
общения,
трудностями
реализации
речевых
и
паралингвистических
средств.
Комплекс
речевых
нарушений
в
целом
препятствует
организации
коммуникативного
поведения
первоклассников,
затрудняет их речевой контакт с взрослыми и детьми.
Таким образом, подводя итог исследования, мы пришли к выводу о
необходимости
проведения
коррекционно-развивающих
мероприятий,
в
соответствии
с
выявленными
недостатками
нарушениями
у
детей
с
нарушениями речи.
Список использованной литературы
1.
Астаева,
А.В.
Нейропсихологический
анализ
развития
высших
психических
функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи / А.В. Астаева, Д.И. Воронкова,
М.Б. Королева // Вестник ЮУрГУ. 2010. - № 27 - С. 82-86.
2.
Лебедева, Психологическое изучение с нарушениями [Текст] / Лебедева –
Издательство «Книголюб», – 152