Автор: Вилкова Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 65 города Тюмени
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Статья
Тема: Наглядные пособия как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках истории
Раздел: среднее образование
3
Наглядные пособия как средство формирования познавательного интереса учащихся на
уроках истории
Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ 3 65 Вилкова И.В.
Понятие интерес в разных источниках трактуется по разному, но в какой бы форме
не раскрывалось его содержание
суть этого понятия сводится к тому, что интерес-это
причина наших действий связанная с потребностью узнать что то новое. Именно к этому
выводу в своих исследованиях приходят известные советские и российские педагоги.
Например, в теории Л.С. Выготского интерес – это психическое явление, связанное с
такими психическими функциями, как память и внимание. Л.С. Выготский неоднократно
указывал
на
то,
что
интерес
влияет
и
на
работу
памяти:
интересный
материал
обеспечивает глубокое усвоение[1]. К.Д. Ушинский рассуждая о сущности этого понятия
писал о том, что интерес связан с потребностями человека в деятельности и вниманием,
которое возникает тогда, когда предмет познания представляет новость. Учение является
напряженным трудом и требует от ребенка активной мыслительной работы. Роль интереса
заключается в том, чтобы он побуждал человека учиться всю жизнь [5].
Один из видов интереса - познавательный интерес, его сущность, рассматривается
исследователями с разных точек зрения. Подчеркивается его роль в жизни человека,
отмечаются
важность
развития
и
значение
педагогических
условий
в
формировании
познавательного интереса. Например С.Л. Рубинштейн под познавательным интересом
подразумевает сосредоточенность на определенном предмете мыслей, стремление ближе
ознакомиться с предметом познания[6].Н.Г. Морозова говорит о познавательном интересе
как
о
эмоционально-познавательном
отношении
к
предмету
или
деятельности,
переходящем в направленность личности[7]. Но все исследователи сходятся в мысли о
том,
что
познавательный
интерес
является
одним
из
важнейших
мотивов
учения
школьников и развивать познавательный интерес у школьников необходимо и в учебной и
во внеурочной деятельности.
Памятники
архитектуры
это
недвижимые
объекты
материального
и
духовного
творчества, которые имеют национальное или международное значение. К памятникам
архитектуры и зодчества могут относиться: отдельные постройки, здания и сооружения;
архитектурные ансамбли и комплексы, кварталы, площади, сохранившиеся фрагменты
древней планировки и застройки поселений и т.д. Ряд педагогов в своих трудах приходят к
мысли о том, что памятники архитектуры имеют большой воспитательный потенциал в
развитии
ценностного
отношения
к
художественной
культуре,
становлению
духовно-
ценностной основы личности. Они считают, что зодчество должно создавать эстетически
4
наполненную
пространственную
организацию
и
духовно-нравственную
основу
в
формировании личности, а также патриотических чувств к национальной культуре[8].
Познавательный
интерес
у
школьников
к
изучению
памятников
архитектуры,
конечно
же,
в
некоторой
степени
формируется
во
время
учебной
и
внеурочной
деятельности
в
процессе
изучения
истории,
литературы
и
ряда
других
школьных
дисциплин.
Однако,
к
сожалению
времени
для
изучения
архитектурно-культурного
наследия отводится очень мало и как следствие у значительного числа школьников не
формируется
познавательный интерес к его изучению, они не обладают устойчивыми
знаниями
о
памятниками
архитектуры
как
являющимися
культурно-историческим
наследием так и достижениями современного строительства.
Возникает вопрос - как можно
спровоцировать рост познавательного интереса
школьников к изучению памятников архитектуры без увеличения времени отводимого для
их изучения в урочное время? Поставив перед собой этот вопрос, мы обратились к
анализу научной литературы и убедились, что аналогичная проблема, в приложении к
целому ряду школьных дисциплин, рассматривается в значительном количестве научных
статей и монографий. Причем немалая доля исследований поднимает вопрос о роли
наглядных пособий как средства формирования познавательного интереса и устойчивых
знаний о, изучаемом объекте. Например Н. И. Жарков и В. И. Гиль в статье посвященной
начертательной геометрии и машинной графике приходят к мнению, что для уменьшения
непроизводительной траты времени целесообразно использовать на занятиях, наряду с
другими техническими средствами, наглядные пособия[9].Фролова В.Д. в научной статье
говорит о том, что
при изучении общеобразовательных дисциплин наглядное пособие
помогает лучше усвоить принцип, основную идею[10]. Использование наглядных пособий
в
школе
для
обучения
биологии
освещает
в
статье
Макарова
О.
Б[11].
