Напоминание

Наглядные пособия как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках истории


Автор: Вилкова Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 65 города Тюмени
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Статья
Тема: Наглядные пособия как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




3

Наглядные пособия как средство формирования познавательного интереса учащихся на

уроках истории

Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ 3 65 Вилкова И.В.

Понятие интерес в разных источниках трактуется по разному, но в какой бы форме

не раскрывалось его содержание

суть этого понятия сводится к тому, что интерес-это

причина наших действий связанная с потребностью узнать что то новое. Именно к этому

выводу в своих исследованиях приходят известные советские и российские педагоги.

Например, в теории Л.С. Выготского интерес – это психическое явление, связанное с

такими психическими функциями, как память и внимание. Л.С. Выготский неоднократно

указывал

на

то,

что

интерес

влияет

и

на

работу

памяти:

интересный

материал

обеспечивает глубокое усвоение[1]. К.Д. Ушинский рассуждая о сущности этого понятия

писал о том, что интерес связан с потребностями человека в деятельности и вниманием,

которое возникает тогда, когда предмет познания представляет новость. Учение является

напряженным трудом и требует от ребенка активной мыслительной работы. Роль интереса

заключается в том, чтобы он побуждал человека учиться всю жизнь [5].

Один из видов интереса - познавательный интерес, его сущность, рассматривается

исследователями с разных точек зрения. Подчеркивается его роль в жизни человека,

отмечаются

важность

развития

и

значение

педагогических

условий

в

формировании

познавательного интереса. Например С.Л. Рубинштейн под познавательным интересом

подразумевает сосредоточенность на определенном предмете мыслей, стремление ближе

ознакомиться с предметом познания[6].Н.Г. Морозова говорит о познавательном интересе

как

о

эмоционально-познавательном

отношении

к

предмету

или

деятельности,

переходящем в направленность личности[7]. Но все исследователи сходятся в мысли о

том,

что

познавательный

интерес

является

одним

из

важнейших

мотивов

учения

школьников и развивать познавательный интерес у школьников необходимо и в учебной и

во внеурочной деятельности.

Памятники

архитектуры

это

недвижимые

объекты

материального

и

духовного

творчества, которые имеют национальное или международное значение. К памятникам

архитектуры и зодчества могут относиться: отдельные постройки, здания и сооружения;

архитектурные ансамбли и комплексы, кварталы, площади, сохранившиеся фрагменты

древней планировки и застройки поселений и т.д. Ряд педагогов в своих трудах приходят к

мысли о том, что памятники архитектуры имеют большой воспитательный потенциал в

развитии

ценностного

отношения

к

художественной

культуре,

становлению

духовно-

ценностной основы личности. Они считают, что зодчество должно создавать эстетически

4

наполненную

пространственную

организацию

и

духовно-нравственную

основу

в

формировании личности, а также патриотических чувств к национальной культуре[8].

Познавательный

интерес

у

школьников

к

изучению

памятников

архитектуры,

конечно

же,

в

некоторой

степени

формируется

во

время

учебной

и

внеурочной

деятельности

в

процессе

изучения

истории,

литературы

и

ряда

других

школьных

дисциплин.

Однако,

к

сожалению

времени

для

изучения

архитектурно-культурного

наследия отводится очень мало и как следствие у значительного числа школьников не

формируется

познавательный интерес к его изучению, они не обладают устойчивыми

знаниями

о

памятниками

архитектуры

как

являющимися

культурно-историческим

наследием так и достижениями современного строительства.

Возникает вопрос - как можно

спровоцировать рост познавательного интереса

школьников к изучению памятников архитектуры без увеличения времени отводимого для

их изучения в урочное время? Поставив перед собой этот вопрос, мы обратились к

анализу научной литературы и убедились, что аналогичная проблема, в приложении к

целому ряду школьных дисциплин, рассматривается в значительном количестве научных

статей и монографий. Причем немалая доля исследований поднимает вопрос о роли

наглядных пособий как средства формирования познавательного интереса и устойчивых

знаний о, изучаемом объекте. Например Н. И. Жарков и В. И. Гиль в статье посвященной

начертательной геометрии и машинной графике приходят к мнению, что для уменьшения

непроизводительной траты времени целесообразно использовать на занятиях, наряду с

другими техническими средствами, наглядные пособия[9].Фролова В.Д. в научной статье

говорит о том, что

при изучении общеобразовательных дисциплин наглядное пособие

помогает лучше усвоить принцип, основную идею[10]. Использование наглядных пособий

в

школе

для

обучения

биологии

освещает

в

статье

Макарова

О.

Б[11].

