Автор: Бычкова Елена Александровна
Должность: мастер производственного образования
Учебное заведение: ГБПОУ Профессиональный лицей № 4
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: Доклад
Тема: История профессионального образования.
Раздел: среднее профессиональное
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4
Д О К Л А Д
На
тему:
«
История
профессионального
образования
в
России».
Автор: мастер производственного обучения
ПЛ № 4 Бычкова Е.А.
Рекомендовано
к
использованию
на
заседаниях
цикловых
методических комиссий в рамках обмена опытом
г.Владикавказ, 2019г.
Систематиче ское
профе ссиональное
образование начинает
складываться
в
нашей
стране
в
середине
XVII
века
с
появлением
посольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в Типографской
школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684
г. 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем
для
подготовки
печатников
Печатного
двора.
В
организации
учебного
процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался “поденный
корм” и в обязанности которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.
Появление
профессионального
образования
в
современном
его
понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных
военных действий в Северной войне ПетрI предпринял шаги по подготовке
необходимых государству специалистов путём создания профессиональных
школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было
направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны
были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и
техники в различных областях. В 1701 году ПетромI была утверждена в
Москве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы
которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана
Морская Академия.
В
школе
обучались
подростки
и
юноши
всех
сословий,
кроме
крепостных,
в
возрасте
от
12
до
20
лет,
находившиеся
на
полном
государственном
обеспечении.
Количество
обучающихся
в
1703
году
составляло
300
человек,
в
1711
–
500
человек.
Курс
состоял
из
трёх
ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике и арифметике),
цифровой
(обучение
арифметике,
геометрии,
тригонометрии),
высшей
(навигаторских
классов).
Учащиеся
навигаторских
классов
проходили
практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке
дорог.
Большую
роль
в
организации
работы
школы
сыграли
Л.Ф.
Магницкиий
и
шотландец
А.Д.
Форварсон.
В
1712
году
были
созданы
инженерная
и
артиллерийская
школы.
Профессиональная
школа
носила
сословный
характер,
готовила
к
различным
областям
государственной
службы.
Заслугой ПетраI является создание сети светских и духовных школ,
как
в
столице,
так
и
в
провинции.
Петровское
понимание
назначения
государственной службы было изложено в Табели о рангах: “Сыновьям
Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства,
такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их
породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор
находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, и охотно желаем
видеть,
чтоб
они
от
других
всяких
случаях
по
до стоинству
отличались;однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока
они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не
получат”. Однако в отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в
учебные заведения добровольно.
Со
времён
Петра
гражданская
служба
потребовала
всё
больших
знаний
в
праве,
экономике,
политике,
что
требовало
профессиональной
подготовки.
В
1733
году
в
Петербурге
было
основано
приравненное
к
академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию
в России.
Как
особая
ступень
среднее
профессиональное
образование
сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения
труда
и
его
организации
в
условиях
развитого
крупного
машинного
производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных
учебных
заведения,
подведомственных
различным
министерствам.
Существовала
отраслевая
диспропорция
учебных
заведений,
которые
территориально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в
России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных.
Представляет
интерес
система
управления
образованием,
существовавшая в России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит
преобразование
государственных
учреждений
царской
России
по
западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России
были
образованы
первые
восемь
министерств,
среди
которых
–
Министерство
народного
просвещения,
созданное
для
“воспитания
юношества и распространения наук” и ведающее высшими, средними и
низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств,
типографией и цензурой.
Аппарат
Министерства
в
первые
годы
его
существования
был
невелик.
Роль
коллегии
при
министре,
разрешавшей
все
вопросы
административного,
хозяйственного,
учебного
и
научного
характера,
исполняло
Главное
управление
училищ,
состоявшее
из
назначенных
императором чиновников и попечителей учебных округов. Исполнителем
решений
Главного
управления
являлся
единственный
департамент
Министерства.
В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая,
средняя
и
высшая
школа
стали
подчиняться
административной
власти
округа. Попечитель учебного округа назначался императором.
В середине 50-х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный
Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал
– губернаторов.
В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием
несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование
постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее
потребностям
общества.В
управлении
образованием
наблюдалось
две
тенденции,
которые
в
разные
периоды
становились
преобладающими:
доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных
тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за
образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые
итоги
капитализма
в
России
обусловили
децентрализацию
управления
техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию
состава
выпускников,
возникновение
неправительственных
учебных
заведений.
В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н.
Игнатьев,
сторонник
радикальной
реформы
среднего
и
высшего
образования в соответствии с требованиями промышленной и финансовой
буржуазии.
В
этот
период
управление
профессиональным
образованием
было децентрализовано.
После революции в России средние профессиональное образование
стало
частью
системы
народного
образования.
С
1919
года
управление
учебными
заведениями
было
централизовано
и
сосредоточено
в
Главпрофобре
при
Наркомпросе
РСФСР.
В
техникумах
готовили
как
инженеров
узкой
специализации,
так
и
помощников
инженеров.
Сроки
обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране
было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре
1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об установлении
единой системы индустриально – технического образования”. Техникумы
стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 %
учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы
реорганизовались в отраслевые.
Управление
средним
профессиональным
образованием
стало
строиться
по
отраслевому
принципу.
Рост
количества
промышленных
предприятий,
курс
на
индустриализацию,
потребовали
привлечения
квалифицированных специалистов, перестройки образования.
В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых
к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки
группы
проблем
в
первую
очередь
высшей
школы
и
техникумов,
большинство
из
которых
появились
в
этот
период,
послужило
постановление
ЦИК
СССР
от
19
сентября
1932
года
“Об
учебных
программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были
разработаны стабильные учебные планы.
В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со
средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947
году был достигнут довоенный уровень.
В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа научно-
технической базы учебных заведений возрос контингент обучающихся, что
связано
с
растущей
общественной
потребностью
в
квалифицированных
специалистах.
Аналогичная
тенденция
характерна
для
высших
учебных
заведений.
В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего
профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн. человек.
В
соответствии
с
требованиями
отраслей
народного
хозяйства
возросла
подготовка кадров по ряду специальностей, было открыто более 30 новых
направлений
подготовки.
К
1981
году
система
среднего
специального
образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного
хозяйства страны более чем по 500 специальностям.
В
настоящее
время
в
России
функционирует
2812
средних
профессиональных
учебных
заведения,
из
них
142
негосударственных,
которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена более чем
по 280 специальностям. Численность студентов, обучающихся в средних
профессиональных учебных заведениях, составляет 2147 тысяч человек. 20
марта
2001
года
в
Москве
состоится
Съезд
директоров
средних
профессиональных учебных заведений, который наметит пути дальнейшего
совершенствования и развития среднего профессионального образования.