Напоминание

История профессионального образования.


Автор: Бычкова Елена Александровна
Должность: мастер производственного образования
Учебное заведение: ГБПОУ Профессиональный лицей № 4
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: Доклад
Тема: История профессионального образования.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4

Д О К Л А Д

На

тему:

«

История

профессионального

образования

в

России».

Автор: мастер производственного обучения

ПЛ № 4 Бычкова Е.А.

Рекомендовано

к

использованию

на

заседаниях

цикловых

методических комиссий в рамках обмена опытом

г.Владикавказ, 2019г.

Систематиче ское

профе ссиональное

образование начинает

складываться

в

нашей

стране

в

середине

XVII

века

с

появлением

посольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в Типографской

школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684

г. 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем

для

подготовки

печатников

Печатного

двора.

В

организации

учебного

процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался “поденный

корм” и в обязанности которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.

Появление

профессионального

образования

в

современном

его

понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных

военных действий в Северной войне ПетрI предпринял шаги по подготовке

необходимых государству специалистов путём создания профессиональных

школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было

направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны

были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и

техники в различных областях. В 1701 году ПетромI была утверждена в

Москве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы

которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана

Морская Академия.

В

школе

обучались

подростки

и

юноши

всех

сословий,

кроме

крепостных,

в

возрасте

от

12

до

20

лет,

находившиеся

на

полном

государственном

обеспечении.

Количество

обучающихся

в

1703

году

составляло

300

человек,

в

1711

500

человек.

Курс

состоял

из

трёх

ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике и арифметике),

цифровой

(обучение

арифметике,

геометрии,

тригонометрии),

высшей

(навигаторских

классов).

Учащиеся

навигаторских

классов

проходили

практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке

дорог.

Большую

роль

в

организации

работы

школы

сыграли

Л.Ф.

Магницкиий

и

шотландец

А.Д.

Форварсон.

В

1712

году

были

созданы

инженерная

и

артиллерийская

школы.

Профессиональная

школа

носила

сословный

характер,

готовила

к

различным

областям

государственной

службы.

Заслугой ПетраI является создание сети светских и духовных школ,

как

в

столице,

так

и

в

провинции.

Петровское

понимание

назначения

государственной службы было изложено в Табели о рангах: “Сыновьям

Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства,

такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их

породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор

находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, и охотно желаем

видеть,

чтоб

они

от

других

всяких

случаях

по

до стоинству

отличались;однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока

они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не

получат”. Однако в отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в

учебные заведения добровольно.

Со

времён

Петра

гражданская

служба

потребовала

всё

больших

знаний

в

праве,

экономике,

политике,

что

требовало

профессиональной

подготовки.

В

1733

году

в

Петербурге

было

основано

приравненное

к

академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию

в России.

Как

особая

ступень

среднее

профессиональное

образование

сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения

труда

и

его

организации

в

условиях

развитого

крупного

машинного

производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных

учебных

заведения,

подведомственных

различным

министерствам.

Существовала

отраслевая

диспропорция

учебных

заведений,

которые

территориально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в

России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных.

Представляет

интерес

система

управления

образованием,

существовавшая в России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит

преобразование

государственных

учреждений

царской

России

по

западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России

были

образованы

первые

восемь

министерств,

среди

которых

Министерство

народного

просвещения,

созданное

для

“воспитания

юношества и распространения наук” и ведающее высшими, средними и

низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств,

типографией и цензурой.

Аппарат

Министерства

в

первые

годы

его

существования

был

невелик.

Роль

коллегии

при

министре,

разрешавшей

все

вопросы

административного,

хозяйственного,

учебного

и

научного

характера,

исполняло

Главное

управление

училищ,

состоявшее

из

назначенных

императором чиновников и попечителей учебных округов. Исполнителем

решений

Главного

управления

являлся

единственный

департамент

Министерства.

В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая,

средняя

и

высшая

школа

стали

подчиняться

административной

власти

округа. Попечитель учебного округа назначался императором.

В середине 50-х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный

Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал

– губернаторов.

В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием

несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование

постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее

потребностям

общества.В

управлении

образованием

наблюдалось

две

тенденции,

которые

в

разные

периоды

становились

преобладающими:

доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных

тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за

образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые

итоги

капитализма

в

России

обусловили

децентрализацию

управления

техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию

состава

выпускников,

возникновение

неправительственных

учебных

заведений.

В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н.

Игнатьев,

сторонник

радикальной

реформы

среднего

и

высшего

образования в соответствии с требованиями промышленной и финансовой

буржуазии.

В

этот

период

управление

профессиональным

образованием

было децентрализовано.

После революции в России средние профессиональное образование

стало

частью

системы

народного

образования.

С

1919

года

управление

учебными

заведениями

было

централизовано

и

сосредоточено

в

Главпрофобре

при

Наркомпросе

РСФСР.

В

техникумах

готовили

как

инженеров

узкой

специализации,

так

и

помощников

инженеров.

Сроки

обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране

было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре

1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об установлении

единой системы индустриально – технического образования”. Техникумы

стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 %

учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы

реорганизовались в отраслевые.

Управление

средним

профессиональным

образованием

стало

строиться

по

отраслевому

принципу.

Рост

количества

промышленных

предприятий,

курс

на

индустриализацию,

потребовали

привлечения

квалифицированных специалистов, перестройки образования.

В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых

к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки

группы

проблем

в

первую

очередь

высшей

школы

и

техникумов,

большинство

из

которых

появились

в

этот

период,

послужило

постановление

ЦИК

СССР

от

19

сентября

1932

года

“Об

учебных

программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были

разработаны стабильные учебные планы.

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со

средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947

году был достигнут довоенный уровень.

В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа научно-

технической базы учебных заведений возрос контингент обучающихся, что

связано

с

растущей

общественной

потребностью

в

квалифицированных

специалистах.

Аналогичная

тенденция

характерна

для

высших

учебных

заведений.

В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего

профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн. человек.

В

соответствии

с

требованиями

отраслей

народного

хозяйства

возросла

подготовка кадров по ряду специальностей, было открыто более 30 новых

направлений

подготовки.

К

1981

году

система

среднего

специального

образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного

хозяйства страны более чем по 500 специальностям.

В

настоящее

время

в

России

функционирует

2812

средних

профессиональных

учебных

заведения,

из

них

142

негосударственных,

которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена более чем

по 280 специальностям. Численность студентов, обучающихся в средних

профессиональных учебных заведениях, составляет 2147 тысяч человек. 20

марта

2001

года

в

Москве

состоится

Съезд

директоров

средних

профессиональных учебных заведений, который наметит пути дальнейшего

совершенствования и развития среднего профессионального образования.



В раздел образования