Автор: Попова Елизавета Андреевна
Должность: студент 5 курса
Учебное заведение: "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: научная статья
Тема: "РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ОРГАНИЗАТОРА ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА"
Раздел: начальное образование
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ОРГАНИЗАТОРА
ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Попова Елизавета Андреевна
студентка 5 курса педагогического факультета
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт», г. Ставрополь
Руководитель: доцент кафедры дошкольного и начального образования
Колесникова Т.В.
Группа людей, участникам которой трудно взаимодействовать между
собой
коллективом
не
является.
Школьный
класс
–
это
ячейка,
которая
самостоятельно
развивается,
имеет
своих
лидеров
и
группы,
а
также
устоявшиеся, порой негласные, предписания и правила. В задачу классного
руководителя,
организатора
коллектива,
начиная
с
первого
дня
обучения
входит помощь в объединении, понимании и осознании таких ценностей, как
взаимопомощь,
сотрудничество,
дружба,
взаимовыручка,
сопереживание
другому.
С приходом ребенка в школу, он сталкивается с многочисленными
трудностями,
связанными
с
привыканием
к
школьной
жизни,
основной
причиной
которых
являются
психологические
особенности
ребенка
в
возрасте 6 - 7 лет. Новые для первоклассника понятия «школьная жизнь» и
«школа»
связаны
с
довольно
ограниченным
кругом
его
окружения:
одноклассники, учитель, класс. Именно поэтому особенности общения и
взаимодействия, характер взаимоотношений ученика и учителя, желание и
возможность вступать в сотрудничество на уроке и во внеурочное время,
способность ребенка на проявления индивидуальности - играют особую роль
в формировании коллектива [1, с. 130].
Рассматривая детский коллектив со стороны педагогики, становится
ясно, что он имеет определенную специфику. Для ребенка он является средой
обитания.
Дети,
обращаясь
к
использованию
личностных
ресурсов,
принимают участие во внутриколлективных взаимоотношениях, получают
возможности для самореализации, пытаются самоутвердиться. Для педагогов
детский
коллектив
представляет
из
себя
цель
воспитательных
усилий
педагога [3, с. 134].
В Приказе Министерства образования и науки РФ № 21 от 3 февраля
2006
года
определено,
что
основной
целью
деятельности
классного
руководителя
необходимо
считать
создание
благоприятных
условий
для
саморазвития и самореализации каждого обучающегося класса, его успешной
адаптации в обществе. Педагог организовывает класс так, чтобы система
перспективных целей двигала коллективом [5, с. 3]. При верной постановке
перспективных целей перед обучающимися в каждый момент времени они
будут иметь яркую, понятную им и увлекательную цель своих действий.
Подходить к выбору перспективы учитель должен с таким посылом, чтобы
работа
в
конечном
итоге
имела
реальный
успех.
До
постановки
перед
коллективом
более
трудной
цели
стоит
учесть
слаженность
его
работы,
степень развития в классе организованности и общественные нужды. При
создании таких условий совершенствование коллектива и каждого отдельно
взятого члена в значительной мере ускоряется, а процесс воспитательного
воздействия
проходит
размеренно
и
естественно.
Систематическая
смена
целей
на
более
трудные
–
главное
и
самое
важное
условие
прогресса
коллектива [5, с. 4].
Большинство
специалистов
в
области
становления
школьного
коллектива
выделяет
характерные
этапы
в
формировании
детского
объединения
в
коллективе.
На
начальной
стадии,
при
которой
класс
не
сформирован
воедино,
педагогу
следует
в
разумной
степени
жёстко
и
понятно для каждого предъявить определённые требования и установить
конкретные правила и нормы. С течением времени класс начинает принимать
эти правила и следовать им – это указывает второго этапа формирования. В
его время учащиеся уже способны предъявлять требования не только к себе,
но и к коллективу, частью которого они являются. В это время степень
взаимопонимания и сплочённости ребят растет, они обзаводятся общими
интересами и различными видами деятельности. Это явления неизбежно, так
как они обучаются в одном классе, имеют общих учителей и предметы, круг
знакомств и друзей, а возможно, и хобби. Для этой стадии характерной
становится
важность
общественного
мнения,
диктующего
правила
поведения. В процессе наблюдения за детьми педагог намечает план работы
по
развитию
коллективной
работы.
