Напоминание

"РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ОРГАНИЗАТОРА ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА"


Автор: Попова Елизавета Андреевна
Должность: студент 5 курса
Учебное заведение: "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: научная статья
Тема: "РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ОРГАНИЗАТОРА ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА"
Раздел: начальное образование





Назад




РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ОРГАНИЗАТОРА

ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Попова Елизавета Андреевна

студентка 5 курса педагогического факультета

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г. Ставрополь

Руководитель: доцент кафедры дошкольного и начального образования

Колесникова Т.В.

Группа людей, участникам которой трудно взаимодействовать между

собой

коллективом

не

является.

Школьный

класс

это

ячейка,

которая

самостоятельно

развивается,

имеет

своих

лидеров

и

группы,

а

также

устоявшиеся, порой негласные, предписания и правила. В задачу классного

руководителя,

организатора

коллектива,

начиная

с

первого

дня

обучения

входит помощь в объединении, понимании и осознании таких ценностей, как

взаимопомощь,

сотрудничество,

дружба,

взаимовыручка,

сопереживание

другому.

С приходом ребенка в школу, он сталкивается с многочисленными

трудностями,

связанными

с

привыканием

к

школьной

жизни,

основной

причиной

которых

являются

психологические

особенности

ребенка

в

возрасте 6 - 7 лет. Новые для первоклассника понятия «школьная жизнь» и

«школа»

связаны

с

довольно

ограниченным

кругом

его

окружения:

одноклассники, учитель, класс. Именно поэтому особенности общения и

взаимодействия, характер взаимоотношений ученика и учителя, желание и

возможность вступать в сотрудничество на уроке и во внеурочное время,

способность ребенка на проявления индивидуальности - играют особую роль

в формировании коллектива [1, с. 130].

Рассматривая детский коллектив со стороны педагогики, становится

ясно, что он имеет определенную специфику. Для ребенка он является средой

обитания.

Дети,

обращаясь

к

использованию

личностных

ресурсов,

принимают участие во внутриколлективных взаимоотношениях, получают

возможности для самореализации, пытаются самоутвердиться. Для педагогов

детский

коллектив

представляет

из

себя

цель

воспитательных

усилий

педагога [3, с. 134].

В Приказе Министерства образования и науки РФ № 21 от 3 февраля

2006

года

определено,

что

основной

целью

деятельности

классного

руководителя

необходимо

считать

создание

благоприятных

условий

для

саморазвития и самореализации каждого обучающегося класса, его успешной

адаптации в обществе. Педагог организовывает класс так, чтобы система

перспективных целей двигала коллективом [5, с. 3]. При верной постановке

перспективных целей перед обучающимися в каждый момент времени они

будут иметь яркую, понятную им и увлекательную цель своих действий.

Подходить к выбору перспективы учитель должен с таким посылом, чтобы

работа

в

конечном

итоге

имела

реальный

успех.

До

постановки

перед

коллективом

более

трудной

цели

стоит

учесть

слаженность

его

работы,

степень развития в классе организованности и общественные нужды. При

создании таких условий совершенствование коллектива и каждого отдельно

взятого члена в значительной мере ускоряется, а процесс воспитательного

воздействия

проходит

размеренно

и

естественно.

Систематическая

смена

целей

на

более

трудные

главное

и

самое

важное

условие

прогресса

коллектива [5, с. 4].

Большинство

специалистов

в

области

становления

школьного

коллектива

выделяет

характерные

этапы

в

формировании

детского

объединения

в

коллективе.

На

начальной

стадии,

при

которой

класс

не

сформирован

воедино,

педагогу

следует

в

разумной

степени

жёстко

и

понятно для каждого предъявить определённые требования и установить

конкретные правила и нормы. С течением времени класс начинает принимать

эти правила и следовать им – это указывает второго этапа формирования. В

его время учащиеся уже способны предъявлять требования не только к себе,

но и к коллективу, частью которого они являются. В это время степень

взаимопонимания и сплочённости ребят растет, они обзаводятся общими

интересами и различными видами деятельности. Это явления неизбежно, так

как они обучаются в одном классе, имеют общих учителей и предметы, круг

знакомств и друзей, а возможно, и хобби. Для этой стадии характерной

становится

важность

общественного

мнения,

диктующего

правила

поведения. В процессе наблюдения за детьми педагог намечает план работы

по

развитию

коллективной

работы.

