Напоминание

Современные формы взаимодействия участников образовательной деятельности.


Автор: Родькина Татьяна Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ Кемеровской области Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий "Искорка"
Населённый пункт: г .Кемерово
Наименование материала: Обобщающий опыт
Тема: Современные формы взаимодействия участников образовательной деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Кемеровской области «Кемеровский детский клинический

психоневрологический санаторий «Искорка»

Современные формы взаимодействия

участников образовательной деятельности.

Практика

Исполнитель:

Родькина Татьяна Леонидовна

старший воспитатель

t

.

rodkina2012@yandex.

ru

Кемерово 2019год

С введением Федерального Закона «Об образовании в Российской

Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью получения

общего образования.

В

2013

году

на

основе

Конституции

Российской

Федерации,

законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах

ребенка был разработан и введен в действие Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

В основные принципы реализации ФГОС ДО заложено: сотрудничество

Организации

с

семьей,

содействие

и

сотрудничество

детей

и

взрослых,

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

и государства.

В условиях реализации новых нормативно-правовых подходов перед

дошкольным

образованием

поставлены

целевые

о р и е н т и р ы ,

предполагающие

открытость,

тесное

сотрудничество

и

взаимодействие

с

родителями (законными представителями) детей.

Новые задачи, встающие перед педагогическим коллективом

предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с

медицинским персоналом ГБУЗ КО «Кемеровского клинического детского

психоневрологического санатория «Искорка», помогающими ему решать

образовательные задачи.

На современном этапе санаторий постепенно превращается в открытую

образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс

становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со

стороны педагогического коллектива, а с другой — педагоги ориентируются

на сотрудничество и взаимодействие с медицинским персоналом санатория.

Для лучшей организации взаимодействия медицинского персонала и

педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с

детьми между воспитателями, медперсоналом, родителями,

администрацией.

Работа педагогов нашего коллектива обозначена в создании благоприятных

условий для организации взаимодействия всех участников образовательной

деятельности.

Актуальность обусловлена тем, что рассматривает и решает одну из

наиболее важных проблем современной дошкольной и школьной

педагогики, повышения качества образования и создание благоприятных

условий для сохранения физического, психического и психологического

здоровья детей, и их полноценного развития за время короткого пребывание

в санатории «Искорка»

Детский психоневрологичекий санаторий «Искорка» - одно из старейших в

городе Кемерово специализированных медицинских учреждений для

лечения детей с поражением центральной нервной системой, органов

зрения, опорно – двигательного аппарата, психики и речи.

Сегодня детский санаторий «Искорка» - охватывает весь комплекс

реабилитацией детей, связанной с патологией нервной системы, опорно –

двигательного аппарата, нарушения психики и речи. Ежегодно в санатории

получают лечение свыше 1200 детей от 1.5 до 14 лет.

Постоянный коллективный поиск, забота каждого сотрудника в лечебном

процессе и образовательной деятельности, позволили санаторию, добиться

высокой эффективности в реабилитации детей.

Лечебно – диагностические кабинеты оснащены новейшим

оборудованием, действует физиотерапевтическое отделение.

Освоены методики реабилитации детей с ДЦП, что позволяет быстрее

восстанавливать опорно – двигательные функции у детей.

Педагогами активно используются элементы кондуктивной терапии и

педагогики.

Лечение и педагогическую коррекцию проводят неврологи, воспитатели,

педагоги – психологи, логопеды.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника

понять больного ребенка. Это умение оказывает благоприятное

взаимодействие на психологический контакт между медицинским

работником и ребенком. Тем самым выздоровление и реабилитация

проходят быстрее и эффективнее.

Медицинский персонал, по просьбам педагогического персонала,

обращается к детям по имени, так как само имя для ребенка и его

произношение является комфортным. Комфортное пребывание ребенка в

санатории является приоритетной для всего коллектива.

Воспитательно – образовательная деятельность для детей с

ограниченными возможностями здоровья, направлена на создание в

учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих

учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ, посредством

индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем,

обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение

познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных

функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность

всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции

поведения, незрелость.

Задачи педагогического коллектива:

1.

Вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью

образовательной программы которая соответствует его способностям.

2.

Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей,

обеспечение специальных условий, учитывая его физические,

медицинские показания.

3.

Создание оптимальных условий обучения детей с ОВЗ с

использованием адекватных вспомогательных средств и

педагогических приемов, совместных форм работы воспитателей,

педагогов-психологов, логопедов, инструкторов физической культуры,

музыкального работника и педагога по эстетотерапии.

4.

Формирование личности ребенка с использования активных методов

обучения и воспитания за короткое время пребывания в санатории.

5.

Создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей

познавательные и игровые потребности ребенка с ОВЗ.

6.

Развитие эстетических, физических, музыкальных, творческих

способностей каждого ребенка с учетом его желаний, медицинских

показаний и возможностей.

7.

Создание благоприятных условий для формирования познавательной

активности и творческой инициативы ребенка, развития его

мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер.

8.

Восстановление нарушенных двигательных функций рук у детей с

нарушением центральной нервной системы, в частности,

формирование и развитие мелкой моторики рук.

Участники образовательной деятельности.

Дети от 1.5 лет до 14 лет

Родители или законные представители.

Педагоги (воспитатели, психологи, логопеды, инструктор физической

культуры, инструктор по лечебной физической культуре, музыкальный

руководитель, педагог дополнительного образования – эстетотерапии)

Медицинский персонал (врач-невролог, педиатр, ортопед, медицинские

сестры – палатные и медицинские сестры – физиокабинета)

Администрация.

Модели взаимодействия участников образовательной деятельности:

1.Ребенок – ребенок.

Свободно общается при поступлении и нахождении в санатории, со

сверстниками

Приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками ( в том числе моральными)

Самовыражается через совместную творческую деятельность.

Учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний

ради общих целей.

Учиться договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

2.

Педагог – ребенок

Признание ценности личности ребенка.

Признание уникальности – индивидуальности личности ребенка.

Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям

содержания, форм и методов, воспитания и обучения.

Приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не

как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

Ориентация на социализацию – осознание и освоение ребенком

современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, социальной и

духовной жизни.

Адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни.

Диалоговое взаимодействие с ребенком.

Активизация исследовательских и творческих интересов ребенка.

Создание условий для самостоятельного обнаружения и постановки

познавательских проблем.

Ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка –

раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей и

склонностей ребенка с ОВЗ.

3.

Медицинский персонал – ребенок – педагог.

Консультирование педагогов по вопросам здоровья и физического развития

детей.

Разработка графика посещения детьми медицинских процедур.

Оформление листа здоровья каждого ребенка.

Разработка медицинских рекомендаций на ребенка для учета педагогами в

образовательной деятельности.

Контроль за внедрением форм и методов ортопедической коррекции на

группах.

Планирование мероприятий по снижению заболеваемости.

Участие медицинских работников в педагогических мероприятиях.

Участие педагогического коллектива в мероприятиях проводимых

медицинским персоналом (медико – педагогические конференции,

оперативных совещаниях касающихся вопросов здоровья детей)

Информирование педагогов о проведении медицинского лечения и

поведения детей.

Информирование педагогами медицинских работников об изменении в

состоянии и поведении детей.

Контроль питания детей со стороны педагогов и медицинского персонала.

Контроль санитарно – гигиенического состояния помещений и детей.

4.

Педагог – медицинский работник.

Соблюдение санитарного режима.

Организация мероприятий по закаливанию детей.

Участие медицинского персонала в педагогических советах, посвященных

проблеме физического развития и здоровья детей.

Организация питания детей.

Совместный прием детей.

Участие в работе по профилактике отклоняющего поведения, вредных

привычек у воспитанников.

Обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка во время всего нахождения

в санатории.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не

первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми

является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья

каждого ребенка, а также их возможностей и самое главное их желания.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для меня,

является понимание того, что эти дети не являются ущербными по

сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном

индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей

и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации

является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям

общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые

общество принимает и учитывает.

