Автор: Попова Оксана Серафимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ" Сунтарская специальнаякоррекционнаяобщеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: с. Сунтар Сунтарского района Республика Саха Якутия
Наименование материала: ИНТЕГРАЦИЯ РЕБЕНКА - ИНВАЛИДА В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ
Тема: ИНТЕГРАЦИЯ РЕБЕНКА - ИНВАЛИДА В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ
Раздел: начальное образование
ИНТЕГРАЦИЯ РЕБЕНКА - ИНВАЛИДА В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ
Аннотация: Раскрывается актуальная проблема обеспечения социально-педагогических
условий интеграции детей-инвалидов в социум с привлечением социальных партнеров.
Определяется необходимость совершенствования форм, методов социально- педагогической
реабилитации детей-инвалидов.
Abstract: This article touches upon the urgent problem of providing social and pedagogical
conditions for the integration of disabled children into society with the involvement of social
partners. The necessity of improving the forms and methods of social and pedagogical rehabilitation
of disabled children is determined.
Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, психолого-педагогическая
помощь, дети-инвалиды, инклюзивное обучение.
Keywords: social and pedagogical rehabilitation, psychological and pedagogical assistance, disabled
children, inclusive education.
Проблема социальной адаптации инвалидов и проблема приспособленности инвалидов к
полноценной
жизни
в
обществе
здоровых
людей
приобрела
в
последнее
время
особую
важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы
к
людям,
которые
по
воле
судьбы
родились
или
стали
инвалидами.
Сейчас,
на
смену
социальной помощи инвалидам, которая долгие годы провозглашалась и с разной степенью
успешности претворялась в жизнь, приходят прогрессивные идеи и технологии социальной
адаптации
инвалидов
т.е.
их
интеграции
(включения)
в
современное
общество,
как
полноценных его членов.
Проблема
состоит
в
противоречии
между
декларированием
равноправия
детей-
инвалидов со здоровыми детьми на получение полноценного образования
и фактической
дискриминацией этого контингента, что препятствует их социальной интеграции в общество и
приводит в дальнейшем к деривации значительной части инвалидов.
Общественные объединения инвалидов и родителей детей с инвалидностью вносят
чрезвычайно важный вклад в развитие инклюзивного образования и в развитие. Многие
социологические опросы выявляют в целом позитивное отношение родителей здоровых детей
и учителей общеобразовательных школ к идее реализации практики инклюзивного обучения
детей
с
тяжелыми
физическими
нарушениями.
Итак,
дети
с
тяжелыми
физическими
нарушениями (незрячие, неслышащие и дети, перемещающиеся при помощи коляски) должны
иметь право выбора места получения образования. Это право должно быть закреплено в
системе государственного законодательства и регламентировано на уровне практики.
Актуальность
этой
проблемы
обусловлена
тенденцией
роста
числа
детей
с
ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, значительное их количество имеют
дефекты
умственного
и
физического
развития.
Хотя
некоторые
из
них
не
признаны
инвалидами, но они требуют специальных условий обучения, воспитания и оздоровления. И
не секрет, что не все дети с ОВЗ, охвачены с общеобразовательными учреждениями. А это
означает,
что
национальная
образовательная
инициатива
“Наша
новая
школа”
не
придерживается.
В
последнее
время
инвалидов
принято
называть
«людьми
с
ограниченными
возможностями здоровья» (ОВЗ).
В данный момент полным ходом идет
работа по
изучению условий успешной
интеграции ребёнка с инвалидностью в коллектив здоровых сверстников.
Инвалидам нужна, в первую очередь, не материальная или медицинская помощь, а
возможность стать полноценными членами общества, возможность поверить в себя и в
полной мере реализовать свой потенциал.
На сегодняшний момент
реализуются варианты интегрированного обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, которые ориентированы на
обеспечение возможности подобрать каждому ребенку ту форму интеграции, которая доступна
и
полезна
для
его
психического
развития,
образования
и
формирования
жизненной
компетенции. Необходимо осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого
ребенка и возможности выбора полезной и доступной для него модели интеграции:
•
постоянная частичная интеграция эффективна для тех детей, которые способны
наравне
с
нормально
развивающимися
сверстниками
овладевать
небольшой
частью
необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного
времени;
•
временная частичная интеграция, при которой все воспитанники специальной
группы
(класса)
вне
зависимости
от
уровня
психофизического
и
речевого
развития
объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных
различных мероприятий воспитательного характера.