О

значении

наглядных

пособий

в

процессе

обучения

физики

пишут Е.

А.

Румбешта

и

Э.

Г.

Гельфман[12].

Изучив научную литературу, посвященную роли наглядных пособий в процессе

обучения

и

формирования

образовательной

среды

в

школе

мы

сформулировали

следующую

гипотезу

-

увеличение

количества

наглядных

пособий

связанных

с

архитектурным наследием размещенных в образовательной среде школы приведет к росту

познавательного

интереса

к

изучению

памятников

архитектуры

у

школьников.

Эту

гипотезу мы и попытаемся доказать в ходе нашего исследования.

Для реализации поставленной цели и решения задач нами была разработана анкета,

состоящая из 10 вопросов, целью которых было выявить уровень знаний о памятниках

архитектуры, наличие стремления у школьников получать эти знания самостоятельно и

5

информацию о формах в которых ученики хотели бы получать эти знания в школе.

Анкетирование было проведено среди учеников 2 корпуса обучающихся в 5-8 классах.

Выборка- 40 человек (10 учеников 5 классов, 10 учеников 6 классов, 10 учеников 7

классов, 10 учеников 8 классов).

Таблица 1. Результаты анкетирования.

Правильные

ответы

Не правильные

ответы

Выводы

1

35

5

Знание о понятии архитектурные памятники

сформировано

2

25

15

Не верные ответы получены от учеников 5

классов – 7, 6 классов -5, учеников 7 классов-

3.

3

20

20

Не верные ответы получены от учеников 5

классов – 12, 6 классов -6, учеников 7 классов-

2.

4

17

23

Не верные ответы получены от учеников 5

классов – 13, 6 классов -8, учеников 7 классов-

2.

5

18

22

Не верные ответы получены от учеников 5

классов – 12, 6 классов -8, учеников 7 классов-

2.

Да

Нет

Выводы

6

13

27

большинство считают, что не обладают

достаточными познаниями и хотели бы

расширить собственные знания

7

27

13

8

Соприкасаются

с информацией

о памятниках

архитектуры

31

Редко или

никогда не

соприкасаются

с информацией

9

Выводы: подавляющее большинство

опрошенных признает что в повседневной

жизни эта информация им встречается

9

На уроках в

школе

35

Внеурочные

мероприятия

20

Самостоятель

ное изучение

5

Выводы преимущественно

ученики получают

информацию о памятниках

архитектуры в результате

уроков и внеурочной

деятельности под

руководством классного

руководителя. Своего

6

варианта ответа не предложил

никто.

10

Вопрос предполагал возможность нескольких вариантов ответа.

Популярность самостоятельного чтения 10 ответов

Просмотр фильмов 37 ответов

Слушать учителя 15 ответов

Знакомиться с моделями памятников 29 ответов

Не интересно, не хочу получать информацию 3 ответа

Выводы: наиболее популярны способы получения информации – просмотр

фильмов, знакомство с моделями памятников.

Изучив публикации на бумажных носителях и интернет ресурсы

мы собрали и

обработали информацию о знаменитых башнях, выбранных нами в качестве основы для

разработки наглядных пособий. В результате наиболее интересные с нашей точки зрения

факты о часовой башне Вестминстерского дворца (Биг-Бен, Великобритания), Эйфелевой

башне

(Франция),

Сиднейской

башне

(Австралия),

башне

Менара

в

Куала-Лумпуре

(Малайзия)

были

включены

в

графические

и

текстовые

наглядные

пособия,

эти

же

объекты были взяты для моделирования. Разработав наглядные пособия, мы познакомили

с ними учеников, ранее включенных в число респондентов в процессе анкетирования.

После этого был проведен опрос целью, которого являлось

выяснение отношения у

школьников

к возможности получения информации о памятниках архитектуры через

представленные нами пособия и желания учащихся самостоятельно принимать участие в

аналогичной работе. Опрос проводился по следующим вопросам: 1. Были ли вы знакомы

ранее

с

представленными

памятниками

архитектуры?

2.

Понравились

ли

вам

представленные наглядные пособия? 3.Хотели бы вы иметь возможность знакомиться с

памятниками

архитектуры,

представленными

в

виде

моделей

и

сопроводительной

информации? 4. Хотели бы вы попробовать самостоятельно собрать модель памятника

архитектуры и найти интересные факты о нем? В результате опроса 40 учеников 5-8

классов были получены следующие результаты:

Таблица 2. Результаты опроса.