В
него
должны
быть
включены
различные
творческие
мероприятия,
игры,
имеющие
целью
выявление
лидеров класса и групп инициативных школьников. После этого учитель из
роли ведущей фигуры, требующей безоговорочного выполнения требований
и правил, принимает роль соучастника в процессе формирования коллектива,
его роль управленца сменяется ролью советчика, который помогает решить
спорные ситуации и конфликты и укрепляет дух единства коллектива.
После то как атмосфера, царящая в классе, относительно устоялась, а
все ученики нашли контакт, возникают точки соприкосновения и школьники
действуют
сообща,
приобщая
к
своим
увлечениям
одноклассников,
проявляется стремление в помощи друзьям и товарищам, инициативность в
процессе
общения
и
коллективных
начинаниях.
Безусловно,
появляется
группа учащихся, проявляющих наибольшую увлечённость, активность и
организаторские способности. Такое объединение в классе называется его
активом.
Как писал А.С. Макаренко, главным сплачивающим ядром коллектива
является актив класса. Он становится тем явлением, которое поддерживает
стиль и тон общения, а также успевшие сформироваться традиции детского
коллектива [4, с. 87]. В активную группу входят учащиеся, стремящиеся
выполнить
разнообразные
поручения
класса,
и
состоящие
в
органах
его
самоуправления.
С
началом
учебного
года
учитель
доносит
до
детей
информацию о том, какими должны быть активисты и оказывает помощь при
ознакомлении
друг
с
другом
в
общих
делах.
Несомненно,
в
молодом
коллективе выбор актива класса не произойдет за один день. Учитель просто
так не может доверить определенные обязанности ребенку, ведь для этого
необходимо пристальное наблюдение [4, с. 239]. Актив должен проявить себя
«естественным» путем, без давления педагогического коллектива и влияния
родителей.
Отношения между одноклассниками развиваются по следующей схеме:
ребята
присматриваются
друг
к
другу,
пытаются
понять
сверстников,
приступают
к
совместным
действиям,
вносят
коррективы
в
собственные
действия и действия других, обучаются правильной реакции на поступки
одноклассников [2, с. 15]. Находясь в коллективе, ребёнок учится соотносить
себя
с
другими
людьми,
сопереживать
им,
в
процессе
чего
происходит
личностной формирование, оцениваются собственные действия и поступки
при осознании себя как части чего-то целого.
Таким
образом,
становление
ученического
коллектива
происходит
только при общении детей, и только в этом случае появляются, укореняются и
совершенствуются
связи
коллектива.
Но
в
их
установлении
нельзя
положиться лишь на непосредственность и общительность детей, пустив на
самотек их формирование
.
Классный учитель в любом случае выступает в
роли организатора детского коллектива.
Список литературы
1.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,
2016. - 192 с.
2.
Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. выш.
учеб. заведений/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л.
Селиванова;
под
общ.
ред.
Сластенина
и
И.А.Колесниковой.
-
М.:
Издательский центр «Академия», 2015. – 298 c.
3.
Классному руководителю. Учеб. -метод, пособие / Под ред. К47 М. И.
Рожкова. --М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 280 с.
4.
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. - М.: Педагогика,
2016. – 584 c.
5.
Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 – Редакция от 04.02.2016
«Об
утверждении
методических
рекомендаций
об
осуществлении
функций
классного
руководителя
педагогическими
работниками
государственных
общеобразовательных
учреждений
субъектов
российской
федерации
и
муниципальных
общеобразовательных
учреждений» - 4 с.