О
значении
наглядных
пособий
в
процессе
обучения
физики
пишут Е.
А.
Румбешта
и
Э.
Г.
Гельфман[12].
Изучив научную литературу, посвященную роли наглядных пособий в процессе
обучения
и
формирования
образовательной
среды
в
школе
мы
сформулировали
следующую
гипотезу
-
увеличение
количества
наглядных
пособий
связанных
с
архитектурным наследием размещенных в образовательной среде школы приведет к росту
познавательного
интереса
к
изучению
памятников
архитектуры
у
школьников.
Эту
гипотезу мы и попытаемся доказать в ходе нашего исследования.
Для реализации поставленной цели и решения задач нами была разработана анкета,
состоящая из 10 вопросов, целью которых было выявить уровень знаний о памятниках
архитектуры, наличие стремления у школьников получать эти знания самостоятельно и
5
информацию о формах в которых ученики хотели бы получать эти знания в школе.
Анкетирование было проведено среди учеников 2 корпуса обучающихся в 5-8 классах.
Выборка- 40 человек (10 учеников 5 классов, 10 учеников 6 классов, 10 учеников 7
классов, 10 учеников 8 классов).
Таблица 1. Результаты анкетирования.
№
Правильные
ответы
Не правильные
ответы
Выводы
1
35
5
Знание о понятии архитектурные памятники
сформировано
2
25
15
Не верные ответы получены от учеников 5
классов – 7, 6 классов -5, учеников 7 классов-
3.
3
20
20
Не верные ответы получены от учеников 5
классов – 12, 6 классов -6, учеников 7 классов-
2.
4
17
23
Не верные ответы получены от учеников 5
классов – 13, 6 классов -8, учеников 7 классов-
2.
5
18
22
Не верные ответы получены от учеников 5
классов – 12, 6 классов -8, учеников 7 классов-
2.
№
Да
Нет
Выводы
6
13
27
большинство считают, что не обладают
достаточными познаниями и хотели бы
расширить собственные знания
7
27
13
8
Соприкасаются
с информацией
о памятниках
архитектуры
31
Редко или
никогда не
соприкасаются
с информацией
9
Выводы: подавляющее большинство
опрошенных признает что в повседневной
жизни эта информация им встречается
9
На уроках в
школе
35
Внеурочные
мероприятия
20
Самостоятель
ное изучение
5
Выводы преимущественно
ученики получают
информацию о памятниках
архитектуры в результате
уроков и внеурочной
деятельности под
руководством классного
руководителя. Своего
6
варианта ответа не предложил
никто.
10
Вопрос предполагал возможность нескольких вариантов ответа.
Популярность самостоятельного чтения 10 ответов
Просмотр фильмов 37 ответов
Слушать учителя 15 ответов
Знакомиться с моделями памятников 29 ответов
Не интересно, не хочу получать информацию 3 ответа
Выводы: наиболее популярны способы получения информации – просмотр
фильмов, знакомство с моделями памятников.
Изучив публикации на бумажных носителях и интернет ресурсы
мы собрали и
обработали информацию о знаменитых башнях, выбранных нами в качестве основы для
разработки наглядных пособий. В результате наиболее интересные с нашей точки зрения
факты о часовой башне Вестминстерского дворца (Биг-Бен, Великобритания), Эйфелевой
башне
(Франция),
Сиднейской
башне
(Австралия),
башне
Менара
в
Куала-Лумпуре
(Малайзия)
были
включены
в
графические
и
текстовые
наглядные
пособия,
эти
же
объекты были взяты для моделирования. Разработав наглядные пособия, мы познакомили
с ними учеников, ранее включенных в число респондентов в процессе анкетирования.
После этого был проведен опрос целью, которого являлось
выяснение отношения у
школьников
к возможности получения информации о памятниках архитектуры через
представленные нами пособия и желания учащихся самостоятельно принимать участие в
аналогичной работе. Опрос проводился по следующим вопросам: 1. Были ли вы знакомы
ранее
с
представленными
памятниками
архитектуры?
2.
Понравились
ли
вам
представленные наглядные пособия? 3.Хотели бы вы иметь возможность знакомиться с
памятниками
архитектуры,
представленными
в
виде
моделей
и
сопроводительной
информации? 4. Хотели бы вы попробовать самостоятельно собрать модель памятника
архитектуры и найти интересные факты о нем? В результате опроса 40 учеников 5-8
классов были получены следующие результаты:
Таблица 2. Результаты опроса.