•
постоянная полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по
уровню
психофизического
и
речевого
развития
соответствуют
возрастной
норме
и
психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по
1–2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они
обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например,
дети
с
нарушениями
речи
в
логопункте
детского
учреждения),
либо
в
группе
кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных
центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических
кабинетах
системы
здравоохранения);
•
постоянная
неполная
интеграция
для
тех
детей,
чей
уровень
психического
развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной
коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться
совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними
большую часть внеклассного времени;
•
эпизодическая
интеграция–целенаправленная
организация
минимального
социального
взаимодействия
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
со
сверстниками.
Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом
интеграции
со
стороны
учителя-дефектолога,
который
помогает
массовым
педагогам
в
организации
воспитания
и
обучения
ребенка
с
отклонениями
в
развитии
в
коллективе
здоровых сверстников.
В
данное
время
не
в
каждой
школе
есть
специалисты
дефектологи,
но
чтобы
полностью включить в образовательные процессы в наше время предлагается инклюзивное
образование как форма интеграции.
За последние годы отношение к инвалидам в обществе меняется в лучшую сторону,
хотя и не так быстро, как этого бы хотелось. Принят Федеральный закон «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации».
Важная задача общества сегодня – помочь инвалидам восстановить свою самооценку,
помочь воспринимать себя не как людей с ограниченными возможностями, а как
личностям, которым всё подвластно.
Надо помочь инвалидам строить отношения со здоровыми людьми, с окружающим
миром.
Среди
многочисленных
проблем
детства
особую
остроту
приобретают
проблемы
детей-инвалидов,
которые
без
специальной
подготовки
не
могут
расширить
границы
доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в
предстоящей взрослой жизни.
Инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому
вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно
помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им
уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская
модель
выступает
за
изоляцию
инвалидов
от
остального
общества,
способствует
дотационному подходу к экономике инвалидов.
Социальная
модель
предполагает,
что
трудности
создаются
обществом,
не
предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными
ограничениями. Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество,
приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя
создание
доступной
среды
(пандусов
и
специальных
подъемников
для
инвалидов
с
физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации
по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также
поддержание
мер,
способствующих
трудоустройству
в
обычные
организации,
обучение
общества
навыкам
общения
с
инвалидами. Cреди многочисленных проблем, с которыми
сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают
две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение
доступного образования. У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения
детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных школ
охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но реально ситуация такова, что
получить образование могут только дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной
сферы и нетяжелых интеллектуальных нарушений.
Огромная часть детей не может поступить в школу по следующим причинам. «Как
правило, школа специализируется на обучении детей с определенным нарушением: дефекты
зрения, слуха, двигательной сферы, нарушения речевого развития, умственного развития.
Растущее
количество
детей
со
множественными
нарушениями
остается
без
возможности
реализации своего права на образование. Для таких детей предусмотрена индивидуальная
форма обучения. Однако тогда с проблемой сталкивается педагог, так как нет специальных
программ
для
обучения
таких
детей.
Создание
же
программ
крайне
затруднено
из-за
огромного
количества
вариантов
проявления
дефекта.
Практически
программа
должна
создаваться под каждого ребенка индивидуально».
Другую,
не
менее
серьезную
проблему
составляет
обширная
категория
детей
с
тяжелыми формами нарушений как единичного, так и множественного характера. Они не
могут обучаться в существующих школах и по существующим программам. Но это не значит,
что они не должны обучаться. В настоящее время обучают только тех детей, которых педагоги
и медики не отнесли к «необучаемым».
Самую
серьезную
проблему
составляет
категория
детей
с
психическими
нарушениями. Если незначительная часть таких детей, имеющая сохранный интеллект и
приемлемое
поведение,
могут
обучаться
индивидуально
при
различных
типах
школ,
то
основная
масса
лишена
возможности
получить
образование
из-за
серьезной
задержки
умственного развития вторичного характера и сложностей поведения, крайне затрудняющих
пребывание ребенка в коллективе. Более того, в учебных заведениях нашей страны до сих пор
не готовят специалистов для работы с этой категорией детей, и лишь недавно стали вводиться
экспериментальные спецкурсы. А между тем количество детей с психическими нарушениями
растет.