Были ли вы знакомы ранее с

представленными

памятниками архитектуры

Да -2

Нет

-22

Частично-16

Выводы –

преимущественно

ученики не знакомы с

представленными

объектами

Понравились ли вам

представленные наглядные

Да 31

Нет -4

Частично - 5

Вывод – наглядные

пособия понравились

7

пособия

значительному

количеству опрошенных

Хотели бы вы знакомится с

памятниками архитектуры по

аналогичным пособиям

Да 32

Нет 1

Возможно 7

Вывод – значительное

число опрошенных

хотело бы получать

информацию через

наглядны пособия

Хотели бы вы попробовать

самостоятельно собрать

модель памятника

архитектуры и найти

интересные факты о нем

Да -

27

Нет 2

Возможно 11

Вывод значительное

число опрошенных

хотело бы

самостоятельно

осуществить работу по

моделированию и

изучению памятника

архитектуры.

Обобщая результаты практической части работы необходимо отметить следующее:

Анкетирование выявило низкий уровень знаний у учеников 5-8 классов о памятниках

архитектуры приведенных в вопросах анкеты. Если соотнести эту информацию с тем

фактом, что самостоятельное изучение памятников архитектуры в качестве источника

информации признается только 5 учениками из 40, а изучение использованных в анкете

наименований

памятников

архитектуры

не

предусмотрено

школьной

программой

то

низкий уровень продемонстрированных знаний становится закономерным. Большинство

учеников участвовавших в анкетировании признает что встречается в повседневной жизни

с информацией о памятниках архитектуры, мы полагаем, что эта информация, прежде

всего,

касается

памятников

архитектуры

города

Тюмени.

Причем

более

половины

опрошенных

считает,

что

не

обладает

достаточными

познаниями

о

памятниках

архитектуры и хотела бы расширить собственные знания. Следовательно, информация

сопровождающая

повседневность

учеников

не

достаточна

и

требуется

увеличения

ее

количества. Наиболее популярными ответами на вопрос о том, каким образом хотели бы

ученики

получать

информацию

о

памятниках

архитектуры

стали

ответы

-

смотреть

фильмы о памятниках архитектуры, знакомится с моделями памятников архитектуры.

Используя доступные нам средства, мы остановились на разработке наглядных пособий

сочетавших в себе модели архитектурных памятников (популярный согласно ответам

опрашиваемых

вариант)

и

графической

и

текстовой

информации

(наименее

предпочитаемый

вариант).

Процесс

сбора

и

обобщения

информации

для

создания

8

наглядных пособий не потребовал значительных усилий потому, что фото-информации и

публикаций,

посвященных

памятникам

архитектуры

достаточно

много

как

в

виде

печатных

работ,

так

и

в

виде

интернет

источников,

следовательно,

самостоятельная

деятельность в этой области доступна любому ученику, у которого есть к ней интерес.

Результаты устного опроса, проведенного после ознакомления учеников с разработанными

нами наглядными пособиями выявили заинтересованность

учеников в возможности

знакомится с памятниками архитектуры через аналогичные наглядные пособия и желание

самостоятельно попробовать заняться моделированием и сбором интересных фактов о

памятниках архитектуры.

Список литературы

1.Выготский Л.С. Лекции по психологи // Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

– с.756-827.

2.Башарин В.Ф. Место и роль познавательного интереса в познавательной деятельности

учащихся

//

Педагогические

проблемы

формирования

познавательных

интересов

учащихся. Респуб. сб. науч. трудов Л., 1979., С.36-45.

3.Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения //

Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2. С. 88–92.

4.Шоган В.В. методики преподавания истории в школе: новая технология личностно-

ориентированного исторического образования. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 475 с.

5.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1974.

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ., М., Минск, 2001.

7.Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., 1961.

8.Курбан-Адамова

Г.

А.

Приобщения

учащихся

школ

к

художественно-эстетической

культуре средствами архитектурных памятников г. Дербента // Педагогика: традиции и

инновации. 2013. - С. 99-101.

9.Жарков

Н.

И.,

Гиль

В.

И.,

Красковский

С.

В.

Разработка

наглядных

пособий

по

дисциплине

«Начертательная

геометрия,

инженерная

и

машинная

графика»//Высшее

техническое образование. 2014.-С. 109-111.

10.Фролова В.Д. Применение наглядных пособий и технических средств обучения на

уроках специальных дисциплин.//Вологдинские чтения.2009.-С. 52-54.

9

11.Макарова

О.

Б.

Модернизация

школьного

кабинета

биологии

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего образования // Концепт. - 2014. – С. 31-34

12.Румбешта Е. А., Гельфман Э. Г. Особенности преподавания физики в школах разного

типа. //Вестник Томского государственного педагогического университета.2010.- С 128-

130.



В раздел образования