В

него

должны

быть

включены

различные

творческие

мероприятия,

игры,

имеющие

целью

выявление

лидеров класса и групп инициативных школьников. После этого учитель из

роли ведущей фигуры, требующей безоговорочного выполнения требований

и правил, принимает роль соучастника в процессе формирования коллектива,

его роль управленца сменяется ролью советчика, который помогает решить

спорные ситуации и конфликты и укрепляет дух единства коллектива.

После то как атмосфера, царящая в классе, относительно устоялась, а

все ученики нашли контакт, возникают точки соприкосновения и школьники

действуют

сообща,

приобщая

к

своим

увлечениям

одноклассников,

проявляется стремление в помощи друзьям и товарищам, инициативность в

процессе

общения

и

коллективных

начинаниях.

Безусловно,

появляется

группа учащихся, проявляющих наибольшую увлечённость, активность и

организаторские способности. Такое объединение в классе называется его

активом.

Как писал А.С. Макаренко, главным сплачивающим ядром коллектива

является актив класса. Он становится тем явлением, которое поддерживает

стиль и тон общения, а также успевшие сформироваться традиции детского

коллектива [4, с. 87]. В активную группу входят учащиеся, стремящиеся

выполнить

разнообразные

поручения

класса,

и

состоящие

в

органах

его

самоуправления.

С

началом

учебного

года

учитель

доносит

до

детей

информацию о том, какими должны быть активисты и оказывает помощь при

ознакомлении

друг

с

другом

в

общих

делах.

Несомненно,

в

молодом

коллективе выбор актива класса не произойдет за один день. Учитель просто

так не может доверить определенные обязанности ребенку, ведь для этого

необходимо пристальное наблюдение [4, с. 239]. Актив должен проявить себя

«естественным» путем, без давления педагогического коллектива и влияния

родителей.

Отношения между одноклассниками развиваются по следующей схеме:

ребята

присматриваются

друг

к

другу,

пытаются

понять

сверстников,

приступают

к

совместным

действиям,

вносят

коррективы

в

собственные

действия и действия других, обучаются правильной реакции на поступки

одноклассников [2, с. 15]. Находясь в коллективе, ребёнок учится соотносить

себя

с

другими

людьми,

сопереживать

им,

в

процессе

чего

происходит

личностной формирование, оцениваются собственные действия и поступки

при осознании себя как части чего-то целого.

Таким

образом,

становление

ученического

коллектива

происходит

только при общении детей, и только в этом случае появляются, укореняются и

совершенствуются

связи

коллектива.

Но

в

их

установлении

нельзя

положиться лишь на непосредственность и общительность детей, пустив на

самотек их формирование

.

Классный учитель в любом случае выступает в

роли организатора детского коллектива.

Список литературы

1.

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ.

высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,

2016. - 192 с.

2.

Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. выш.

учеб. заведений/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л.

Селиванова;

под

общ.

ред.

Сластенина

и

И.А.Колесниковой.

-

М.:

Издательский центр «Академия», 2015. – 298 c.

3.

Классному руководителю. Учеб. -метод, пособие / Под ред. К47 М. И.

Рожкова. --М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 280 с.

4.

Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. - М.: Педагогика,

2016. – 584 c.

5.

Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 – Редакция от 04.02.2016

«Об

утверждении

методических

рекомендаций

об

осуществлении

функций

классного

руководителя

педагогическими

работниками

государственных

общеобразовательных

учреждений

субъектов

российской

федерации

и

муниципальных

общеобразовательных

учреждений» - 4 с.



В раздел образования