Есть еще проблема, которая напрямую затрагивает общеобразовательные школы. Это
проблема
детей
с
пограничными
нарушениями.
Такие
дети
могут
обучаться
как
в
специализированных, так и в общеобразовательных школах, и родители по закону имеют
право настоять, чтобы их ребенок учился именно в районной общеобразовательной школе.
Поэтому перед педагогическим коллективом любой школы может встать вопрос об обучении
такого
ребенка.
И
хотя
в
программе
подготовки
педагогов
в
педагогических
ВУЗах
предусмотрено довольно много специальных предметов типа, дефектологии, коррекционной
педагогики, специальной психологии, педагог общеобразовательной школы ориентирован на
обучение здоровых детей, не имеющих ярко выраженных нарушений.
Таким
образом,
в
последние
годы
наметилась
тенденция
улучшения
социальной
поддержки
детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.
Этому
способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и
нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего
на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще
недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа
центров
реабилитации
детей
с
ограниченными
возможностями
и
других
социальных
учреждений.
Одной из задач общего среднего образования является развитие образовательных
учреждений
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
нуждающихся
в
психолого-педагогической
коррекции.
Тенденция
увеличения
в
нашей
стране
количества
детей-инвалидов,
недостаточность
существующих
форм
обучения
и
воспитания,
соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные
проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество позволяют сделать вывод о
несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями
развития. До сих пор в образовательной политике многозначительной является ориентация на
традиционное образование детей-инвалидов в специализированных учебных заведениях. Идея
совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и здоровых детей встречает возражения
со ссылками на отсутствие условий для их осуществления: материальных, организационных,
финансовых,
менталитета
населения
и
педагогических
работников.
Несмотря
на
интерес
педагогов,
психологов,
социологов
к
вопросам
интеграции
в
социальную
среду
лиц-
с
различными нарушениями развития, эта проблема остается недостаточно разработанной в
теоретическом и практическом плане.
Для
эффективной
реализации
инклюзивного
обучения
на
практике
необходимо
учитывать положения, определяющие его основную идею:
1.
Программы
раннего
вмешательства
осуществляются
уже
на
основе
принципа
инклюзии и готовят ребенка с инвалидностью (и родителей) к интегративному детскому саду;
2. Дети с инвалидностью ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад,
затем и в школу;
3. Практикуются образовательные методики для поддержки в процессе обучения
детей с различными способностями (в результате улучшается качество обучения не только
детей с нарушениями, но и всех детей в инклюзивном классе);
4.
Все
дети;
имеют
возможность
участвовать
во
всех
классных
и
внеклассных
мероприятиях, проводимых, в школе.
Таким образом, инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого
предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение
философии,
образования.
Причём,
изменения
при
инклюзии,
затрагивают
в
значительно,
большей
степени
массовые
школы,
нежели
специальные,
чего
так
сильно
опасаются
сотрудники самих специализированных учреждений образования. Инклюзия в образовании
включает в себя:
1. Признание для общества равной ценности всех учеников.
2. Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной'
жизни- и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся:
3. Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа
могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих
рядом со школой.
4.
Анализ,
изучение
и
преодоление
барьеров
на
пути
получения
знаний
и
полноценного участия в школьной жизни для- всех учащихся школы, а не только для тех, кто
имеет инвалидность или специальные образовательные потребности.
5. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в
целом, а не только какой-либо одной группы.
6. Признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в
обществе.
ВЫВОД
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод инициатива реабилитации ребёнка в
семье
должна
совпадать
с
инициативой
реабилитации
самой
семьи.
И
здесь
роль
общественных
объединений
инвалидов,
родителей
детей-инвалидов
неоценима.
Можно
сказать, что интеграция ребенка с ОВЗ со здоровыми сверстниками, успешно обеспечит
социализацию
ребенка
в
любых
условиях
независимо
от
того,
что
он
имеет
какие-то
физические и интеллектуальные отклонения.