Дети поступают на короткий срок прохождения лечения, многие дети уже

в санатории не первый раз проходят курс реабилитации. Такие дети легко и

быстро адаптируются и приспосабливаются, не волнуются, не переживают и

не бояться. Им знакомо само учреждение, знакомы и любимы

педагогический и медицинский персонал. С такими детьми уже на первом

этапе легко находить общий язык, любому педагогу знакомы интересы

ребенка, которые выявлялись на протяжении нескольких посещений

ребенком, санатория. Таким детям не нужно помогать включаться в

коллектив, в общую работу группы, давать задания, с которыми они уже

могут справиться, стимулировать развивающую, познавательную и

образовательную деятельности. Такие дети помогают воспитателю группы,

быстрее адаптировать, тех детей, которые поступили первый раз.

Формы взаимодействия.

Общая цель участников образовательной деятельности : установление

эмоционального контакта между педагогами, медицинским персоналом и

детьми. Создание эмоционального комфорта в группе, сблизить участников

педагогической деятельности.

1.

К данной группе форм относим проведение педагогами таких

традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча нового

года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам»,

«Праздник урожая»

Любой сотрудник может выступить в роли непосредственного участника,

принять участие в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, и

принять участие в самом масштабном мероприятие как ФлешМоб.

2.

ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ.

Выставки меняются в зависимости от сезонности ( по временам года, по

определенной тематике) У ребенка проявляется интерес использования

разного материала, который он не использовал ранее, к выполнению разных

техник в работе.

Так как родители не всегда могут принять участие в оценке работы детей,

в этом активно принимают участие сотрудники медицинского персонала и

администрации. У детей повышается самооценка после оценки работы и

желание продолжать творить далее и не останавливаться на достигнутом. А

это очень важно в воспитательно – образовательной деятельности.

3.

Наглядно – информационная.

Стенгазеты по темам: «Всемирный день без табака», «Всемирный день

борьбы против рака», «Всемирный день окружающей среды», «Всемирный

день больного», «Международный день инвалидов» и т.д.

Стенгазета оформляется педагогом, совместно с детьми и медицинским

персоналом. Медицинский персонал контролирует информацию в

стенгазете. Такая как стенгазета по теме «Всемирный день без табака» не

оставляет никого равнодушным, так как это призыв ребенка бросить курить

взрослого человека . И такие положительные примеры в нашем коллективе

есть.

4.

Нетрадиционная. (ролевая, имитационная)

К этой форме отношу сюжетно –ролевые игры. Дети не просто играют, они

моделируют

. Дети во время пребывания в санатории посещают кабинеты

массажа, физиолечения, водолечения, процедурного и другие кабинеты.

Таким образом ребенок создает игровую обстановку реального кабинета, и

использует предметы их заменяющие. Дети с интересом вживаются в роль

медсестры, массажиста, врачей разных направлений ( невролог, окулист,

стоматолог т.д.) так как видят работу этих специалистов и запоминают их

действия.

5.

Экскурсии.

Эта форма проводится с детьми старшего возраста, Дети посещают всей

группой медицинские кабинеты разного направления и назначения. Так как

есть дети которым не назначают данный вид процедуры, у них нет

представления и о этой профессии. Дети с большим интересом слушают

рассказ о работе кабинета и о специалистах которые обслуживают кабинет.

Такие экскурсии воспитывают уважение к труду врача, медицинской сестры.

А также может повлиять на выбор профессии.

6.

Пригласительные.

Подготовить любой концерт или выступление для наших детей не

представляется сложным, Все дети с большим удовольствием принимают

участие во всех мероприятиях. Они не только учат стихи , песни, но и готовят

танцевальные номера, театрализованные постановки. Все это подготовив,

нужно кому то показать, а зрителей очень мало. Родители мероприятия не

посещают из – за дальности их проживания. И остается в числе зрителей

только медицинский персонал и администрация санатория.

У нас появилась традиция приглашать наших специалистов на концерты и

выступления. Дети своими руками создают приглашения, подписывают их.

Разносят их по кабинетам. И вот после такого приглашения уже нет

возможности отказаться прийти, посмотреть на подготовку концерта, и

оценить выступающих. В данной форме взаимодействия, дети учатся

коммуникации, общению со взрослыми людьми разного статуса,

уверенности.