Были ли вы знакомы ранее с
представленными
памятниками архитектуры
Да -2
Нет
-22
Частично-16
Выводы –
преимущественно
ученики не знакомы с
представленными
объектами
Понравились ли вам
представленные наглядные
Да 31
Нет -4
Частично - 5
Вывод – наглядные
пособия понравились
7
пособия
значительному
количеству опрошенных
Хотели бы вы знакомится с
памятниками архитектуры по
аналогичным пособиям
Да 32
Нет 1
Возможно 7
Вывод – значительное
число опрошенных
хотело бы получать
информацию через
наглядны пособия
Хотели бы вы попробовать
самостоятельно собрать
модель памятника
архитектуры и найти
интересные факты о нем
Да -
27
Нет 2
Возможно 11
Вывод значительное
число опрошенных
хотело бы
самостоятельно
осуществить работу по
моделированию и
изучению памятника
архитектуры.
Обобщая результаты практической части работы необходимо отметить следующее:
Анкетирование выявило низкий уровень знаний у учеников 5-8 классов о памятниках
архитектуры приведенных в вопросах анкеты. Если соотнести эту информацию с тем
фактом, что самостоятельное изучение памятников архитектуры в качестве источника
информации признается только 5 учениками из 40, а изучение использованных в анкете
наименований
памятников
архитектуры
не
предусмотрено
школьной
программой
то
низкий уровень продемонстрированных знаний становится закономерным. Большинство
учеников участвовавших в анкетировании признает что встречается в повседневной жизни
с информацией о памятниках архитектуры, мы полагаем, что эта информация, прежде
всего,
касается
памятников
архитектуры
города
Тюмени.
Причем
более
половины
опрошенных
считает,
что
не
обладает
достаточными
познаниями
о
памятниках
архитектуры и хотела бы расширить собственные знания. Следовательно, информация
сопровождающая
повседневность
учеников
не
достаточна
и
требуется
увеличения
ее
количества. Наиболее популярными ответами на вопрос о том, каким образом хотели бы
ученики
получать
информацию
о
памятниках
архитектуры
стали
ответы
-
смотреть
фильмы о памятниках архитектуры, знакомится с моделями памятников архитектуры.
Используя доступные нам средства, мы остановились на разработке наглядных пособий
сочетавших в себе модели архитектурных памятников (популярный согласно ответам
опрашиваемых
вариант)
и
графической
и
текстовой
информации
(наименее
предпочитаемый
вариант).
Процесс
сбора
и
обобщения
информации
для
создания
8
наглядных пособий не потребовал значительных усилий потому, что фото-информации и
публикаций,
посвященных
памятникам
архитектуры
достаточно
много
как
в
виде
печатных
работ,
так
и
в
виде
интернет
источников,
следовательно,
самостоятельная
деятельность в этой области доступна любому ученику, у которого есть к ней интерес.
Результаты устного опроса, проведенного после ознакомления учеников с разработанными
нами наглядными пособиями выявили заинтересованность
учеников в возможности
знакомится с памятниками архитектуры через аналогичные наглядные пособия и желание
самостоятельно попробовать заняться моделированием и сбором интересных фактов о
памятниках архитектуры.
Список литературы
1.Выготский Л.С. Лекции по психологи // Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
– с.756-827.
2.Башарин В.Ф. Место и роль познавательного интереса в познавательной деятельности
учащихся
//
Педагогические
проблемы
формирования
познавательных
интересов
учащихся. Респуб. сб. науч. трудов Л., 1979., С.36-45.
3.Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения //
Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2. С. 88–92.
4.Шоган В.В. методики преподавания истории в школе: новая технология личностно-
ориентированного исторического образования. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 475 с.
5.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1974.
6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ., М., Минск, 2001.
7.Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., 1961.
8.Курбан-Адамова
Г.
А.
Приобщения
учащихся
школ
к
художественно-эстетической
культуре средствами архитектурных памятников г. Дербента // Педагогика: традиции и
инновации. 2013. - С. 99-101.
9.Жарков
Н.
И.,
Гиль
В.
И.,
Красковский
С.
В.
Разработка
наглядных
пособий
по
дисциплине
«Начертательная
геометрия,
инженерная
и
машинная
графика»//Высшее
техническое образование. 2014.-С. 109-111.
10.Фролова В.Д. Применение наглядных пособий и технических средств обучения на
уроках специальных дисциплин.//Вологдинские чтения.2009.-С. 52-54.
9
11.Макарова
О.
Б.
Модернизация
школьного
кабинета
биологии
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего образования // Концепт. - 2014. – С. 31-34
12.Румбешта Е. А., Гельфман Э. Г. Особенности преподавания физики в школах разного
типа. //Вестник Томского государственного педагогического университета.2010.- С 128-
130.