7.

Праздничные поздравления коллектива.

Еще одна форма, уже стала традицией в коллективе. К праздникам «Новый

год», «8 Марта», «День медицинского работника», «День медицинской

сестры», дети старших групп готовят поздравительные концерты и

выступления. Учат стихи, песни и красочные танцы и флешМобы. Дети не

только радостно, энергично и весело поздравляют весь коллектив, а это люди

разных профессий, но и каждому сотруднику дариться маленький подарочек

или сувенир, соответствующей тематики. Таких сувениров у каждого

сотрудника уже есть небольшая коллекция. Сотрудник помнит какой сувенир

и кто из детей ему подарил.

Дети заранее готовят подарки, вкладывая в них всю душу, хорошее

настроение, умения, трудолюбие, отношение и уважение к труду взрослых .

Дети с нетерпением ждут и готовятся к таким серьезным мероприятиям,

ждут общения, похвалы и признание их талантов.

Все мероприятия проводимые в коллективе санатория объединяют всех

участников процесса, в реабилитации каждого ребенка. В коллективе

создается творческая атмосфера между участниками образовательной

деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на

следующих принципах:

Добровольность

Сотрудничество

Уважение интересов друг друга.

Соблюдение законов и иных нормативных актов.

Эффективность такого взаимодействия обеспечивает:

Приобретение детьми опыта общения в социуме, обществе.

Повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения.

Сформировать активную позицию взрослого и значимых навыков

общения с детьми ОВЗ.

Для педагога позволяет оценить свои профессиональные возможности

и достижения.

Сформировать партнерские доверительные отношения между

коллегами и детьми.

Осуществлять поиск новых идей и работать над совместными

проектами.

Помогает создать коллектив творческих единомышленников.

Создание комфортного, психологического климата в коллективе.

Создание привлекательного имиджа учреждению.

Взаимодействие участников воспитательного процесса – это не самоцель, а

важное средство, необходимый способ успешного решения поставленных

задач, и эффективность определяется прежде всего развитием личности

педагога и ребенка.

Степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые

ставятся.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности, является

развитие основных характеристик взаимодействия участников

педагогического процесса.

Психолого – педагогические условия взаимодействия:

Под психолого – педагогическими условиями следует понимать следующее:

Применение широкого спектра методов взаимодействия участников

образовательного процесса.

Создание специальных художественно – эстетических видов

деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе

сверстников и взрослых.

Разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания

социокультурной идентификации во взросло – детском сообществе.

Внесение в предметно – развивающую среду пособий, игр, игрушек,

поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и

средствам человеческой жизнедеятельности.

В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического

процесса, можно судить по обогащению содержания их совместной

деятельности и общения, способов и форм взаимодействия и осуществления

приемственности.

В санатории «Искорка» сохраняются старые традиции и появляются новые,

которые с успехом приживаются и находят положительный отклик всего

коллектива. С приходом новых сотрудников появляются новые методы и

формы взаимодействия, которые соответствуют современным требованиям

времени и стандартам ФГОС. В процессе воспитания нового современного

человека участвуют все сотрудники нашего коллектива, но педагогический

коллектив это грамотно, сплоченная и профессиональная команда.

Воспитатель это универсальный помощник для ребенка с ОВЗ, который

владеет в совершенстве методиками, техникой, формами, методами и

главное обладает опытом и готов поделиться с другими и обучать молодых

специалистов в работе с детьми ОВЗ. В нашем коллективе каждый

воспитатель имеет большой багаж знаний и опыта, умеет организовывать,

соблюдает нравственные позиции, знанием профессиональной этики при

работе с детьми ДЦП и ОВЗ.

Литература:

Т.В.Волосовец. Е.Н.Кутепова « Инклюзивная практика в дошкольном

образовании» Издательство Мозаика – Синту Москва 2011

Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учебное пособие для

студентов высш. учеб. заведений. Издательство центр Академия 2006

Юбозов Н.Н. О трехкомпонетной структуре межличностного

взаимодействия // Психология межличностного познания / под редакцией

Бодалева А.А. – М Педагогика .



В раздел образования